Новое в декабре (14.12.2010)
Совершенно ничего не успеваю записывать, только «разделаешься» с одной темой, как появляются 10 новых.
У Лизы очередной скачок развития, каждый день подкидывает материал для собственного дневника, успевай только оформлять в слова.
В связи с недавно перенесенной болезнью, о которой еще тоже нужно как-нибудь написать, а вернее, с еще не перенесенной (Лиза в процессе выздоровления), я стала избегать игр с ребенком на полу, а, значит, садить ее на стулья и диван, ну и не обошлись мы без новых возможностей для шалостей :)
Когда я мою посуду на кухне, то подтаскиваю табуретку к столу и сажу на нее Лизавету, та сидит как «большая», долбит ногами по табуретке, а руками тянется ко всему, что может достать на столе, но, чаще всего, просто сидит и смотрит на все свысока. Можно для усидчивости дать ей печеньку, а можно поставить табуретку возле холодильника с магнитиками – Лиза будет их переставлять с места на место, пихать в щелку между холодильником и морозилкой. Развлечений масса. Сама слезть еще не может, табуретка наклоняется вместе с Лизой и грозится упасть, поэтому он визжит..) Теперь как только я прихожу на кухню, Лиза волоком тащит табуретку от батареи к столу и визжит, просит посадить, делает попытки залезть самостоятельно, а утром, если я не убираю табуретку после себя, тащит обратно от стола к батарее- на место : )
Буквально позавчера первый раз посадила ее за компьютерный стол на кресло. Раньше она могла только снизу наблюдать за моими действиями: крутила колесико у мышки, скидывала со стола то, до чего может дотянуться, визжала и просила то, до чего дотянуться не может. Если Лизе сильно везло, и она получала машинку, то немедленно подтаскивала ее к столу, вставала на кузов и могла стянуть со стола уже гораздо больше : ) Ну и мешать мне могла тоже более качественно.
Что уж говорить, сидя на стуле возле стола, открываются совершенно новые горизонты. Лиза как «большая», вытаскивает клавиатуру, правой рукой жмет на мышку, а левой долбит по клаве..)) Несколько раз такие удовольствия прокатывали с выключенным монитором, но сейчас Лиза или орет, чтоб включили или сначала включает сама, а потом орет, чтоб посадили на стул.
Там же, сидя на стуле, вытаскивает свои игровые фотографии, раскладывает их по столу, скидывает под него, засовывает под клаву. Может достать карандаш и листок, начать чертить.
Сегодня стала тыкать пальцем в монитор, ожидая, что он, как мой сенсорный телефон, будет слушаться ее по мановению пальца..))
Началась и новая веха в рисовании. Очень полюбилось Лизе это занятие, уже не орет от грязных рук, не пытается сожрать фломастер, хотя последнее спорно. Она знает, что есть фломастеры нельзя и честно пытается противостоять соблазну, но иногда таааак хочется его хотя бы лизнуть, что глаза стекленеют в задумчивости, рот сам открывается и рука тянет туда вожделенное.. но потом приходит в себя, замечает у рта фломастер, закрывает рот и продолжает рисовать.
Рисует – просто чертит фломастером по бумаге, наблюдает за остающимися линиями – лучше левой рукой. Правой тоже умеет, но хуже. Сегодня вообще рисовала обеими: взяла фломастер в каждую руку и пошла.
Любовь к рисованию проявляется в инициативе. Так, если Лиза находит бумажку и карандаш, она тут же, на радость наблюдающим, начинает возить по ней карандашом, чертить. Сегодня сперла со стола эти девайсы, приспособилась стоя у дивана, и дооолго расчерчивала расписание работы педиатра с одной и другой стороны. Интересно, как Лиза меняет стороны для рисования: когда одна сторона, на взгляд ребенка, исчерчена, она переворачивает бумажку, и рисует на другой, потом снова переворачивает. Не любит рисовать на той стороне, где уже рисовала я.
Чаще теперь сажу на диван, это провоцирует и Лизкино стремление залезть туда самостоятельно, иногда получается. Спокойно оставляю ее на диване без присмотра, знаю, что слезет с него сама.
Смешно смотреть на нее такую маленькую, копирующую действия взрослых.
