Удача
6 лет
Почему чтение?
Хочу_все_знатьЭто я начала пост писать про сложности воспитания детей.
Я напишу чуть позже и про историю "Живем в вечном шантаже" с Кириллом и про "Как начать получать удовольствие от того, что воспитал" про Катю.
Пока пост - размышление про пользу..нет, вовсе не чтения...математики.
________________________
Начну с себя. Я универсал. Это не редкость в советской школе на самом деле. У нас из 25 человек десяток , а то и полтора десятка, точно таких же был. Это дети, которые учатся одинаково хорошо и по естественным предметам, и по техническим, и сочинения на пять пишут. Не буду углубляться в прелести советской системы образования, я о другом.
Так вот я была такая отличница ( ну ладно, почти отличница, т.к. при чтении более 40 часов в неделю, писала я с явно излишним количеством ошибок. Так что по русскому была заслуженная 4). Такая хорошая ученица как и остальные хорошие ученики. Я ОЧЕНЬ много читала. Читала от скуки, от ожидания "что там дальше", от скандалов дома, после обеда в летние каникулы, на пляже, в походе, потому что задали. Короче читала все, что могла достать. Это не нынешнее время "Лабиринта", это соседские библиотеки и библиотеки за 5-6 кварталов от дома с очередями за хорошей книгой.
Более того я состояла в литературном кружке, где книги обсуждались, писала на взгляд некоторых неплохие стихи и регулярно побеждала на конкурсах чтецов.
Однако, я оставалась в этом десятке одинаково хороших учеников.
Пока совершенно случайно не попала на малый мехмат МГУ. Это дополнительные занятия математикой вне школьной программы. Это по большому счету для школы и не нужно вовсе, это просто развивает иное мышление и способствует развитию способности решать нестандартные задачи.
Через буквально 4 месяца разница с одноклассниками стали расти. Математика, потом физика, потом даже биология, потому что данные о рептилиях я теперь записывала в некий алгоритм и могла выучить практически дословно, при том с причинно-следственными связями. Так же и история...и даже сочинения стали писаться по более продуманному плану.
На малом мехмате я смогла заниматься аж два года, потом занималась математикой при экономическом факультете.
В 9 классе я ТОЛЬКО ездила на математику и экономику в МГУ, в школу ходить не получалось. В 10 классе, куда меня взяли по старой памяти хорошей ученицы, мне понадобилось лишь пара месяцев, чтобы догнать, а затем и перегнать одноклассников.
Я 12 лет проработала бизнес-аналитиком в разных форматах, имея торговое образование. И даже смогла с легкостью потянуть Катину 179 школу...ну не с легкостью, но вполне так себе прилично. Правда с первоначальной и несколько последующей помощью моей дорогой подруги Маши, а она кто? Она математик!
И вообще как только жизни сталкивает меня с людьми , занимающимися математикой, я получаю массу удовольствия от общения с ними. Не в части математики, нет. Даже за бутылочкой вина в рассуждениях "зажизнь".
_____________________
Катя. Занятия математикой после музыки. Всего пара месяцев. ДВА месяца занятий математикой вне школьной программы позволили ей повысить уровень обучаемости в десятки раз. И я не шучу. Она сама говорила, что "чувствую как растет мозг".
Но)) Это было в 8 классе, а до этого в летние каникулы, начиная с первого класса, я занималась с ней исключительно ..да-да математикой. Ну, еще музыка, конечно.
Читать для нее было сущим наказанием, писать она вообще отказывалась. Ну, пару раз в неделю шантажом брался английский, а вот математика каждый день.
До канала 30 минут идти, мы шли и решали задачки, учили таблицу умножения, решали устно примеры и дроби, решали логические задачки. Туда 30 минут и обратно 30 минут...каждый день, все лето.
Катя очень хорошо училась в школе.
Она говорит, что до сих пор помнит, как мы ходили и решали, и помнит мучения с книгами.
