По следам ЕГЭ.
ЕГЭ и ОГЭМои детишки сдавали ЕГЭ. Мы готовились, и все они молодцы.
О том, что ЕГЭ - экзамен не на знания, а на стрессоустойчивать, я говорила раз 100 уже. Сейчас не об этом. Кто-то волновался сильнее, кто-то меньше. Прошел экзамен, и слава Богу! Но волнения не улеглись. Наоборот...
Вчерашнее мое утро началось с того, что позвонила мне мама одного моего ученика. Говорит: "Х смотрел какое-то видео про экзамен. Вышел зеленый, сказал: "Все пропало" и куда-то ушел. Помогите". Пошла спасать моего любимого ученика (они все любимые у меня). Вызвонила, нашла в парке на скамейке. Ребенок не совсем здоровый, вечно сомневающийся и подверженный паническим атакам. Сидит, плачет: "Все, меня теперь из армии в цинковом гробу привезут". Про цинковый гроб - это совсем другая история, о которой сейчас не буду говорить. Истерика. Выпил валерьянки, разговорила. Оказалось, в ночь перед экзаменом какая-то зараза в каком-то паблике сделала вброс. Там якобы Цыбулько рассказывает о том, что нужно формулировать центральную проблему и оговорилась, что в сочинении должно быть написано: "Автор ставит проблему..." И дети расценили эту фразу как то, что любой другой вариант - это 0 баллов за первые 4 критерия.
Не только мой Х так расценил. В пабликах паника поднялась. Я написала там то, что пишу вам сейчас. Сейчас им нужно успокоиться и сдать хорошо все оставшиеся экзамены. Поэтому имейте ввиду и донесите информацию до своих чад.
Так вот, все это хрень собачья не так. Русский язык богат и разнообразен. Автор может размышлять над проблемой, может поднимать проблему, может обращаться к проблеме. Все это одинаково уместные синонимы. Никакие изменения в ночь накануне экзамены внесены быть не могут! Ни в каких документах не прописано, что формулировка должна быть такой. Если вдруг вас лишают баллов К1-К4 (это вы увидите, когда получите результаты), и вы уверены, что виной тому именно другое слово в формулировке, то вы спокойно идете на апелляцию и требуете показать документы (письменные, а не сомнительную видюху с какой-то пресс-конференции), в которых написано, что формулировка должна быть такой, и варианты не допускаются. Их нет!
И еще один момент: все спорные ситуации в большинстве случаев решаются в пользу выпускника. Проверяют такие же учителя, у которых такие же ученики будут сдавать. Обычно не зверствуют. Да, не стоит ожидать, что за красивый почерк вы получите 100 баллов, но специально валить никто не будет.
Почему я это пишу? Потому что я педагог, эксперт ЕГЭ по русскому языку, несколько лет участвовала в проверке ЕГЭ, потому что я готовлю учеников к ЕГЭ, и у меня есть "стобалльники", и я знаю, о чем я говорю. Потому что я считаю, что НЕЛЬЗЯ превращать экзамен в такую нервотрепку. Потому что ребятам сейчас важно сдать остальные экзамены, потому что я сама была выпускницей, потому что есть еще тысяча причин, чтобы поддержать выпускников.