Декабрьское сочинение совсем скоро
филология+педагогикаВдруг кому пригодится.
На днях в рамках интернет-курса разбирали с моими учениками тематические блоки и рассматривали варианты, что еще можно успеть сделать. Довольно любопытно получилось. В общем, выкладываю конспект занятия. Буду рада, если кому пригодится.
Тематические направления в 2015-2016 году следующие:
· Время;
· Дом;
· Любовь;
· Путь;
· Год литературы (этот блок для меня - полнейшая загадка, поэтому его мы даже не трогали).
Что такое ЛЮБОВЬ, ПУТЬ, ВРЕМЯ, ДОМ? Все это нравственно-философские, ценностные понятия, очень важные в русской культуре и литературе.
Давайте посмотрим, как комментируют эти тематические направления специалисты ФИПИ.
«Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.
«Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Путь» - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Итак, мы видим, что тематические направления очень широкие и могут охватить разные аспекты данных понятий. Специалисты ФИПИ прямо везде говорят о широте и многозначности. Давайте подумаем, какие ассоциации у нас вызывают эти понятия.
Время:
· Прошлое и настоящее;
· Путь из прошлого в настоящее;
· Время, в которое мы живем
· История страны;
· История семьи;
· Время испытаний;
· Время и память;
· Время и любовь;
· Жизнь и смерть;
· Вечность.
Дом:
· Семья;
· Дети;
· Домашний очаг;
· Быт, уклад, традиции;
· Друзья;
· Любовь;
· Память о предках;
· Родина.
Любовь:
· Близкий человек;
· Родина;
· Дом;
· Семья;
· Природа, животные.
Путь:
· Выбор жизненного пути;
· Дорога, скитания, тоска по дому;
· Путешествие, странствия, мечта о новом;
· Возвращение в дом, к семейному очагу.
Обратите внимание, некоторые наши ассоциации повторяются внутри разных тематических блоков. Выпишем их: это жизнь, родина, семья, близкие люди.
Как вы видите, во многих литературных произведениях эти понятия освещены, но есть и такие, в которых довольно много материала по всем четырем направлениям. На них мы и сосредоточимся. Я выбрала несколько произведений, которые читаются за один вечер.
Итак, литературные произведения, служащие возможной основой для раскрытия темы по четырем направлениям:
М. Шолохов «Судьба человека»
А. Солженицын «Матренин двор»
К. Паустовский «Телеграмма»
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
И.Бунин «Холодная осень»
А. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Горький «На дне»
Практическая работа.
Прочитайте текст рассказа И.Бунина «Холодная осень» и найдите в нем проявление базовых мотивов:
· жизнь,
· любовь,
· путь,
· семья,
· дом,
· время,
· смерть,
· вечность.
И. Бунин
Холодная осень
В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:
- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!
На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...
В сентябре он приехал к нам всего на сутки - проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:
- Удивительно ранняя и холодная осень!
Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, - мы знали какой, - и это было и трогательно и жутко. Отец спросил:
- Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?
- Да, если позволите, утром, - ответил он. - Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.
Отец легонько вздохнул:
- Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...
Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, - я вздумала раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил:
- Хочешь пройдемся немного?
На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:
- Хорошо...
Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...
- Капота нет, - сказала я. - А как дальше?
- Не помню. Кажется, так:
Смотри - меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...
- Какой пожар?
- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах. "Надень свою шаль и капот..." Времена наших дедушек и бабушек... Ах, Боже мой, Боже мой!
- Что ты?
- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...
Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:
- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...
Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.
- Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?
Я подумала: "А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок - ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:
- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!
Он, помолчав, медленно выговорил:
- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.
Я горько заплакала...
Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, - в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, - и мы все перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...
Убили его - какое странное слово! - через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: "Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?" Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, - то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, - я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, - и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем Бог пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году - и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!
Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.
3 мая 1944
Запишем наши наблюдения в виде тезисов.
Время:
ü Время как мгновение и как вечность: стремительность событий в начале рассказа, один вечер - целая жизнь, и жизнь в 30 лет - «ненужный сон»;
ü Прошлое героини;
ü Память как спасение от забвения;
ü История, исторические события рассказа.
Дом:
ü Дом как храм и оберег;
ü Семья и семейные ценности в рассказе;
ü Сад как символ родного дома, родины;
ü Дом, лишенный пространственных границ, находящийся за пределами земного мира, пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному.
Любовь:
ü Любовь как светлая печаль о несбывшейся мечте;
ü Любовь, которая не дает потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка;
ü Любовь - жизнь;
ü Любовь и смерть.
Путь:
ü Путь героя на войну
ü Мотив скитаний, странничества героини;
ü Жизненный путь одного человека и исторический путь России начала ХХ века.
Вот и получается, что на основе крохотного текста всего лишь в 3 страницы писать по любому тематическому направлению. Прочитайте другие произведения из списка "на один вечер" и проделайте подобную работу. Возможно, это очень поможет вам на экзамене.
Искренне желаю удачи всем выпускникам!