Кстати в глубоком ее детстве мы с ней играли в спички, собирали квадраты Никитиных, а не терзали звучание слова "йожык".
да, и вы в курсе, что БЕЗ чтения у нее 23 из 24 баллов за сочинение ЕГЭ (и само ЕГЭ по русскому у СОВСЕМ нечитающего ребенка 91). Итоговое зимнее сочинение 9 из 10.
Потому что там тоже алгоритм, а не способность к сочинительству.
______________________
Так вот . Я хочу понять, зачем заставлять детей летом читать, писать читательский дневник, если математика даст очевидно больше?
Если ребенок читающий, то он и так будет дружить с книгой, а если не хочет читать, то чтобы вы не делали, так и не зачитает ( я испробовала сотню способов на Кате...неа).
Так зачем страдать на 2-3-5 страницами в день или обязательной 20 минуткой чтения вечером, если можно в это время разделить прямоугольник на 6 квадратов? Логика, моторика, абстрактное мышление, а если их потом закрасить красиво, то и развитие художественных способностей. А потом провести диагональ и посчитать, сколько получилось треугольников. Графические диктанты, математические игры, планы местности в масштабе и т.д. и т.п.
Достала я "Цветик-семицветик". Кирилл посмотрел картинки и, вздыхая пошел читать, прочитал страницу, пришел гундосить и еще ныть, и еще вздыхать.
Я нарисовала цветок, сделала лепестки , сначала мы нашли их на участке по плану, потом решили примеры на обратной стороне, потом задание "разукрасить", потом мы привязвали разные грузы и спускали с балкона второго этажа, пытаясь определить сколько метров от мангала они упали. Потом мы измеряли растояние, переводя метры в сантиметры. Потом все устали, посмотрели советский мультик "Цветик-семицветик", поцеловались и пошли довольные спать. Утром Кирилл написал страницу читательского дневника, сделав 2!!!!! ошибки ( это первоклашка, напоминаю, написав страницу).
все счастливы.
______________
Я прочитала кучу статей о пользе чтения, не убедило ничего.
Ошибки не будут делать и писать лучше? так я в ген грамотности больше верю, чем в это)).
Больше кругозор будет?
Ой, да ладно. От цветика-семицветика или русалочки? По мне так изученная нами сила притяжения ближе к реалиям, чем ноги, полученные за голос, потому что любовь была неземная. 7 летка прямо так и заценил способность русалочки ТАК любить.
Искать, что ребенку понравится? Затратно материально и опять вопрос сомнительности. Чем так повысит кругозор комикс про человека-паука?
Ходить в библиотеку и подбирать? Можно, но у меня библиотека неудобно от дома расположена. Да и затратно по времени, мне проще заказать и купить, а потом сложить стопочкой, почитывая детям разве, что на ночь.
________________
Не, я ЗА чтение, но каким-то другим путем. не "ты должен прочитать сегодня 3 страницы" или " читаешь час сегодня", а когда в удовольствие. И не делать на чтение уж очень большую ставку в способности обучаться в школе.
Почему же учителя так упорно задают читать, а не решать?
Прямо мучает меня вопрос.
Все))
Ошибки проверять лень, а они точно есть, ведь я, видимо, что-то не то читала.
Лиля
Я вот даже список не перечитала, чего читать надо)))) Распечатанный лежит на полке) Нам так вообще некогда читать, ребенок 5 дней в неделю в лагере с утра и до вечера, приходит уставший, даже мысли нет его чем то грузить. В выходные-дружно отдыхаем от работы и лагеря, а в отпуске-только заслуженный отдых)
06.08.2018
Ответить
Ольга
Оль, причитала. Интересно мыслишь, это надо еще додуматься до того, что им полезнее, а что нет. У меня Андрюша впринципе не любит математику, а вот читает сам и заставлять не надо, он с книгами дружит. Значит нам надо на математику налегать побольше.
