Мы лишь болтали и забавлялись…
2. Получаем знанияХвала Аллаху, который знает всё, что совершают люди, что скрывают их сердца и что таят в себе их души. Он знает пути и стремления всего сущего.
Воздаём хвалу Аллаху (Велик Он и Славен), благодарим Его за все те неисчислимые дары, которыми Он нас наделил. Милость Его необъятна, щедрость бесконечна, а величие - непоколебимо.
Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, только Ему мы посвящаем наши молитвы и никому кроме Него не поклоняемся. Произносим это великое свидетельство, дабы оно принесло нам спасение в День Суда, когда каждая душа вспомнит всё, что она совершила при жизни, и всё, чем пренебрегла.
Свидетельствуем, что наш Пророк Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник. Благодаря его призыву и борьбе поднялось знамя единобожия, и свет Аллаха распространился на земле. Просим Аллаха ниспослать мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам, которые стали носителями света, учителями добра и путеводными звёздами для тех, кто стремится к истине. Да будет доволен ими Аллах, ведь они получили воспитание от самого великого из пророков и приобрели знание от лучшего из учителей. Также просим благословения для всех поколений мусульман, идущих по прямому пути, до самого Судного Дня.
О рабы Аллаха! Будьте богобоязненны. Кто страшится Аллаха, не нуждается ни в ком, кроме Него, потому что всегда находится под защитой и опекой своего Господа.
Сердце истинно верующего человека, неуклонно следующего по пути единобожия, наполнено осознанием величия Всевышнего Аллаха, а также ниспосланного Им священного Писания, которое было передано человечеству через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Основательная
Если же кто-то издевается над поминанием Аллаха или над Кораном, или над Его Пророком (мир ему и благословение Аллаха), или над Шариатом (как, например, в случае издевательства над хиджабом женщины-мусульманки, бородой мужчины-мусульманина или каким-то другим законом Аллаха), то совершает
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воистину, человек, сам не обращая на то внимания, может произнести слово, которое прогневит Аллаха, и за это будет брошен в адское пламя»
Если человек находится в обществе людей, которые словами или делами проявляют своё
«Он (Аллах) уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (Коран, 4: 140).
Аят из Корана, который мы вынесли в заголовок данной статьи, был ниспослан при следующих обстоятельствах. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вышел со своей армией в поход на Табук, в пути произошла неприятная история, которая, тем не менее, стала важным уроком для всех мусульман. Именно об этом событии Всевышний Аллах сказал:
«Если ты спросишь их (лицемеров), они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» (Коран, 9: 65).
Со слов Ибн Умара, Мухаммада ибн Кяаба, Зайда ибн Асляма и Катады передается следующее сообщение: «Во время похода на Табук один человек сказал: «Мы не видели никого с более прожорливыми животами, более лживыми языками и более трусливых при встрече с врагами, чем эти наши чтецы», - имея в виду Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, которые читали Коран. Тогда 'Ауф Ибн Малик, присутствовавший в данном собрании, сказал: «Ты лжёшь, и вообще, ты - лицемер (
На самом деле, сподвижники (
«
Именно лицемеры (мунафики) являются самыми лживыми из людей, как сказал о них сам Всевышний Аллах:
«Воистину, они - лжецы» (Коран, 58: 18).
Сподвижники же являются самыми честными и самыми справедливыми людьми. Аллах избрал их, дабы они были спутниками и помощниками Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в деле установления и сохранения Религии Всевышнего на земле. В своей честности и надёжности они достигли таких высот, которые недоступны остальным людям, пусть Аллах будет ими доволен и сделает их довольными Его наградой.
Лицемеры - самые трусливые из людей, и «всякий крик они считают обращенным против них»(Коран, 63: 4). А о храбрости и незаурядной отваге сподвижников известно настолько широко, что не стоит об этом и говорить. История не помнит аналогов той смелости и тому героизму, которые были проявлены сподвижниками. На пути Аллаха они сотрясли своих врагов, перенося на этом пути невиданные тяготы и лишения. Известный мусульманский историк Ибн Исхак, в повествовании о походе на Табук, приводит следующее сообщение: «Во время похода на Табук один человек сказал: «Вы думаете, что сражение с сынами Асфара
Это и есть искреннее и чистосердечное отношение к Аллаху и Его Посланнику, и данный поступок 'Ауфа ни в коей мере не является сплетней. Поэтому оповещение правителя исламской страны о том, что творят смутьяны и распутники, считается удержанием от зла и побуждением к добру, ни в коем случае нельзя рассматривать это как доносительство и сплетни. Все члены мусульманского сообщества являются одним единым целым, и поэтому информирование правителя о деструктивных и вредительских действиях отдельных людей служит цели сохранения порядка и благочестия в исламском обществе.
Когда 'Ауф ибн Малик пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы рассказать ему о случившемся, он узнал, что аяты Корана, осуждающие лицемеров, уже опередили его. Всевышний ниспослал Свое откровение, в котором сообщил о поступке лицемеров. После этого те люди, которые участвовали в беседе и издевались над Аллахом и Его религией, явились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы принести свои извинения. Они стали оправдываться, говорить, что у них не было намерения издеваться, и они лишь вели бездумные беседы, забавлялись, шутили и говорили несерьёзные вещи, дабы повеселить себя в пути, развеяться и таким образом забыть о тяготах долгой дороги. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь читал им слова Всевышнего Аллаха:
«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ехал верхом и не оборачивался на лицемера, умолявшего его о прощении. Пророк был разгневан на него и ему подобных, он не принял его лживых оправданий, показав, что Ислам - это не то, с чем можно забавляться, и не то, о чём можно вести фривольные беседы. Всё, что связано с Исламом, должно почитаться и возвеличиваться в сердцах, к этому побуждает нас Вера в Аллаха и его Посланника. Аяты Аллаха почитаемы в сердцах истинно верующих людей, они ценят их, верят в них, возвеличивают каждую их букву и извлекают пользу из каждого слова. Тот же, кто позволяет себе беспечно и насмешливо говорить об Исламе и его святынях, не уважает эту Религию, а значит и отношения к ней не имеет. Верующий должен опасаться впасть в лицемерие (
«Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65).
