I. Философия. Цивилизованный "взрыв".
История, Культура, Философия, ЭстетикаПо поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого. Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении. Сейчас может казаться, что эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым. Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа. Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить...
В VI - V вв. в Древней Греции появляется само слово "философия", что означало тогда "любовь к мудрости". Считается, что ввел в обиход это слово Пифагор, прославившийся и как философ, и как математик. Классическими трудами философии стали труды Платона /427-347/ и Аристотеля /384-322/. Именно в их трудах впервые отчетливо обнаружились содержание, метод и цель, которые относились именно к философии, а не к другим формам культуры. Особое внимание стоит обратить на всемирно-исторический смысл эпохи, в которой возникает философия. Время около 500 гг /800-200/ до н.э. - уникальное не только для Греции, но и для Всемирной Истории. В это время в Китае жили Конфуций и Лао Цзи, в Индии возникли "Упанишады" - философский раздел вед. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки Илия, Иссайя, Иеремия. В Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля, Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий.
Именно в это время человек осознает свое бытие в целом. Перемены, произошедшие в человеческом сознании за это время, имели огромное значение для последующего развития. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохраняется и по сей день. Таким образом возникновение философии Древней Греции нужно рассматривать в контексте радикальных сдвигов всемирного масштаба.
Понятие Философия и круг ее проблем. Отвечая не вопрос "Что такое философ?", Пифагор, по преданию, сравнил жизнь с Олимпийскими играми. Толпу, присутствующих на Играх, можно условно разделить на три различные группы: одни приходят для участия в борьбе, другие - торговать, третьи, которые мудры, - удовлетворяются наблюдением. Так и в самой жизни: одни рождены, чтобы быть рабами славы или соблазняться прибылью, другие - мудрые - стремятся только к истине". Таков был ответ Пифагора.
С тех пор предпринималось много пояснить содержание философии, дать ей то или иное определение. Так, в одном из определений подчеркивается, что философия есть высшая форма духовной деятельности, особая, высшая наука. А потому заниматься ею могут лишь профессионалы высокого класса, а не простые смертные. Но были и совершенно противоположные мнения. Резко негативный взгляд на смысл философии высказал, например, Ф.М.Достоевский: "Что такое философ?" - спрашивал он и отвечал, - философ на Руси есть слово бранное, и означает оно - дурак" /не путать с его личным восприятием философа и философии/.
Вот еще некоторые определения философии:
◊ Философия - это особая духовная область, "срединная земля" между наукой и религией.
◊ Философия - это особое мироощущение, особое отношение к миру, особый образ жизни.
◊ Философия - это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
◊ Философия - это учение о методах познания, которые используют все науки.
Из факта существования множества определений философии можно сделать естественный вывод о сложности и многогранности содержания философского знания. И такой вывод будет правильным, ведь у каждого сложного явления много сторон, много граней, особенностей, и у каждой из сторон есть свои приверженцы, которые и считают ее главной.
Можно считать, что каждое определение в той или иной степени правильно и содержит в себе момент истины.
Одно из наиболее удачных определений было дано еще в древности крупнейшим философом античности Аристотелем. "Философия, - считал он, - есть наука о первоначалах и первопричинах всего сущего". Подчеркивая ее достоинства, он писал: "Все науки более практичны, чем философия, но лучше нет ни одной".
В современных учебниках философии можно встретить и более развернутые определения предмета философии. Одним из наиболее приемлемым из них является следующее: философия есть критические размышления об устройстве мира, о месте человека в нем, о наших познавательных возможностях и способностях вершить добро и зло. Существуют 3 классические формы мироосознания: 1 - мифологическое /сознание человека самого себя - "Я человек, Я - этот мир"/; 2 - религиозное; 3 - научное /знания аргументированы, попытка рационального объяснения мира/.
Специфика философского знания, его структура. В этом отношении философия не отличается от других областей знания: физики, математики, биологии, которые прошли продолжительный процесс становления и развития. Специфика философии состоит в том, что ее история характеризуется особой противоречивостью, напряженной борьбой между различными учениями.
Философия, по Гегелю, есть эпоха, схваченная в мысли. Что же касается противоречивости историко-философского процесса, то она отражает сложность и многогранность человеческой истории в целом.
◊ Онтология - учение о бытии, его устройстве, свойствах, изменении и развитии.
◊ Антропология - учение о человеке, его происхождении и взаимоотношениях с окружающим миром, природой, обществом.
◊ Гносеология - теория познания, исследующая человеческие познавательные способности, их возможности и границы.
◊ Этика - учение о моральных ценностях, способностях человека различать в окружающем мире добро и зло и выстраивать соответствующим образом свое поведение.
◊ Социология - учение о происхождении человеческого общества, его структуре, изменении и развитии.
◊ Аксиология - наука о ценностях, о сравнительном значении различных сторон бытия. Особую роль этой части философского знания придавал Фридрих Ницше /1844-1900/. Задача философии, считал он, состоит в том, чтобы разрешить проблему ценности, чтобы установить последовательный ряд ценностей. Тесно взаимодействуя при решении указанных проблем с множеством конкретных наук, опираясь на их выводы, философия, вместе с тем, сохраняет свою специфику, реализует собственно философский, целостный подход к анализу природы и человека.
Попытки ответить на философские вопросы впервые были предприняты много тысячелетий назад. Они прослеживаются в древнейшей, единой, еще нерасчлененной форме человеческого знания, какими были мифы, легенды, сказания.
Основные способы философствования. 1 - Обыденный /присущ каждому человеку, так как каждый задает вопрос "Почему?"/; 2 - нравственно - практический /человек живет и свои образом жизни показывает пример и оказывает влияние на других - Сократ и Сергий Радонежский являются прекрасными примерами подобного образа жизни/; 3 - художественный /ведет начало от Платона - его "диалоги"/; 4 - профессиональный, научный /ведет свое начало от Аристотеля на современном философском языке/.
Возникновение научной философии было связано с тремя основными духовными предпосылками: появлением мифологии, зарождением религии и накоплением первых научных знаний о мире и человеке древнейшими науками.
Для меня философия - это прежде всего наука о мышлении. Знакомство с наследием Платона, Аристотеля, Конфуция и других величайших людей своего времени наложило неизгладимый отпечаток на всю мою жизнь и ее восприятие. Без размышлений и стремлений нет развития, а когда нет развития, нет ничего.