Первые пол года во Французской школе
Одна из самых больных тем при переезде, за себя я не особенно беспокоилась, так как по французски изъясняться могу, а вот за Машу переживала... Попытаюсь рассказать про обучение во Франции для неговорящего по французски ребёнка. Может быть кому-то этот пост придаст уверенности, которой мне так не хватало в своё время.
Про образование: есть 2 типа школ - частные (как правило католические) и муниципальные - светские школы, в которых принимают всех и в которых нельзя носить знаки религиозного отличия, например, хиджаб (это записано в правилах школы). Кстати не интересовалась можно ли носить крестик, так как Маша не носит, но не исключаю, что нельзя (надо при случае спросить). Сколько стоит частное образование я не узнавала, но многие родители французы выбирают частные школы из-за контингента. В некоторых не совсем благополучных районах в муниципальных школах почти все ученики из арабских семей, дети приезжих... Муниципальные школы бесплатны и туда принимают всех детей. Приём идёт по месту жительства, то есть нет варианта проситься в муниципальную школу в другом районе (только если там живет, например, бабушка и она будет забирать ребёнка). Не устраивает - можно пойти в частную школу. Чтобы записаться в школу, нужно идти в мэрию своего района или комунны. У вас попросят документы на ребенка, подтверждение проживания в этом районе и справку о доходах или расчетный лист, исходя из дохода есть разные коэффициенты оплаты столовой и продленки, чем выше доход тем выше коэффициент.
Немного о режиме и обучении: во Франции маленькие дети в три года идут в "эколь матернель". Я не называю это детским садом, потому что по сути своей это не похоже на детский сад. Режим дня как в школе: чередуются уроки и перемены, плюс 2 часа перерыв на обед. Тихий час есть только у младшего класса (3 года), а если четырёхлетка привык спать днём, то он может поспать во время обеденного перерыва. Для малышей есть специальный дормиторий с низенькими кроватками-гамаками. Удивило то, что дети постарше спят на полу на матрасиках чуть толще туристического коврика. То есть захожу я в обеденный перерыв в школу и вижу в рекреационном зале такую картину:
Где уснули, там и спят) и никто не парится по поводу сквозняков.
Занятия начинаются в 8.30, в 11:30 можно забрать ребёнка на обед домой. С 13:30 и до 15:45 опять занятия. На переменах почти в любую погоду дети гуляют на школьном дворе. После окончания занятий ребенка можно забрать домой или оставить в гардри (продленка). Обед в столовой стоит 2 евро, продлёнка примерно 4 евро в день. Так что за все дополнительное платить все равно надо. Но это в нашей школе такие тарифы, в других может быть по другому. В некоторых школах среда - неучтённый день, зато учатся первую половину дня в субботу. В нашей школе именно так.
Интересный момент: в частных школах часто детей делят на классы по успеваемости, а в государственных наоборот стараются распределить по классам равномерно и "отличников", и "хорошистов", и всех остальных)) Более того каждый год классы перемешиваются и меняется классный руководитель, который собственно и ведёт все занятия. В такой системе есть как плюсы, так и минусы, конечно. С одной стороны дети могут расстроиться, оказавшись в разных классах со своими друзьями. С другой стороны это позволяет избежать ситуаций, когда в классах складывается иерархия и "аутсайдеры" вынуждены все 10 лет терпеть насмешки. Здесь же у ребёнка есть возможность заново строить отношения с учителем и одноклассниками. Так дети учатся общаться и строить отношения с нуля. Вообще французские дети очень общительные и непосредственные.
Что касается обучения: основной упор делается на приобретение знаний и навыков, которые помогут ребёнку потом учиться в начальной школе. Учатся считать (каждый день считают, сколько учеников сегодня в классе, а сколько не пришло), пишут буквы, много рисуют, есть уроки естествознания (весь семестр вели дневник, наблюдая как из гусеницы получается бабочка), немного физкультуры (больше похожа на йогу), читают книги, обсуждают темы.
Конечно, неговорящему по французски ребёнку очень тяжело первое время. Если есть возможность, то лучше отдавать раньше 3 лет, тогда ребёнок будет учить два языка параллельно. Маша пошла в 4 года. Так как в России она в сад не ходила, то сравнивать ей было не с чем. Но первое время я видела, как она устаёт, дома после школы вела себя ужасно, были капризы и истерики. Легче стало ближе к Новому году, а на зимних каникулах она сама спрашивала, когда уже в школу. Сейчас она уже пытается строить простейшие фразы по французски, запомнила несколько устойчивых выражений. Достаточно неплохо понимает, но часто не может ответить. И это за 4 месяца с перерывами на болезни и каникулы. Я думаю, что она бы делала большие успехи, если бы мы дома говорили по французски. Но дома мы говорим по русски, основное общение идёт в школе.
На сегодняшний день я очень довольна французской школой, мне нравится отношение к детям - очень вежливое и снисходительное, но при этом есть четкие "правила игры", которые дети должны соблюдать. Мне нравится подход, когда учитель пробуждает интерес ребёнка к занятиям, а не пытается вдолбить как можно больше информации. Мне нравится, что несмотря на очень мягкое отношение, детей приучают к дисциплине, учат уважать друг друга. Следующий отчёт напишу в конце учебного года.