Как бы то ни было, их Вера (Иман) была очень слабой, и она не помешала им издеваться над Аллахом и Его Посланником.
В качестве еще одного примера насмехательства над религией можно привести насмешки в адрес исламских учёных и неуважительное отношение к ним, а также сплетни с целью их дискредитации.
Мы видим, что человек может стать неверным всего из-за одного слова, слетевшего с его губ, или всего из-за одного дела, которому он сам, по своему маловерию, даже не придаст значения.
В этом аяте говорится об открытом издевательстве над Религией, проявляющемся в словах, но издевательство может быть выражено и делами (например, когда человека побуждают к намазу, посту или единобожию, а он демонстрирует различные гримасы, насмешливо вытягивает губы, высовывает язык, закатывает глаза и так далее).
В данном хадисе говорится, что тот, кто издевается над Религией Аллаха даже в шутку, становится неверным, этот хадис разъясняет нам разницу между сплетнями и чистосердечным отношением к Аллаху и Его Посланнику, а также говорит о том, что не любое оправдание может быть принято.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин сказал: «Неверие бывает двух видов: «неверие выраженное в отказе от истины»
Если человек возвеличивает Аллаха (Велик Он и Славен), то должен уважительно относиться и к учёным - носителям знаний Ислама. Тот, кто имеет веру в Аллаха, помогает учёным и проповедникам, почитает и оказывает поддержку тем, кто побуждает к добру, удерживает от зла, совершает благодеяния и приносит людям пользу. Кто же насмехается над учёными из-за их строгой приверженности своей Религии, тот совершает дело неверия (
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а такжеангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость» (Коран, 3: 18).
Также Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в адском пламени» (Коран, 4: 140).
Насмехательство над самой Религией и её законами является неверием (куфр), а насмехательство над выполнением мусульманином законов Аллаха является большим грехом (кябира).
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим говорил: «Некоторые люди любят придираться к поступкам религиозных людей и особенно - к обладателям знаний, они не упускают возможности сказать: «Мулла сделал то-то и то-то». Эти слова очень опасны и представляют угрозу прежде всего тому, кто их произносит, потому что, на самом деле, они говорят это лишь для того, чтобы упрекнуть верующих за их покорность Аллаху, поэтому такие высказывания чреваты вероотступничеством. Но если нечто подобное употребляется между обычными людьми, то это, все равно, является неподобающим поведением, но это не так тяжко, как насмешки над носителями исламских знаний и набожными людьми».
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин говорил: «Тот, кто издевается над людьми, неуклонно соблюдающими Религию Аллаха, несет в своём сердце определённый вид лицемерия (нифак). Причина этого в том, что, говоря о лицемерах, Всевышний Аллах сказал:
«Они (лицемеры) посмеиваются над верующими, которые делают добровольные пожертвования»(Коран, 9: 79)».
Шейх Салих аль-Буляйхи (да одарит его Аллах своей милостью) вёл проповедь в Мекке, в Заповедной мечети, он поднял свой мисквак
В определённых кругах сегодня бытует мнение, что некоторые законы Шариата следует пересмотреть и поменять, потому что они не соответствуют современному прогрессивному обществу. Например, говорят, надо пересмотреть исламскую наследственную систему, в которой мужчина имеет право на долю, равную доле двух женщин.
Отвечая на такие высказывания, шейх Абдульазиз ибн Баз (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:«Законы, которые Аллах передал свои рабам через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), такие как законы наследственной системы, пятикратной молитвы, закята, поста и другие, - все они были разъяснены Всевышним Аллахом, и мусульмане едины в покорности этим законам. Никто не имеет права предъявлять к законам Аллаха какие-либо претензии или вносить в них коррективы. Это действующее законодательство для этой общины, как во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и во все времена после него до самого Конца Света.
Наша обязанность - действовать соответственно законам Шариата с убеждением и верой, а кто утверждает, что другие порядки лучше Шариата, тот является неверным. Кто разрешает кому-то другому нарушать Шариат, тоже считается неверным, потому что он противится воле Аллаха и Его посланника, а также единому мнению всех учёных Ислама».
Также есть люди, которые называют некоторые законы Аллаха кожурой, имея в виду, что они незначительны и поэтому не стоит концертировать на них внимание. Такие слова они говорят, например, об отращивании бороды, укорачивании брюк и т.д.
Отвечая на это заявление, шейх Абдульазиз ибн Баз сказал: «Это опасные слова и великое злодеяние. В Религии нет кожуры, вся она - есть сердцевина и вся она - благо. Да, мы разделяем вопросы на основы и ответвления. Укорачивание брюк и отращивание бороды - эти вопросы относятся к ответвлениям, не к основам, однако ни в коем случае нельзя называть какие-либо законы Аллаха кожурой. Я боюсь, что человек, который говорит подобные слова с целью принизить Религию или посмеяться над ней, является вероотступником, отказавшимся от Ислама, так как Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65)».
Именно Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел мусульманам отпускать бороду и укорачивать усы. Наша обязанность - повиноваться и относиться с предельным почтением ко всем Его приказам и запретам во всех делах.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также всей его семье и его сподвижникам и всем, кто неуклонно следовал их пути до самого Судного Дня.
Из книги: «Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»
Автор: Абдульмалик аль-Касим
Перевод:
Каноническая редакция: Максад Каримов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»