Форум издателей во Львове. Часть 2. Культурно-литературная
книги на иностранном языкеПост-впечатление о литературных событиях Форума.
Просыпаешься под шум дождя. Видишь капли, барабанящие по крышам любимого города. Надеваешь длинную юбку и удобные балетки. Бежишь по умытым утренним улицам в поисках горячего какао и сырников) И не знаешь ещё, какой удивительный день тебя ждёт…
Мне было даровано два удивительных дня, полных ярких встреч и открытий. До последнего не была уверена, что смогу остаться. И как же радостно, что удалось: по ощущениям два дня как целый отпуск )
В первый день было много книг и разговоров с издателями. Рассказала о них в первой части.
Вечер первого дня Форума и весь второй были посвящены выступлениям:
Лекция Оксаны Булы «Почему книжка-картинка - не книжка с картинками?»
Внутренний дворик отеля Leopolis
Оксана Була - молодая львовская художница, проиллюстрировавшая полтора десятка украинских книг, получившая награду за авторскую книжку-картинку «Зубр шукає гніздо»
Ей всего 28, а её таланту, опыту и знаниям можно только позавидовать. Очень простая и приятная в общении. К моему удивлению, очаровательная «Хто росте в саду» принадлежит именно её кисти, а «Хто росте у парку» вошла в престижный каталог детских книг «Белые вороны»!
Оксана рассказала:
▪ о творчестве «первопроходца» - Рандольфа Калдекотта, о появлении медали, которой с 1938 года награждают художников-иллюстраторов за «самую выдающуюся американскую иллюстрированную книгу для детей»;
▪ о знаковых книгах - «Любопытный Джордж», «Истории о слоне Бабаре»,
«Там, где живут чудовища»Мориса Сендака etc.
▪ о том, что книжка-картинка - это форма, инструмент выражения мысли художника, а не жанр. Она позволяет выразить больше, чем сказано в тексте, она доступна для восприятия большей читательской аудитории, поэтому развивается сейчас очень активно;
▪ об ограниченности мышления, когда стеснённо признаются «Я взрослый, но мне нравятся иллюстрации в детских книгах». К счастью, это не о нас с вами))
▪ о том, какие сложные темы поднимаются в книжках-картинках за рубежом, и сколько нам ещё до них расти;
▪ о новых именах - о Джоне Классене («Я хочу вернуть свою шляпу», «Мы нашли шляпу», «Сэм и Дейв копают яму»),
Марианне Коппо (о мечтах камня «Petra»)
Дэне Сантате («Приключения Бикла», медаль-2015 и будущая экранизация)
Аароне Бекере («Путешествие») и многих других
Час пролетел незаметно, интересно и познавательно, а сколько книг поставила на карандаш - не перечесть!
Публичное интервью с Марьяной Савкой «Тринадцатая женщина»
Внутренний дворик «Копальни кавы»
Лариса Денисенко, адвокат и писательница, беседовала с главным редактором и соучредителем Видавництва Старого Лева, послом доброй воли ООН, поэтессой и писательницей, автором книги «12 невероятных женщин» - Марьяной Савкой. Впечатление такое, будто я слушала английскую королеву. Эта женщина безгранично умна, рассудительна, образована и элегантна.
О чём было интервью? О многом:
▪ о карьере, о перспективах, о рождении издательства, о провинции, жизнь в которой не есть преградой для успеха (Марьяна родом из самого маленького города Украины);
▪ о труде, о тяжелом и изнурительном труде и требовательности к себе, которые шлифуют природные таланты;
▪ о социальном бизнесе, который приносит нечто большее, чем финансовую выгоду. Сейчас в штате издательства работает 50 человек, не считая авторов, иллюстраторов и прочих сотрудников, работающих за гонорары.
Помимо рабочих мест, социальных выплат, возможностей для карьерного роста, бизнес должен создавать полезный для общества продукт, внедрять образовательные программы, ставить высокую планку сервиса, осознавая и правильно используя свое влияние на умы и на общественное мнение;
▪ о том, что вектор развития общества определяется способом приобретения права собственности. Существует два вида получения этого права: легальный (через законный заработок или наследство) и незаконный (через грабеж, мошенничество и т.д.). Если преобладающая масса населения пользуется вторым способом, то общество деградирует и разлагается, если первым - двигается к цивилизации.
