Ну как их не осуждать?
Слово нашего батюшкиТе, кто заботятся о своём духовном здравии, частенько жалуются на то, что осуждение является, как бы неотъемлемой частью их души. И борьба с этим грехом оказывается удивительно бесплодной, не приносящей стабильных результатов. Почему? Проблема эта, как айсберг, и осуждение - это та малая часть айсберга, которая возвышается над водой, гигантское же основание его прячется в глубинах человеческой души.
Апостол Павел так пишет: "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил" (Рим.12:3). Наш век, век гордыни и самомнения. Люди имеют о себе очень высокое мнение и учат этому своих детей. Причём нет разницы, православный или нет, благочестивый или нерадивый христианин. Каждый должен ныне иметь своё мнение и часто готов (не умереть за него) убить за него (в прямом или переносном смысле). Каждый должен сделать в жизни что-то значимое, быть авторитетом, первооткрывателем, незаменимым, неподражаемым. Наверное, отсюда родился совершенно абсурдный закон об интеллектуальной собственности - человек иже и мысль любую, вложенную ему Господом в голову, считает своей собственностью (я так первый подумал, вам уже так думать нельзя).
В самомнении корень осуждения. Ведь и благочестивый человек, в наше время, хочет быть неподражаемым праведником и старается изо всех сил. Стараться - это хорошо. Но оценивать себя плохо.
Мы, как правило, в глубине души думаем, что мы в этом (конкретном) случае поступаем правильно, и это даёт нам моральное право заметить чужое неправильное поведение в подобной ситуации. Замечая, мы примеряем их поступок к себе и приходим к выводу, что мы так не делаем (почему?), потому что это неправильно. Вот родилось осуждение. Это цепная реакция. Не допустить её протеканию можно только уничтожив первое звено - СОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО МЫ ПОСТУПАЕМ ПРАВИЛЬНО!!!
Я говорю не о том, что надо сомневаться или считать себя неправым, нет!!! Речь идёт о том, что сознание своей правоты - это иллюзия. Это неправильная оценка себя (а как мы можем дать правильную оценку, глядя на себя через призму страстей?)! Мы знаем, что любое дело оценивается по конечному результату. Человек, который никогда не готовил торт, может взять самые хорошие продукты, старательно исполнять все пункты рецепта, виртуозно копировать работу мастера, но результат его деятельности окажется условно-съедобным. Тогда как мастер, по ходу процесса может предположить, что у него получится. Мы считаем себя мастерами, раз глядя на процесс (воспитания детей, к примеру) можем думать, что у нас то всё в порядке, а у них - нет.
Представьте, идёт отбор на чрезвычайно ответственную должность, человек, на которого возложат эту ответственность, непременно должен знать ответы на сто определённых вопросов. Эти вопросы предлагаются всем соискателям. Чем отличается человек, ответивший на первые 50 вопросов, от человека, ответившего на последние 50? Оба негодны на должность. Смешно, если ответивший на 70 вопросов начнёт превозноситься над тем, кто знал всего 40 ответов, ведь оба негодны!
Священное Писание нас учит: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, - почему? - Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона" (Иак.2:10-11).
Мы, стараясь жить духовной жизнью, боремся со своими грехами. Но обычно, мы сшибаем верхушки нашей греховности, которая проявляется в виде постоянных "мелких" грехов, (таких как раздражение, осуждение, непокорство, чревоугодие и т. п.), но они снова и снова вырастают, ведь их питаю мощные корни страстей - гордыни, самолюбия, сребролюбия, сладострастия. Имея в себе такую "начинку" нам нельзя обольщаться идеей, что "мы грешные, конечно, но не такие, как некоторые". Мы первостатейные грешники, только кто-то умеет нанести макияж благочестия, а кто-то об этом не заботится и называет это лицемерием. С такими людьми, однозначно, человеку, соблюдающему приличия общаться трудно и, часто, небезопасно (зашибить может ненароком), но перед Божьей святостью оба типа людей (и все в них входящие) одинаково грешны, и каждый даст ответ за грехи свои. Не злодеи перед нами те, кто поступает плохо, а достойные лишь жалости, товарищи по несчастью! Которые, как и мы, желают в жизни блага, но находясь в плену собственных страстей, творят дела неугодные Богу, лишая себя, тем самым, Божьих благодеяний.
Так если мы знаем о себе, что мы великие грешники, и понимаем, что своими стараниями заслужили не более и не менее чем гиену огненную, и, что вся наша надежда на милосердие Божье, то какое уж там осуждение!!! И шанс-то на спасение один - не осуждать, чтобы и Господь не осудил нас.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод: если мы впадаем в грех осуждения, значит мы больны гордыней и самомнением, следствием которых и является осуждение. Потому, чтобы побороть в себе осуждение – нужно бороться с самомнением и, в конечном итоге - с гордыней, прося у Господа помощи и дара смирения. Смирению и послушанию мы должны и детей наших учить, в первую очередь. Эти добродетели открывают перед человеком уникальную возможность - сделать в своей жизни нечто, действительно великое!
Недаром современное воспитание направлено на воспитание в ребёнке самомнения и своеволия, это работа князя мира сего, диавола. Человек, порабощённый этими страстями, не способен на великие дела. Об этом мы имеем свидетельство Священного писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6) и « всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.14:11).
Но как вести себя, когда рядом кто-то делает плохо, неправильно, поступает так, как мы учим не поступать своего ребёнка? И он видит это? Если у нас порядок в душе, у нас, глядя на таких людей, в душе должны возникать молитва о ох исправлении, жалость и желание помочь устранить последствия неправильных действий. Этому и детей наших мы должны учить. А на себя смотреть, порядок у нас или нет. Если нет, то работать по исправлению – ненужные мысли отгонять, а думать то, что надо.
Греховная страсть отступает незаметно, в ходе борьбы, замещаясь противоположной добродетелью. Должно пройти время, прежде чем смирение вытеснит хоть какую-то часть осуждения, но каждый маленький шажок в этом направлении будет сильно менять нашу жизнь, наполняя её покоем и радостью.
Да поможет нам Господь Бог.