Лана
10 лет
Гениально о религиях от Брюса Липтона) Очень понравилось
КАК ВЫБРАТЬ
«ОФИЦИАЛЬНОГО ПРОВАЙДЕРА» ИСТИНЫ
Чтобы в полной мере понять свой нынешний миф, разо-
браться, каким образом мы можем его изменить и зачем
вообще его менять, нам нужно изучить историю мифов.
С момента зарождения человеческого сознания мы ис-
кали ответы на три вечных вопроса:
1. Как мы сюда попали?
2. Зачем мы здесь?
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоя-
тельства наибольшую пользу?
Тот человек или общественный институт, который дает
самые убедительные ответы на данные вопросы, становится
«официальным провайдером» истины в обществе. Однако
на протяжении веков эта почетная функция не раз пере-
ходила из рук в руки. Время от времени перед цивилиза-
цией встает такой вызов, что старые ответы оказываются
неудовлетворительными. И тогда люди ищут новые, более
функциональные объяснения своей жизни. Есть ощущение,
что ныне наше общество переживает именно такой период:
мы уже стоим на пороге нового мировоззрения, но все еще
вязнем в старых метафорах и объяснениях.
На протяжении всей истории люди использовали два
типа описания природы человеческого существования: ста-
тический и динамический. Статические мифы описывают
мир как неизменный и цикличный. В основе образности
этих мифов лежит движение звезд и другие предсказуемые
повторяющиеся процессы в Природе, а также вера в то, что
все, происходившее в прошлом году или на протяжении по-
следних десяти тысяч лет, по всей вероятности произойдет
снова. Символом, который наиболее адекватно отображает
такую статичную цивилизацию, является круг, а еще лучше
змея, кусающая себя за хвост.
Динамические мифы описывают мир как царство про-
гресса, в основе которого лежит эволюция и обучение.
История ясно показывает, что люди фундаментальным об-
разом изменяют свое поведение, когда сталкиваются с новой
информацией или новым опытом. Наши предки открыли
огонь, создали инструменты, изобрели колесо, научились
охотиться и выращивать съедобные растения, придумали
оружие и наловчились строить жилища. За последнюю
сотню лет технологические инновации не только изменили
нашу жизнь, но и повлияли на условия обитания всех био-
логических видов на планете. Символом, наиболее адек-
ватно отображающим такую динамическую модель жизни,
является стрелка, обозначающая вектор прогресса, или, еще
лучше, стремительно набирающая скорость ракета.
Так какой же из этих двух мифов верен? Живем ли мы в
цикличной повторяющейся системе? Или же мы развива-
емся и растем? Ответ: «Да». И еще раз: «Да». И то, и другое
происходит одновременно.
Туземные народы и те, кто живет близко к земле, вы-
живают благодаря поддержанию гармонии с циклами
Природы. Такое равновесие с окружающим миром позво-
ляет им выжить, однако не поощряет и тем более не под-
талкивает их к технологическому прогрессу.
Между тем цивилизация Запада и все большее число
азиатских народов активно ориентируются на вектор про-
гресса. К сожалению, обаяние технологий затмило связь
человека с Природой, и стремление к технологическому
прогрессу породило дисгармонию, дисбаланс и кризисные
явления глобального масштаба. Вектор прогресса превра-
тился в потерявшую управление ракету, которая мчится от
одной катастрофы к другой.
Что же нам нужно для того, чтобы выжить и процветать?
Необходимо ли сделать выбор между статической и дина-
мической моделями, между дикой природой и сотовыми
телефонами? К счастью, нам нет необходимости выбирать
«или — или». Мы можем избрать решение, сочетающее обе
модели.
С одной стороны, жизнь не существовала бы без тех-
нологии. По мере того как клеточные сообщества эволю-
ционировали от колоний, состоящих из независимых ин-
дивидуальных клеток, до образования сплоченных много-
клеточных организмов, технология стала эволюционной
необходимостью. Клетки просто не смогли бы строить
сложные тела и управлять ими без развития технологий:
сверхлегких опорных конструкций (костей), тросов из
сверхпрочных коллагенов (соединительных тканей), пла-
стичных армирующих материалов (волокнистых хрящей)
и сотен других биологических инноваций.
Чем особенно удивительны эти технологичные струк-
туры, так это тем, что их нет внутри клеток и все же они
разработаны клетками и созданы ими же из материалов
окружающей среды в процессе целенаправленного взаимо-
действия. Поэтому давайте все-таки проявлять уважение к
технологиям! Без них нас вообще не было бы.
Очевидно, Природа двойственна — она способна одно-
временно изменяться и оставаться прежней. И что же
получается, когда мы сочетаем статичные модели с дина-
мической эволюцией? А получается гибрид круга, симво-
лизирующего циклическое существование, и вектора, сим-
волизирующего линейный прогресс, — спираль эволюции,
вторящая структурам самой Вселенной. При соединении
принципов гармонии и равновесия с принципами техноло-
гической эволюции возникает устойчивая и процветающая
цивилизация.
Но помните: такое решение требует изменения базо-
вых верований, лежащих в основе современной культуры.
К счастью, у нас есть положительные прецеденты: это не
первый случай, когда новая мысль должна изменить на-
правление развития человечества. За последние 8000 лет
западная цивилизация фундаментальным образом из-
меняла свои цели и ориентиры уже четырежды, каждый
раз при этом с головой окунаясь в исторически значимый
социальный переворот.
БАЗОВЫЕ ПАРАДИГМЫ:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИФА
Археологи и историки говорят, что цивилизации во всем
мире прошли через четыре базовые парадигмы, или обще-
принятые модели объяснения мироздания: анимизм, по-
литеизм, монотеизм и материализм. Когда каждая из них
достигала своих пределов постижения мира и влияния на
умы, происходил эволюционный переход на новую стадию,
в ходе которого предыдущая парадигма опровергалась,
но все же оставляла свой след в новом миропонимании в
качестве интегрированных представлений или отдельных
верований.
Характер и судьба каждой цивилизации определяется
тем, как люди воспринимают свое существование и место
в космосе. С самого зарождения цивилизации люди дели-
ли Вселенную на две четко противопоставленные сферы:
материальную и нематериальную. Материальная сфера
представляет собой физическую Вселенную и состоит из
материи. Нематериальная сфера — это незримые силы;
древние называли их духами, а современные ученые —
энергетическими полями. Как современные ученые, так и
мистики древности сходятся в том, что нематериальные
силы в значительной мере влияют на человеческий опыт.
Здесь слова «энергетические поля» и «духи» употребляются
как взаимозаменяемые термины.
Четыре базовые парадигмы, сформировавшие соответ-
ствующие фазы цивилизации, определяли взаимоотноше-
ния культур с материальной и нематериальной сферами.
Для одних культур духовная сфера — наиболее важный
фактор, контролирующий жизнь на Земле, тогда как с
точки зрения других культур первостепенное значение в
формировании Вселенной имеет материальная сфера.
