Фридл Дикер-Брандейс
Фридл работала с детьми в концлагере Терезин и летом 1943 прочла лекцию педагогам о том, что такое ребенок и его рисунок.
Вот отрывок:
"Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача - освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их художественную творческую силу.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети - когда они приподняты над рутиной.
Если идет речь о ребенке младше десяти лет - имеется в виду не возраст, а степень зрелости - то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись - его главные средства самовыражения.
Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное - следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы. Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами. Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, при этом оставляя путь к индивидуальному восприятию открытым.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода - из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), - детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять, или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными интересами, воспринимаются им как посягательство на внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением. Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное - начало, потом легче; однако бедность средств самовыражения - это уже нечто непреодолимое".
Коротко биография.
Фридл Дикер-Брандейс (также Брандайс, нем. Friedl Dicker-Brandeis; 30 июля 1898, Вена - 9 октября 1944, Освенцим) - австрийская художница еврейского происхождения. Ученица Иоганнеса Иттена(1888-1967), затем продолжила обучение в Веймарском Баухаузе. Занималась в 1919-1923 годах дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской работой. После окончания Баухауза работала театральным художником и дизайнером в Берлине, Праге и Гронове.
Вместе с мужем депортирована в Терезинское гетто в декабре 1942 года. В гетто давала уроки рисования. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в Освенцим, 6 октября 1944 года, она собрала в чемодан все рисунки, сделанные детьми на её уроках (около 5000). Рисунки сохранились. После войны они стали ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто. В настоящее время они хранятся в Праге в Еврейском музее. Выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и её терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году. Она объехала много стран, её посетило более миллиона человек.
Подробности биографии этого удивительного человека.
Фридл Дикер родилась в Вене в 1898 году. Будущая художница рано лишилась матери, воспитывал ее отец, владелец писчебумажного магазина, где девочка впервые увидела краски. Но отец не разрешал трогать товар, и Фридл, послушная дочь, всю жизнь, уже став художницей, рисовала на плохой бумаге, поэтому нынешним реставраторам так трудно восстанавливать ее работы.
Фридл выпало жить в очень тяжелый период ХХ века, ее юность пришлась на Первую мировую войну, а потом к власти пришли фашисты, в реальность постепенно вошли чудовищные перемены.
Но кроме политических катаклизмов в ХХ веке было искусство, это время невероятного расцвета и смелых экспериментов было очень плодотворно для художников. После учебы в главной авангардной школе Европы, проявившей ее яркий и пластичный талант, Фридл пробовала свои силы в разных областях искусства - оформляла книги, создавала агитационные коллажи, театральные декорации, скульптуру, кружево, игрушки, ювелирные украшения, архитектурные проекты.
После тюремного заключения в Вене по обвинению в связях с коммунистическим подпольем Фридл вместе с мужем Павлом Брандес бежит в Прагу, откуда их через некоторое время отправляют в Терезин. Историки называют это место и гетто и концлагерем, здесь евреи с желтыми звездами, нашитыми на одежду, жили в нищете и изоляции под надзором палачей, дожидаясь решения своей участи. Жизнь в Терезине текла еще по обычному, но изрядно обмелевшему руслу, и у тех, кого пока не отправили в Освенцим, еще оставалась надежда.
Она всегда склонялась авангарду, была на острие художественных течений ХХ века, училась у самых интересных мастеров, но главным ее делом стал самый радикальный вид искусства, который выбрала для нее жизнь.
Ф. Дикер-Брандейс. Люди и тени. 1944. Терезин
|
Что может быть авангардное, чем реабилитация детей, обреченных на смерть, попытка пробудить их к жизни с помощью искусства? В тесноте, в подвале она делилась с детьми всем, что узнала от своих знаменитых учителей и изобретала новаторские методики, соотнося звук с линией, дыхание с движением, помогая своим маленьким ученикам познать свободу там, где ни свободы, ни будущего не было.
С появлением Фридл в детском доме в Терезине, где находились девочки 10-16 лет, началась эпидемия рисования. Рисовать можно что хочешь, это было прорывом, и рисунки стали способом «вернуться» в довоенную жизнь, почувствовать тепло разрушенного дома, ускользнуть из детдома в волшебную страну, увидеть и почувствовать то, чего не суждено узнать в этой жизни, такой короткой и страшной.
Одна из учениц Фридл, вспоминала: «Как-то я рисовала лодку и свечу во тьме, и у меня не получалось. Фридл сказала: «Здесь нужен свет, чтобы выделить темное, и тьма, чтобы выделить светлое»».
Муж Фридл, Павел, работает плотником, в нерабочее время мастерит столы и лавки, не ради побочного заработка, дающего хлеб и сахар, как его коллеги, а по просьбе жены. В мире, где единственной мебелью становятся трехэтажные нары, Фридл хочет дать детям уют, у нее что ни день, новые идеи. Павел строит, а она с детьми - украшает. В занятиях рисованием она видела не только обучение искусству, но и способ реабилитации, дающий возможность выразить свои эмоции. С помощью арт-терапии она старалась пробудить в детях стремление к творчеству, которое в этих условиях становилось синонимом любви к жизни и надежды. В Терезине, в июле 1943 года Фридл написала руководство «Детский рисунок», в котором рассказывала о своей методике. Этому предшествовала выставка детских рисунков, прошедшая в подвале. «Отсутствие художественных средств - это не большая беда, - считала Фридл, - Самая большая беда это скудность духа».
