..которая должна быть у каждой мамы в дневнике.
Нашла на просторах ББ.
Надеюсь, что никому из нас никогда не пригодится, но знать нужно!
Ребенок подавился.
Освободите полость рта от рвотных масс и остатков пищи пальцем или платком. Положите ребенка на свою руку лицом вниз, поддерживая подбородок и спину. Произведите ладонью до пяти резких хлопков по его спине. Проверьте наличие посторонних предметов в ротовой полости ребенка и удалите их.
Если первый вариант не приносит результатов, положите ребенка на свои руки или колени лицом вниз. Сделайте до пяти резких толчков кончиками своих пальцев ему в грудь на ширину пальца ниже линии его сосков. НЕ НАЖИМАЙТЕ ЕМУ НА ЖИВОТ!
Если инородный предмет не выходит, повторите операции 1 и 2 три раза, вызовите скорую помощь по телефону 03. Повторяйте процедуры 1 и 2 до прибытия бригады скорой помощи.
Ребенок проглотил яд.
Попытайтесь выяснить, что именно проглотил ребенок. Не вызывайте у него рвоту. Если отравляющей жидкостью были щелочи или кислоты, нельзя давать ребенку пить. Не используйте растворы кислоты или щелочи для нейтрализации выпитого вещества. При отравлении лекарствами, если ребенок в сознании, дайте ему большое количество чистой воды. Не вводите никаких нейтрализующих. Если ребенок без сознания, необходимо повернуть его голову набок во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути.
Во всех случаях отравления необходимо срочно вызвать скорую помощь!
Направляясь в больницу, возьмите с собой образцы ядовитой субстанции и рвотной массы ребенка
Ребенок ошпарился или получил ожог.
Подержите место ожога под струей холодной воды, пока не пройдет боль. Не пытайтесь снять прилипшую к ране одежду.
Накройте обожженный участок кожи стерильной повязкой. Не покалывайте волдыри.
Если ожог глубокий или обширный, срочно вызывайте скорую помощь. Не давайте ребенку ничего есть и пить. Если ожег неглубокий и необширный, обратитесь в местное травматологическое отделение за консультацией. Пострадавшему можно дать обезболивающее лекарство, соблюдая возрастную дозировку.
При ожогах глаз необходимо промыть глаза большим количеством холодной воды.
При ожогах пищевода кислотой или щелочью не следует вызывать рвоту или давать пострадавшему обильное питье, так как это лишь ухудшит его состояние.
Ребенок получил обморожение.
Ни в коем случае не пытайтесь согреть обмороженную конечность или участок тела!!! Необходимо наложить термостойкую повязку ( например, из целофана и ваты), которая не допустит изменения температуры на обмороженном участке. Отогревание тканей должно происходить естественным путем, то есть изнутри. В противном случае возможно омертвение тканей. Это происходит из-за того, что обмороженные клетки на верхнем слое отрезаны от питания кровью обмороженными клетками более глубокого слоя. Если первыми "просыпаются" верхние клетки, то они не получают питания и умирают. Поэтому, чем меньше тепла получит верхний слой обмороженной поверхности, тем лучше.
Обязательно вызовите скорую помощь.
Пострадавшего можно отогревать изнутри, давая ему чай и другие теплые напитки
Ребенок ударился головой.
Если ребенок потерял сознание, вызовите скорую помощь. Если он упал, ударился головой и получил ушиб, приложите к месту ушиба свернутую чистую ткань и пакетик со льдом. Если ребенок выгладит растерянным и проявляет заторможенную реакцию, его мучает тошнота и сильная головная боль, вызовите скорую медицинскую помощь. Необходимо следить за проходимостью дыхательных путей.
Ребенок получил удар током.
Отключите электрическое питание. Если это невозможно, встаньте на толстый телефонный справочник или на толстую кипу газет и освободите ребенка, либо уберите электрический прибор с помощью сухой деревянной швабры или деревянного стула. Вызовите скорую помощь. Пи отсутствии признаков жизни, делайте одновременно закрытый массаж сердца и искусственное дыхание.
Ребенок получил перелом или растяжение.
Посадите или уложите ребенка, и зафиксируйте поврежденное место при помощи мягких свертков из свитера или простыни, чтобы ему было удобно.
Если появилась опухоль, наложите холодный компресс, например, смоченную в ледяной воде повязку. При открытой травме используйте стерильную повязку. Если возможно, приподнимите поврежденную конечность. Вызовите скорую помощь или отвезите ребенка в травмпункт.
Ребенок порезался или истекает кровью.
При артериальном кровотечении (пульсирующая струя алой крови) постарайтесь остановить кровотечение наложением жгута - резиновой трубкой или туго скрученным куском ткани выше раны. При венозном кровотечении (медленно вытекающая темная кровь) наложите тугую сдавливающую повязку на саму рану. В зависимости от состояния ребенка вызовите скорую помощь.
При капилярном кровотечении, зажмите рану, и если возможно, поднимите поврежденную конечность. Наложите на кровоточащее место стерильную давящую повязку, по возможности с гемастатической губкой. Если повязка пропиталась кровью, менять ее не рекомендуется. Положите поверх повязки пакет со льдом.
Если из раны торчит стекло или любой другой предмет, зажмите место вокруг раны, а не ее саму.
При кровотечении из носа усадите ребенка, на переносицу положите пакет со льдом. В носовые ходы можно вставить тампоны, смоченные в 2% растворе перекиси водорода.
Ребенок находится в шоковом состоянии.
Шоковое состояние у ребенка может быть следствием кровотечения, ожогов, или обычного страха. Вы увидите, что ребенок побледнел, кожа его стала холодной и влажной, а в некоторых случаях одновременно появляется озноб и проступает холодный пот. Все это может сопровождаться учащенным дыханием и головокружением, а иногда и рвотой. После несчастных случаев дети часто впадают в шоковое состояние, поэтому при любых несчастных случая должны быть срочно приняты противошоковые меры, даже тогда, когда у ребенка нет никаких признаков потрясения.
Положите ребенка на бок и убедитесь, что он дышит.
Расстегните одежду в области шеи груди и пояса. Укутайте ребенка, но не перегревайте его.
Ребенок должен оставаться в покое, а Вы должны находиться рядом с ним и успокаивать его до приезда скорой помощи.
Ребенок испытывает приступ крупа.
Круп развивается при гриппозных, аденовирусных инфекциях. При этом возникает воспалительный процесс: отек слизистой оболочки верхних дыхательных путей, спазм мышц гортани. Проявляется это в виде сухого, ляющего кашля. В тяжелых случаях дыхание шумное, свистящее, напоминающее хрюканье. Ребенок возбужден, беспокоен. Круп очень пугает родителей и ребенка, однако надо оставаться спокойными и постараться утешить ребенка. Примите следующие меры:
При повышенной температуре тела необходимо дать жаропонижающие (сироп парацетамола)
При тяжелей степени крупа очень важны отвлекающие методы. Сделайте ребенку паровую ванну: посадите ребенка в небольшом помещении рядом со струей горячей воды или хотя бы с мокрым полотенцем, положенным на горячую батарею.
Если состояние ухудшается, ребенок дышит и глотает с большим усилием, отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую.
Ребенок тонет.
Если есть возможность, вытащите его из воды. В противном случае оказывайте помощь прямо в воде.
Освободите рот от воды. Если ребенок не дышит, начните делать искусственное дыхание рот в рот. Не пытайтесь удалить воду из легких или желудка.