Кроме того, некоторым цивилизациям присуща вера в то,
что обе сферы в равной мере определяют наш жизненный
опыт. Если мы отобразим на графике, как изменялось во
времени бытовавшее в западной цивилизации восприятие
взаимоотношений человека с космосом, это даст нам
замечательные идеи по поводу эволюции человечества и
его будущего.
Для отображения бытующих в цивилизации верований,
касающихся взаимоотношений человека с духовной и ма-
териальной сферами, мы используем приведенную ниже
систему координат. На рисунке А эти две сферы четко
разделены. Рисунок Б отображает более реалистическую
картину: наши верования могут колебаться от стопроцент-
ной веры в первичность духовной реальности до стопро-
центной веры в первичность реальности материальной.
Горизонтальная линия посередине отображает момент
равновесия, когда люди уделяют физической и духовной
сферам равное внимание.
что интенсивность человеческой эволюции экспоненциаль-
но возрастает. С переходом от одного уровня осознания к
другому мы обретаем более глубокое понимание мира, что
обеспечивает нам более быструю эволюцию на следующий
уровень осознания. Как мы увидим, когда проставим даты
на стреле времени, эти процессы действительно ускоря-
ются.
Есть все основания считать, что сейчас цивилизация
стоит на пороге эволюционного перехода к пятой базовой
парадигме. Но прежде, чем говорить о ней, давайте внима-
тельно рассмотрим свое прошлое.
АНИМИЗМ: ОБРЕСТИ ЕДИНСТВО СО ВСЕМ
Анимизм — это, по всей видимости, самая древняя ре-
лигиозная практика, зародившаяся, как считается, среди
первобытных племен неолита (или каменного века) около
8000 г. до н. э. Анимизм основан на вере в то, что дух — это
универсальное явление, присутствующее во всех вещах, как
живых, так и неживых. Поскольку анимизм представляет
собой культуру, основанную на совершенном равновесии
между материальной и духовной сферами, мы расположили
его на центральной линии своего графика.
Само слово анимизм происходит от латинского anima
(«дыхание» или «душа»). Можно сказать, что анимизм
представляет собой духовный опыт Эдемского сада, где
нет грани между «я» и окружающей средой. Все на свете —
дождь, небо, скалы, деревья, звери и, конечно же, человек —
наделено неосязаемым духом. И хотя каждая частичка
Природы обладает отдельным духом, все духи мира кол-
лективно составляют единое целое.
И чтобы мы не думали, будто сад Эдемский является
изобретением иудео-христианской религиозной традиции,
мифолог Джозеф Кэмпбелл обращает наше внимание на то,
что этот миф универсален. То есть те или иные его версии
встречаются во всех человеческих культурах. Его универ-
сальность указывает на наличие у всех народов воспоми-
наний о нашей связи со всем сущим.
Анимизм до сих пор сохранился у некоторых первобыт-
ных народов. Так, для австралийских аборигенов именно
духовная сфера является подлинной реальностью, в то
время как наша жизнь в физической реальности совер-
шенно буквально воспринимается ими как сон наяву. С их
точки зрения завеса между физическими объектами мате-
риальной сферы и незримыми силами сферы духовной ви-
дится тонкой. Для некоторых древних народов само время
в действительности не существует, и каждый миг — это
просто новое сейчас.
Анимизм дает такие ответы на вечные вопросы:
1. Как мы сюда попали?
Мы — дети Матери Земли (материальная сфера)
и Отца Неба (духовная сфера).
2. Зачем мы здесь?
Чтобы ухаживать за Садом и процветать.
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель-
ства наибольшую пользу? Живя в равновесии с
Природой.
Анимизм — это, возможно, тот случай, когда челове-
чество ближе всего со времен Эдемского сада подходило к
равновесию в своих отношениях с духом и материей. В рам-
ках парадигмы анимизма между незримой духовной сферой
и видимой материальной сферой существует гармония. Все
на свете принадлежит всеобщему Единству. Если бы жизнь
была только статична и циклична по своей природе, мы до
сих пор пребывали бы в Саду, полностью интегрированные
в окружающую среду и практически неотличимые от нее;
наша одежда состояла бы из фиговых листочков, а то и
меньше. Люди были бы подобны всем остальным живот-
ным, а Земля представляла бы собой этакий гигантский
образцовый зоопарк.
Но некая сила (вероятно, врожденное человеческое
любопытство) побудила наших древних предков покинуть
идиллический сад, в результате чего мы как вид стали эво-
люционировать, наблюдая и постигая окружающий мир. То,
что теологи описали потом как отпадение от благодати, или
утрату невинности, или отделение от Бога, на самом деле
было обретением мудрости, побудившей человечество к
эволюции через поиск понимания и осознания.
Стоило разок откусить от яблока познания, как Земля
сотряслась, хрупкое единство Сада разбилось и цивилиза-
ция вступила на путь раздельного постижения сфер духа
и материи. Однако в этой бочке меда была и ложка дегтя:
чтобы наблюдать мир, нашим предкам пришлось отделить
себя от этого самого мира и взглянуть на него со стороны.
Такая точка зрения в значительной мере изменила их взаи-
моотношения с Природой. Внезапно Вселенная поделилась
на «я» и «не я». И каким-то образом у людей возникло ощу-
щение, что им нужно задабривать силы, представляющие
«не я», которые они некогда считали частью сбалансиро-
ванного гармоничного целого — всеобщего Единства, по-
скольку в противном случае я и мне подобные якобы можем
стать их жертвами.
ПОЛИТЕИЗМ: ПЕРВОЕ ДУХОВНОЕ РАЗДРОБЛЕНИЕ
Когда люди начали акцентировать внимание на разнице
между «я» и «не я», на смену единству Сада пришло духов-
ное разделение. Отделенная от физического мира духовная
сфера обрела собственную независимую энергию.
Политеизм утвердился около 2000 года до н. э., когда
общество отошло от анимистического единства и в куль-
туре сформировались представления о многочисленных
духовных божествах. Отделив дух от материи, политеисты
раздробили духовную сферу на множество богов-символов,
олицетворяющих стихии Природы. И, к вашему сведению,
всем этим божествам нужно было поклоняться, выполняя
особые ритуалы и церемонии, чтобы они обеспечивали
здоровье и благополучие людей. Ответы на загадки жизни
политеисты искали в духовной сфере, все больше при этом
отрываясь от Природы.
Кульминация эры политеизма настала тогда, когда боги
и богини Греции, обладавшие массой человеческих и сверх-
человеческих качеств, решили поселиться в блистательных
особняках на вершине горы Олимп, откуда они то и дело
спускались на Землю, часто принимая чужой облик. В ре-
зультате реальные люди никогда не могли быть уверены, не
является ли тот или иной человек или животное на самом
деле богом.
Отсюда следовал важный практический вывод: с каприз-
ными богами шутки плохи, иначе проблем не оберешься.
Поэтому лучше всего жить в гармонии с окружающим
миром, как будто бы все и все вокруг — боги, ибо меньше
всего хочется вступить в конфликт с сущностью, которая
все равно всегда оставит последнее слово за собой, на-
пример заставит тебя до скончания века катить на гору
тяжеленный камень.
