Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Раннее развитие

ЗАПИСЬ

Chairys 11 января 2016, 14:30 , Москва ···

Курс "Воспитание креативности в семье" на проекте Универсариум

С большим интересом прослушала я курс "Воспитание креативности в семье", который, как, думаю, многие знают, проходил на проекте Универсариум. Цикл лекций посвящен методике ТРИЗ и ведется АА Гином, одним из ведущих специалистов в этой области.

Хочу отметить для себя и поделиться с вами несколькими мыслями, которые мне лично показались любопытными.


Автор очень увлекательно говорит о положительной обратной связи на познание и страстном отношении к жизни. Одной из ключевых родительских компетенций он выделяет умение вызывать удивление в ребенке. Практически каждый день, каждую минуту стоит постараться использовать для того, чтобы ребенок мог встретиться с чудом в самых простых вещах и испытать большое удивление.

Развивая эту мысль, автор приводит несколько фраз, которые можно использовать с детьми:

- на что это похоже?

- посмотри как удивительно..

- это такое потому, что..

- смотри какие...

В лекциях автора я нашла подтверждение своим робким мыслям работающей мамы о том, что с ребенком надо общаться НЕ МНОГО, а КАЧЕСТВЕННО и постараться сделать так, чтобы наше совместное время стало временем для его развития.

АА Гин подчеркивает важность общения ребенка с природой. Он много говорит о взаимодействии с красивым.

Отдельно отмечу его рекомендации относительно искусства. С его точки зрения, важно водить ребенка в музей, но это должно быть организованно весьма дозированно и коротко. Скажем, всего одна картина в день.

Автор призывает рассматривать и обсуждать с детьми фантазийные картины (непременно попробуем с А.!)

АА Гин объясняет, как важно знать имя автора картины (или любого другого произведения), чтобы ребенок понимал, что за каждой работой стоит труд.

Очень мне понравилось упражнение с картиной "Взятие снежного городка".

В аудитории обсуждался вопрос, что участники видят на картине. И на примере обсуждения автор показывал, как можно воспитывать в человеке способность видеть неочевидное, попытку понять замысел автора.

Не могу не отметить еще ряд рекомендаций:
- не исключать детей из взрослых разговоров: они учатся, усваивают новые продуктивные образцы речи и образ мыслей;
- стоит избегать ресурсных отношений (делать что-то за конфетку);

- нужно учить ребенка говрить Нет;

- а также учить видеть его последствия своих решений;

- и уметь работать с противоречиями.

В последней лекции ооочень интересное обсуждение того, как найти компромисс в противоречиях между тем, что говорят родители и другие родственники и важные в жизни ребенка люди (бабушки, учителя и тп).

И в целом, с большим удовольствием и вдохновением я прослушала данный курс и приведу еще несколько постулатов автора о методике ТРИЗ:

- Любой предмет может быть развивающим.

- Мозг включается тогда, когда у нас нет ответа.

- Важно взращивать в ребенке синкретичность мышления, умние находить неочевидную связь.

- Открытая задача имеет несколько решений.

- Необходимо включать в ежедневные занятия загадки, опыты, эксперименты, фокусы.

Отдельно хочу выделить для себя мысль о том, что по мнению автора в наши дни произошла "девальвация факта" и стало ценнее не чистое знание, а именно общее развитие мышление и других психических систем.

Список дополнительной литературы для самостоятельного изучения, рекомендованные автором на курсе:

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель...
  2. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.
  3. Гин А., Андржеевская И. 150 творческих задач для сельской школы.
  4. Гин А. Задачки-сказки от кота Потряскина.
  5. Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое.
  6. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают.
  7. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей.
  8. Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?
  9. Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  10. Злотин Б., Зусман А. Воображайте!
  11. Иванов Г. И. Денис-изобретатель.
  12. Корчак Януш. Как любить ребенка.
  13. Корчак Януш. Право ребенка на уважение.
  14. Соловейчик Симон. Педагогика для всех.
  15. Темплар Ричард. Правила родителей.
  16. Фабер Адель, Мазлиш Элейн. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
  17. Хоменко Ирина Алексеевна. Перестаньте меня воспитывать!
Благодарю за внимание:)
1

КОММЕНТАРИИ

Ольга 18 января 2016, 09:48 , Москва
                                    

Людмила, с вашего посыла просмотрела этот интереснейший курс! Впечатлилась, вдохновилась- супер, куча тем для размышления. Единственно, осталась внутренне не согласна с Гином, что всю жизнь можно рассматривать как открытую задачу. Одна из участниц высказала опасение, что это ведет к технологизации жизни. Придерживаюсь этого мнения. Кажется, что при подходе А. А. теряется какое-то ощущение естественного течения жизни. Интересно было бы услышать ваше мнение))) ?

