Я в тренде) Но с большим опозданием
мальчикиУже был пост, что надо заниматься математикой летом, а не читать.
Уже был пост, что надо читать, чтобы читать.
А еще в теме про гаджеты меня презрительно обозвали гуманитарием:)
(Ссылки:
https://m.babyblog.ru/user/Udasha/3229695
https://m.babyblog.ru/community/post/shkola/3196521
)
Не понимаю!
Математика - всему голова?
Но, имхо, задачи типа "Коля выше Саши, но ниже Пети" можно с тем же правом отнести к упражнениям на развитие речи и понимание прочитанного.
Да и любую текстовую задачу. "Две ромашки, три гвоздички в вазе" всегда явно проще примеров. Посчитать треугольники? Когда я вынуждена говорить: "Помнишь?", я осознаю, что помнить приходится условность. В учебниках для сообразительных детей надо прибавить внешний треугольник, но никто не сказал, что авторы обычного учебника тоже так считают. Так что учимся гадать по контексту. Гуманитарщина сплошная, а не математика.
А всевозможные танграмы-пентамино и " разрежь шоколадки". Почему это математика, а не творчество, например? Некая теоретическая подоснова ребенку недоступна, он просто учится видеть. И игры на планшете очень удачны для этого, они упрощают и ускоряют процесс (правда, тренируется не та мелкая моторика...) Всю такую математику вполне можно заменить ребусами и кроссвордами, только, почему-то для младшего школьного возраста что-либо действительно интересное и непримитивное, но и несложное найти трудно.
Да, это все полезно. Но не потому, что математика. А потому что занятие чем-то, что редко встречается в обыденной жизни. Мне, как маме, удобно: выбор большой. Не хочет это - будет другое, от перемены мест слагаемых результат не меняется. Попробуйте найти такое разнообразие даже для русского языка. Поэтому математика. Из-за удобства. Я в этих пособиях по математике задания на любую тему найду. Даже по философии, этике и эстетике. В начальной школе расширение кругозора развивает. Чтение хороших книг по биологии, в которых показано, для чего природа придумала разные приспособления, развивает умение логически мыслить и замечать причино-следственные связи ничуть не хуже математики.
Но математика большинству детей понятнее. По математике больше логично выстроенных, а не описательных книг.К изучению истории, даже к простому любопытству, многие не готовы совсем. Поэтому в школе многие предметы появляются позже, и все равно в упрощенном виде. Даты выучит любой, рассказывать общую характеристику ситуации можно научить любого, если учить (что уже реже встречается), а понимать, иметь собственное мнение и выплыть при чтении источников не каждый сможет даже попытаться. Но когда большинство об этом понятия не имеет, то навык теряет ценность, атрофируется Все учили математику, но биология прошла мимо, химия с физикой тоже. А геологию и астрономию не учили даже по программе. О чем мы можем рассказать, когда ребенок спрашивает: "Какой это камень? Как называется эта травка?" А когда он спрашивает: "Почему именно она выросла? Как семечко оказалось здесь? Кто это растение опыляет? Что было с этим камнем раньше? Откуда его принесли волны?" И что мы ответим на вечный вопрос, почему не удается лупой поджечь щепку на ярком солнце?
Чтение всякой чепухи ради наращивания скорости чтения? Валя не читает, но задания прочитать и понять может. Короткие рассказы в учебнике читает быстро и понимает. Это без дополнительной тренировки. То есть уровень, необходимый для учебы в школе, у него достигнут благодаря школе (аналогично: умение решать примеры нормально развитый ребенок должен освоить в школе, для домашних занятий это скучно и неэффективно. Домашние занятия - для того, на что в школе нет ни времени, ни возможностей. То, что рассказали в школе, ребенок должен усвоить сам на уроке. В идеале, конечно). Давить не хочу, будет читать быстрее и увереннее - сам зачитает, без "комиксов". Уже просил что-нибудь, но я выжидаю. Запретный плод сладок. А уж если бы ему пришлось читать " Соколова-Микитова" из списков летнего чтения, то точно бы даже не просил, а была бы у нас мука мученическая, взаимные пытки и тоска в глазах...