Политеисты предложили новые ответы на вечные во-
просы:
1. Как мы сюда попали?
Пришли из хаоса.
2. Зачем мы здесь?
Чтобы ублажать капризных и озорных богов.
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель
ства наибольшую пользу?
Не гневить богов.
Стремясь дать объяснение явлениям, которые перво-
бытными людьми воспринимались как нечто само собой
разумеющееся, общество, исповедующее парадигму полите-
изма, породило первых философов. В результате эволюции
греческой мысли сформировались две ярко выраженные и
взаимоисключающие точки зрения.
Активнейшим сторонником первой из них был Демокрит
(460-370 гг. до н. э.), отстаивавший первичность материи.
Именно он придумал слово атом, что означает «недели-
мый». Демокрит предположил, что основой всех физиче-
ских структур являются атомы (невидимые и неделимые ча-
стички материальной реальности, подвешенные в пустоте),
из которых состоит вся Вселенная. По мнению Демокрита
и его последователей, только материя имеет хоть какое-то
значение в мире. Иными словами, есть только то, что мы
видим.
Приблизительно в то же время Сократ (470-399 гг.
до н. э.) предложил философию, основанную на совершен-
но другой точке зрения. Он считал, что Вселенная обладает
двойственной, как материальной, так и нематериальной,
природой. В нематериальной сфере мысли обретают форму.
При этом Сократ чаще всего называл эту сферу термином
«душа». Он утверждал, что формы нематериальной сферы
совершенны, тогда как в осязаемом материальном мире
мы видим лишь их отображения или «тени». Например,
человек может представить себе идеальный стул, но стул,
созданный в материальном мире, будет в лучшем случае
лишь грубым приближением к совершенству изначального
замысла.
В рамках обретающего все более зрелые формы полите-
изма греки оставляли возможность для сосуществования
точек зрения Демокрита и Сократа.
МОНОТЕИЗМ: БОГ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ
Итак, в течение нескольких столетий люди наблюдали,
как боги резвятся в земном мире, причиняя огромные
опустошения, но затем для цивилизации настало время
сделать очередной шаг по пути эволюции и углубиться в
сферу духа.
Подобно тому как дети в определенном возрасте испы-
тывают потребность в порядке и дисциплине, духовный
поиск привел цивилизацию к монотеизму и вере во всеве-
дущего, всемогущего и вездесущего единого Бога, который
жестко диктует нам свои правила. Мало того что сам этот
Бог пребывает всецело за пределами нашего мира, Он и
нам обещал уютненькое местечко в своем Царстве, если
мы будем соблюдать Его правила — по меньшей мере те
из них, которые были озвучены на Земле Его святыми по-
сланниками.
На момент проповеди Христа евреи (небольшой по чис-
ленности ближневосточный народ) поклонялись единому
Богу уже на протяжении 2000 лет, тем не менее именно
христианство превратило монотеизм с его верой в единого
всеобъемлющего Бога в доминантную теологическую па-
радигму всего западного мира.
Возвышение римской католической церкви в течение
первого тысячелетия после Христа явило собой прекрасный
пример того, как цивилизация при переходе на новый этап
своего развития может интегрировать и реструктурировать
наследие прошлого. Многие идолы и праздники дохристи-
анской языческой цивилизации Рима подверглись значи-
тельной трансформации и вернулись в культуру в качестве
уже христианских объектов культа и праздников.
Под предводительством Альберта Великого и его уче-
ника Фомы Аквинского церковь перекроила под себя на-
учное и философское наследие греческой цивилизации,
которому на тот момент исполнилось уже полтора ты-
сячелетия. Христианские ученые начисто вытравили не-
приемлемую для них политеистическую риторику и мо-
дифицировали контекст античных знаний, согласовав его с
Ветхим и Новым Заветом. Синтезировав христианскую и
аристотелевскую философию, Фома Аквинский создал
Естественную Теологию — систему верований, направлен-
ную на понимание Бога через изучение Природы.
Особенно иудео-христианскую церковь привлекало
учение Сократа о дуалистической Вселенной и его кон-
цепция об идеальной форме, или душе. Церковь учила, что
исполненная тягот жизнь на Земле (в этой несовершенной
тени — материальном мире) представляет собой то, что со-
временный визионер Кэролайн Кейси называет «духовным
бдением в невзгодах». Наша планета — всего лишь этап на
пути к совершенству, которое ждет нас в незримом Царстве
Небесном; просто человеку необходимо доиграть до конца
определенные моральные игры в земной юдоли. Идеи вроде
«последние будут первыми» и «страдание сейчас обернет-
ся радостью потом» помогали сделать свою нестерпимую
участь в этой жизни (на службе у богатых властителей)
ступенькой, приближающей душу к блаженству в жизни
загробной.
Проще говоря, монотеизм представляет собой полную
сосредоточенность на духовной сфере, отождествляя при
этом физический мир с проклятием. Таким образом, живя
в монотеистической парадигме, цивилизация полностью
сориентировалась на духовную сферу и, как следствие,
максимально отклонилась от точки равновесия. Люди на-
столько настроились на жизнь, обещанную на Небесах, что
их жизнь в этом мире совсем разладилась.
Философская разница между политеизмом и новой
монотеистической парадигмой состоит в местоположении
и доступности Высших Сил. Если греческие боги жили на
Олимпе, то точный адрес нового христианского Бога не
разглашается — он живет где-то «на Небесах».
Пребывая над всем, единый Бог, естественно, нуждается
в иерархической структуре. Теперь, когда люди оказались
полностью отделены от Творца, простым смертным потре-
бовались посредники между ними и Богом — священнослу-
жители. Дабы увеличить могущество церкви (и реализовать
собственную страсть к приключениям), многочисленные
миссионеры путешествовали по миру, обращая в христи-
анство первобытные анимистические племена, которые до
их прихода прекрасно общались с Творцом без всяких
посредников, осуществляя это общение каждым своим
вздохом и действием.
Монотеисты отвечают на три вечных вопроса следую-
щим образом:
1. Как мы сюда попали?
Благодаря Божественному вмешательству.
2. Зачем мы здесь?
Для игры в игру «мораль».
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель
ства наибольшую пользу?
Следовать Писанию, а то хуже будет.
Утверждая, что жизнь по своей природе мимолетна и
несправедлива, церковь делает очень привлекательное
предложение: поступай, как мы велим, и сможешь войти
в Златые Врата, чтобы обрести жизнь вечную в царстве
Бога единого. Ее маркетинговая политика прямолинейна и
эффективна: купишь наш продукт — попадешь на Небеса;
не купишь — отправишься прямиком в ад.
Вслед за введением религиозной иерархии церковь
установила многочисленные правила на контролируемых
ею территориях и стала применять пытки и репрессии
Именем Божьим. Самопровозглашенная непогрешимость
церкви означала абсолютное знание. А поскольку знание
— сила, абсолютное знание — абсолютная сила. Любые
попытки оспорить претензии церкви на непогрешимость
расценивались как ересь и карались смертью, что дало
церковным властям практически неограниченную власть
над людьми.
