II. Философия. Космоцентризм античной философии. Основные этапы ее развития.
История, Культура, Философия, ЭстетикаПо поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого. Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении. Сейчас может казаться, что эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым. Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа. Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить...
Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом сообществе с конца VII века до н.э. и в римском обществе со II века до н.э. по VI век нашей эры. Античная философия - едина и своеобразна, но не изолированна от других философских течений. Она складывалась на основе перенесенных с востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний и в результате обработки древнейшей мифологии в искусстве и поэзии. Уже в V веке нашей эры возникли философские и космологические школы, в которых миф играет роль образного выражения мысли /а не основного воззрения/. Исходной точкой развития был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Гераклит и Анаксимен - представители философской школы того времени. В Грецию приходит представление о том, что человек является микрокосмом, а мир - макрокосмом.
Учения Фалеса и Гераклита. Оба философа, пытаясь ответить на вопрос об общей универсальной основе всего сущего, связывали это общее с чем-то частным, конкретным, особенным: то с "водой", то с "огнем". Они сделали попытку общее свести к частному. Также их философия связана с сохранением и попыткой фантстически объяснить источники появления и движения "воды", "огня" и других элементов.
Фалес из Милета (ок.625 - 547 гг до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии. Кроме того, математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 - 540 гг до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: её части изменяются, целое же остается неизменным. Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585 - 525 гг до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость из меняемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.
При всех различиях между ними полагали, каждый полагал, что мир произошел от какого-то одного, причем вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Демокрит, Левкипп, Эмпедокл. В лице Сократа, и особенно Платона, сложилось учение, противопоставляющее себя материализму атомистов - идеализм. Аристотель колебался, оспаривая и то, и другое учение. В эпоху рисмкой империи усиливается стремление к религиозному самозабвению - многие философские течения становятся религиозными.
Космоцентризм - центральное понятие античной философии - понятие космос:
1 - космос - это живое, телесное, разумное и прекрасное существо;
2 - человек - это малый космом /микрокосм/, подобный большому космосу /макрокосм/;
3 - в античности нет понятия личности, челвек обязан развивать и тело, и разум;
4 - развитие разума означало огромный интерес к познанию и нравственность;
5 - и мир, и человек прекрасны /поэтому люди обязаны создавать прекрасное/;
6 - в космоседействуют вечные законы, в человеческой жизни они проявляются как судьба, которую нельзя изменить;
7 - все предопределено;
8 - человек должен вести себя как герой, все равно только судьба знает, когда он умрет.