Алгебра. Естественная наука в комиксах. Ларри Гоник
средним школьникамКомикс-то комикс, да не простой. Я вижу эту книгу дополнительным учебным пособием к учебнику математики 5 класса.
Вот передо мной учебник 5 класса Н.Я.Виленкина и я хочу сравнить последовательность глав школьного курса и глав "комикса".
Книга замечательная. Для родителей пятиклассников, заинтересованных в том, чтобы не только поддержать интерес своих детей к царице наук, но и расширить рамки их понимания, например, за счет введения системы координат и научения ребёнка рисовать уравнения (что понадобится ему в дальнейшем курсе алгебры).
Автор книги, вот такой вот дяденька:
Вот сам годовой курс математики 5 класса (слева) и содержание "комикса" (справа):
Обращаем внимание, что в комикс как раз и включен весь алгебраический курс 5 класса (исключая геометрическую его часть, такую как плоскости, лучи, углы, и др.)
ИТАК. Начинается алгебра с самого важного: с числовой прямой. Нейробиологи предполагают, что мозг распознаёт каждое число и быстро преобразует его в некоторую внутреннюю величину, игнорируя цифры, отражающие эту величину. Человеческий мозг воспроизводит некоторую мысленную числовую прямую, на которой числа визуализируются как точки: 1 - всегда слева, 2 - справа, затем следуют 3, 4 и т.д. Когда нам нужно решить, какое из двух чисел больше, мы мысленно представляем их на этой прямой и определяем, какое из чисел находится правее. Врожденная числовая прямая дает очень узкие интуитивные представления о числах. На ней представлены лишь положительные целые числа с их количественными отношениями друг к другу, с которыми имели дело наши глубокие предки. Это объясняет, почему у нас нет интуитивных представлений о других числах, которыми оперируют современные математики: отрицательные числа, дроби, иррациональные числа, ... Небольшие натуральные числа имеют для нас смысл, потому что совпадают с врожденным чувством множественности, которое делает понятным эти числа даже для четырехлетних детей.
Другие понятия, которые и начинает в 5 классе изучать алгебра, находятся за пределами наших естественных представлений, поэтому приходится строить специальные модели, чтобы их понять.
1 глава посвящена числам: натуральным, дробным, отрицательным, иррациональным и завершается задачами на понимание.
Раз у нас есть числа, будем проводить с ними операции: сложение, вычитание, умножение, деление. В главах 2 и 3 эти действия обозначены наглядно и способствуют пониманию школьника.
Чтобы перейти к уравнениям, нужно ввести переменные.
У Виленкина переменные вводятся между делом в главе "8. Числовые и буквенные выражения", и после них - "10. Уравнения":
Вот так подводится к необходимости введения переменных в комиксе: "Алгебра похожа на эсэмэски" )))
А уравнения предлагается "рисовать". Вводится система координат:
Далее изучаем превосходные степени, рациональные выражения, отношения, средние.
Все знания в комиксе связаны с повседневной жизнью. Вот, например, такая задача о средних:
Остальные картинки, ответ на эту задачу, обозначение дальнейших задач курса алгебры, призванных поддержать интерес читателя и её изучению, если интересно, я положила здесь: http://mathlife.ru/algebra
Книга замечательная. Для родителей пятиклассников, заинтересованных в том, чтобы не только поддержать интерес своих детей к царице наук, но и расширить рамки их понимания, например, за счет введения системы координат и научения ребёнка рисовать уравнения (что понадобится ему в дальнейшем курсе алгебры).
Подробнее: http://mathlife.ru/algebra