Ответить
Chairys 18 января 2016, 09:53 , Москва
                                    

Я согласна с Вами. Я вообще очень опасаюсь любого фанатизма, чрезмерной глобализации и универсализации. С моей точки зрения, в каждой методике есть свое близкое лично каждому человеку и отдельно взятой семье рациональное зерно. Однако, брать одну методику и перекладывать ее на всю жизнь, решительно невозможно. Ну не может один человек или даже группа людей создать что-то уникальное для всех. На мой взгляд, все хорошо в меру, будь то ТРИЗ, Доман, Шичида или методика Марии Монтессори.

Ответить
Ольга 18 января 2016, 15:02 , Москва
                                    

Я тоже склонна так думать. Спасибо за ответ)

Ответить
лена 17 января 2016, 14:59 , Москва
                                    

Читать вас всегда интересно и познавательно ! Ну где научиться этому качественному общению с фокусами, экспериментами и тд. Где найти столько времени ????"

Ответить
Chairys 17 января 2016, 15:57 , Москва
                                    

сама задаюсь тем же вопросом( в голову приходит только цитата Корчака (не помню дословно)

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего 
ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано 
недостаточно, если не сделано все.
Ответить
Алена 17 января 2016, 20:25 , Москва
                                    

Как говорит супруг "Спрошу себя, сделал ли я все, что было возможно?"
Ответить
Анечка 13 января 2016, 00:13 , Санкт-Петербург
                                    

Очень интересно! Светлана тоже тут как раз про этот курс писала. Было бы здорово, конечно, прослушать самой. За список литературы - спасибо! (Хотя в моем уже и так больше 100 названий). Пару дней назад начала читать Как любить ребенка Януша Корчака, очень мне нравится. А его биография чего стоит!

Ответить
Черничная девчонка 12 января 2016, 14:29 , Москва
                                    

Спасибо, Вы подтвердили правильность моих установок. Очень приятно знать, что интуитивно нашла решение. Кстати, даже взрослым не стоит заранее читать описание более 5 картин музея, потому что все сольется в кашу и потеряет важность. Нет, это не значит, что остальные нельзя посмотреть и просто полюбоваться, это значит, что именно изучить, разобрать и "поселить в себя" не получится более 5 за раз.

Ответить
Chairys 12 января 2016, 15:41 , Москва
                                    

Думаете? А если прийти в музей с подготовкой (взрослому я имею ввиду)?

Ответить
Черничная девчонка 12 января 2016, 16:10 , Москва
                                    

Думаю, замечала и, в итоге, нашла подтверждение в статьях психологов. Так я и имею ввиду взрослого, который заранее подготовится к восприятию опреледенных картин - все прочитает про художника, откуда и почему что возникло. Или имеется ввиду человек с подготовкой дизайнера, искусствоведа и т.д.? Усталость (замыленность) глаза и мозга и тут не отменить, ну, может, чуть более готов будет - все-таки, во время учебы/работы разбирались мощные пласты информации. Я сомневаюсь, что даже узкие специалисты помнят все детали жизни и творчества (и конкретных картин) художников.

Ответить
Алена 12 января 2016, 20:50 , Москва
                                    

Вклинюсь в ваш диалог. Мне представляется более интересной несколько иная последовательность. Сначала - посещение музея и определение для себя тех картин, что "цепляют" (что именно притягивает, что видишь, что, предполагаешь, хотел передать тебе художник). Потом уже ознакомление с официальной версией. Тогда же можно ознакомиться с общепризнанными шедеврами и общим мнением на их счет. И потом - повторная встреча с полотнами. Ведь интересен уникальный опыт, личное переживание, самоанализ и рефлексия. И чистота первичного восприятия как раз основа для этого.

Ответить
Гузель 17 января 2016, 09:15
                                    

Извините тоже вклинилась. Алён, я почти так и сделала, сначала сходила в музей Мунка, а уж потом мне так стало интересно почему же именно его картины один из самых дорогих и что именно в "Крик" особенное?