Церковь настолько возгордилась своим абсолютным
знанием, а абсолютная власть настолько развратила ее, что
эти ее пороки стали видны как на ладони. В результате она
утратила в глазах людей свое высочайшее положение
самого авторитетного арбитра в вопросах истины для ци-
вилизации.
Ключевое событие, пошатнувшее владычество церкви,
произошло в 1517 году, когда немецкий монах и учитель
Мартин Лютер выступил против торговли индульгенциями
— своего рода пропусками в рай, которые католическая
церковь продавала зажиточным грешникам. Действия
Лютера положили начало протестантской реформации, в
результате которой влияние церкви сильно пошатнулось.
Далее усилиями таких людей, как Декарт, Бэкон, Ньютон, и
многих других ученых путь человеческой эволюции утратил
строгую ориентацию на духовную сферу и наука вплотную
взялась за раскрытие тайн физической Вселенной.
ДЕИЗМ: ПРОБЛЕСК СВЕТА
В конце XVII и в начале XVIII веков эволюционный путь
опять привел человечество в серединную точку равновесия
между духом и материей. Западная цивилизация вступила
в эпоху Просвещения — это было европейское интел-
лектуальное движение, проповедовавшее идеалы разума,
отстаивавшее фундаментальную ценность личности и
критиковавшее монотеистическую религиозную традицию.
Философы Просвещения утверждали, что Бог и Природа
едины и человек может научиться жить в гармонии с Богом
благодаря научному постижению Природы.
Любопытно, что характерная для философии Про-
свещения идея равновесия между духом и материей берет
начало в исследовании анимистической культуры амери-
канских индейцев, осуществленном французским фило-
софом Жан-Жаком Руссо. Он описывал коренных амери-
канцев как благородных дикарей, в которых воплощены
врожденные добродетели человека, свободного от раз-
вращающего влияния цивилизации. Созданный Руссо
идеализированный образ индейца настолько впечатлил
современников, что пробудил волну иммиграции в ново-
образованные колонии в Америке.
Многие из отцов-основателей Америки были деистами
— последователями философии Просвещения. Они верили
в некую Высшую Сущность, однако отказывались
признавать сверхъестественное божество, повелевающее
человечеством. Их верования были основаны на «есте-
ственном законе и разуме». Подобно анимистам, жившим
восемью тысячами годами ранее, деисты чтили свои взаи-
моотношения как с материальной, так и с нематериальной
сферами Природы.
В основе Декларации независимости и Конституции
США лежат философские идеи деизма, а также прямые
заимствования принципов общественной организации,
существовавшей у американских индейцев. Эти доку-
менты воплощают в себе совершенное равновесие между
глубочайшей духовной истиной и элегантными физиче-
скими принципами материальной Вселенной. Основание
Соединенных Штатов Америки* стало благоприятнейшим
событием, ознаменовавшим возвращение цивилизации к
идеальному равновесию между материей и духом.
Однако стрела времени никогда не прекращает своего
полета, так что путь эволюции продолжился, миновав сре-
динную точку и углубившись в еще не исследованную сферу
материи — из мира горнего в этот материальный мир.
По мере того как цивилизация углублялась в материаль-
ную сферу, наука активно изучала физическую Вселенную,
что привело к небывалому росту знаний и технологий. Это
позволило добиться таких улучшений условий жизни, о
каких прежде никто и мечтать не мог. Достаточно ли
впечатляюще выглядит предание о совершенном Иисусом
чудесном превращении воды в вино на фоне паровой ма-
шины, влекущей корабль к экзотическим берегам Востока,
или вакцины, способной защитить человека от ужасов
оспы? И все же, несмотря на все технологические чудеса,
новейшая наука эпохи Просвещения не могла претендовать
на титул «официального провайдера» истины для нашей
цивилизации. Почему? Потому что она просто-напросто
была не в силах предложить лучшую теорию происхожде-
ния человека, чем Библия. То есть истины, предлагаемые
наукой, оставались вторичными по отношению к истинам,
провозглашаемым церковью.
НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ:
ИМЕЕТ СМЫСА ЛИШЬ ТО, ЧТО МАТЕРИАЛЬНО
Монотеизм опирался исключительно на веру. Но такие
философы и ученые, как Фрэнсис Бэкон и Исаак Ньютон,
предложили человечеству усомниться в религиозных дог-
мах и самостоятельно заняться поисками ответов на свои
вопросы. Люди этой эпохи стали считать критерием науч-
ной истины математическую обоснованность и предсказуе-
мость описываемых процессов; родившиеся в результате
развития такой науки технические чудеса стали основой
индустриальной революции.
Между тем церковь отчаянно пыталась удержать в своих
руках монополию на знание. Творчески мыслящим людям
постоянно угрожала перспектива получить приглашение в
управление святой инквизиции, а уж это ведомство умело
внушить человеку «правильные мысли».
Кроме того, церковь сдерживала поиск знания, налагая
запрет на некоторые области исследований, чем очень
докучала ученым, стремившимся узнать о мире все, что
только можно. Например, церковь объявила, что челове-
ческое тело есть запретное царство, «тайна Божья», пред-
назначенная только для Его глаз, и пытаться заглянуть
туда — грех. Христиане не имели возможности заниматься
врачеванием в силу запрета на изучение внутренних про-
цессов человеческого тела. Так что медицина была уделом
иудеев, мусульман и прочих, кого церковь считала невер-
ными. Но вопреки церковному запрету на биологические
исследования, ученые упорно продолжали изыскания в
интересующих их областях.
Философ и математик Рене Декарт, а вслед за ним и
Исаак Ньютон выдвинули постулат, что Вселенная пред-
ставляет собой огромный механизм. Математические
расчеты Ньютона были экстраполяцией точных законов,
управляющих движением шестеренок в часах, на поведение
небесных тел в Солнечной системе. Последователи Декарта
и Ньютона не отрицали, что Бог мог быть творцом этого ко-
лоссального механизма. Однако предполагалось, что после
того, как «мировые часы» были изготовлены и заведены,
они работают без всякого божественного вмешательства —
повинуясь одним лишь законам математики.
В мире, где во главу угла встала наука, Бог оказался на-
столько далеко от нашей планеты, что Его Творение уже
функционировало полностью автономно. Последовавшая
вслед за этим индустриальная революция и технологиче-
ские изобретения вывели Бога еще дальше за рамки карти-
ны мира. К чему нам Бог, если мы, люди, способны творить
собственные технологические чудеса?
