Курс "Воспитание креативности в семье" на проекте Универсариум
Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)
С большим интересом прослушала я курс "Воспитание креативности в семье", который, как, думаю, многие знают, проходил на проекте Универсариум. Цикл лекций посвящен методике ТРИЗ и ведется АА Гином, одним из ведущих специалистов в этой области.
Хочу отметить для себя и поделиться с вами несколькими мыслями, которые мне лично показались любопытными.
Автор очень увлекательно говорит о положительной обратной связи на познание и страстном отношении к жизни. Одной из ключевых родительских компетенций он выделяет умение вызывать удивление в ребенке. Практически каждый день, каждую минуту стоит постараться использовать для того, чтобы ребенок мог встретиться с чудом в самых простых вещах и испытать большое удивление.
Развивая эту мысль, автор приводит несколько фраз, которые можно использовать с детьми:
- на что это похоже?
- посмотри как удивительно..
- это такое потому, что..
- смотри какие...
В лекциях автора я нашла подтверждение своим робким мыслям работающей мамы о том, что с ребенком надо общаться НЕ МНОГО, а КАЧЕСТВЕННО и постараться сделать так, чтобы наше совместное время стало временем для его развития.
АА Гин подчеркивает важность общения ребенка с природой. Он много говорит о взаимодействии с красивым.Отдельно отмечу его рекомендации относительно искусства. С его точки зрения, важно водить ребенка в музей, но это должно быть организованно весьма дозированно и коротко. Скажем, всего одна картина в день.
Автор призывает рассматривать и обсуждать с детьми фантазийные картины (непременно попробуем с А.!)
АА Гин объясняет, как важно знать имя автора картины (или любого другого произведения), чтобы ребенок понимал, что за каждой работой стоит труд.
Очень мне понравилось упражнение с картиной "Взятие снежного городка".
В аудитории обсуждался вопрос, что участники видят на картине. И на примере обсуждения автор показывал, как можно воспитывать в человеке способность видеть неочевидное, попытку понять замысел автора.
Не могу не отметить еще ряд рекомендаций:
- не исключать детей из взрослых разговоров: они учатся, усваивают новые продуктивные образцы речи и образ мыслей;
- стоит избегать ресурсных отношений (делать что-то за конфетку);
- нужно учить ребенка говрить Нет;
- а также учить видеть его последствия своих решений;
- и уметь работать с противоречиями.
В последней лекции ооочень интересное обсуждение того, как найти компромисс в противоречиях между тем, что говорят родители и другие родственники и важные в жизни ребенка люди (бабушки, учителя и тп).
- Любой предмет может быть развивающим.
- Мозг включается тогда, когда у нас нет ответа.
- Важно взращивать в ребенке синкретичность мышления, умние находить неочевидную связь.
- Открытая задача имеет несколько решений.
- Необходимо включать в ежедневные занятия загадки, опыты, эксперименты, фокусы.
Отдельно хочу выделить для себя мысль о том, что по мнению автора в наши дни произошла "девальвация факта" и стало ценнее не чистое знание, а именно общее развитие мышление и других психических систем.Список дополнительной литературы для самостоятельного изучения, рекомендованные автором на курсе:
- Альтов Г. И тут появился изобретатель...
- Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.
- Гин А., Андржеевская И. 150 творческих задач для сельской школы.
- Гин А. Задачки-сказки от кота Потряскина.
- Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое.
- Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают.
- Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей.
- Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?
- Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
- Злотин Б., Зусман А. Воображайте!
- Иванов Г. И. Денис-изобретатель.
- Корчак Януш. Как любить ребенка.
- Корчак Януш. Право ребенка на уважение.
- Соловейчик Симон. Педагогика для всех.
- Темплар Ричард. Правила родителей.
- Фабер Адель, Мазлиш Элейн. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
- Хоменко Ирина Алексеевна. Перестаньте меня воспитывать!