03.08.2018
Ответить
Удача
Я считаю так. Точнее опыт показывает, что "математики" могут быть отличниками, т.е. и литературу и язык, и историю пусть не любить, но на пять знать. А вот "лириков" я таких не встречала. У них сразу плывет и математика, и физика, и химия.
04.08.2018
Ответить
Nikki
мы с сыном на этот малый мехмат катались два часа в одну сторону. И ещё кататься будем :)
а чтение - навык есть и хватит :) если чтение не доставляет удовольствия, то заставлять смысла нет.
31.07.2018
Ответить
Удача
Моя ездила в ЛМШ Альтернатива. Оооочень рекомендую! В дневнике много постов, по моему открытых. Там и занятия и такие игры!! Там только старшеклассники...с седьмого что ли класса, не помню точно, или с восьмого. Но стоит того!!
Лекции да, точно, моя в 179 на малый ходила к Романову, там нет лекций. Так пришлось мне самой вспоминать , разбираться, читать лекции. Ну а потом она сама уже. Там только защита каждого задания с листа была. Если что, обращайтесь. Я сохранила все решения с треугольных чисел, комбинаторики и итераций до множеств множеств и подмножеств)
31.07.2018
Ответить
Nikki
Ну мой только второй закончил )) самое веселье да, класса с седьмого идёт, и вариантов много. Но пока так - ему хватает. Лекций вроде достаточно, чтобы что-то понять.
31.07.2018
Ответить
Марусина мама
Нам учительница в конце года сказала так - что у ребенка должен быть НАВЫК чтения..поэтому надо читать каждый день желательно, на самом деле неважно что, главное читать...список это рекомендация. Из ее опыта - многие дети за лето теряют в технике чтения в разы! и второй класс начинают чуть ли не с чтения по слогам и буквам опять..а чем дальше, тем больше нужно читать школьнику - все проверочные работы школьник должен сам читать задания...поэтому если ребенок читает ХОРОШО и без глобального напряга, запоминает прочитанное, то и не надо мучить его...
мы вот счас с Марусей в деревне были вместе с ее троюродным братом, который уже три класса закончил...Он читает хуже Маруси, и я считаю, что вот его как раз надо было бы заставлять читать, если бы родители хотели какой-то результат...но так как родители сами с 9ю классами образования, то никто не заморачивается, что ребенок в 10 лет почти читает 50 слов в минуту и не может пересказать прочитанное.
Несмотря на то, что Маруся у меня например явный гуманитарий, летом она вообще не хочет ничего читать, а вот всякие задачки логические и примеры с удовольствием - там есть эффект "я смогла", а в чтении по сути нет его, если ребенок читает быстро...а "что там дальше" неинтересно вообще..."волшебника изумрудного города" я читала чуть ли не год, вообще не интересно было, что там дальше...даже кино "гарри поттер" и "хроники нарнии" смотрели в несколько приемов:)
поэтому я люблю театр, там внимание у нее хорошо концентрируется
30.07.2018
Ответить
Светланушка
Интересно, спасибо что поделилась размышлениями.
По поводу чтения, можно попробовать читать то, что интересует человека.
29.07.2018
Ответить
Удача
Ох, я пробовала все) в итоге список книг , которые Катя прочитала можно по пальцам рук сосчитать. О том и речь, что без чтения вполне можно отлично учиться, а без математики быть троечником, мне кажется
29.07.2018
Ответить
ЕС
Вечный спор.
Почему чтение задают?
- его легко контролировать
- родителям не надо вникать. Посадил, пять страниц прочитал, ремня получил.
Функция "хорошей матери" выполнена.
Я занимаюсь с ребенком.
////
Меня не заставить заниматься с ребенком математикой.
Мне от нее дурно.
Очень.
А вот книжку с загадками, просто книжку, я почитаю с радостью.
///
Теперь про пользу.
Есть у меня ба, 89 лет.
В абсолютном уме и здравой памяти.
На вопрос как, отвечает:
- Читать. Читать постоянно.
Для меня книга источник впечатлений, переживаний, досуга.
Математика мне досуг и впечатления не дарила никогда, только переживания.