Однако научный материализм стал преобладающей на-
учной парадигмой нашей цивилизации лишь после того, как
в середине XIX века на сцену истории вышел английский
натуралист Чарльз Дарвин. Вспомните: базовая парадигма
должна предоставить нам миф, отвечающий на три вечных
вопроса. До публикации работы Дарвина «Происхождение
видов» наука не могла ответить на вопрос «Как мы сюда
попали?». А Дарвин выдвинул свою теорию эволюции, со-
гласно которой человек произошел от низших форм жизни
в результате длившихся миллионы лет наследственных
изменений, направляемых нескончаемой борьбой за вы-
живание. Люди в XIX веке довольно легко приняли теорию
Дарвина, поскольку они были прекрасно знакомы с мето-
дами выведения новых пород животных и растений путем
скрещивания.
Как только теория эволюции была принята в качестве на-
учного факта, цивилизация очень скоро перестала считать
церковь своим высшим авторитетом и признала в качестве
«официального провайдера» истины научный материализм
с его строго логическим мировоззрением.
Материалисты отвечают на три вечных вопроса следую-
щим образом:
1. Как мы сюда попали?
В результате случайных наследственных процессов.
2. Зачем мы здесь?
Чтобы двигаться вперед и размножаться.
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель
ства наибольшую пользу?
Руководствуясь законом джунглей.
Вот так у нас случился стремительный переход от за-
кона Писаний к закону джунглей. Пользуясь отточенным
обоюдоострым мечом материализма, мы смогли создать
для себя такие удобства, какие и вообразить не могли
наши предки; проще говоря, цивилизация сменила одну
абсолютную власть на другую. В свете неоспоримых чудес
науки догматическая религия монотеизма уступила место
догматической религии научного материализма. Для науки
не существует ничего, кроме материального мира, — и все,
что выходит за рамки этого идеологического постулата,
клеймится как ересь.
Как подросток, впервые утверждающий свою независи-
мость, мы, люди, вообразили, что можем до конца понять
механику материальной Вселенной и тем самым раскрыть
нее тайны жизни. Цивилизация максимально отклонилась
от духовной сферы в 1953 году, когда молекулярные биологи
Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик объявили, что они раскры-
ли высочайшую тайну природы, открыв двойную спираль
ДНК. Выявив физические объекты, формирующие живую
клетку, Уотсон и Крик идентифицировали материальный
источник жизни.
СМЕНА НАПРАВЛЕНИЯ
Что ж, восхождение обязательно сменяется спуском, и
вот после Уотсона и Крика мы, люди, осуществляем этот
спуск. За последние пятьдесят лет обожествленные нами
технологии породили невероятно мощные негативные
реверберации в мире.
Видели ли вы мультфильм Уолта Диснея «Фантазия»?
Там Микки Маус поступает в ученики к волшебнику и
пытается воспроизвести чудеса своего наставника, не об-
ладая его знаниями и мудростью. Результаты получаются
катастрофические, ибо Микки не в состоянии эффективно
контролировать силы, оказавшиеся у него в руках. В таком
же положении оказалась и современная цивилизация — она
пробудила силы мощнейших технологий, обладая при этом
ограниченным сознанием Микки Мауса. В результате та же
самая материалистическая медицина, которая подарила
нам пенициллин, вакцину от полиомиелита и сердечную
хирургию, стала одной из основных причин смертности в
западном обществе, поскольку научные знания не уравно-
вешены пониманием незримых сфер.
Движимые стремлением обналичить научный материа-
лизм, капиталисты убедили ученых и общество заняться
проектом «Человеческий геном» (ПЧГ). По замыслу этот
проект должен был идентифицировать и запатентовать
каждый из 150 000 генов, которые по теории молекулярных
биологов-неодарвинистов необходимы для формирования
человеческого организма.
Однако по завершении ПЧГ в 2001 году выяснилось, что
человеческий геном состоит всего из 23 000 генов. Тот факт,
что их на 125 000 меньше, чем предполагалось, недвусмыс-
ленно указывает на ошибочность неодарвинистских пред-
ставлений, согласно которым биологические организмы
полностью запрограммированы генетически.
Создание системы здравоохранения, основанной на
этой ошибке (в сочетании с другими фундаментальными
ошибками восприятия, о которых мы поговорим позже),
затормозило развитие медицины. Именно такой подход
напрямую ответствен за падение эффективности и возрас-
тание стоимости аллопатической медицины. Общественное
недовольство нынешним состоянием официального здра-
воохранения привело к тому, что почти половина населения
Соединенных Штатов обращается за помощью к предста-
вителям других направлений медицины.
Любопытно, что большинство альтернативных цели-
тельных практик подчеркивают роль незримых энер-
гетических полей в человеческой жизни. На приведенном
ниже рисунке отображено новое изменение в направлении
движения цивилизации — прочь от крайнего материализма
в сторону равновесия с духовной сферой.
В итоге возникла новая передовая наука, эпигенетика,
опровергающая ошибочную веру в то, что нашей судьбой
управляют гены. Эпигенетика утверждает, что биологи-
ческие и генетические процессы в организме напрямую
обусловлены взаимодействием со средой. Эта наука по-
казывает, что мы не марионетки собственных генов и
вполне способны влиять на свои биологические процессы.
Таким образом, выясняется, что мы — хозяева собственной
судьбы.
Итак, среди вороха плохих новостей есть и хорошая:
человечество на своем эволюционном пути возвращается к
точке равновесия между материей и духом — причем это
происходит как нельзя более своевременно. Ведь каждый
день мы получаем новый урок — как наш неумеренный
материалистический подход ко всему на свете угрожает
жизни на планете. К счастью, похоже, что возврат к равно-
весию происходит очень быстро. Но если мы стремимся к
чему-то большему, чем дальнейшее бессознательное ката-
ние на американских горках синусоиды «дух — материя»,
необходимо четко осознать: теперь нам требуется не новое
противопоставление духа и материи, а их гармоничная
интеграция.
Возрождение религиозного фундаментализма, в част-
ности одержимость идеей вознесения и награды в за-
гробном мире, свидетельствует о том, что человечество с
воистину безумной скоростью несется к саморазрушению.
Ни священники с их черными рясами, ни ученые с их бе-
лыми халатами не в силах помочь нам сейчас — по мень-
шей мере, не в рамках существующей системы верований.
Религиозный фундаментализм утверждает: человек стоит
над остальным творением, а не является его гармоничной
частью. Научный материализм говорит: чудо жизни — это
всего лишь случайность, результат случайного падения
генетических игральных костей. И то, и другое верование
отрывает человека от Природы.
МИФ В ОСНОВАНИИ МИФА
Теперь вы понимаете, почему нам нужен новый миф?
Старые мифы делают нас бессильными, отдавая на милость
либо далекому Богу, либо случайным генетическим процес-
сам. Они поглощают наше внимание и энергию, побуждая
нас принимать взаимоисключающие и равно недоказуемые
позиции — вместо того, чтобы двигаться вперед. Предстоит
ли нам в очередной раз проскочить точку равновесия? Или
же мы сможем культивировать единство и согласие, чтобы
в результате совершить качественный скачок, как только в
недалеком будущем эволюционный путь снова приведет
человечество в центральную точку, где существует равно-
весие между духом и материей?