Поэтому так важно воспитывать молодое поколение в правильных гражданских ориентирах, давать пример собственной деятельностью, показывать, что в мире ценятся не дипломы, а знания и практический опыт, что честный заработок приносит больше уважения и авторитета;
▪ о женщинах и важных для них сферах самореализации. Беседам с такими женщинами и посвящена её новая книга. О любви, материнстве, работе, благотворительности, равенстве, творчестве, независимости, умении расставлять приоритеты, об источниках силы.
Потрясающая женщина! Теперь я знаю, кем хочу быть, когда вырасту)
Презентация книги Анны Владимирской «Искусство понимать искусство»
Музей етнографії та художнього промислу
Киевлянка Анна Владимирская, искусствовед и художник, преподаватель и писательница, представила свою новую книгу, опубликованную на двух языках: украинском и русском. Легко и с юмором вела диалог с публикой: объясняла суть различных течений в искусстве, современные тенденции, разницу ощущений при встрече с живой картиной в галерее и фотографией в альбоме, описывала лучшие музеи мира. Вместе с ней выступали ученики драмкружка Малой академии наук - декламировали стихи о жажде искусства.
Анна Овсеевна рассказывала, почему творчество импрессионистов нравилось и продолжает нравиться людям больше всего. Для понимания их картин не нужно было высшее образование и знание библейских сюжетов, их живопись полна света и красок, обычных людей вместо знати, красивых и памятных мгновений.
Хотя их талант не сразу был оценён по достоинству. Из названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» французский критик использовал определение «впечатленец» (импрессионист), осуждая поверхностность и небрежность художника. В последствии этот термин дал название целому направлению в изобразительном искусстве)
Публика собралась весьма оригинальная. Женщина лет 30 спросила буквально следующее:
- Я выросла на творчестве Сальвадора Дали, на его картинах, инсталляциях, вдохновлялась его биографией, восхищалась его гением. И вот, в прошлом году мне удалось посетить его музей в Фигерасе. Там я посмотрела удивительные экспозиции и прослушала лекцию, в которой говорилось: «Дали - шоумен, шарлатан, а не гений! Всё, что он писал, было направлено на эпатаж и заработок». Я была в шоке, до сих пор не могу переварить эту информацию - такое разочарование. Скажите, как теперь жить дальше?..»
Ответ Анны Овсеевны:
- Я Вас очарую обратно)) Примирю с Сальвадором. Действительно, Дали, наравне с Пикассо, одним из первых осознал, что скандал делает художника узнаваемым и продаваемым, что сплетни и новаторские шоу держат внимание публики. При этом он безупречно владел техникой рисунка, гравюры, чувством пропорций и меры, достаточно увидеть одну из его картин вживую.
Так вот, есть одна картина, признающая его гений даже в глазах осуждающей всех и вся католической церкви - «Тайная вечеря». На ней Иисус и склонившие головы Апостолы изображены за столом на космическом корабле, в небе Бог-Отец раскрыл Свои руки над ними, всё расположено в геометрически точной перспективе и согласно законам идеальной центральной симметрии. Вот она - на слайде
Присмотритесь. Что не так? Чего не хватает? Сколько Апостолов за столом? Как они сидят?
На вопрос «Как отличить современное искусство от ерунды?» отвечала:
- В Национальной галерее современного искусства в Риме был месяц Испании. Я, в порыве любви к испанцам - Веласкесу, Переде, Мурильо, ожидала увидеть буйство красок, граффити, чувственную скульптуру, да что угодно… Захожу, а там три зала: в первом сброшена гора светлого щебня, во втором - серого щебня, в третьем… догадайтесь) Правильно - куча черного щебня)))
Это надувательство! Если Вам противно, неприятно смотреть, находиться рядом, то это не искусство. Кто бы что не говорил, художник творит для зрителя. А если Вам непонятен объект творчества, но все-таки интересен, его хочется разглядеть, осмыслить, или наоборот - нравится очень, но не ясно, за что, значит перед Вами современное искусство)
Также в книге огромный раздел посвящен художникам и скульпторам, прославившим Украину:
Александр Архипенко - яркий представитель кубизма в скульптуре, мастер использования сквозной формы. Родился и получил художественное образование в Киеве, в 1908 перебрался в Париж, а позже - в Штаты, где открыл свою школу пластики.