В сентябре 1944 года Павел Брандес был депортирован в Освенцим. Фридл добровольно поехала за ним на следующем «поезде смерти». Перед депортацией в Освенцим Фридл упаковала в чемоданы пять тысяч детских рисунков. Воспитатели детдома спрятали их на чердаке. В 1945 году эти рисунки были переданы Еврейской общине Праги. Все детские работы подписаны, на каждом листе стоит номер урока, имя ребенка и дата. Фридл надеялась проанализировать этот материал, описывая свою методику.
Фридл Дикер Брандес погибла в газовой камере в Биркенау 9 октября 1944 года. Ее муж Павел Брандес, выжил. Систему, которую Фридл создала в концлагере, изучают современные педагоги и обучают по ней своих учеников, именно этот метод лег в основу современной арт-терапии.
В 2012 году в издательстве НЛО вышел роман Елены Макаровой «Фридл».
Кубики Зайцева. Что это такое?
Это кубики, сделанные собственноручно или приобретенные в магазине. На каждую грань которых, нанесены склады (сочетания звуков), в строго определенной последовательности. Кубики между собой различаются по наполнителю, который звучит глухо или мягко, в зависимости от того какой звук изображен, твердый или звонкий.
Принцип обучения строится на основе сочетания восприятия. Вербального, слухового или же зрительного. Склады, которые видит ребенок, взрослый прочитывает или пропевает. Повторяя, ребенок запоминает, как выглядит звук.
Какие плюсы методики Зайцева?
Доступность и универсальность – вот главный ее плюс. Любой взрослый человек прочитавший методичку, которая прилагается к кубикам, запросто может стать учителем своего ребенка. Ребенок учится читать весело и ненавязчиво. Обучение с помощью кубиков Зайцева не ограничивает детей в их подвижности и проходит не так нудно, как это было бы при скучном заучивании. Вполне естественно, что в игровой форме материал усваивается значительно эффективнее. Во время игры с кубиками повторяя за взрослыми склады, которые на них написаны ребенок узнает свое имя, имена близких и вскоре без проблем узнает и читает ранее не знакомые слова. Писать буквы можно учить как одновременно, так и после обучения чтению.
Склад – что это такое?Склад, по методике Зайцева – это согласный звук или же сочетание его с гласным звуком, может быть твердым или мягким знаком, а так же просто гласным звуком. К примеру, слово ПРАВДА (ПРАВ-ДА) состоит из двух слогов, но содержит четыре склада (П-РА-В-ДА). По мнению Зайцева, такое членение звучащей речи наиболее фонетически оправданно и логично, а традиционное членение на буквы с целью их изучения слишком искусственно и лишь мешает обучению чтению.
В каком возрасте оптимально начинать учить чтению?Точный возраст назвать нельзя. Этот вопрос очень индивидуален. У ребенка должен проявляться интерес к написанным словам и тексту. Интерес может проявиться как в два так и в четыре года. Когда дети начинают спрашивать: «Что здесь написано?», «Что это за буква?» – интерес явно назревает, и можно задуматься о начале обучения.
В зависимости от возраста может отличаться скорость усвоения и принцип обучения. Можно начинать заниматься, когда ребенок только начинает овладевать речью. Это даст сильный толчок в развитии речи и естественное овладение умением чтения.
Ребенок воспринимает слова так, как будто их можно не только слышать, но и видеть. В памяти, одновременно откладываются сразу два образа. Актуализированный интерес, как правило возникает около трех лет, и если удастся поддержать его, то обучение может дать хорошие результаты. Ближе к пяти годам ребенок уже вырос для самостоятельного чтения. Он уже понимает для чего необходимо читать. Обучение в этот период проходит максимально эффективно.
Главная ошибка – попытка слишком рано начать или насильно ускорить процесс. В этом абсолютно нет никакой необходимости. Не стоит так же через силу ускорять процесс обучения. Все равно большинство детей не могут в полной мере пользоваться этим навыком в два года. А если не читать постоянно навыки потеряются, попросту говоря, забудутся. Тем не менее, необходимо понимать, что проявления интереса к чтению у ребенка может внешне и не проявляться, поэтому его необходимо постоянно заинтересовывать.
Влияет ли скорость обучения на возраст ребенка?Естественно, маленькие дети требуют больше времени для обучения. Специалисты говорят, пятилетний ребенок осваивает процесс прочитывания первых слов до четырех дней, отработка навыка чтения до трех месяцев. В четыре года необходимо в два раза больше времени, а трехлетнему в три раза. Но эта статистика весьма условна. Многое зависит от индивидуальных способностей обучаемого, его интеллекта и психики.