В наше время, когда сохранившиеся доныне архаиче-
ские мифы продолжают подпитывать противоборство
противоположностей, полезно вспомнить то, что говорит
нам о природе физического мира квантовая физика: за
каждой частицей есть волна, определяющая ее поведение.
Анимисты и деисты понимали, что дух и материя должны
органично сосуществовать, так же и нам нужно уйти от
мышления «или — или» и занять позицию «и — и». Это
как в знаменитой рекламе пива: прекрасный вкус и меньше
калорий. Дух и материя. Волна и частица. Ты, и я, и все
остальные тоже.
Вспомните историю самой жизни. Она зародилась в
серединной (или нулевой) точке, где в равной мере при-
сутствовали и волны энергии, и частицы материи. На про-
тяжении миллиардов лет энергия Солнца воздействовала
на частицы материи, из которых состоит наша Мать Земля.
В результате взаимодействия этой энергии с неорганиче-
скими химическими соединениями Земли начался про-
цесс под названием «фотосинтез» и возникли органиче-
ские химические соединения, из которых состоят живые
организмы. Благодаря фотосинтезу энергия солнечного
света оживила неживую материю. Так что жизнь и вправду
родилась в результате того, что свет с Неба перемешался с
физической материей Земли! Теперь вам ясно, откуда
индейские анимистические племена взяли концепцию об
Отце Небе и Матери Земле?
Подобным же образом клетка сперматозоида, изначаль-
но созданная лишь для передачи генов, несет в себе только
информацию. В этом качестве сперма действует аналогично
волнам, которые сливаются с физической материей материн-
ской яйцеклетки. И снова в изумительной вселенской сети
автомодельных структур рождается жизнь. Из информации
и материи рождается новая жизнь, характеристики которой
невозможно предсказать на основании изучения яйцеклетки
и сперматозоида как отдельных сущностей. Но возможно ли,
что через соединение противоположностей — духа и мате-
рии, энергии и частицы, мужского и женского начал — мы
сможем создать новое человеческое общество, такое, какого
не было никогда раньше и характеристики которого невоз-
можно предсказать на основании изучения прошлого?
Идея о новом человечестве кому-то может показаться
утопией, однако посмотрите, какие у нас альтернативы.
Мы оказались в ситуации, когда нам предстоит либо эво-
люционировать, либо умереть. И что предпочтете вы? Как
мы убедимся в части II этой книги (под названием «Четыре
модели апокалипсического мифовосприятия»), наши лич-
ные предпочтения влияют на реальность намного сильнее,
чем мы предполагали до сих пор. Иными словами, вполне
может случиться, что судьба человечества будет действи-
тельно зависеть от вашего выбора.
В отличие от наших предшественников-деистов, нам
противостоят не какие-то внешние правители, а скорее
собственные внутренние сознательные и бессознательные
ограничения, собственное искаженное восприятие чело-
веческой природы и человеческого потенциала. Мы ведем
войну с проекциями наших страхов перед вещами, которых
больше нет, и демонстрируем соответствующие защитные
рефлексы. Самое грустное, что большинство из нас, сами
того не осознавая, являются марионетками верований и
ограничений, принадлежащих людям, жившим в далеком
прошлом!
Приручая слоненка, дрессировщик привязывает его за
ногу крепкой веревкой к вбитому в землю колу. Как бы
долго и сильно ни вырывался слоненок, кол остается на
месте. В результате веревка у слона начинает ассоции-
роваться с некой неодолимой силой. И когда слон стано-
вится взрослым, его все равно можно заставить стоять на
месте, просто привязав к чему-нибудь за ногу, поскольку
он уже уверовал в могущество веревки. Несмотря на то что
взрослый слон в силах порвать любую веревку или выдер-
нуть из земли любой кол, его свободу ограничивает вера в
собственную беспомощность, приобретенная в результате
детского программирования.
В свете вышесказанного у вас могут возникнуть вопро-
сы: «Какие именно мифы и верования являются нашими
бессознательными путами? Какие из них лишают нас сил и
мешают реализовать свои истинные способности? Тормозят
ли нас неоспариваемые верования о первородном грехе или
о бессмысленности Вселенной? И, вопреки нашему нрав-
ственному чувству, нет ли в нас затаенного опасения, что
верна поговорка: «Кто сильнее, тот и прав»? Не отдались ли
мы во власть распространенного верования, будто война и
нищета неизбежны, ибо так устроен мир?»
«ОФИЦИАЛЬНОГО ПРОВАЙДЕРА» ИСТИНЫ
Чтобы в полной мере понять свой нынешний миф, разо-
браться, каким образом мы можем его изменить и зачем
вообще его менять, нам нужно изучить историю мифов.
С момента зарождения человеческого сознания мы ис-
кали ответы на три вечных вопроса:
1. Как мы сюда попали?
2. Зачем мы здесь?
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоя-
тельства наибольшую пользу?
Тот человек или общественный институт, который дает
самые убедительные ответы на данные вопросы, становится
«официальным провайдером» истины в обществе. Однако
на протяжении веков эта почетная функция не раз пере-
ходила из рук в руки. Время от времени перед цивилиза-
цией встает такой вызов, что старые ответы оказываются
неудовлетворительными. И тогда люди ищут новые, более
функциональные объяснения своей жизни. Есть ощущение,
что ныне наше общество переживает именно такой период:
мы уже стоим на пороге нового мировоззрения, но все еще
вязнем в старых метафорах и объяснениях.
На протяжении всей истории люди использовали два
типа описания природы человеческого существования: ста-
тический и динамический. Статические мифы описывают
мир как неизменный и цикличный. В основе образности
этих мифов лежит движение звезд и другие предсказуемые
повторяющиеся процессы в Природе, а также вера в то, что
все, происходившее в прошлом году или на протяжении по-
следних десяти тысяч лет, по всей вероятности произойдет
снова. Символом, который наиболее адекватно отображает
такую статичную цивилизацию, является круг, а еще лучше
змея, кусающая себя за хвост.
Динамические мифы описывают мир как царство про-
гресса, в основе которого лежит эволюция и обучение.
История ясно показывает, что люди фундаментальным об-
разом изменяют свое поведение, когда сталкиваются с новой
информацией или новым опытом. Наши предки открыли
огонь, создали инструменты, изобрели колесо, научились
охотиться и выращивать съедобные растения, придумали
оружие и наловчились строить жилища. За последнюю
сотню лет технологические инновации не только изменили
нашу жизнь, но и повлияли на условия обитания всех био-
логических видов на планете. Символом, наиболее адек-
ватно отображающим такую динамическую модель жизни,
является стрелка, обозначающая вектор прогресса, или, еще
лучше, стремительно набирающая скорость ракета.
Так какой же из этих двух мифов верен? Живем ли мы в
цикличной повторяющейся системе? Или же мы развива-
емся и растем? Ответ: «Да». И еще раз: «Да». И то, и другое
происходит одновременно.