Я лично 30 минут бродила вокруг копии скульптуры «Женщина, укладывающая волосы» в музее Львова. Она потрясающая! Плавность, острота, применение отрицательного объема и бесконечная грация…
Казимир Малевич - один из основателей абстрактной живописи, супрематизма и кубофутуризма, педагог и теоретик искусства. Родился в Киеве, по долгу службы отца много путешествовал с семьей, рисовать начал в Конотопе. Его работы геометричностью форм и цветовым сочетаниям перекликаются с традиционной украинской вышивкой и коврами.
И «Черный квадрат» на самом деле не квадрат, а четырехугольник, все стороны которого разнятся. Впервые был воплощен в виде театральной декорации - черный квадрат вместо солнечного круга. Всего таких «квадратов» семь, каждый отличается размерами, фактурой и даже цветом.
Соня Делонэ - первая женщина, получившая прижизненную выставку в Лувре, офицер Ордена Почетного легиона. Сделала огромный вклад в развитие моды и легкой промышленности Франции. Как я могла о ней не знать?!
Родилась в Одесе, после ранней смерти родителей дядя забрал её в Санкт-Петербург, продолжала учебу в Германии и Франции, осталась в Париже. Значительно опередила свое время, объединяла искусство и моду, воплощала стиль ар-деко и орфизм в картинах, тканях, платьях, одевала трупу Дягилева и до сих пор вдохновляет новые поколения художников и дизайнеров
Иван Марчук - живой классик современного украинского искусства, входит в список «100 гениев современности», ему сейчас 81. Его работы узнаваемы и уважаемы во всем мире
Анатолий Криволап - самый дорогой художник современной Украины.
Его полотно «Конь. Вечер» было продано на аукционе за 186 тысяч долларов.
Владислав Ерко - относительно молодой (55 лет) классик украинской живописи, художник-иллюстратор, владелец медали Фонда Андерсена за книгу «Снежная королева» и множества наград.
Родился в Киеве, долгое время жил в интернате, рисовал и лепил с раннего детства, так и не получил начального художественного образования и не закончил учебу в вузе.
Легко воспроизводил любые изобразительные техники, но обрел свое виденье, свой почерк после знакомства с творчеством Альбина Бруновского
Его иногда обвиняют в плагиате (звери в «Алисе» уж очень похожи на Тенниеловских, а руки и позы рыцарей сворованы с картин эпохи Ренессанса). Спорно, и в творчестве цитирование - не грех. Например, Пикассо был редкостным вором, стоило ему одним глазом увидеть мастерскую коллеги, и тут же Пабло начинал создавать серию картин аналогичной тематики, композиции и даже цветовой палитры.
Учитывая его страшную работоспособность (около 20 000 картин за всю жизнь), пока горе-сосед заканчивал свое полотно, Пикассо уже выставлялся в галерее)) Так вот, это не про Ерка.
Его ценят за филигранную технику, историческую достоверность, невероятную фантазию и доступность его творчества взрослым и детям.
Теперь чувствуете нашу подкованность в вопросах искусства?))
Мастер-класс по культуре речи от Александра Авраменка
Геокупол перед Дворцом искусств
Харизматичный ведущий - звезда утренней передачи «Уроки української мови» на канале 1+1, лингвист, доцент филологических наук, автор, как оказалось, самых продаваемых учебников и пособий, кумир отличниц и человек с по-настоящему грамотной речью. Одна выпускница дрожащим от волнения голосом благодарила его за книги, общение в фейсбуке, за помощь в подготовке к ЗНО, благодаря чему она сдала тесты на 199,5 баллов из 200 возможных!
Открытый урок проходил очень живо, в форме диалога: обсуждали фразеологизмы, суржик, разбирали типичные речевые ошибки, правильные ударения, отгадывали загадки и получали призы (подготовленность львовской публики искренне поразила Александра)
Мне запомнилась колоритная фраза из «Кайдашевой семьи», описывающая силу женской «красоты»: Як виглянула у вікно, то три дні собаки брехали, а одна як придивилась, то й зовсім сказилась )))
Презентация молодежного выпуска литературного журнала «Дзвін»
Львовская областная библиотека для юношества, площадь Рынок, 9
Фото с презентации принадлежат Александру Наконэчному
Фото страниц журнала сделаны на мой телефон :)
Литературно-художественному журналу «Дзвін» в этом году 77. На его страницах в разное время дебютировали Мыкола Винграновский, Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Мария Матиос и другие.
Главный редактор Юрий Коваль во второй раз отдал бразды правления молодому поколению: в сентябре вышел второй выпуск, созданный авторами, редакторами, дизайнерами и оформителями, еще не достигшими 35-летия. Номер получился на славу, с хорошей поэзий (с не очень хорошей, местами, тоже),
завернутый в талантливые акварели Василины Мельник - молодой мамы и опытной художницы
Впечатлило, что мероприятие было интересно такому количеству гостей
Литературные чтения были для меня открытием! Любомир Лесонин в 14 лет пишет историческое фентези. Мария Букрий, которой всего 15, завершает исторический роман о Ярославе Мудром и его супруге Ингигерде, дочери шведского короля. Красиво пишет. Облачена в античную тунику, а сама будто сошла с картин Средневековья. Не ребенок - восторг!
Татьяна Пылыпець - яркая женщина, типажом и энергетикой напомнившая Фаину Раневскую, директор областной библиотеки для юношества.
Коротко рассказала об интервью журналу, в котором делится проблемами больших и маленьких библиотек, способами получения финансирования, методами борьбы с конкуренцией, спасения от сокращений и ликвидации, реорганизации самой концепции библиотеки. Классная женщина, живет своей работой, и процветание её библиотеки очевидно.
Юлия Слывка, 23
Молодой автор, пишет верлибры, прозу о своей семье, о любви, о вере, о бабушке и двух дедушках, их живой речи и жизненной мудрости. Ведет интересный профиль в инстаграме, такой, что можно забыть о сне и еде. Её тексты берут за душу, поднимают из сознания нас самих за какие-то доисторические петли, встряхивают и чистых, новых, ставят на место - на свою ветку родового дерева. Рекомендую, даже если Вы совсем не знаете украинского!
___________________________________________________________
Вот Юля читает искренний и нелегкий текст о своем 94-летнем прадедушке
Вот я сдерживаю слёзы, слушая Юлю
А еще Юля испекла ящик кексов для гостей журнала))
Дмитрий Семчишин, 28 - поэт, настоящий, очень тонко чувствует мелодичность языка, очень неглупо пишет, аспирант кафедры украинской филологии, обладатель стипендии Президента Украины, переводит поэзию Киплинга
В интернете его стихов не нашла, в журнале каждый - песня! Хочу сборник его поезии
Дискуссия «Отцовство: дар и миссия. Где черпать духовные ресурсы?»
Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла
Украинская Греко-Католическая Церковь способствовала созданию книги-пособия для родителей. Авторы сборника - священники, детские психологи, педагоги, пары с многолетним опытом счастливой семейной жизни и воспитания детей. Короткие выступления авторов были искренними, полезными, с опорой на Слово Божье, но без морализаторства, учитывая, что Львов - очень религиозный город.
Заметки:
▪ книга о воспитании (честно, даже названия не записала) начинается с главы о поиске подходящего партнера для семейной жизни, дальше о любви, взаимной помощи, обязанностях мужа и жены, потом планирование материнства, процесс беременности и родов, уход за малышом, стадии умственного и физического развития, и, наконец-то, воспитание - на собственном примере;
▪ семейная пара с 35-летним опытом. Обаятельные) Он - высокий дядя Стёпа, она - маленькая и кругленькая, как Мадам Потт (чайничек из «Красавицы и Чудовища»). Рассказывали о бытовых моментах, о кризисах, о традициях, о важности общения с семьями, разделяющими ваши жизненные ценности, о значимости семейной молитвы в отношениях, об умении прощать и благодарить.
Подчеркнули, что плод семьи - не только дети, но и плод духовный: служение, работа на благо семьи и общества, поддержка молодых пар - всё, чтобы уберечь людей от вражды, разводов, оставленных детей.