Каким образом можно закрепить приобретенные знания?Навык чтения у дошкольника нужно поддерживать, в противном случае через короткое время ребенок забудет большинство букв. Необходимо постоянно придумывать давать различные задания: рассортировать по определенным условиям карточки с написанными словами, предложить делать семейную стенгазету, подписывать фотографии и т.д. Эта работа будет очень полезна для закрепления полученных навыков.
Не нанесет ли вред обучение в раннем возрасте?Психологи считают, что ребенок в своей жизни должен пройти все этапы развития, в том числе и «дописьменный». Трехлетнему ребенку необходимо двигаться, играть, проявлять творческие способности, реализовывать свои фантазии. Кубики Зайцева довольно рано включают у ребенка логику. В результате форсируется развитие логического полушария, а другого, творческого притормаживается. Слишком мрачным и практичным становится ребенок. Не раскрывается его творческий и эмоциональный потенциал. По этим причинам у методики Зайцева достаточно много оппонентов.
(Мой коммент, психологи много чего говорят, чаще и противоположное. По мне так, пусть будут все вокруг мрачными и практичными, чем дебиловатыми курящими и пьющими разгильдяями, каких много).
очень понравилась идея и результат, правда пока еще не красили красками, но уже и так красиво! Покрасим, допишу.
http://www.forum.naladony.ru/index.php?topic=454.0
Наш проект называется Карусель! Приглашаем вас в нашу школу для малышей.
Очень часто молодым родителям не приходит в голову учить своих малышей элементарным вещам.
Они вешают на стены таблицы с интегралами и ждут, что их дети станут великими математиками, как Софья Ковалевская.
Дети до трех лет познают мир наощупь. Нам нужно запустить все органы чувств, чтобы они узнали этот богатый мир во всей красе.
В нашей школе я пять раз в неделю буду размещать описание простого занятия.
И вы всегда сможете включить компьютер, прочитать его и сказать -
О! вот этим мы сегодня позанимаемся!
Дайте ребенку бумагу, чтобы он с ней поэкспериментировал.
Комментируйте действия малыша словами.
Покажите малышу, что еще можно делать с бумагой: Например порвать, свернуть, рисовать на ней, скомкать шарик.
Прививки
А.Б. Никитина 23.02.2012
Прививки. Информация к размышлению для ВСЕХ родителей.
Этой темой я занимаюсь больше 20 лет. И как школьная медсестра, которая замечала чересчур много "нестыковок" в рядовой прививочной деятельности для детей с 7 до 16 лет (через меня прошло более 2500 школьников). И как мама четверых детей и "домашний доктор" для своих многочисленных племянников, а теперь и для внуков.
Начну с главного.
Иммунная (защитная) система каждого человека - одна из самых сложных, многокомпонентных и тончайших систем нашего организма. Общеизвестно, что каждый человек по-своему реагирует на любую бактерию или вирус; по-разному каждый из нас переносит заболевание, переливание крови, операцию…; восстанавливается после таких нагрузок организм тоже у каждого по-своему… Т.е. нашему иммунитету приходится решать массу разнообразнейших задач - от «аллергической реакции» до… «вынашивания ребенка»! И происходит это очень индивидуально.
На формирование нашего иммунитета (который не бывает «постоянной величиной») влияет много факторов, в том числе и наш образ жизни, и стрессы, и болезни, и наша собственная микрофлора, и… прививки.
В этой связи прошу не противодействовать получению наших конституционных прав и прав нашего ребёнка, ссылаясь на непроведённые вакцинации или обследования с вводом посторонних веществ или воздействием ионизирующих излучений. В противном случае прошу изложить ваши доводы и обоснования в письменном виде с указанием номеров, названий и дат документов, которые являются основанием, после чего это будет направлено в Управление Здравоохранения и прокуратуру для принятия мер по пресечению противоправных действий. Выражаю надежду, что этого не потребуется.
Пару недель назад попробовали рисовать на льду, а теперь оказалось поделиться забыли. Исправляюсь-
Мы долго-долго покупали тушь и, наконец, попробовали. Такое увлекательное занятие!!! Пипетки у нас не было, взяли обычную трубочку от коктейля , срезали ее, чтобы осталась только прямая часть и, набирая тушь, зажимали сверху пальцем, а потом капали в молоко. Светослав справился с такой непростой пипеткой.
1. Сначала взяли тарелку мелкую тарелку, но не с плоским дном, и там тушь уходила на дно, а сверху оставалось только пятнышко.
2. Тут же попробовали с другой тарелкой, с плоским дном, тут краски смешивались более явно и туши для этого надо было меньше, получилось тоже здорово:
Понравилось очень! Благодарим Ирину!!!
Это результат
ПВА оказался слишком жидкий, с успехом использовали Момент Столяр. На капли клея сын клеил потом листочки, а внизу сухие прошлогодние листочки.
Благодарим Ирину за новые идеи!!!!
А клей был вот такой-
А мы еще вернулись к этому уроку, потому что купили валик. И решили его испробовать.А то для нас тогда это был первый урок, и вместо рисования Светослав был увлечен только смешиванием красок. Теперь другие интересы. Итак, разноцветные дороги получились: