Для прослушивания нажмите на кнопку Play
Есть ли у вас желание слушать такие проповеди - могу выкладывать, скажем, раз в неделю.
Вопрос:
Пожалуйста, объясните, как понять слова Иисуса из Нагорной проповеди: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное"? Как понять выражение "нищие духом"? Мы читали, что нищие духом - это те, кто отказывается от славы и честолюбия сего мира, но остается непонятно, почему таких людей называют "нищими духа"?
Владимир и Людмила
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека <…> Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: “на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис.66:2)» (Беседы на святаго Матфея евангелиста, 25.2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который, считает себя духовно богатым.
Источник:
Ответственно ли крестить детей в раннем возрасте?
Вопрос:
Мне 25 лет. Я по рождению мусульманин. Но ближе мне христианство. В 18 лет я хотел креститься, но как-то не сложилось. Жена у меня крещеная. Сейчас у нас дочь, ей год и три месяца. Месяц тому назад я имел разговор с батюшкой, который убеждал меня креститься самому и, главное, крестить дочь.
Вот что примерно я отвечал ему. Крещение — это огромный и ответственный шаг в жизни. Это обет, это посвящение, это клятва, которую человек дает перед Богом. Человек обязуется жить по заповедям Христа, он ПОНИМАЕТ их, он сам осознает, что способен их исполнять. Он обязуется жить постоянно совершенствуясь, в постоянной кропотливой работе над собой. Ничего не может быть прощено просто так, от какой-то благодати, только через идеи жертвы и работы над своим существом.
Нельзя приобщиться к истине не осознавая этого. Поэтому мы с женой решили, что дочка подрастет, мы ей расскажем о Боге все, что сами знаем, о всей ответственности и серьезности такого шага, и если она решит, что ей крещение необходимо, то мы будем только рады. И Христос принял крещение в зрелом возрасте. Хотя я и не сравниваю. Батюшка говорит, что крещеный человек открыт для Бога, что тогда человек получает права на божественную благодать, становится «божьей тварью». А как же собачки, птички, солнышко, поля, леса, горы, небо, я, наконец? Разве мы не Божьи твари? Потом меня смущает сам обряд крещения. Вернее, выбор крестных родителей. Обычно, в крестные выбирают тех людей, кого удобнее, просто для галочки. мне кажется это тоже очень важная деталь в обряде. Крестные родители, как мне всегда казалось, должны быть духовными наставниками человека. Должны его наставлять на путь истинный. У крестных родителей должен быть контакт с человеком, может даже больший, чем с биологическими родителями. Крестным ребенок должен доверить то, что родителям по каким-то причинам доверить не может. А часто бывает так, что крестные не видят своих крестников годами, живя в другом городе. А когда видят, конечно, никакого контакта наладить не могут. Батюшке я сказал в конце нашей беседы, что как мне кажется, он должен отговаривать людей от крещения, а не уговаривать, ограждая их от необдуманного и не полностью осознанного, а на самом деле, серьезного шага. Чтоб не увеличивать в христианстве число невежд. Я знаю, что перед крещением человека просят выучить «Отче наш». Смысл этой вещи, как мне кажется, в том, чтобы сообщить человеку какие-то первоначальные знания о христианстве перед посвящением. Настроить его на сознательность своих действий. Сейчас это чистая условность. Многие люди даже не понимают смысла этой молитвы. Не понимают слов в ней, заучивают звуки. Я не хочу участвовать в такой игре и крестить свою дочь. Ведь это серьезный шаг в жизни. И не могу я решить этот вопрос за другого человека, даже за дочь. Только она сама может придти к этому, а я ей могу только помочь. А батюшка склонял меня к простоте всей процедуры, да давай, мол, запросто, прям сейчас, или завтра. Это же надо пережить, придти к этому, упасть на колени и раствориться в этом.
Я сам креститься тоже не хочу. Я понимаю сам, что не готов пока жить, как завещал Христос. Я стараюсь, но сам понимаю, что я еще слишком слаб. Я могу, конечно, обмануть церковь, сказать, что я готов так жить и буду всегда, но себя не обманешь. Пока я вижу, что во мне еще не произошли те глобальные изменения. Не хочу начинать все с вранья. И могу ли я решать за человека, быть ему христианином или нет? Может мне стоит подождать, когда человек сам сможет решить за себя?
Артур
музыкальная звукорежиссура
Санкт-Петербург
Ответ:
Уважаемый Артур, крещение – в символическом смысле это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь – жизнь во Христе Иисусе. Но нельзя родиться с намерением тут же умереть. Человек, знающий, что после крещения в Церковь ходить не будет и крестится-то на всякий случай, подобен самоубийце, которого врачи спасают, а он говорит: «сейчас я дам вам вены мои зашить, а потом все равно с балкона сброшусь». А с другой стороны вера, глубокая вера – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, — это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». (Мк. 9,24) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься. Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны. Что же касаемо крещения младенцев, то все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане – армяне, копты, сирийцы веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как отдельный индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, как член сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.
Источник:
Издревле на Руси у каждого православного человека был свой, особо почитаемый молитвенный образ – мерная икона святого, имя которого он получил во святом крещении. Такое название икона получила благодаря традиции написания образа небесного Покровителя на доске, высота которой в точности соответствовала росту человека при рождении. На иконе изображался в полный рост святой, именем которого нарекался младенец. Совпадение размера иконы с мерой новорожденного младенца имело глубинный смысл: мерная икона уникальна и неповторима подобно человеку, для которого она создается, изображение небесного Покровителя занимает пространство, соответствующее размерам младенца при вхождении его в этот мир – тем самым устанавливается особая, личная, нерушимая связь между тезоименитым святым и обладателем иконы. Мерная (или родимая) икона была первой иконой вступающего в земную жизнь младенца, именно ею было принято одаривать новорожденного при совершении таинства крещения. Мерная икона считалась зримым воплощением самой горячей заботы о его благополучии и счастье. Получая такую икону, младенец обретал личное покровительство святого, обращаясь с молитвой к которому, можно было всегда ощутить заботливую руку, почувствовать любящее, жалеющее сердце, готовое согреть и окружить милосердной заботой. Не удивительно, что обычай дарить мерную икону дошел и до наших дней. В великий день крещения едва ли найдется более уместный и более возвышенный, по – настоящему царский, подарок малышу. Но это не значит, что стать обладателем иконы можно только в детстве, перед Богом мы остаемся детьми на всю жизнь, поэтому каждому человеку – независимо от своего возраста – никогда не поздно получить мерную икону в подарок. Где бы ни оказался обладатель такой иконы в будущем, испрашивая помощи и благословения, рукотворный образ, как воплощение заботы и любви к обладателю иконы, будет незримо охранять и защищать.
Источник:
Любовь и довериеАрхиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) - Апокалипсис мелкого греха
Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств, и преклонения пред всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже еще острее. Но любовь, не как злоба, а по своему, по любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережет и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любить самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту... И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира.
Вопрос:
Как Православная Церковь относится к разводу? Не является ли вступление в брак с разведенным и уже единожды венчанным человеком прелюбодеянием?
Энциклопедия заблуждений: Пост как средство классового угнетения, или за что крестьян лишили мясаАгафья Логофетова
Каждым Великим постом в интернете всплывают светские вопросы и рассуждения об исторической подоплеке возникновения поста. Почему нельзя есть мяса и молочной пищи? - Потому что бедному крестьянину в это время итак кушать было нечего: зимние запасы уже кончились, а из весеннего еще ничего и не выросло. В лучшем случае скажут – в этом мудрость церковная. А чаще понимающе кивнут: понятно, так Церковь «услужала государству» - заглушала недовольство крестьян.