Аргумент: "чтение для удовольствия, а знания дает гугл" с целью оправдать легкое чтиво - не убедителен. Формулу, наверное, можно найти. Но гугл не дает главного, ради чего читаем - эффекта присутствия.
Чтение науч-попа, в отличие от гугла, дает образец рассуждения, учит выстраивать текст логично и последовательно, видеть причины и следствия.
Под конец - отчет ленивой мамы.
Развлекательно-отдыхательно с младшим прорешали выборочно пару пособий Кац (причем он предпочитал красную толстую черно-белую книжку), перешли к "Для тех, кто любит математику" после 100 страниц его школьного пособия для летнего отдыха. Самостоятельное чтение и английский было в июне, в июле мало. Улиток собирал. Вырыли корни морской лилии и закопали обратно. Поплыл без нарукавников резво, чаще под водой и в очках - рыбок смотрит. Птичек-бабочек-ящериц фиксирует налету. Разобранной техники не счесть, попробовал паять.
Со старшим читаем Шарыгина (очень рекомендую! Кстати, где еще можно раздобыть задачи типа "Корова за день с'едает 3 охапки сена, а овца - одну. За сколько времени охапок сена не останется?" Нашла только в "Арифметических задачах"), немного решал из Спивака, добиваем Петерсон за 3 класс, прорешал полностью бесплатный курс на фоксфорде - без лекций, просто как задачи на сообразительность, поискали всю живность в энциклопедиях - не всех нашли, и щеглы непонятно что на море делают, не их природная зона, если верить умным биологам. После выяснения, что видели буревестника послушали горьковского пингвина, пришлось об'яснять, что это не про метеоусловия. Решал головоломки по географии с атласом (цель - понять, что в атласе можно найти все; их этому совсем не учат). Попытались порешать кроссворды.
По русскому прошел полностью курс на сайте Верные слова и начали бодро пособие с " олимпиадными" задачами - ничего лучше не нашла.
Играли в разные викторины (тело, космос, география, древние римляне и египтяне, животные), в Запретный остров, монополию с друзьями, все вместе: пытались сжелать фокусы по книжке, загадки из викторин, головоломки типа "Деловых жуков", уно и хоббит с кубиками (кстати, уно и кости - математика же, разве это не про комбинаторику?), Пес на крыше (геометрия?).
Чтение летом с удовольствием. Наш положительный опыт:
Хоббит
(Прерывался на очередную энциклопедию про динозавров);
Начал Гарри Поттера;
Сказки Чапека (перевод Заходера восхитителен, стоит читать вместе и обсуждать лингвистические трюки и фокусы. Осторожно, много ругательств!);
Денискины рассказы (читает мне вслух сам по собственной инициативе, я засыпаю. Послушали песни гражданской войны, чтобы понять, в чем соль рассказа. Очень интересно, как выбор песни прокомментирован/ "оправдан" в современном бернштейновском издании. Про пыльные тропинки тоже послушали еще раз.)
Немного было самостоятельного чтения вслух Чарушина, но Денискины рассказы победили. Причем Лучи мне подробно пересказал рассказ "Он живой и светится", который читали года два, а то и три назад. Чтобы не читать, да);
Приключения доисторического мальчика. Реальная машина времени. Уж сколько заучивали учебник, читали и энциклопедии, и науч-поп, и "ничего в ней нет" - а вот впервые там оказываешься и видишь чудо техники: выдолбленное бревно. Восхищаешься им, удивляешься ему.
Еженьку Валя отказывается дочитывать (страшно?), а Как папа был маленьким слушает с удовольствием. (Опять же, не для нежных мам - детей шлепают!)
Из науч-попа про всяких моллюсков-водорослей-актинии из серии "Узнай мир". Посмотрели водоросли в энциклопедии, брезгливость уменьшилась - собрали на скалах.
Много? Очень мало и по сравнению с предыдущими годами совсем недолго. Так как дети установили свое законное время: Скуби-ду, как раз во время занятий. И просмотр всякой фигни до моего белого каления. Футбол, баскет, волейбол, акробатику, велосипеды и плавание никто не отменял.