Активности в 8 месяцев
Вдруг кому-то будет актуально и интересно, как можно развлечь себя и восьмимесячного ребенка (многие игры начинали с 6 месяцев) в течение дня. Одни занятия мы проводим раз в несколько дней, другие стали нашей ежедневной рутиной. В любом случае, я ориентируюсь на наше общее настроение и самочувствие, ну и конечно, это не обязаловка или "развивашки", а просто способы вместе провести весело и интересно время, где-то даже с некоторой пользой для обеих.
Музыка
Я сама меломан и огромный фанат разной музыки. Раньше в нашей квартире музыка не смолкала вообще, сейчас она играет примерно полтора-два часа с перерывами. Я не уверена, что то, что доставляет удовольствие мне, так уж полезно для ребенка первого года жизни, поэтому дозирую небольшими порциями. Но тем не менее, я развлекаю дочь, и не даю унывать себе, именно музыкой.
- Музыкальные инструменты. Металлофон, барабан, гитара, укулеле. Раз в день мы обязательно обращаемся к этим инструментам (не всем сразу, по очереди). Я играю гаммы и простые мелодии, называю ноты, показываю, как играть на том или ином инструменте. Варя, естественно, "играет" по-своему. Планирую в ближайшее время докупить барабаны бонго, калимбу, гусли и еще что-нибудь по мелочи (больше для себя, но включать это и в совместные игры).
- Танцы. Танцор я ужасный, но что поделаешь :D Танцуем каждый день и медляки, и дергаем руками\ногами под зажигательные ритмы диско, и колбасимся и прыгаем, как на концерте под классический рок и метал. Все это "на ручках", конечно же.
- Ритм. В основном с помощью барабана каждый день придумываю какой-то простой ритм, и в течение дня отбиваю его на всем подряд, в том числе и на наших ляжках) Не знаю, правда, есть ли в этом какой-то практический смысл.
- Пение. Пою, конечно, пока в основном я. Но сейчас у Вари период очень активного лепета, поэтому я пытаюсь подстраиваться под ее протяжные "разговоры" и добавлять импровизированную вокализацию. Дуэт почти готов :D
Мелкая моторика (и не только)
- Тренируем указательный пальчик. Отдельное внимание уделяю сейчас указательному жесту и работе указательного пальчика на обеих руках. Нажимаем кнопки игрушечного телефона, показываем предметы на картинках (моей рукой), размазываем тесто для лепки и т.д.
- Пирамидки, сортеры, кубики. Это сейчас наши основные игрушки и помощники. Варя уже отлично снимает кольца с простых пирамидок, башни строю я, а она рушит (используем эти игры еще и для развития речи). Сортер пока осваиваем самодельный: я нарезала трубочки разной длины и с моей помощью, Варя опускает их в бутылку (пока откручиваю пробку у маленькой бутылки, потом будем использовать усложненный вариант - дырочку у спортивной бутылки). Для классических сортеров с фигурами, на мой взгляд, пока рано. Иногда показываю, как ими пользоваться, но смысла давать их ребенку в этом возрасте не вижу.
- Pat-a-Cake/Ладушки. Так как большую часть времени я говорю с Варей по-английски, то и в играх использую аналоги. Однако, ни в одном варианте она особым успехом у нас не пользуется)) Варя улыбается, но сама повторять не спешит, хотя играем уже довольно давно.
- This little piggy/Сорока-белобока. Аналогичная "ладушкам" история. Играю исключительно для разминки "пальчиков", хотя самой эта активность кажется бессмысленной)
- Мышки в сыре. Пару раз в день играем с мышками в сыре: пока только на вытягивание мышей из дырочек, конечно.
- Перебираем крупы. Честно сказать, не самая популярная наша игра. Месяц назад играли каждый день с удовольствием, сейчас уже и ребенку надоела, и мне. Обычно я закапываю игрушки, а дочь достает, копаем руками, пересыпаем и т.д.
- Вкладыши с ручками. У нас есть парочка деревянных паззлов в виде рамки и нескольких вкладышей в виде зверят. У каждого вкладыша есть маленькая ручка, вот за нее Варя и достает их, развивая пинцетный захват, а я заодно называю каждое животное и рассказываю, как оно разговаривает или что ест.
- Косметичка. Пожертвовала одну из своих косметичек Варе, чтобы она училась пользоваться молнией. Внутрь кладу что-то яркое, чтобы было интереснее открывать и закрывать, а заодно можно было что-то достать и убрать.
- Тесто для лепки. Где-то полтора месяца назад я купила тесто для лепки, дала его дочери, та попыталась затолкать его в рот, я его спрятала и решила, что еще месяца четыре пусть полежит. И тут пару недель назад наткнулась на видео Валентины Паевской и попробовала снова. В общем, теперь пару раз в день играем с тестом: делаем "колбаски", Варя отрывает пальчиками кусочки, размазываем тесто по коврику и т.д.