Если вы несете ребенка, опустите его голову вниз, чтобы уменьшить риск попадания воды в легкие.
Положите его на одежду или одеяло, очистите дыхательные пути, проверьте дыхание и пульс.
Как только ребенок начнет дышать, снимите с него мокрую одежду и укройте его чем-нибудь сухим и теплым. В любом случае, отвезите его в больницу, даже если он хорошо выглядит и ни на что не жалуется.
Ребенок повредил глаза.
Глаза - самые чувствительные органы человека. Их очень легко повредить, и если это произошло, необходимо срочно оказать помощь пострадавшему.
влажным куском ваты удалите инородное тело из глаза ребенка. Если по каким-то причинам вы не можете этого сделать или после удаления боль не утихает, прикройте глаз мягкой чистой салфеткой и везите ребенка в больницу или вызывайте скорую помощь.
Если у ребенка ушиб глаза, наложите стерильную повязку и немедленно везите в больницу.
При попадании в глаз химических веществ, промойте его большим количеством холодной чистой воды в течении 15 минут. Накройте чистой марлевой повязкой и везите ребенка в больницу.
Ребенок подвергся укусам или ужаливаниям.
Укусы комаров, москитов, мошек, ос или пчел не только болезненны, но и вызывают затвердение, покраснение, отек и сильный зуд в месте укуса. У некоторых людей, к счастью немногих, укусы пчел вызывают тяжелую аллергическую реакцию. Если вы видите, что ребенок после такого укуса начинает тяжело дышать, вы должны немедленно вызвать скорую помощь.
В обычных случаях делайте следующее:
Удалите пинцетом оставшееся в коже жало, стараясь не повредить на нем мешочек с ядом, иначе яд поникнет в кожу.
на место укуса наложите холодный компресс - это снимет боль.
Далее можно воспользоваться мазью "Псилобальзам" или другими подобными препаратами в целях снятия покраснения и зуда.
От комариных укусов помогает обычная зеленка.
На одном из форумов, живущих на просторах нашего обширного интернета, я недавно опубликовала статью в дневнике о том, как мы чуть не потеряли нашего ребенка, комментарии, оставленные на эту статью, заставили меня задуматься о том, что не все мамы (и это естественно) знают, как действовать в таких ситуациях. Приведу её ниже для того, чтобы вы понимали, что это может произойти, но справиться с этим каждому под силу. После статьи опишу и другие способы медицинской помощи. Итак, вот та самая статья:
«Сделали мы во вторник последнюю АКДС + полиомиелит. Еще перед тем как колоть лекарство, мед. сестра предупредила, мол, последняя АКДС очень сложная, поэтому по приходу домой, не дожидаясь ничего, сразу поставьте свечку жаропонижающего и постоянно следите за температурой. Так и сделала.
Вечером ,перед сном, поставила ей еще одну свечку. Следующую поставила в 1 ночи. Ушла спать и провалилась, не услышала будильника ,так как ставила его на промежуток в 1 час, чтобы контролировать ребенка. В 4 часа 40минут меня как будто что-то подкинуло с постели, и я пошла в комнату проведать дочку. Включила свет, подошла к кроватке, потрогала лоб, поняла что она горяченькая, а ножки при этом ледяные, только начала поворачиваться, чтобы градусник взять, как на моих глазах у дочки начались судороги. Девочки, это очень страшно, и, главное, в этой ситуации не паниковать. Я взяла её на руки,схватила свечку Нурофена, поставила. Дочку трясет, а тело при этом каменное, я её ставлю на руках вертикально ,у неё начинаются остановки дыхания и что-то похожее на рвотные рефлексы, только с пеной изо рта, переворачиваю её к себе спиной, наклоняю, чтобы она не захлебнулась, параллельно пытаюсь её разбудить(так как она спит, а я знаю ,что спать ребенку в таком состоянии давать ни в коем случае нельзя). Кричу мужу, чтобы он просыпался и срочно ставил кипятиться чайник. Пока чайник кипятиться, прошу его растолочь пол таблетки но-шпы и накапать 3 капли корвалола.
Температура у дочки оказывается не такой уж и высокой, всего38,2. Сажусь на диван, кладу её к себе на колени и спокойным голосом начинаю с ней разговаривать, чтобы она не «проваливалась», а держалась в сознании. При этом судороги продолжаются, её тело приобретает настоящий серый цвет, а губы становятся почти черные, цвета мокрого асфальта. В этот момент уже вскипел чайник, заворачиваем его в одеяло, кладем к ногам дочки, и укутываем ноги одеялом, сама она при этом раздета, на голову кладем холодное полотенце.Продолжаю с ней разговаривать, у самой комок в горле стоит, но понимаю, что трясти ребенка заканчивает.
Звоню в неотложку, объясняю ситуацию, мол, так и так, у ребенка возможно реакция на прививку, судороги на фоне высокой температуры. На другом конце провода меня спрашивают: «Какие меры Вы предприняли?» Рассказываю,получаю ответ: «Мамочка, Вы всё сделали правильно, поэтому сейчас просто наблюдайте за ребенком, если судороги возобновятся, дайте еще 2 капли корвалола, ну а если температура полезет выше или не будете справляться, тогда позвоните еще раз, мы к Вам приедем», трубка вешается! Какое «позвоните еще раз, если не будете справляться»? Я ждала, что приедет врач, моему ребенку сделают противосудорожное!!!! ХОТЯ БЫ!!!!!!
Час мы держали её в сознании, каждые 5 минут меряя температуру и обновляя полотенце на голове. Мои волосы за ночь поседели на 30%.Через час ситуация стабилизировалась, мы дотянули до утра и вызвали уже врача из поликлиники, которая была просто в ужасе от реакции неотложки.
На следующую ночь (то бишь сегодня) ситуация была прямо-пропорциональная предыдущей ночи. В 9 вечера у ребенка температура 38,6. Дала ей Нурофен в микстуре (нам он не помог никак), в 23.00 температура такая же, дала 1/4анальгина. В 00.00 у ребенка температура 37,2, в 00.12 температура 36,6, еще через 10 минут 36,0, а еще через 10 температура падает до 35,3. Снова горячий чайник к ногам, вроде бы начинает подниматься, поднялась до 35,5, заснули с дочкой рядом на диване. Просыпаюсь через час, дочка вся ледяная (это при условии, что она одета, лежит со мной рядом под двумя одеялами), а дыхание такое медленное ,что его почти не слышно. Меряю температуру, до начала шкалы ртуть не доходит (шкала у нас на градуснике начинается с 35 градусов).Оказалось ,что из такого состояния ребенка вытащить еще сложнее, так как разбудить очень сложно, долго пыталась добудиться (она была просто как тряпочка, висела,как её не возьми), добудилась, напоила горячим крепким и сладким-сладким чаем,подняла температуру до 35,4…. ну в общем вот так вот выкарабкались мы. На следующей неделе идем к невропатологу в диагностический центр по поводу судорог…
Вместо заключения:
У моей подруги свекровь не верит, что её дочка температурит каждый раз после прививки, моя мама мне верит, но постоянно говорит, что она вырастила 3-ех детей и ни у кого никаких реакций не было.
Сегодня мне позвонила моя свекровь (она медик) и тоже сказала ,что мало того, что у Андрея (моего мужа) не было таких реакций на прививки, еще и в поликлиниках по каждому такому случаю (речь идет о здоровых детях, у которых всё же возникали реакции) было разбирательство и проверка, так как подобные реакции могли быть вызваны неправильным хранением вакцины, либо неправильным её введением, а так же плохо очищенными вакцинами.