Туземные народы и те, кто живет близко к земле, вы-
живают благодаря поддержанию гармонии с циклами
Природы. Такое равновесие с окружающим миром позво-
ляет им выжить, однако не поощряет и тем более не под-
талкивает их к технологическому прогрессу.
Между тем цивилизация Запада и все большее число
азиатских народов активно ориентируются на вектор про-
гресса. К сожалению, обаяние технологий затмило связь
человека с Природой, и стремление к технологическому
прогрессу породило дисгармонию, дисбаланс и кризисные
явления глобального масштаба. Вектор прогресса превра-
тился в потерявшую управление ракету, которая мчится от
одной катастрофы к другой.
Что же нам нужно для того, чтобы выжить и процветать?
Необходимо ли сделать выбор между статической и дина-
мической моделями, между дикой природой и сотовыми
телефонами? К счастью, нам нет необходимости выбирать
«или — или». Мы можем избрать решение, сочетающее обе
модели.
С одной стороны, жизнь не существовала бы без тех-
нологии. По мере того как клеточные сообщества эволю-
ционировали от колоний, состоящих из независимых ин-
дивидуальных клеток, до образования сплоченных много-
клеточных организмов, технология стала эволюционной
необходимостью. Клетки просто не смогли бы строить
сложные тела и управлять ими без развития технологий:
сверхлегких опорных конструкций (костей), тросов из
сверхпрочных коллагенов (соединительных тканей), пла-
стичных армирующих материалов (волокнистых хрящей)
и сотен других биологических инноваций.
Чем особенно удивительны эти технологичные струк-
туры, так это тем, что их нет внутри клеток и все же они
разработаны клетками и созданы ими же из материалов
окружающей среды в процессе целенаправленного взаимо-
действия. Поэтому давайте все-таки проявлять уважение к
технологиям! Без них нас вообще не было бы.
Очевидно, Природа двойственна — она способна одно-
временно изменяться и оставаться прежней. И что же
получается, когда мы сочетаем статичные модели с дина-
мической эволюцией? А получается гибрид круга, симво-
лизирующего циклическое существование, и вектора, сим-
волизирующего линейный прогресс, — спираль эволюции,
вторящая структурам самой Вселенной. При соединении
принципов гармонии и равновесия с принципами техноло-
гической эволюции возникает устойчивая и процветающая
цивилизация.
Но помните: такое решение требует изменения базо-
вых верований, лежащих в основе современной культуры.
К счастью, у нас есть положительные прецеденты: это не
первый случай, когда новая мысль должна изменить на-
правление развития человечества. За последние 8000 лет
западная цивилизация фундаментальным образом из-
меняла свои цели и ориентиры уже четырежды, каждый
раз при этом с головой окунаясь в исторически значимый
социальный переворот.
БАЗОВЫЕ ПАРАДИГМЫ:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИФА
Археологи и историки говорят, что цивилизации во всем
мире прошли через четыре базовые парадигмы, или обще-
принятые модели объяснения мироздания: анимизм, по-
литеизм, монотеизм и материализм. Когда каждая из них
достигала своих пределов постижения мира и влияния на
умы, происходил эволюционный переход на новую стадию,
в ходе которого предыдущая парадигма опровергалась,
но все же оставляла свой след в новом миропонимании в
качестве интегрированных представлений или отдельных
верований.
Характер и судьба каждой цивилизации определяется
тем, как люди воспринимают свое существование и место
в космосе. С самого зарождения цивилизации люди дели-
ли Вселенную на две четко противопоставленные сферы:
материальную и нематериальную. Материальная сфера
представляет собой физическую Вселенную и состоит из
материи. Нематериальная сфера — это незримые силы;
древние называли их духами, а современные ученые —
энергетическими полями. Как современные ученые, так и
мистики древности сходятся в том, что нематериальные
силы в значительной мере влияют на человеческий опыт.
Здесь слова «энергетические поля» и «духи» употребляются
как взаимозаменяемые термины.
Четыре базовые парадигмы, сформировавшие соответ-
ствующие фазы цивилизации, определяли взаимоотноше-
ния культур с материальной и нематериальной сферами.
Для одних культур духовная сфера — наиболее важный
фактор, контролирующий жизнь на Земле, тогда как с
точки зрения других культур первостепенное значение в
формировании Вселенной имеет материальная сфера.
Кроме того, некоторым цивилизациям присуща вера в то,
что обе сферы в равной мере определяют наш жизненный
опыт. Если мы отобразим на графике, как изменялось во
времени бытовавшее в западной цивилизации восприятие
взаимоотношений человека с космосом, это даст нам
замечательные идеи по поводу эволюции человечества и
его будущего.
Для отображения бытующих в цивилизации верований,
касающихся взаимоотношений человека с духовной и ма-
териальной сферами, мы используем приведенную ниже
систему координат. На рисунке А эти две сферы четко
разделены. Рисунок Б отображает более реалистическую
картину: наши верования могут колебаться от стопроцент-
ной веры в первичность духовной реальности до стопро-
центной веры в первичность реальности материальной.
Горизонтальная линия посередине отображает момент
равновесия, когда люди уделяют физической и духовной
сферам равное внимание.
что интенсивность человеческой эволюции экспоненциаль-
но возрастает. С переходом от одного уровня осознания к
другому мы обретаем более глубокое понимание мира, что
обеспечивает нам более быструю эволюцию на следующий
уровень осознания. Как мы увидим, когда проставим даты
на стреле времени, эти процессы действительно ускоря-
ются.
Есть все основания считать, что сейчас цивилизация
стоит на пороге эволюционного перехода к пятой базовой
парадигме. Но прежде, чем говорить о ней, давайте внима-
тельно рассмотрим свое прошлое.
АНИМИЗМ: ОБРЕСТИ ЕДИНСТВО СО ВСЕМ
Анимизм — это, по всей видимости, самая древняя ре-
лигиозная практика, зародившаяся, как считается, среди
первобытных племен неолита (или каменного века) около
8000 г. до н. э. Анимизм основан на вере в то, что дух — это
универсальное явление, присутствующее во всех вещах, как
живых, так и неживых. Поскольку анимизм представляет
собой культуру, основанную на совершенном равновесии
между материальной и духовной сферами, мы расположили
его на центральной линии своего графика.
Само слово анимизм происходит от латинского anima
(«дыхание» или «душа»). Можно сказать, что анимизм
представляет собой духовный опыт Эдемского сада, где
нет грани между «я» и окружающей средой. Все на свете —
дождь, небо, скалы, деревья, звери и, конечно же, человек —
наделено неосязаемым духом. И хотя каждая частичка
Природы обладает отдельным духом, все духи мира кол-
лективно составляют единое целое.
И чтобы мы не думали, будто сад Эдемский является
изобретением иудео-христианской религиозной традиции,
мифолог Джозеф Кэмпбелл обращает наше внимание на то,
что этот миф универсален. То есть те или иные его версии
встречаются во всех человеческих культурах. Его универ-
сальность указывает на наличие у всех народов воспоми-
наний о нашей связи со всем сущим.
