Ребенок и музыка
Дополнительное образование. Музыкальное, художественное и спортивное развитиеМного вижу в сообществе вопросов условно типа "ребёнок не хочет заниматься музыкой, а я хочу, да уже и 2-3-4..года занимается, бросать жалко" или наоборот "ребёнок хочет, но недостаточно усердно занимается, наверное надо бросить" или "ребёнок хочет, а я считаю это зря время терять".
Расскажу о своём опыте.
Я зама закончила музыкальную школу по классу фортепиано ещё в советское время. 7 лет от звонка до звонка. Играла хорошо, но только потому, что надо, без особого желания, да и бросать мне самой жалко было. Как и многие, после выпускного экзамена закрыла крышку пианино и никогда больше не открывала. Ребёнку я такого не желала, поэтому мы обсуждали с ним его занятия музыкой, он не хотел, и я не настаивала. Было много другого - бассейн, лего-конструирование, лошади, акробатика на батутах, английский с репетитором, что-то еще..
Сын сам изъявил желание научиться играть на гитаре, когда переходил уже в 3 класс общеобразовательной школы. Чудесным образом все сложилось. В это время как раз проходил набор в класс гитары в ДШИ, место было, школа находится в соседнем с домом здании, ребёнок сам мог ходить без сопровождающих, цена около 900 рублей в месяц. Преподаватель молодой мужчина лет 30, очень быстро нашел общий язык с ребенком. Гитару купили по совету преподавателя б/у на авито хорошую и недорогую) Вобщем, практически без финансовых и физических затрат ребёнок начал заниматься музыкой. С энтузиазмом поначалу.
Я сразу для себя решила, что я свои нервы не трачу на это дело. Хочет играть дома - играет, не хочет - не играет. Пропускал много. На хор почти не ходил, сольфеджио с муз литературой через пень-колоду. Но очень быстро схватывал, и преподаватели на него не особо обижались) Максимум я могла напомнить и иногда настоять, что пора бы на сольфеджио сходить, а то есть риск быть неаттестованным и не переведенным в следующий класс) Были моменты, когда забрасывал музыку, тогда я осторожно предлагала уйти из ДШИ, но всегда получала его решительный отказ. По ходу дела музыка в нашей жизни занимала все большее место. По инициативе сына мы ходили в оперу, в Консерваторию, на различные концерты классической и популярной музыки. Что не могло меня не радовать. Я видела, как расширяется его музыкальный кругозор. Я слышала очень часто, как он напевает популярные классические мелодии.
Мало-помалу заканчивается 4 класс ДШИ, а с ним и обучение-мучение) Надо сказать, что в последний год он гораздо больше занимался дома, и гораздо реже пропускал. И в один прекрасный день заявил, что ... хочет продолжать обучение! Я немного обалдела, но, разумеется, сказала, что не против. И он САМ решил этот вопрос с педагогом. Преподаватель обсудил это с директором и другими учителями, и оказалось, что ребенок мой гораздо способнее некоторых других более усердных учеников, и, раз он хочет, то все с радостью продолжат работать с ним) Радости не было предела. Выпускной экзамен по специальности сдал на 5, сольфеджио на 4, что с учетом его пропусков очень и очень достойно.
Что имеем. С 1 сентября сын начинает обучение на предпрофиле снова в 3 классе, учиться будет еще 3 года, как раз до окончания средней школы. Добавится второй инструмент - общее фортепиано.
Что дальше и зачем это? Пока не знаю.
Зачем рассказала? Просто поделилась историей. Иногда мы, родители, думаем, что знаем лучше детей, что им нужно. Дрючим, заставляем, переламываем, перегибая порой палку, добиваясь только слез и упорного сопротивления. Не спорю, есть важные вещи, где нужно убедить, настоять. Но музыкальное образование, как мне кажется, к таким вещам не относится.