Отсюда я делаю следующие выводы: раньше, при советском строе, все производства находились в руках государства, контроль был жесткий и основательный. После, когда все предприятия были распроданы и оформлены на частных лиц, в дело вступила коммерция. И теперь главное - не способы хранения вакцины, а откат, полученный на волосатою лапу.
Сплошь и рядом мамочек предупреждают о том, что после прививки они должны следить за температурой у ребенка, так как якобы поднимается «иммунная температура», как они её называют. А от людей старшего поколения я уже не первый раз слышу, что раньше даже такого понятия «иммунная температура» не было, как и самой температуры у детей после прививок.»
Дома всегда должны быть жаропонижающие (детские свечи,микстуры, но только на свечи и микстуры не стоит возлагать большие надежды,поэтому должны быть обязательно анальгин и аспирин), но-шпа, корвалол и антигистаминное (если, вдруг, аллергический отек начнется).
Малышам (до 3 лет)дается в следующей дозировке:
Жаропонижающие:
1/4 анальгина
1/4 аспирина+1/8 анальгина (аспирин хорошо помогает взрослым, но малышам с большой-большой осторожностью, так как он может вызвать скрытые кровотечения, ни в коем случае не давать при кишечных инфекциях, лучше все таки использовать анальгин)
Но-шпа:
При судорогах 1/2 таблетки
При холодных конечностях на фоне высокой температуры - 1/2таблетки
Антигистаминное - согласно инструкции.
Высокая температура:
Просто высокая температура 38,2 - даем жаропонижающее
Температура 38,6 и выше - раздеваем ребенка, даем жаропонижающее и 2-3 капли корвалола на столовую ложку воды (чтобы сердце легче перенесло жар,а так же перепад температуры на понижение), можно обтереть ребенка водичкой (не надо делать воду смешанную с водкой, простой воды достаточно), на запястья и голени можно положить марлечки, смоченные в уксусно-водном растворе.
Высокая температура, но при этом холодные руки и ноги- обязательно с жаропонижающим и корвалолом даем еще и но-шпу. Стараемся согреть любыми доступными способами конечности (грелки у нас не было, первое что пришло в голову - это горячий чайник), на голову кладем холодное мокрое полотенце, меняем каждые 5 минут, так как оно быстро нагревается. Необходимо уравновесить температуру по всему телу, так как это уже предвестники судорог.
Если судороги начались, делаем все, как в последнем пункте и сразу вызываем неотложку.
Если судорог нет, но температура не сбивается в течении20-30 минут, или начинает еще и повышаться - вызываем неотложку.
При пониженной температуре - тепло к ногам, крепкий заварной чай с большим кол-вом сахара.
И в том и другом случае (очень высокая температура или очень низкая) - ребенку нельзя давать спать до момента стабилизации состояния, так как он может впасть в состояние комы.
Остановка сердца:
Детям до 5-7 лет массаж делают правой рукой, частью кисти ближе к основанию большого пальца. Детям старше 7 лет массаж выполняют обеими руками, сложенными крест-накрест над нижней третью грудины. Положите ребенка на твердую поверхность, освободите от одежды грудную клетку. Встаньте сбоку, слева и положите одну ладонь на нижнюю треть грудины больного. Другая ладонь накладывается сверху первой. Ваши плечи должны находиться над грудной клеткой больного. Массаж делают с частотой 60-80 ударов в минуту энергичным и резким надавливанием на грудину так, чтобы она смещалась на 3-4 см к позвоночнику. При этом сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь выдавливается из желудочков в сосуды. Массаж считается эффективным, если появляется пульс,дыхательные движения, исчезает синюшность кожных покровов, сужаются расширенные зрачки.
Одновременно с массажем сердца следует делать искусственное дыхание . Максимально запрокиньте голову больного назад (можно подложить под шею валик). Указательным пальцем, обернутым марлей или носовым платком, его рот и нос очищают от слизи и всего постороннего. При дыхании «рот в рот» одной рукой зажимаете нос больного, а большим пальцем другой руки, нажав на подбородок, приоткрывает ему рот. Далее делаете глубокий вдох и, плотно прижав свой рот ко рту больного (можно через марлю или носовой платок), резко выдыхаете.
У больного выдох происходит пассивно. Частота дыхания должна быть 20-25 раз в минуту. Признаком достаточной эффективности вдувания воздуха в легкие служит приподнимание грудной клетки больного. Воздух, попавший в желудок больного, удаляют надавливанием на подложечную область.
Если челюсти больного плотно сжаты, нужно охватить указательными пальцами углы нижней челюсти и, упираясь большими пальцами в верхнюю челюсть, попытаться выдвинуть нижнюю челюсть вперед. В случае неудачи следует делать дыхание «рот в нос». Тогда одной рукой запрокидывают назад голову больного и удерживают в таком положении, другой рукой зажимают ему рот.Помогающий делает глубокий вдох и, плотно охватив губами нос больного, энергично вдувает воздух. Когда грудная клетка больного расширяется, вдувание воздуха прекращают.
Если взрослых двое, то на 1 вдох делают 4 сжатия сердца, а если один - то 15. Массаж сердца следует продолжать даже в случае перелома ребер.
Ребенок подавился:
Всё зависит от характера ситуации, иногда маленькому ребенку достаточно резко подуть в лицо, для того, чтобы он задержал дыхание и смог прокашляться.
Если ребенок весит не много, необходимо обхватить его за голени, перевернуть вниз головой, и легонько постучать по спине.
Если инородное тело извлечь не удалось, то ребёнка следует перевернуть на спину (голова ниже туловища) и произвести 4-5 энергичных надавливания на грудную клетку в нижней трети.
И еще, формально, я не имею права вам рекомендовать следующее действие, но жизненная практика показывает, что оно зачастую помогает исправить ситуацию, поэтому напишу вам позицию врачей на этот счет, решение к действию принимайте сами. Врачи говорят: «Не пытайтесь извлечь инородное тело пальцем, если оно не лежит свободно в ротовой полости, вы можете усилить закупорку дыхательных путей». Но на моем жизненном пути встречались как раз обратные случаи, когда родители только таким образом освобождали дыхательный проход малыша. Поэтому, прибегая к этому способу, взвесьте все за и против,возможно, вы сможете произвести подобное действие более деликатно с помощью пинцета, если он есть у вас дома.
Помните, что на все эти мероприятия у вас есть не более 3-4минут. Если все безуспешно, то следует незамедлительно начать проводить искусственное дыхание, чтобы хотя бы небольшое количество воздуха попадало в легкие благодаря давлению извне. Для этого зажмите малышу нос, а своими губами плотно обхватите его ротик, дабы избежать утечки кислорода. Гарантом того, что легкие все же снабжаются кислородом, будет приподнимание грудной клетки при вдыхании вами воздуха. Проводить искусственное дыхание следует до приезда бригады скорой помощи, периодически повторяя приемы.
Помните, в критической ситуации, до приезда врачей, вашему малышу больше не на кого рассчитывать кроме вас, поэтому вы обязаны держать ситуацию под контролем и не поддаваться панике!
АНАЛОГИ ДОРОГИХ ЛЕКАРСТВ
Дифлюкан (500 р) - Флукназол (30 р)
Мезим (?) - Панкреатин (намного дешевле и упаковка больше)
Иммодиум (100-120 р) - Лоперамид (в 2 раза дешевле в 3 раза больше), правда вот с Лоперамидом я покупала в обычной аптеке недорого, а в 36,6 у них свой называется также, а по цене сравним с Иммодиумом.