Отметила ключевую для себя фразу:
«Будьте очень внимательны до свадьбы, ведь с момента венчания Господь ожидает на небе вас обоих, не раздельно, не поодиночке. Ему все равно, сколько раз Вы успели разлюбить, развестись, возненавидеть Вашего супруга или супругу. Он ждет вас вдвоем. Помните, что́ Бог благословил, то поддается ремонту»;
▪ молодой папа 4D - отец четырёх детей, организатор клуба для пап, на вид ему лет 30-35. Напомнил, что отцовство произошло от слова «отец»)) Очертил роль мужчины в воспитании детей - он обязан:
- быть ангелом-хранителем своей семьи,
- достойным примером для подражания, а не только судьей и мечом, несущим наказание,
- каждый день оставлять свое «Я» за порогом, на работе, на исповеди…
- каждый день быть благодарным Господу за жену, детей и родителей. Они - великий дар для мужчины! Не обуза, не ярмо, а священное знамя,
- помнить, что женщина - хрупкий сосуд. Поддерживая, помогая и оберегая её, мужчина создает дома правильную погоду,
- знать, что уход за ребенком - это не помощь жене, это помощь себе: это и его дети тоже)))
- нести ответственность за духовное воспитание детей. Не стоит удивляться их дурному поведению или равнодушию, если все вопросы веры он делегирует жене или бабушкам. Послушность определяется не умением креститься и знанием, что готовится к разным церковным праздникам.
Спросил: «Вспомните, как часто вы ссоритесь друг с другом перед детьми? Бывает. Не смогли контролировать эмоции. А теперь подумайте, как часто вы миритесь при детях? Как часто признаете свои ошибки и просите прощения? Не за закрытой дверью спальни, нет. Вслух. Так, чтобы они видели не только ваш эгоизм, но и ваше смирение».
Показатель хорошего отцовства - авторитет у детей, не страх, а желание быть похожими на папу или маму, начиная со школьного возраста, когда перед глазами у ребят есть много других семей и качественно других отношений.
Кажется, всё. На мой взгляд, не поверхностно и ценно для любой семьи.
А к занавесу пусть будет парочка любимых лакомых мест во Львове) Не сочтите за рекламу. Там, правда, очень хорошо!
Французская пекарня «Багет»
ул. Генерала Чупринки, 68
Самый уютный и вкусный уголок в городе. Обслуживание, кухня и выпечка там чрезвычайные и не портятся с годами. Возможно, потому что пекарня находится вдали от туристических троп, а для студентов журналистики ЛНУ им. Франка, обосновавшихся напротив, цены все же высоки. Туда ходят, в основном местные: мужчины - выпить кофе по пути на работу, мамочки с малышами - на вкусные завтраки, влюбленные парочки - за атмосферой.
В «Багете» лучший во Львове хлеб! А ещё эклеры, сдоба, печенье, львовский сырник и штрудели. Правильные круассаны с шоколадом, заварным кремом, домашним клубничным вареньем и совсем без начинки, щедро посыпанные корицей и сахарной пудрой с ванилью. Киш с овощами, пироги с сезонными ягодами, ревенем, тыквой или орехами с карамелью. Кофе, какао и божественный компот! Насыщенный, несладкий, без чернослива… такой, что лучше делает только моя бабушка и только для меня))
Каждую неделю дедушка приводит внучку отведать новый десерт после воскресной службы в греко-католическом храме по соседству. Такая умилительная картина: подтянутый старичок в сером костюме тройке и маленькая девочка в коротком пальто и платье с бантом степенно пьют горячий чай с пирожными и обсуждают родителей)))
- Твоя мама в школі була файна, як золото) Завше слухалася, але як зійдуться з дядьком Василем докупи, то Боже борони! …візьмемо ще отих цукрованих штукенцій до сніданку?
Парадоксально, но именно в «Багете», небольшой французской булочной, обитает «мой настоящий Львов».
Литературная кофейня «Кабинет»
ул. Винниченка, 12
Относительно новое заведение. Очень театральное, покрытое замшей, «паутиной» и деревом, увенчанное кованой лестницей и балконом. Встречает книжными полками, живыми попугаями в высокой клетке и десертами, гордо несущими имена писателей
О кухне отзывы разнятся, а вот кондитерский цех трудится не зря: эклеры с фундучным пралине и карамелью, наполеоны, львовские сырники, суфле, муссы, мороженое и много-много видов кофе
Атмосферно, вкусно, эстетично, по-львовски красиво…
Прекрасный, прекрасный город!
Спасибо