Независимость выпуск №11
Полезные ссылки: Осознанное материнствоИсточник http://www.goldmama.ru/library/materinstvo_11.php
В этом номере рассылки разговор пойдет об обратной стороне «зависимости» - «независимости».
Мы хотим вырастить нашего ребенка независимой личностью. Но задавались ли мы вопросом, что вкладываем в это понятие?
Осмелюсь предположить, что независимый человек - это тот, кто имеет свое мнение, которое свободно и спокойно выражает, знает, что хочет и знает как воплотить свои желания в жизнь и имеет для этого все возможности. При этом такой человек адекватен социуму, спокоен и уравновешен. Про таких говорят: «имеет свой стержень». Красивая картинка, не правда ли?
Ребенок вырастет таким обязательно, если рядом с ним человек, который показывает ему модель такого поведения. Только хотелось бы остановиться на следующих моментах.
Независимый человек - не означает человек-одиночка. Есть иллюзия, что женщина, живущая для семьи - крайне зависимый человек, не имеющий возможности воплощать свои желания и таланты. А уж если она захотела стать независимой, то надо отказаться от семейной жизни. Но в таком случае она может рассчитывать только на себя. Парадокс: или мы в поддерживающем окружении, но забываем о себе, или одиночки, зато можем жить, как хочется.
Ребенок усваивает эти модели поведения. Право иметь свое мнение, свои желания у него ассоциируется с пространством, где можно рассчитывать только на собственные силы. Взаимную поддержку и взаимопомощь он воспринимает как обязательство идти на жертвы вопреки собственному желанию, а значит отказываться от себя, от своего мнения.
Тогда получается замкнутый круг. Растим независимую личность в семье, лишая ее всех «атрибутов» независимости.
Я не зря называю семью поддерживающим окружением. Именно благодаря помощи близких людей мы имеем возможность действовать максимально эффективно в жизни, чувствуя поддержку и любовь. Независимость личности вполне вписывается в эту картинку. Весь вопрос, насколько мы искренне считаем свою семью именно таким окружением и как мы умеем взаимодействовать между собой.
Мать и семья учат ребенка воплощать свои желания, пользуясь помощью и поддержкой близких людей, осваивать или перестраивать свое жизненное пространство с учетом пожеланий всех членов семьи, находить компромиссы, договариваться.
Чтобы научить ребенка иметь свое мнение, к нему надо прислушиваться, но для начала маме хорошо бы прислушаться к себе, к своему мнению на тот или иной вопрос. Начать уважать разные мнения и находить общее решение, устраивающее всех.
Чтобы научить ребенка иметь свои желания, маме надо понять, а что же хочет она. Если она хочет только то, что хотят от нее остальные, она будет и ребенка подгонять под собственные или социальные стандарты, не учитывая его желаний.
И, наконец, чтобы научить ребенка взаимодействовать с миром, гармонично воплощая свои желания в жизнь, маме надо видеть многовариантность решений и показать это ребенку.
А главное, демонстрировать, что жизнь в социуме не накладывает на него обязательств отказываться от «собственного стержня», а, скорее наоборот, помогает его вырастить.
И как обычно напоминаю: ребенок постоянно учится жить и делает он это, наблюдая за вами.
Пусть материнство приносит радость.:)