Но-шпа (200р 60 таб) - Дротоверин (50 р - 50 таб).
Ломилан (110 р) - ЛораГексал (75 р)
Панадол - Парацетамол
Зовиракс - Ацикловир
Циплокс (20 руб.) - ципрофлоксацин (200 руб.)
Гель Лиотон - гепариновая мазь.
Бепантен (220 р) - Депантол (187 р) - Пантодерм (120 руб.)Декспантенол ( 107руб )
амброксол - амбробене, лазолван
ксилометазолин (галазолин) - разные дорогие капали для носа
стопангин (гексетидин) - гексорал
нитроксолин - 5-нок
Аспирин Упса (Франция) Ацетилсалициловая кислота (Россия)
Ринонорм (Германия) Риностоп (Россия)
Називин (Германия) Ксилен (Росия)
Нурофен Ибупрофен отечественный или ибуфен
Нейромультивит Пентавит - витамины Нейромультивит
омез ~ 160 руб/ 20 капсул - ультоп ~ 200 руб / 14 капсул - омепразол ~ 30 руб / 20 капсул
Фастум-гель = быструмгель (наши производят - называется по-русски)
пантогам (280)= пантокальцин (120)
Белосалик (250р) - Акридерм СК (135)
диклофенак - вольтарен.
фуразолидон 10 р - эрсефурил 250 р.
актовегин (гель мазь желе) он же солкосерил
трентал= пентоксифиллин
мильгамма, сейчас ее нет- комбилипен наш отечественный
бетасерк - отеч бетагистин, бетавер
лиотон- гепатромбин гель, венолайф (в составе гепарин, троксерутин, декспантенол)лучше лиотона
троксерутин- троксевазин
Меридия - Редуксин, Линдакса.
флемоксин солютаб (250-300руб) - амоксицилин (14- 19руб)
Зовиракс - Герпевид
Кларетин 10мг. -10 табл.-207 руб, он же Лоратадин 10мг.-10 табл -25 руб
КЛАЦИД 0,25 N10 ТАБЛ П/О цена 820руб( Клацид таблетки, покрытые оболочкой: 1 таблетка содержит кларитромицина 250 мг) - Кларитромицин-Верте капсулы 0.25г-170 руб
сумамед (около 500 р) - азицид (около 200 р) - азитромицин (около 100 р)
иммунал (дорогой) и российская настойка эхинацеи (ок 50 руб)
амоксиклав - амоксициллин
" У тебя нет никого знакомых с группой крови 1 отрицат. Нужен очень срочно донор для грудничка.
|
||||
Знакомая беременная. У нее отриц группа. Рожать должна в мае. Срочно надо делать кесарево, малыш может погибнуть. Без крови врачи не делают. А донора нет. Группа редкая.
|
||||
Человек из Домодедово , проверннный, близкий
|
||||
Инфа проверенная
|
||||
Контактная инфа. +7 (916) 333-71-28 Лада
|
||||
Девочка лежит на профсоюзке в центре планирования семьи"
|
На пятницу приходится пик усталости работающего человека. Это заметно во всех сферах: в магазине все злобно толкаются, на работе разговаривают сквозь зубы, а уж если мне приходится пользоваться общественным транспортом в пятницу - это совсем грустно. Скандалы вспыхивают вокруг по любому поводу.
Но уже какую неделю я замечаю, что самыми озлобленными по пятницам бывают молодые родители. Ведь у них не получится полноценно отдохнуть. Дети же мешают! И если на неделе эти надоедливые существа ходят в садик, то выходные - это полный мрак. Они же требуют внимания, а это так изматывает. Каждую пятницу в нашей садиковской раздевалке (а садик наш находится в купеческом доме, поэтому раздевалка - одна и общая на все 100 детей) я наблюдаю сцены, которые по моей личной шкале эмоционального восприятия колеблются от отвратительных до невыносимо отвратительных.
Вчера собираемся с Витей домой. У обоих - отличное настроение, потому что завтра - ВЫХОДНОЙ, и послезавтра тоже, и мы предвкушаем, как проведем эти два дня. Радость наша длится недолго. Слышно, что по лестнице какая-то мама тащит ребенка. Младшая группа. Дети все - первый год в садике, им очень сложно, они все пока не привыкли и очень ждут своих мам по вечерам. Остановившись у шкафчика, малыш виснет у мамы на шее и целует ее. Начинается… «Давай, повиси еще на мне, мало висел эти три года, здоровый уже такой, а все у матери на шее висишь. Не видишь, мне жарко, в голове есть что у тебя или нет?» - отрывает от себя ребенка, толкает к шкафчику. Мальчик хнычет. Мамаша заводится: «Давай, поной мне, поной, я для этого тебя забираю, чтобы нытье твое слушать круглосуточно. И за что мне такое наказание», - плач усиливается. Женский голос переходит на визг, она начинает вопить, что всю неделю работала, а сейчас ей не дадут отдохнуть, лучше она оставит сына в садике, и он все выходные будет сидеть тут один (классика жанра, почему-то именно русские родители считают, что если пригрозить ребенку оставить его где-то или кому-то отдать - это сразу решит все их воспитательные проблемы и ребенок станет шелковым). При этом мама совершенно уверена, что такой эмоциональный фон способствует тому, чтобы сын одевался сам и делал это крайне быстро. При этом ребенок уже орет так, что одеваться он не может в принципе. Мамаша от злости начинает кидать его вещи на пол.
Тут Витя, который, в принципе, никогда не разговаривает с посторонними, вскакивает с лавочки и прямо босиком бежит в отсек младшей группы, и спрашивает: «А почему Ваш мальчик так плачет», - ребенок замолкает, но его гениальная мама заявляет: «А потому что он - глупый и противный!» И малыш снова начинает плакать так, что давится и его рвет. Витя молча возвращается ко мне. Отвлекаю его разговорами, насколько это возможно.
В соседнем отсеке с другой стороны от нас одеваются подготовишки. Мальчик лет шести спрашивает папу, куда они пойдут в выходные, и сам предлагает много разных вариантов. Папа усталым и скучным голосом заявляет, что выходные нужны для того, чтобы ОТ-ДЫ-ХАТЬ! И что сын уже взрослый, и должен занять себя сам. Здесь, понятное дело, слез нет, за шесть лет парень уже привык, что родителям он, в основном, мешает.
Мы с Витей, наконец, готовы, быстро уходим, и оба стараемся скорее все это забыть. Идем и рассуждаем, кто быстрее летает - Человек-паук или Железный Человек. Параллельно пытаемся предположить на глаз, какая лужа глубже. Витя может измерить каждую, и в этот момент чувствует себя круче всех супер-героев вместе взятых.
Навстречу мама волочит ребятенка лет 2,5. Мама - робот, у нее включена программа, по которой она быстрее должна попасть домой, и программа эта сбоев не дает. У нее даже нет возможности хоть немного замедлить шаг, не говоря уже про то, чтобы дать ребенку, посмотреть на мохнатую собаку или экскаватор, замерший возле стройки. Малыш резко останавливается и смотрит большими глазами на Витю, измеряющего лужи. Механическая мама чешет вперед, остановки не предусмотрены, ее сын падает на колени, но так как она продолжает двигаться вперед по инерции, то тянет его по земле какое-то время. Далее следует стандартный визг, возвращение ребенка в вертикальное положение рывком за капюшон, тычок в спину, чтобы он продолжал движение, и обещание «надрать дома ж…» за испачканный костюм. Этот ребенок не плачет, видимо, привык уже.
Через какое-то время все эти люди будут дома. Они очень мечтают попасть скорее к своему дивану/телевизору/компьютеру/стакану пива (нужное подчеркнуть), но выходные пройдут под знаком минус, потому что дети будут мешать, отвлекать, не давать выспаться, чего-то просить, куда-то звать. Все эти люди не умеют отдыхать со своими детьми и больше всего на свете хотят отдыхать без них.
Парадокс в том, что лет через десять они будут жаловаться на то, что детям-подросткам они почему-то не интересны, что те бегут из дома к друзьям и на улицу и им не о чем говорить. Еще через 20 они будут страдать от того, что с подросшими и уехавшими из дома детьми контакта нет совсем, будут спрашивать себя, что не так, и не найдут ответа. А дело лишь в том, что дети выросшие в ощущении того, что их мамам и папам с ними не интересно, рано или поздно тоже научатся не интересоваться родителями.
Ольга Палеева
"Спят ли мамы?" - я не знала
На такой вопрос ответ.
Лишь когда я мамой стала,
Поняла: наверно, нет!
У кровати, колыбели
Первые года без сна.
У моей. Твоей постели
Проводила ночь она.
Вот, уже мы подрастаем,
Можно маме и поспать...
Мама ждет когда мы встанем:
Надо в школу нас собрать.
Мы с тобой уже подростки:
Тут уж маме не до сна.
Где мы? Кто к нам ходит в гости?
Первая любовь! Весна!
Институт. Опять тревоги:
Как там? Что там? Не звонит.
Мамочка, тебе поспать бы!
Только сердце всё болит.
Свадьба. Кольца. Мама в зале
Тихо плачет в уголке.
- Мама, меня замуж взяли!!!
- Я от счастья... Как и все...
Накануне ночью мама
Подшивала платье мне,
Не спала и колдовала,
Ворожила счастье мне.
Вот роддом. Мамуля, мама!
Этой ночью ты со мной.
Я сегодня МАМОЙ стала:
Спи ребёнок мой родной.
Мы ж сейчас с твое бабулей
В эту ночь не будем спать...
Столько лет здесь промелькнуло -
Есть о чем потолковать.
"Спит ли мама?" - я не знала
На такой вопрос ответ.
Лишь когда я мамой стала,
Поняла: конечно, нет!
Этого актера я впервые заметила в сериале
Про сериал это было отступление.
Кода я посмотрела фильмографию этого замечательного человека, я увидела, что оказывается он играл одну из основных ролей в другом моем любимом фильме На игле(детям до 14 не рекомендую).
Ккак?!как я не заметила его раньше?!Ведь фильм просмотрен не один десяток раз!!!
Но не зря говорят:"Всему свое время!"
Я посмотрела еще не все фильмы с ним, но кричу:"ВСЕ ЧТО Я ПОСМОТРЕЛА-ЭТО ГЕНИАЛЬНО!!!"
Кроме фильма "Пляж", но и то его игра там выше всяких похвал.
С удовольствием представляю вам его!
Начали подтекать воды, появиться нерегулярные схватки - предвестники. Начало родового процесса: если отошли воды, а схваток нет - надо сразу ехать в роддом.
Если пришли регулярные схватки: · засечь время между схватками. Обычно это 15-20 мин., но может быть и меньше, главное, чтобы сохранялась регулярность. · позвонить мужу, маме или др. · глубоко подышать, лучше на балконе, войти в состояние уверенности и спокойствия. · поговорить с малышом, что сегодня случится праздник, мы встретимся и всё будет очень и очень хорошо. · если заранее не собрано, то собрать документы и вещи в р.д · принять душ, подстричь все ногти и побриться (удобно с помощью зеркальца). · если промежуток между схватками ещё не сократился, то заняться каким то приятным делом или отдохнуть, поговорить с малышом. Но не забывать смотреть за часами. · если р.д. близко, то ехать лучше когда промежуток будет каждые 10 мин.
В роддоме: Клизма и душ. Если схватки сильные, то воду лучше сделать потеплее (расслабляет), а если ослабели - прохладную (стимулирует),
В палате: Если не одна, то надо окружить себя оболочкой и не видеть и не слышать других. ДЕЛАТЬ СВОИ РОДЫ · Дольше оставаться в вертикальном положении и в движении. · Ходить, а на схватке остановиться глубоко и медленно дышать. Одной рукой опереться на что-нибудь и согнуться, а второй довольно сильно растирать низ живота. Бёдрами совершать вращательные или покачивающие движения. · Чаще ходить писать, можно смачивать губы водой или совсем по чуть - чуть пить не газированную воду, которую надо принести с собой (0,3 л). · Если присоединились схватки в пояснице, то встать на четвереньки и покачиваться вперёд - назад, прогибать и выгибать спину. Хорошо делать массаж - две точки по бокам кресца нужно сильно растирать. · При сильной схватке применять дробное дыхание - 1 глубокий вдох через нос и дробный выдох ртом со звуком п-п-п-п-п. Итак пришли сильные схватки, и мы их проводим лёжа. Теперь начинается основная работа с дыханием, голосом и образами. Теперь всё подробно: СХВАТКА НАЧАЛАСЬ! Глубокий вдох, начинаем звучать изнутри, представляя, что вся боль выходит со звуком. Звуки гласные о, а, у, и - нужно найти свой. Громкость нарастает с нарастанием боли. С выдыхаемым звуком стараемся расслабиться. СХВАТКА КОНЧИЛАСЬ! Полное расслабление. Хорошее ровное дыхание восстанавливающее силы. Работа с образами. Предлагаю несколько вариантов, но можно придумать свой. · Бутон цветка, в нём сидит малыш, и с каждой схваткой бутон раскрывается. Нужно представлять всё в мельчайших подробностях. · Море с хорошей солнечной погодой. Каждая схватка это большая волна. Ты с малышом плывёшь в красивой лодке. И вот, с началом схватки лодка взбирается вверх по волне, чуть останавливается на самом пике и плавно скользит вниз. Ради малыша ты не должна позволить волне (то бишь боли) захлестнуть вашу лодку. · Можно и нужно мысленно общаться с ребёнком. Успокаивать и жалеть не себя, а его. Так как ему намного хуже и страшнее. Весь его мир, в котором всё время было тепло и уютно, рушится и выталкивает его неизвестно куда. · Представлять то место из жизни, где было очень хорошо, во всех деталях вплоть до запахов и вкуса. А можно это место придумать. Ну вот самое долгое и мучительное позади! Врач говорит, что полное раскрытие, но нужно немного потерпеть и не тужиться, чтобы ребёнок как можно плавнее опустился в родовые пути, и не было внутренних разрывов. Потуга - это та же схватка, но на её пике непреодолимо хочется тужиться или проще говоря какать. Чтобы сдержать потугу надо дышать по - собачьи (4, 5 быстрых вдох, выдох и 1 длинный выдох). Чтобы не кружилась при этом голова можно сложить ладони в лодочку у лица и вдыхать собственный воздух. На пике потуги можно чуть под туживаться и, слегка напрягая живот, расслаблять мышцы таза.