Вчера была первая самостоятельная попытка есть ложкой. Я сидела за компом, держала Лизу на коленях, на столе стояла баночка с недоеденным йогуртом фирмы Лактовит (что производит детскую продукцию тоже) и ложкой внутри. Лизавета сперла баночку, схватила ложку, окунула ее внутрь и потащила в рот. Конечно, ложка перевернулась в пути и в рот попало процентов 30% из захваченного, но сам факт. Я тут же взяла ее руку в свою, и мы стали есть вместе. Раньше Лизавета не терпела долго такой помощи, выдергивала руку и я кормила ее сама, а вчера, пока не доела всю банку, руку не убрала. Ложку держала левой рукой. Сегодня не захотела повторять эксперимента..)
Начала целовать маму, правда, пока неуверенно и через раз, но все равно. Высовывает язык и муслякает мне все, что попадется – щеку, губы..)) Действие не из приятных.. )
Пока я умываюсь, Лизка бегает рядом, в последнее время вытаскивает веник, стоящий за унитазом, и бежит с ним в зал, что они там вдвоем делают, я не знаю. Может схватить совок и начать вручную складывать туда кусочки от кошкиного наполнителя или еще какую ерунду, или просто возить им по полу, как делаю я, когда собираю мусор.
Если дать Лизе картонную коробку от каши, пока я развожу саму кашу, то будет собирать туда магниты с холодильника.
Любит возиться с телефонами, нажимать на кнопки и т.д – но это всегда было. Сейчас уже прикладывает его к своему уху и удивляется, почему там молчат..)) Я это связываю с частыми разговорами с Максимом, во время которых я держу трубку у Лизкиного уха, а он разговаривает с ней, Лизавета при этом улыбается, но быстро отдает трубку мне, а потом снова забирает обратно )
Опять-таки буквально пару дней назад, в самый разгар болезни, с огромной температурой Лиза не переставала меня удивлять, именно в это время она стала показывать лялю в журнале. Лизка просто смотрела журнал, увидела в нем ребенка, тыкнула пальцем, я сказала, что это ляля, закрыла журнал и попросила найти лялю, особо ни на что не надеясь. А Лизка пролистала журнал и бах пальцем в лялю. Сейчас находит лялю где угодно: в журнале, на упаковке с памперсами.
Очень любит находить себя в альбоме с фотографиями, узнает себя, тычет пальцем, улыбается, сопит носопыркой от удовольствия, повизгивает..) Такая искренняя радость от встречи с прекрасным. Раньше узнавала себя только в позднем возрасте, а сейчас на вопрос: «Где здесь Лиза», тычет пальцем и в себя малюсенькую, завернутую в пеленку.
Стала оооочень разговорчивой. Из всех слогов превалирует га-га-га и другие сочетания гласных со звуком г. Пытаюсь отработать рефлекс: отвечать га-га-га на фразу из детского стиха: «Гуси-гуси», пока не получается..)
Но, чаще всего, все-таки Лиза просто требовательно визжит. Этот визг заменяет ей все слова. Она визжит, а ты догадывайся, что ей нужно, спрашивай, называй, проси показать пальцем. Визжит целыми днями (сегодня точно), потому что хочет многое из того, чего сама сделать еще не может, а очень хочется.
Показывает пальцем в необходимый ей предмет или просто хочет услышать его название. Показывает на изображение в книжках, на предметы интерьера дома, на направление желаемого движения., если сидит на руках. Интересно, что я сама сначала показывала пальцем на изображения в книжках (Это корова. Мууу и т.д.), потом Лиза стала возить моим пальцем, а сейчас моя помощь в указании перстом уже не нужна.
Частые приходы бабушки ее совсем разбаловали. Она постоянно носит Лизу на руках, и мне приходится трудно, отказывая ребенку в просьбах взять ее на ручки. Лиза тащит меня за руку, приводит в зал, если я не там, хватает за кофту, тянет, визжит, пытается забраться наверх, дергает попкой в нетерпении, дышит с придыханием; сталкивает с дивана или призывает встать с пола, когда хочет на руки.
С другой стороны, Лизе очень нравится, когда ее подводят, держа на руках, к разным предметам - картинам, окну, столу – и объясняют, что там такое. Она сама показывает пальцем куда-то вперед и тоже что-то «говорит».