Что такое дисграфия?
«Мой ребенок делает на письме кучу ошибок! Пропускает буквы в словах. Совсем невнимательный!»
«Сын никак не запомнит, как пишутся буквы. Постоянно их путает!»
Чаще всего родители думают, что ошибки разного рода на письме возникают из-за невнимательности и/или из-за плохо выученного правила. Однако, это не совсем так.
Сегодня мы рассмотрим с вами такое нарушение письменной речи, как дисграфия.
√Итак, дисграфия - это специфическое стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают это самое письмо.
√Здесь же стоит отметить и существование другого понятия. Аграфия↵ - это неспособность овладеть письмом или полная утрата этого навыка. Дисграфия и аграфия могут наблюдаться как у детей, так и у взрослых.
?Почему же возникает то самое отклонение от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо??
▼Все просто: в связи с патологией беременности и/или родов происходит поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга.
?Почему возникает аграфия??
▼Снова все просто: причиной возникновения аграфии является органическое поражение определенных отделов коры головного мозга (чаще всего - травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и т.д.)
√Итак, вернёмся к дисграфии. Напомним, что ошибки, возникающие по причине этого нарушения письма абсолютно не связаны с незнанием правил.
Определить наличие дисграфии у ребенка не так трудно, как может показаться на первый взгляд: дети допускают ошибки там, где написание слов не вызывает затруднений. Так, например, вместо слова «кошка» ребенок пишет «кощка», вместо слова «дом» пишет «бом» и т.д.
Обычному человеку/учителю/родителю такие ошибки покажутся странными. И это первый звоночек для обращения к специалисту.
√Среди ошибок, характерных для дисграфии, выделяют следующие:
-замены букв (дом-бом)
-пропуски букв (щетка-щека)
-добавление букв (стол-стлол)
-перестановка букв (ногти-нотги)
-недописывание слов (книга-книг)
-слияние нескольких слов в одно (мамакупила)
-разделение одного слова на части (я блоко)
Каждая группа ошибок соответствует определенному виду дисграфии: оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая, артикуляторно-акустическая дисграфия.
√Для предупреждения и профилактики дисграфии у детей нужно проводить работу по различению на слух и «на глаз» всех звуков речи, особенное внимание уделяя акустически и артикуляторно близким звукам ([Р]-[Л], [Ж]-[Ш] и т.д.). Нельзя забывать и о работе над правильным произношением, а также о работе над простейшими видами анализа и синтеза (выделять первый/последний звук, определять наличие звука в слове).
Если прочитав эту статью вы хоть на секунду задумались о том, что у вашего ребенка может быть дисграфия - обратитесь к специалисту. Чем раньше начнется работа по ее устранению, тем быстрее вы поможете ему в полной мере овладеть навыком письма.
Заходите на наш сайт, там много полезной и интересной информации😉