НА РОДИЛЬНОМ КРЕСЛЕ: · прежде всего замолчать, т. к. работа с голосом на этом этапе закончена. · оставить все былые мысли и настроиться на работу. Если схватки надо просто пережить, то на потугах требуется мобилизация всех сил. · ребёнок в этот период родов особенно испытывает нехватку кислорода - дышать надо глубоко и на выдохе губы трубочкой. · хорошо бы попросить приподнять спинку кресла, руками хорошо взяться за поручни. Внимательно слушать акушерку и выполнять все её команды. Акушерка говорит - "ТУЖЬСЯ!" · ртом набрать полную грудь воздуха (но не живот) · представить, что вверху живота железный сильный пресс · на выдохе этим воздушным прессом сильно давим вниз. · одновременно, подтягиваясь на руках, преподнять спину и подбородок прижать к груди · не кричать, иначе потуга не получится! · давить на сколько хватит дыхания · потом резкий вдох, откинуться назад, и быстро повторить всё заново. За одну схватку надо успеть потужиться 2 раза. Если воздух на потуге пошёл вверх в голову, то надо его быстро выпустить и снова глубоко вдохнув, стараться тужиться вниз. Схватка КОНЧИЛАСЬ! · откинуться на спинку · полностью расслабиться (восстанавливать силы) и дышать, дышать, дышать. Акушерка говорит: «Всё, БОЛЬШЕ НЕ ТУЖЬСЯ». Это значит, начала выходить головка. · полное расслабление · дыхание по-собачьи быстрое, но и очень глубокое · все мысли перенести на промежность и представлять как она мягко, как резиночка, растягивается. ВОТ И ВСЁ! Ещё один пузожитель превратился в нового жителя Земли!!! Очень хорошо, если малыша сразу положат на живот к маме и подождут, когда отпульсирует пуповина. И только потом её перережут. Хорошо бы ещё в родилке приложить масю к груди, чтобы он получил ценнейшие капли молозива, которое заселит его кишечник хорошей микрофлорой. Если не получится сразу, то в первые 4 часа обязательно. Выход плаценты врачи должны ждать не менее 30 мин. Женщина, за радостью, часто этого даже не замечает.
ПОСЛЕ РОДОВ: Чтобы лучше сокращалась матка · лежать на животе · чаще писать (если есть швы, то лучше под струёй воды) · хорошо способствует сокращению матки чай из трав. Надо заваривать и понемногу пить: тысячелистник + пастушья сумка + мёд с прополисом + лимон (если склонность к аллергии, можно без мёда) Очень хорошо, когда ребёнок находится с мамой. Тогда кормить по требованию без ночных перерывов. 1 грудь в одно кормление. НЕ докармливать смесью и НЕ поить глюкозой. Можно предлагать простую воду, но малыш скорее всего откажется, ведь в молозиве есть всё, что ему сейчас нужно. Грудь не мыть мылом и не мазать зелёнкой. Для профилактики трещин есть отличное средство - 100% ланолин (маг.«Кенгуру» называется Рurelan 100). Мазать после каждого кормления и не смывать. Когда вы лежите в предродовой палате и прислушиваетесь: вот один детский плач, вот другой, теперь шаги врачей и акушерок по коридору… А ещё через несколько часов закричит твой собственный ребёнок, возвещая всем, что он пришёл в этот мир! А что он будет чувствовать в этот момент? Как сделать, чтобы ваша первая встреча прошла на «высшем уровне»? Появляясь на свет, малыш попадает в чужеродную для него среду. Он оставил привычный и уютный мир, мучительно выбирался наружу и наконец пересёк финишную черту. Новые впечатления его шокируют: он привык к тишине и полумраку, а здесь по глазам бьёт яркий свет и раздражают чужие громкие голоса. Он находился всё время при температуре 36-37 градусов, а в родильном зале на целых 15 гр. холоднее. Задумайтесь: уж какой стресс испытывает рожающая женщина, а её ребёнок в несколько раз больший! Это не метафора и не домыслы. Измерения уровня стрессовых гормонов в крови матери и плода показали, что у малыша их уровень выше в 10-15 раз! Стресс вызывает у ребёнка чувство так называемой базовой тревоги. И от дальнейших действий взрослых зависит, снизится эта тревога или же останется с ним навсегда. Люди так и не избавившиеся от базовой тревоги, в дальнейшей жизни часто бывают мнительны, недовольны собой, не коммуникабельны. Страх перед внешним миром у них может выплёскиваться в агрессию. Первый час после рождения очень важное время для мамы и малыша. Этот час обязательно должен быть добрым. Его называют периодом «спокойной настороженности». Малыш не спит, (хотя потом будет спать примерно 90% времени), он открыт новым впечатлениям и буквально впитывает их. Есть несколько составляющих, выполнение которых обеспечивает более мягкое вхождение новорождённого в большой мир и соответственно снижает уровень его тревоги. Перерезание пуповины. Всё больше неонатологов сходятся во мнении, что перерезать пуповину в естественных, неотягощённых родах следует только после того, как она перестанет пульсировать, т.е. после того ка кв ней прекратится кровоток объединяющий маму и ребёнка. Что происходит в этом случае: организм ребёнка плавно запускает собственное кровообращение на фоне имеющегося привычного маминого и далее так же плавно отключается от него за ненадобностью - пуповина прекращает пульсировать. В том случае, если пуповину пересекают сразу, организм ребёнка получает огромный стресс, и малыш может сделать слишком резкий и большой глоток воздуха, чтобы развернулись лёгкие и запустилось собственное кровообращение, а это ревато некоторыми медицинскими осложнениями (кровотечение, ожог лёгких и др.) На животе у мамы. К сожалению, во многих р/д малыша сразу после рождения, по старинке, уносят в другой зал, едва показав маме. Иногда это действительно нужно, в случае необходимости оказания экстренной терапии. Но если роды прошли хорошо, ребёнка просто необходимо положить на живот маме. Во-первых, как уже говорилось, организм малыша после рождения начинает вырабатывать огромное колличество стресс- гормонов. И чтобы смягчить стресс и выйти из состояния тревоги, младенцу нужно получить так называемые 5 сенсорных удовольствий: · голос мамы · лицо и глаза мамы · прикосновение мамы (контакт кожа к коже) · запах мамы · грудное молозиво В его мозг от всех пяти органов чувств должны поступить сигналы, причём они обязательно должны быть приятными. И всё это он так легко получает, находясь на животе мамы. Её прикосновения доставят крохе огромное тактильное удовольствие и чувство защищённости. А тот, кто хоть раз видел, как смотрит новорождённый в глаза своей мамы сразу после рождения, готов приклонить перед этим колено, на столько это глубокий и проникновенный взгляд. А мама в ответ на него, дарит крохе взгляд, переполненный материнской любовью и великой нежностью. Именно в эту секунду рождается тончайшая и сильнейшая связь матери и ребёнка, которая будет длиться всю жизнь. Существует и ещё один полезный эффект немедленного выкладывания новорождённого на живот маме - переселение с кожи мамы на кожу ребёнка полезных бактерий. Всем известно, что младенец рождается стерильным, и очень важно, чтобы в его организм не переселились патогенные бактерии, в огромных количествах обитающие в стационарах - и в частности «больничные» стафилококки. При контакте кожа к коже малыш набирается от мамы привычных ему «хороших» бактерий и становится более устойчивым к бактериям чужим. Голос мамы. Ещё внутриутробно малыш воспринимал голос мамы не только как звук, но и как вибрацию и всем телом запомнил её чистоту. И теперь, лежа на животе мамы, он должен услышать этот самый родной голос, почувствовать эту знакомую вибрацию. Голос мамы не только стимулирует слух ребёнка, но и гармонизирует его гормональную систему, возвращает ему чувство безопасности, которое кроха испытывал в утробе. Лицо мамы. Импульс для зрения. Но это не просто картинка, потому что сразу после рождения память малыша навсегда запечатлевает жизненно важные объекты, закладывая основу будущей, очень сильной привязанности. Кстати, если на родах присутствует отец, его ранний контакт с ребёнком также сыграет важную роль в их дальнейших взаимоотношениях. Запах мамы. Это сигнал для обоняния ребёнка. И он очень скоро (буквально через несколько дней после рождения) станет узнавать свою маму именно по запаху. Лёжа у мамы на животе, кроха страстно вдыхает её запах и очень чётко его запоминает. Поэтому плачущего малыша мама может успокоить просто одним прикосновением, одним объятием. Это так замечательно естественно. Первое прикладывание к груди. Это сильнейшее сенсорное удовлетворение и пробуждение врождённого инстинкта сосания у ребёнка. Найдя ротиком мамин сосок, малыш всеми клеточками своего тела осознаёт, что вот он - «рай на земле». Именно у маминой груди кроха получает все удовлетворения, которые ему нужны, именно там он окончательно расслабляется, его покидает чувство тревоги и первородный стресс проходит. К тому же молозиво содержит большое количество имунных тел, от которых зависит сопротивляемость организма заболеваниям. А находящийся в молозиве ферментлизолин обладает свойствами антибиотика и повышает устойчивость к инфекциям. Поэтому просто необходимо сразу после рождения «заселить» кишечник новорождённого такой полезной микрофлорой, пока туда «не заселилась» больничная флора. Кроме того, если ребёнка приложат к груди в течении первого часа после.
Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей - они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные». - Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее.
Женщина родила ребенка у меня на глазах, прямо в самолете, вчера вечером, 8 октября, когда я летел в Москву. Случилось чудо... Ребенок (на 29 неделе) родился чуть больше килограмма, уже не дышал... И безработная 23-летняя москвичка Софья, впервые в жизни принимавшая эти роды (она просто массажист) - своим ртом отсосала у умирающего ребенка слизь из ротика и носика, потом сделала искусственное дыхание... И малышка зашевелилась, задышала и тихонько заплакала. Это было во время экстренной посадки в Харькове. Я видел своими глазами, как Софья, стоя на коленях у лежащей на полу салона и истекающей кровью женщины, принимала на свои руки ребенка, потом реанимировала новорожденную девочку. А в эту минуту наш самолет, стотонная махина "Эйрбас-320", словно пушинка коснулся посадочной полосы... Командир корабля знал, что в салоне рожает женщина, он держал штурвал так, словно за спиной у него стоял АНГЕЛ... К самолету подогнали пожарные машины, скорую помощь... Поскольку рейс был международный, первыми в салон вошли не медики, блин, а ПОГРАНИЧНИКИ!!! Потом пустили врачей со скорой помощи... И уже они перерезали пуповину девочке, которую мама назвала Варварой... А среди пассажиров начался сбор денег для малышки, на пеленки... За несколько минут собрали около 50-60 тысяч рублей... Некоторые женщины плакали... Маму и новорожденную дочку бережно выгрузили через аварийный выход, нас дозаправили и мы вылетели в Москву... После всего увиденного я не спал этой ночью ни одной минуты.. Эта картина стоит у меня перед глазами... Кстати... Я все-таки не забыл, что я репортер... Еще до того, как в салон вошли медики со скорой, я уже передавал по мобильнику эту маленькую сенсацию в Москву, на Радио РУССКАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ. Эта новость вышла в эфир немедленно. 11 октября мне сообщили из Харькова, что малышка Варя стала самостоятельно дышать! Она была в кювезе... Это такой ящик прозрачный, где ребенок лежит и куда подается воздух под небольшим давлением... Девочка с небес чувствует себя лучше! Пожалуйста, друзья.. И все, кто это сейчас читает! СДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТ, чтобы и вы, и как можно больше других людей помолились за эту маленькую девочку Варвару и за ее маму, москвичку Анастасию Козлову которые сейчас находятся в Харьковском перинатальном центре.. (У Насти Козловой эти роды у нее третьи, уже растут у нее две девочки!) И за девушку Софью Бирюкову, которая принимала роды и невольно САМА СТАЛА АНГЕЛОМ В ЭТУ НОЧЬ ДЛЯ ЭТОГО РЕБЕНКА и для всех, кто летел этим самолетом...! И за стюардессу Марину Серебрякову, которая ей помогала... И за командира лайнера Аэрофлота Александра Кулакова, который ювелирно, плавно и без обычных при посадке перегрузок при реверсе двигателей посадил самолет в Харькове в те секунды, когда Софья, стоя на коленях, принимала этого ребенка и оживила его своим дыханием!!!!!... Владимир Захватов, корреспондент РСН.
ЧТО ГОВОРИМ МЫ И ЧТО СЛЫШАТ ДЕТИ
Лето. Жара. Во дворе многоэтажки – детская площадка. Мамы сидят на лавочках, дети играют. Со стороны – полная идиллия. Но давайте послушаем, что мамы говорят своим детям:
- Не кидай песок, - попадет в глаза!
- Не залезай на горку, - упадешь, разобьешься!
- Маша, прекрати! Девочки не должны драться!
- Отстань, иди, поиграй в песочек. (Тут же) Куда пошел, вернись сейчас же.
- Коля! Как тебе не стыдно! Такой большой мальчик, а плачешь!
А вот, что говорят друг другу мамы, разговаривая о детях:
- Наша такая толстенькая.
- А мой весь в отца – такой же упрямый, просто ужас.
В общем, все как обычно. Зачастую мы просто не придаем значения нашим словам. Разговаривая с ребенком, мы почему-то уверены, что обращаемся к нему ласково или, по крайней мере, шутливо. Наши одергивания считаем воспитательным процессом. Однако наши слова могут нести двойной скрытый смысл, и именно его воспринимают наши дети. Мы думаем, что просто разговариваем, а на самом деле закладываем детям в подсознание программу поведения, причем чаще всего негативную.
- Слово – не воробей
Знать, что ты не любим своими родителями и не нужен им, - действительно страшно. Вы думаете, что никогда не говорили ребенку об этом? Но такое можно сказать и не прямо. Вспомните, может быть когда-то, в разговоре с друзьями или с супругом вы говорили о том, что хотели ребенка другого пола? Или о том, что вообще-то не вовремя завели детей? Или о том, что не хотели детей, но "так получилось"? Если на все эти вопросы вы ответили "нет" – это уже хорошо.
И не нужно думать, что ребенок не слышит или не понимает того, о чем при нем разговаривают взрослые.
Еще страшнее, когда такие фразы говорят ребенку открытым текстом. "Если бы я знала, кого рожу, то...", "Лучше бы я тебя в роддоме оставила". Не стоит и говорить, что фразы подобного содержания вообще недопустимы как в присутствии ребенка, так и в его отсутствие.
- Обзывалки
Называя ребенка "ласковыми" именами, мы зачастую не понимаем, что он их может воспринимать иначе. Одни и те же слова, звучащие применительно к разным людям, могут совершенно сбивать ребенка с толку.
"Она толстая, как корова, просто ужас", - можем сказать мы подруге про соседку. И тут же "похвалить" своего ребенка: "Он у меня такой толстенький!" Подумайте, какую самооценку будет иметь в будущем такой ребенок? Даже семейные прозвища могут быть обидными для ребенка. "Писаная красавица", - а ребенок слышит "описанная", в том смысле, что описалась. "Мой медвежонок" - а для ребенка медвежонок ассоциируется с неловким увальнем.
