Настольные ролевые игры или чем занять подростков
Книжки и игрыИз последних увлечений наших старших детей сейчас лидируют настольные RPG.
Кстати, хорошая идея для родителей: чтобы оставаться интересными для своих детей в подростковом возрасте, и при этом самим получать удовольствие от совместного досуга, можно подсадить детей на свои собственные увлечения - получаем профит для всех :)
В детстве мы читали им волшебные сказки на ночь, перейдя к самостоятельному чтению они увлеклись приключениями, научной фантастикой и фэнтази, а теперь пришел черед настолок.
Это наша вторая попытка - в прошлый раз (пару лет назад) интереса с их стороны было много, но правила в силу возраста они нормально не осилили... В итоге, тогда у них лучше пошли книги-игры (история, которую можно менять по ходу чтения, выбирая варианты действий из предложенных - мы начинали с "Подземелья Чёрного замка" и "Верная шпага короля" Браславского), словески и простенькие самодельные настолки по упрощенным правилам (разработанным мужем специально для них). Сейчас дело пошло значительно лучше и в классическом варианте настольных RPG, надеюсь к лету отработаем механику и нам самим станет интересно с ними играть - пока играем скорее в режиме "обучение".
Что такое настольные ролевые игры? Это возможность поиграть в интересный мир любым персонажем, поучаствовать в Приключении и создать свою историю - достойная альтернатива компьютерным играм и возможность пообщаться в живую. Есть игровые персонажи (их придумывают и "отыгрывают" игроки, устно описывая их действия в процессе игры) и мастер (ведущий игры), который "ведет" сюжет, описывает ситуации, а также отвечает за действия всех неигровых персонажей и озвучивает результат взаимодействий. С каждым Приключением персонажи развиваются и улучшают характеристики, их можно использовать для следующих приключений либо придумать совершенно новых персонажей.
Существует несколько игровых систем со своей механикой, мирами, рассами-классами персонажей и прочим. Мы пользуемся классической системой DnD (Dungeons & Dragons), в редакции 3.5 (поскольку сами по ней играли, и у нас есть соответствующая литература, например Руководство игрока, а также есть много материалов в сети с переводом на русский язык), по миру Forgotten Realms (знакомый многим по таким компьютерным играм как Baldur's Gate, Icewind Dale, Neverwinter Nights, а также по большому количеству художественной литературы).
В этой системе исход взаимодействий зависит от броска кубика (в основном d20), есть много доступных рас и классов персонажей со своими характеристиками (для упрощения дети пока играют персонажами без магических способностей и заклинаний), есть много готовых Модулей (приключения, которые прописаны - мастеру остается только озвучить и рулить взаимодействиями), есть подробное описание мира и всех возможных существ, которых встречают игроки.
Для игры нужны 3 книги (Книга игрока (Player's Handbook), Руководство Мастера (Dungeon Master's Guide) и Справочник монстров (Monster Manual)), набор кубиков (дайсов) и Лист персонажа.
После того, как правила прочитаны и изучены (Руководство игрока - это необходимый минимум для всех), Мастер выбирает Приключение из имеющихся модулей в сети (подборка 1, подборка 2) либо придумывает и расписывает его самостоятельно (например, взяв за основу сюжет из любимой книги или фильма), а Игроки тем временем придумывают и расписывают себе персонажей, и можно начинать играть.
Чтобы понять "как это работает" желательно иметь опыт хотя бы компьютерных игр по сеттингу и для начала поиграть в более простые варианты ролевок - словески (еще о словесках) или книги-игры (в бумажном или электронном виде), также есть много вариантов форумных игр.
Еще из полезных (и веселых) ссылок на тему:
- Ролики The Gamers на youtube - там 4 части, для ознакомления с процессом можно посмотреть первую часть. Это скорее пародия, но процесс игры показан.
Рассчитано скорее на аудиторию уже знакомую с ролевыми играми - они оценят юмор происходящего, но для новичков тоже может быть полезно - особенно 1 часть видео.
В общем, закончили мы первый модуль: легкий деревенский детектив, пара дополнительных квестов помимо основного сюжета, состоялось одно боевое взаимодействие (из от 0 до 3 возможных), основной упор на сбор и анализ информации. Группа приключенцев 1 уровня: рейнджер (Аля) и 2 плута (Тур - классика, и муж в роли "харизматичного пирата").
Итоги и сложности:
- первый модуль почти целиком вытянул на себе муж, дети пока теряются, когда нужно активно действовать.. С усложнением сюжета лучше не связываться, пока пойдем по самым простым и очевидным вариантам, и оставив им помощника - либо один из нас ведет персонажа, либо давать им в партию неигрового персонажа в качестве сопровождения (за него играет мастер);
- Аля не может определиться с персонажем, она не играет "роль", а лишь пользуется набором характеристик (нужно поработать с ней над отыгрышем - хотя бы простенькие словески, возможно помочь с подбором интересного персонажа);
- у Тура лучше с отыгрышем, но с активным взаимодействием пока не очень.. Больше упор на класс, чем на персонажа или обстоятельства. В целом ок, просто нужно набрать опыт;
- время для игры получается выделить редко, обычно на выходных или вечер пятницы (нужно либо дождаться, когда уложим обоих младших, либо попасть на дневной сон Берта попутно заняв Лису) - надо грамотней продумать наше "расписание", а то частенько игра срывается;
- мастер из меня пока так себе - надо подробней прочитать про всякие нюансы при взаимодействиях, а также больше отыгрыша за неигровых персонажей (NPC). И я тоже хочу играть, а не вести модуль =) Видимо будем меняться с мужем через модуль-два, но надо подумать, каким образом при этом сохранить баланс для персонажей в партии.
Дети в восторге и жаждут продолжения. Получили экспы, выросли до 2 уровня - расписывают характеристики и просят продолжение... Это занятие им гораздо интересней и компа, и сверстников, и прочего - теперь у нас есть действенная мотивация для всего "будем ли мы водиться на этой неделе?".
На выходных начнем новый модуль, осталось выбрать какой попроще (пока есть 8шт на выбор). Видимо интересные оставлю на более поздние попытки, а то половину фишек не поймут и не оценят =)