У меня круг общения - читающий.
Не попадают ко мне в друзья те, кто не читают.
Я тут плыла в море с подругой и мы с ней обсуждали Куприна и Саган.
Потом ржали друг над другом))))
ДВе такие крали в море плывут, книги обсуждают
29.07.2018
Ответить
Удача
Мои знакомые старожилы говорят, что работать надо, чтобы не дуреть. И мозг напрягать, хоть кроссвордами, хоть книгами, хоть выведением алгоритма. Не в книге секрет. Моя пра умерла в 90 в полном уме, а она не умела читать. Рядом сосед. Академик медицины. 82 года. Еще работает, но 100% не в себе. Футболку в семейники заправил, одел туфли, взял телегу и катал тут кругами.
29.07.2018
Ответить
Tanja
Вспомнила. Был у меня шеф.
Он очень гордился тем, что быстро в уме считает и быстрее всех в школе считал.
Денег заработал уйму.
Жена, дети, любовница, в общем - жизнь удалась.
Дуб дубом.
Прямо как из анекдотов.
Но большинство этого не видели, его мидасовские способности им глаза застилали. Тоже было любопытно посмотреть.
В общем, не математикой единой....
И главное, имхо, не одной.
29.07.2018
Ответить
Tanja
Пример удачный
(Все стремятся в математику не в надежде получить нобелевку, а в уверенности заработать кусок хлеба с маслом, предполагая, что филологу его раздобыть труднее. Вот у этого человека хлеб был с икрой, черной, и заслуга умения считать в уме - несомненна)
, человек удачен в рамках своего представления о жизни, окружает себя людьми, которые его представление разделяют.
Но ограниченный. Математикой.
Поэтому скучный и живет скучно
И литература, и все остальное бесполезное в первую очередь украшают жизнь. Наполняют ее. Делают ее насыщенней.
Понятно, что можно наполнить и чем-то другим. Но чем-то - надо.
29.07.2018
Ответить
Ундина
))) Вечный спор между физиками и лириками.
Мне вспомнился один эфир радиошоу в 90-х, где обсуждалось, нужно ли изучать в школе технические предметы и до какой степени. И большая часть респондентов ответило, что не чего пичкать детей математикой и физикой (химию с биологией тоже отправили в топку), а лучше больше уделить внимание литературе, русскому, истории. Это были 90-е - эпоха гуманитариев. Все хотели быть юристами, журналистами, мененджерами, психологами. В 00-х к ним добавились дизайнеры. Им не нужна была математика.
Сейчас маятник качнулся в другую сторону. Мир захватывают айтишники и иже с ними. Все хотят развивать математические способности, логику.
Раньше было чтение с пеленок, сейчас ментальная математика. Многие родители на модной волне и поставят тебе +100500. Но большинство при этом будут упорно заставлять читать детей... Просто по старой памяти, по привычке, потому, что в школе задают летом читать.
А почему в школе задают чтение на лето? А потому, что от класса к классу объем произведения увеличивается (пока не достигнит своего апогея в "Войне и мире"). Такой объем обычному школьнику не возможно осилить в течение учебного года.
А математика в СОШ не требует серьезных наработок. Она логична и поступательна: вот ребенок научился складывать 2+2, вот он выучил десятки и сотни, вот она таблица умножения, вот они уравнения...
В обычной школе не решают задач на нестандартное мышление, т.ж как и не учат писать романы или глубокий критический анализ произведений.
Ты просто читающий технарь. Такое тоже встречается.
У твоих детей математическое мышление. Вспомни, как Катя равнивала математику с музыкой, говорила "посмотри, мама, как это красиво".
Тебе никогда не понять гуманитариев, которые тщетно пытались освоить хотя бы азы математики, не навидят её всеми фибрами души. Которые искрене считают, что посчитать можно и на калькуляторе, а вот грамотная речь и безупречная орфография - это признак действительно интеллегентного, высокообразованного человека.