Некоторые производные от имени ребенка могут быть ему неприятны. Придумывая для него прозвища или изменяя его имя, поинтересуйтесь у ребенка, нравится ли ему, когда к нему так обращаются. Будьте готовы к тому, что люди меняются, и то прозвище и имя, которые ранее не вызывали отрицательных эмоций, могут со временем стать ребенку неприятными.
Вы можете поставить своего ребенка в неловкую ситуацию, назвав его "домашним" прозвищем при его ровесниках. Дома это имя ему может быть и нравится, но при друзьях оно может его унизить. Выбирайте выражения, иначе рискуете поссорить ребенка со сверстниками и с собой.
- Откуда руки растут
Вам ничего не напоминает диалог следующего содержания:
- Мама, можно, я пол помою?
- Мой, - все равно потом перемывать!
Можно напомнить вам и другие возможные фразы: "Сколько раз можно показывать, как это делается?", "Последний раз показываю", "Лучше я сама", "Проще самой сделать", "Ну, кто так делает?", "Дай, сделаю как нужно", "Руки, как крюки", "Не трогай – разобьешь". Обычно именно так мы комментируем действия ребенка. Вот вам и скрытое послание: "Ты ничего не умеешь", "Все равно у тебя ничего не получится".
А потом мы удивляемся, что любое новое дело вызывает у ребенка страх. Многие из нас, уже став взрослыми, боятся любого новшества как огня, даже не понимая, что именно так нас пугает. А ведь все это родом из детства. А ребенку необходима всего-навсего наша поддержка, ободрение и благодарность за предложенную помощь. Поймите, что он стремился все сделать, как следует. Если вы поймете его, поддержите, в следующий раз он будет способен сделать еще больше и еще лучше, причем с удовольствием.
- Никогда не говори "Никогда"
"Ты вечно (всегда, никогда, постоянно) такой...", "Вечно ты...", "У тебя всегда все так...". Скрытое послание: "Про тебя все известно наперед", "Все бесполезно и измениться ты уже не сможешь". Так, в его подсознании откладывается мысль, что его будущее безнадежно.
Но, во-первых, ни одно событие не происходит ВСЕГДА одинаково, а во-вторых, - все можно поправить. Не акцентируйте внимание на плохом, лучше обратите внимание на хорошее. Иначе, какой ребенку смысл меняться и становиться лучше, если даже вы, родители, считаете его безнадежным. Любое ваше высказывание должно быть адресовано не к ребенку, а к конкретному его проступку или ситуации. Обсуждать нужно только настоящее событие, не вспоминая все подряд.
Лучше поддержите его словами: "Все в твоих руках, ты сам создаешь свою жизнь, ты можешь все изменить". Если вы не верите в своего ребенка, то как он сможет научиться верить в свои силы?
- Мои проблемы – это твои проблемы
"Не лезь туда – расшибешься (упадешь, споткнешься, руки-ноги сломаешь)", "Не трогай – на голову свалится, останешься без головы", "Не ходи туда, не лезь сюда...", - подобные фразы, сопровождаемые тысячным за день вскрикиванием: "Осторожно!", говорят ребенку о том, что мир опасен, да и жить опасно.
Но ребенок изучает этот мир, а наша задача – помочь ему в этом, дать ему нужное направление. Это способствует его интеллектуальному развитию. Если ему запретить исследования, то он потеряет к ним интерес, если его пугать последствиями, то у него возникает страх. Оградить его от всех опасностей на свете вам все равно не удастся.
Зачастую оберегая ребенка от всего, мы пытаемся переложить на него свои проблемы, а иногда и собственную беззаботность, непредусмотрительность и даже лень. Если вам трудно убрать повыше на шкаф любимую вазу, а из уже доступных ему шкафчиков – острые предметы и опасные жидкости или лекарства, то при чем здесь ребенок?
Чего вы ожидали от мальчика, одевая его в белый костюмчик на прогулку? Что он будет чинно сидеть на лавочке? Не нужна ему одежда, в которой невозможно копать песок. Вы же не хотите вырастить человека, который ничем не интересуется? Тогда не внушайте ему, что чем-либо интересоваться – опасно. Прежде чем что-то запрещать ребенку, спросите себя: действительно ли это опасно? Если нет – пусть делает то, что ему нравится.
- Нам не страшен серый волк
Нельзя говорить ребенку заведомую неправду. Ведь в действительности никакой волк не покусает его и не заберет в лес, если он вас не слушается. Ваши "пугалки" могут вложить в подсознание ребенка мысль о том, что мир опасен и жить в нем страшно. Детей постарше обычно пугают разными ситуациями, начиная от "простудишься, заболеешь" и заканчивая "маньяками и преступниками".
Проведите с ребенком беседу, не запугивая его, а объясняя, почему опасно трогать горячую сковороду и нельзя садиться в машину к незнакомым людям. Он, конечно, может взять эту сковороду в руки и получить, в конце концов, свой собственный жизненный опыт. Вы не можете оградить вашего ребенка от всех жизненных неприятностей. Важнее научить его прогнозировать последствия собственных неправильных поступков.
- Ребенок – тоже человек
Простую истину, заключающуюся в том, что ребенок – тоже человек, многие родители напрочь забывают.
"Быстрее, поторопись, помолчи", - эти слова дают ребенку понять, что с его желаниями не слишком-то считаются. Если вы обычно именно так и разговариваете с ребенком, то, скорее всего, просто эгоистично ищете в своем окружении человека, которого можно подчинить себе.
А нужно просто научиться договариваться с людьми, в том числе и с собственным ребенком. Это умение, которое он переймет у вас, пригодится ему на всю жизнь. Договор может звучать следующим образом: "У меня есть 10 минут, сколько времени нужно тебе, чтобы быть готовым?"
- Стыдилки
Легко ли вам бывает чувствовать себя виноватым? Ощущение своей вины может быть самым страшным и тяжелым наказанием. А теперь вспомните, часто ли в разговоре с ребенком вы употребляете фразу: "Как тебе не стыдно!" Любое обвинение – это не только усиление чувства вины, но и способ манипуляции человеком. Особенно страшно для ребенка слышать фразы: "Я из-за тебя здоровье потеряла" или "Ты меня в могилу загонишь!". Таким образом вы возлагаете на него непосильную ношу ответственности за ваши жизнь и здоровье.
- Почему мужчины такие "черствые"
Самое частое женское обвинение по отношению к мужчине - "Ты бесчувственный!". А самая частая фраза, которую мама "дарит" сыну: "Не плачь, мужчины не плачут". Так мы запрещаем мальчикам выражать свои эмоции.
"Девочка не должна драться". Кто это сказал? Скрытое послание гласит: "Женщина всегда жертва. И она должна знать свое место". Вот такой она и вырастет. И постоять за себя не сможет, даже став взрослой. Что в этом хорошего? Лучше постарайтесь понять ее чувства и переживания и подскажите, как себя защитить.
Наверняка, покопавшись в своем прошлом, вы найдете еще немало скрытых посланий, полученных вами "в наследство" от ваших родителей, которые они приобрели, еще будучи детьми. А вы теперь передаете их дальше своим детям. Вас не удивляет, когда мы слышим от наших знакомых: "В нашей семье все женщины несчастливые"? Если это внушать девочке с детства, то, скорее всего, она действительно вырастет несчастной. В ваших силах прервать эту эстафету, постепенно отследив и исключив из своего лексикона скрытые послания.
©Е. Ломоносова, Н. Розина