Ответить
Алена 17 января 2016, 20:23 , Москва
                                    

Интерес - как результат твоего "переживания" этой картины?

Ответить
Гузель 17 января 2016, 21:48
                                    

нет, интерес почему его картины стоят так дорого? А Крик интерес, что же там такого необычного

Ответить
Mango 12 января 2016, 11:05 , Москва
                                    

Люда, спасибо за список и про то, что рассказали про курс. Если есть возможность, не могли бы вы немного подробнее написать о неочевидном на примере картины...

Еще давно вам хочу сказать огромнейшее спасибо за Автобиографию Агаты Кристи!!! Я не любитель автобиографий и вряд ли бы ее взяла в руки, да я даже и не слышала о ней... Почему-то после вашего обзора срочно надо было ее прочитать))) Книгу даже сложно охарактеризовать, столько в ней интересного и познавательного из разных областей.
Ответить
Chairys 12 января 2016, 11:10 , Москва
                                    

Спасибо!
Я напишу коротко, с моих слов, возможно, экспримент покажтся банальным, но в ральности он действитльно интерсный.
Если коротко, то ведущий с детьми подмечал всякие мельчайшие детали и дети учились делать выводы, зачем изображено то-то и показано так-то. Скажем на этой картине горностаевая накидка у дамы, что и этого вытекает? Горностай - оч дорогой и редкий мех, значит это богатая дама и тп. Картина условно поделена на 2 части, почему? (далее идут долгие рассуждния вплоть до связи с мифологией).
Но это я Вам буквально в 2х словах пишу, смотреть эксперимент интереснее)

Ответить
Mango 12 января 2016, 12:27 , Москва
                                    

Хорошее обсуждение. В школе для меня всегда было проблемой написать сочинение по картине, а тут такая подготовка)

А сейчас главное самой знать, что спрашивать у ребенка и знать ответы на эти вопросы... видимо надо готовиться заранее к беседе..
Ответить
Алена 11 января 2016, 21:55 , Москва
                                    

Добавлю к твоим "робким" мыслям - не только работающей маме нужно качественно общаться, но и при наличии даже двух детей качество общения первостепенно (даже при отсутствии работы). И еще, обрати внимание - качество с КАЖДЫМ ребенком отдельно и с ДВУМЯ одновременно.

Ответить
Chairys 11 января 2016, 23:16 , Москва
                                    

Ох, Алена! +100! И я жадно тебя читаю, чотбы понять, КАК к этому приблизиться...

Ответить
татьяна 11 января 2016, 20:00 , Елец
                                    

А что лично вы порекомендуете из данного списка литературы? Или может что-то другое на тему воспитания-развития детей? Очень интересно ваше мнение

Ответить
Chairys 11 января 2016, 21:04 , Москва
                                    

Одной какой-то идеально-универсальной книги не назову. Мне понравились Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя", Макаренко "Педагогическая поэма", Выготский "Психология искусства", Автобиография Агаты Кристи, Как дети добиваются успеха. Сейчас дочитываю Ф. Дольто и тоже очень нравится.
А вообще надо получше обдумать Ваш вопрос и написать целый отдельный пост на эту тему со своими мыслями)

Ответить
татьяна 12 января 2016, 11:13 , Елец
                                    

Людмила, спасибо за ваш развернутый ответ) И пост на данную тему с удовольствием бы почитала

Ответить
Tanja 11 января 2016, 18:34 , Салерно
                                    

Можно поподробнее про неочевидное? Что предложено увидеть и чему удивиться?

Ответить
Chairys 11 января 2016, 20:58 , Москва
                                    

С днем рожденья сыночка!
Вы имеете ввиду на картине? Или вообще?

Ответить
Chairys 12 января 2016, 11:01 , Москва
                                    

Если коротко, то ведущий с детьми подмечал всякие мельчайшие детали и дети учились делать выводы, зачем изображено то-то и пказано так-то. Скажем на этой картине горностаевая накидка у дамы, что и этого вытекает? Горностай - оч дорогой и редкий мех, значит это богатая дама и тп. Картина условно поделена на 2 части, почему? (далее идут долгие рассуждния вплоть до связи с мифологией). Но это я Вам буквально в 2х словах пишу, смотреть эксперимент интереснее)

Ответить
Мария 11 января 2016, 17:57 , Одинцово
                                    

Весь курс лекций есть на ютубе . Так что можно все вспомнить и повторить. Ссылку девочка давала в комментариях Светланы.

Ответить