29.07.2018
Ответить
Tanja
Я не помню сложностей с чтением на лето в своем детстве, до Войны и мира.
Да, был какой-то дневник чтения с необходимостью написать пару строк. Но это была формальность.
Читала я точно не ориентируясь на список. Сейчас же выкладывают огромные, свободно не почитаешь.
Гуманитарий - это не тот, кто не способен освоить азы математики.
29.07.2018
Ответить
Удача
Я училась на факультете менеджмента в институте советской торговли (ныне факультет Плешки). Мы сдавали диктант, а не сочинение и достаточно сложную математику. Также факультет даже с нятягом к гуманитарным не отнесешь. Математика все 5 лет, логистика с матрицами, экономика с расчетами прибылей, налогов, убытков, управление персоналом с зарплатным вычитами, биржевое дело с котировками и играми на повышение и понижение. Еще информатика все пять лет. Это я аж поперхнулась, когда увидела, что ты менеджмент к гуманитарным специальностям отнесла)).
В подготовке на экономические и управленческие специальности математика играет большую роль.
Я не спорю кто круче, технари или лирики. Я говорю о том, что не могу понять причину такой ставки на чтение. Почему читать родители заставляют с упорством похвальным, если толку все равно нет, а про математику и не вспоминают
29.07.2018
Ответить
Ундина
Давай я тебя по спинки постучу))) С менеджерами - косяк, каюсь. (Добавила на автомате, как популярную на тот момент специальность).
Оль, я всегда говорила, что ты максималистка.
Большинству родителей и в голову не придет заниматься с детьми так, как это делаешь ты. Максимум отвести в центр раннего развития на новомодную методику, а в старшей школе нанять репетитора.
Ты предумываешь математические игры, географическое лото и бог весть что ещё.
Не важно сколько (читаешь, рисуешь, считаешь), важно что и как.
Можно тупо рисовать кружечки на изо, а можно совершить настоящее путешествие в мир искусства.
Можно тупо зазубривать формулы, а можно устроить "сумашедшую лабораторию".
Вместо скучной математики - шпионский квест. Вместо нудного чтения - домашний миниспектакль.
Твоим детям нравится действие, тебе тоже.
Вы сейчас на природе живете. Прочитали Робинзона - и в путь. Построили шалаш, развели огонь при помощи палочек, построили плот. "Р.В.С." - тайник на чердаке.
Я бы не стала говорить, что математика полезнее чтения, или чтение лучше математике. Это разные области.
У них разные цели и задачи.
29.07.2018
Ответить
Удача
Вот, есть задачи и их решения, но почему учителя только читать задают то?
Квестик два раза в неделю организую.
29.07.2018
Ответить
Ундина
Ну ты, мать, затейница👏👏👏
Читать на лето задают чтобы не тратить время на чтение произведения во время учебного года. На урок приходишь уже зная текст произведения, в школе лишь зачитывают небольшие отрывки и общий анализ.
С другими предметами это невозможно: нельзя требовать от ребенка учить теорему Пифагора, таблицу Менделеева или законы Ньютона наперед (до того момента пока он не прошел их в школе).
Можно лишь рекомендовать подтянуть материал, который уже прошли.
Да и список книг в каникулярное время носит лишь рекомендательный характер.
29.07.2018
Ответить
Анна
Мой читает сейчас волшебника изумрудногг города, но он у бабушки, и там от скуки можно и почитать, говорит нравится книга, интересная. Но читает в слух, это надо ему ... с его то лекцией и тп. Но на этом все. Потом каникулы, буду что-то с математикой думать. Вот про логику да. Я ему там оставила тетрадь с логическими заданиями. Но лучше вместе, как ты:)
29.07.2018
Ответить
Елена&Ко
Ненавижу математику, физику, логические задачи, уфх как терпеть не могу!
Старшая именно математику сейчас грызёт, читать? не не слышали. Не заставляю.
Младшая и читает и решает и пишет. В силу особенностей.
28.07.2018
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.