Памяти Пушкина
Поэты/писателиКаждый год 10 февраля я обязательно писала пост про книги о Пушкине.
А тут заранее не сложилось, да и не пишу я никогда заранее, день в субботу был суматошный, да и воскресный тоже. Но к вечеру стало точить странное переживание, будто чувство вины перед памятью поэта. И к ночи я открыла черновик.
Младшим детям в библиотеке я о Пушкине ничего не говорила, убоявшись формирования к нему отношения, похожего на отношение героя пьесы Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Откуда я знал, что не любить Пушкина нельзя." Все равно они пока мало понимают, весь их багаж творчества поэта - сказки, "К няне" да "Зимнее утро". И мы с ними читали "Как сказать про любовь?" - ведь через несколько дней начнется сумасшествие с сердечками-валентинками. Вот как раз тут Пушкин-то знал что нужно сказать! Но "все в ней гармония, все диво", "чистейшей прелести чистейший образец", "гений чистой красоты" это пока еще совсем не их словарь.
А старшим немного рассказала, хоть и читаем-обсуждаем мы сейчас "Красного Арлекина", и с восторгом они говорят об эстетике Средневековья. Но все же это такой день, о котором стоит вспомнить, особенно на фоне регулярных упоминаний драконов. Уже перед уходом просто сказала, что сегодня не только китайский новый год. И процитировала строчки из письма Матюшкина Яковлеву, рассказала о траурном залпе из всех 44-х бортовых орудий корабля, которым он командовал, прочла отрывок стихотворения Владимира Соколова:
Убит. Убит. Подумать! Пушкин…
Не может быть! Все может быть…
«Ах, Яковлев, - писал Матюшкин, -
Как мог ты это допустить!
Ах, Яковлев, как ты позволил,
Куда глядел ты! Видит бог,
Как мир наш тесный обездолел,
Ах, Яковлев…» А что он мог?
Что мог балтийский ветер ярый,
О юности поющий снег?
Что мог его учитель старый,
Прекраснодушный человек?
Пять минут. Произнесенные вслух фамилии четверых лицеистов-однокашников - Пушкин, Яковлев, Матюшкин, Данзас. Даже если забудутся остальные фамилии, кроме одной, может быть, останется в памяти что-то о лицейском братстве.
Из новых книг к этой дате у меня появилась одна - Алексей Федоров "Александр Пушкин" из серии "Горжусь своей историей".
Книга для младших школьников. Краткая биография поэта с идеологическими отступлениями, культурологическими справками и историческими пояснениями что такое род, Родина, дворянство, понятие чести и т.д.
Книга не художественная - текст типично "из учебника", хорошего учебника, больше всего она напоминает распечатанную и оформленную в виде книги учебную презентацию. Все события изложены, хоть и без особых художественных подробностей, но последовательно, толково и понятно. Глядя на название издательства, все становится ясно - "Русское слово - учебник"
Книгу брала из-за иллюстраций и оформления, хоть и тут есть к чему придраться. У художницы Марии Кропотовой есть проблема с пропорциями тела - все герои головасты и коротконоги. Но по сравнению с другими книгами о Пушкине (пара книг Юрия Нечипоренко, несколько книжек от "Насти и Никиты"), эта - просто верх визуальной благопристойности. Если б можно было убрать мультяшного ученика на обложке и страницах внутри, было бы еще замечательней ) Шрифт крупный, межстрочный интервал комфортный, несмотря на встречающиеся канцеляризмы (куда ж без них в таком издании), читается книга легко. При этом мне она кажется школьной и только школьной. Покажу развороты.
Как видите - есть вставки с фрагментами воспоминаний близких и друзей, есть пояснения многих понятий.
Мне давно не давали покоя книги Юрия Нечипоренко. Очень хотелось познакомиться с его текстами, но купить ни одну я так и не решилась, как бы ни убеждал меня в их замечательности известный видеоблогер. Как бы ни был замечателен текст, я не хочу показывать и рекомендовать детям книги с карикатурными изображениями.
А уж тем более с вот такими:
Такую штуку как насмотренность еще никто не отменял. А потому хочется, чтоб насматривали дети что-то более достойное. И новую книгу я показывать буду без сомнений, не испытывая при этом испанский стыд.
Доброй памяти Вам, Александр Сергеевич!