- Пальчиковые краски... А, нет! Я бы ввела пальчиковые краски уже сейчас, но увы, у ванны акриловое покрытие, которое не терпит даже соль для ванн и бомбочки. Так что краски я отложила на потом. Планирую купить в строительном магазине пленку, расстилать ее в детской, и вот тогда уже пробовать))
Физическая активность
Варя все еще ползает по-пластунски, но это не отменяет важности такого движения, поэтому я стараюсь всячески способствовать ее физической активности именно в направлении ползания.
- Догонялки. Синий цвет - вполне естественный для коленей мамы с восьмимесячным ребенком, и я не исключение. С визгом "Догоню" я дергаюсь за Варей, как черепахи из мультфильма "Лесная братва", а она с восторженным визгом пытается уползти от меня.
- Прятки. Демонстративно прячусь за каким-нибудь крупным предметом мебели или за дверью, а Варя спешно несется меня "найти". Эта игра ворвалась к нам совершенно случайно несколько недель назад (не знала я, что человек на такое уже способен), и теперь я ее часто совмещаю с догонялками. Ну и периодически практикуем версию без беготни "Ку-ку" (Peekaboo в нашем случае) ради развлечения.
- Йога и упражнения. Совмещаю приятное с полезным, и минут по 20 в день выделяю на физические упражнения, в том числе на асаны из йоги. Связки обычно сделать тяжело с ребенком, поэтому выполняю разные элементы по отдельности. Варя делает в основном наклоны, "тачку" и всякие короткие упражнения на фитболе по возрасту, а за моими движениями лишь наблюдает. Надеюсь, в будущем начнет повторять за мной что-то, и сможем заниматься дома по чуть-чуть вместе.
- Hands up/down. Активно изучаем понятие "вверх" и "вниз", а вместе с этим и пытаюсь научить Варю поднимать ручки вверх по команде. Пока, правда, безуспешно)
Всякое
- Игры с водой. Подстилаю на коврик большое банное полотенце, сложенное вдвое, наливаю в контейнер из-под Лего немного воды (ровно столько, сколько готова потом вытирать с пола), и мы устраиваем брызги, хлопая по воде руками или бросая туда игрушки. Ребенку очень весело, мне в принципе тоже :D Мокро всем.
- Логопедические карточки. Использую их месяцев с 5. Не то, чтобы очень надеюсь на помощь в запуске речи, скорее просто знакомство с предметами. Сейчас дополнительно учу по ним показывать на предметы пальцем.
- Жестовые игры. Месяцев с 3 и до сих пор играем в жестовые игры (это я их так называю). Обычно это какая-то песенка, к которой добавляются всякие жесты по сюжету. У нас таких несколько штук, большую часть показываю пока я, но в парочке подключаю и Варю.
- Чтение. Ежедневно читаем одну-две книги. У меня в почете Джулия Доналдсон, Little Blue Truck и "На ферме" Акселя Шеффлера. По двум последним учим животных и звукоподражание, а Доналдсон читаю больше для своего удовольствия. Ну и отдельно учу наизусть стихи из Nursery rhymes: и мне полезно, и Варе удовольствие послушать.
- Части тела. Нос Варя уже знает, а вот остальные части тела пока не запомнила. Естественно, основное сейчас - лицо, а ручки/ножки и так далее упоминаю мимоходом во время одевания и других процедур.
- Как что работает. Это, конечно, не игра, но я стараюсь уже сейчас рассказывать Варе, что и как работает. Параллельно сама узнаю много нового и добираю словарный запас. Ей, конечно, пока без разницы, как работает кофемашина и откуда берется электричество, а вот мне очень даже полезно :D
- Выбери предмет. Эту игру провожу в нескольких вариантах: цвета и животные. Сразу скажу, Варе пока не дается, поэтому играем раз в несколько дней без напряга. В чем суть: выкладываю три кубика, два желтых, один синий (например). Показываю: желтый, желтый, синий. Дальше прошу дать мне "синий" (ну или "желтый"). Тоже самое и с животными. Из трех предметов прошу дать нужный, но пока и предметы она выбирает скорее рандомно, и с "дать" у нас не сложилось.
- Где спрятано. Беру маленький предмет (у нас это мышка из Мышек в сыре) и три разноцветных стаканчика от пирамидки. Накрываю мышку одним из стаканчиков и быстро расставляю рядом два других (не перемешиваю, это слишком сложно, а именно ставлю в случайном порядке рядом). Ну и затем спрашиваю: "где мышка, покажи". Да, для восьмимесячного это реально не самая простая задача))) Порой забавно наблюдать за мыслительной деятельностью и удивлением ребенка, когда он все-таки находит мышку.
На этом, пожалуй, и все. По крайней мере, все, что я вспомнила. В остальное время Варя играет сама (это процентов 70, на самом деле), а я занимаюсь своими делами, так как считаю не менее важным самостоятельные игры ребенка и его исследовательскую деятельность. Ну и маме полезно кофе попить :) Надеюсь, кому-то это окажется полезным или вдохновит на создание собственных игр и развлечений.