Анимизм до сих пор сохранился у некоторых первобыт-
ных народов. Так, для австралийских аборигенов именно
духовная сфера является подлинной реальностью, в то
время как наша жизнь в физической реальности совер-
шенно буквально воспринимается ими как сон наяву. С их
точки зрения завеса между физическими объектами мате-
риальной сферы и незримыми силами сферы духовной ви-
дится тонкой. Для некоторых древних народов само время
в действительности не существует, и каждый миг — это
просто новое сейчас.
Анимизм дает такие ответы на вечные вопросы:
1. Как мы сюда попали?
Мы — дети Матери Земли (материальная сфера)
и Отца Неба (духовная сфера).
2. Зачем мы здесь?
Чтобы ухаживать за Садом и процветать.
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель-
ства наибольшую пользу? Живя в равновесии с
Природой.
Анимизм — это, возможно, тот случай, когда челове-
чество ближе всего со времен Эдемского сада подходило к
равновесию в своих отношениях с духом и материей. В рам-
ках парадигмы анимизма между незримой духовной сферой
и видимой материальной сферой существует гармония. Все
на свете принадлежит всеобщему Единству. Если бы жизнь
была только статична и циклична по своей природе, мы до
сих пор пребывали бы в Саду, полностью интегрированные
в окружающую среду и практически неотличимые от нее;
наша одежда состояла бы из фиговых листочков, а то и
меньше. Люди были бы подобны всем остальным живот-
ным, а Земля представляла бы собой этакий гигантский
образцовый зоопарк.
Но некая сила (вероятно, врожденное человеческое
любопытство) побудила наших древних предков покинуть
идиллический сад, в результате чего мы как вид стали эво-
люционировать, наблюдая и постигая окружающий мир. То,
что теологи описали потом как отпадение от благодати, или
утрату невинности, или отделение от Бога, на самом деле
было обретением мудрости, побудившей человечество к
эволюции через поиск понимания и осознания.
Стоило разок откусить от яблока познания, как Земля
сотряслась, хрупкое единство Сада разбилось и цивилиза-
ция вступила на путь раздельного постижения сфер духа
и материи. Однако в этой бочке меда была и ложка дегтя:
чтобы наблюдать мир, нашим предкам пришлось отделить
себя от этого самого мира и взглянуть на него со стороны.
Такая точка зрения в значительной мере изменила их взаи-
моотношения с Природой. Внезапно Вселенная поделилась
на «я» и «не я». И каким-то образом у людей возникло ощу-
щение, что им нужно задабривать силы, представляющие
«не я», которые они некогда считали частью сбалансиро-
ванного гармоничного целого — всеобщего Единства, по-
скольку в противном случае я и мне подобные якобы можем
стать их жертвами.
ПОЛИТЕИЗМ: ПЕРВОЕ ДУХОВНОЕ РАЗДРОБЛЕНИЕ
Когда люди начали акцентировать внимание на разнице
между «я» и «не я», на смену единству Сада пришло духов-
ное разделение. Отделенная от физического мира духовная
сфера обрела собственную независимую энергию.
Политеизм утвердился около 2000 года до н. э., когда
общество отошло от анимистического единства и в куль-
туре сформировались представления о многочисленных
духовных божествах. Отделив дух от материи, политеисты
раздробили духовную сферу на множество богов-символов,
олицетворяющих стихии Природы. И, к вашему сведению,
всем этим божествам нужно было поклоняться, выполняя
особые ритуалы и церемонии, чтобы они обеспечивали
здоровье и благополучие людей. Ответы на загадки жизни
политеисты искали в духовной сфере, все больше при этом
отрываясь от Природы.
Кульминация эры политеизма настала тогда, когда боги
и богини Греции, обладавшие массой человеческих и сверх-
человеческих качеств, решили поселиться в блистательных
особняках на вершине горы Олимп, откуда они то и дело
спускались на Землю, часто принимая чужой облик. В ре-
зультате реальные люди никогда не могли быть уверены, не
является ли тот или иной человек или животное на самом
деле богом.
Отсюда следовал важный практический вывод: с каприз-
ными богами шутки плохи, иначе проблем не оберешься.
Поэтому лучше всего жить в гармонии с окружающим
миром, как будто бы все и все вокруг — боги, ибо меньше
всего хочется вступить в конфликт с сущностью, которая
все равно всегда оставит последнее слово за собой, на-
пример заставит тебя до скончания века катить на гору
тяжеленный камень.
Политеисты предложили новые ответы на вечные во-
просы:
1. Как мы сюда попали?
Пришли из хаоса.
2. Зачем мы здесь?
Чтобы ублажать капризных и озорных богов.
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель
ства наибольшую пользу?
Не гневить богов.
Стремясь дать объяснение явлениям, которые перво-
бытными людьми воспринимались как нечто само собой
разумеющееся, общество, исповедующее парадигму полите-
изма, породило первых философов. В результате эволюции
греческой мысли сформировались две ярко выраженные и
взаимоисключающие точки зрения.
Активнейшим сторонником первой из них был Демокрит
(460-370 гг. до н. э.), отстаивавший первичность материи.
Именно он придумал слово атом, что означает «недели-
мый». Демокрит предположил, что основой всех физиче-
ских структур являются атомы (невидимые и неделимые ча-
стички материальной реальности, подвешенные в пустоте),
из которых состоит вся Вселенная. По мнению Демокрита
и его последователей, только материя имеет хоть какое-то
значение в мире. Иными словами, есть только то, что мы
видим.
Приблизительно в то же время Сократ (470-399 гг.
до н. э.) предложил философию, основанную на совершен-
но другой точке зрения. Он считал, что Вселенная обладает
двойственной, как материальной, так и нематериальной,
природой. В нематериальной сфере мысли обретают форму.
При этом Сократ чаще всего называл эту сферу термином
«душа». Он утверждал, что формы нематериальной сферы
совершенны, тогда как в осязаемом материальном мире
мы видим лишь их отображения или «тени». Например,
человек может представить себе идеальный стул, но стул,
созданный в материальном мире, будет в лучшем случае
лишь грубым приближением к совершенству изначального
замысла.
В рамках обретающего все более зрелые формы полите-
изма греки оставляли возможность для сосуществования
точек зрения Демокрита и Сократа.
МОНОТЕИЗМ: БОГ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ
Итак, в течение нескольких столетий люди наблюдали,
как боги резвятся в земном мире, причиняя огромные
опустошения, но затем для цивилизации настало время
сделать очередной шаг по пути эволюции и углубиться в
сферу духа.
Подобно тому как дети в определенном возрасте испы-
тывают потребность в порядке и дисциплине, духовный
поиск привел цивилизацию к монотеизму и вере во всеве-
дущего, всемогущего и вездесущего единого Бога, который
жестко диктует нам свои правила. Мало того что сам этот
Бог пребывает всецело за пределами нашего мира, Он и
нам обещал уютненькое местечко в своем Царстве, если
мы будем соблюдать Его правила — по меньшей мере те
из них, которые были озвучены на Земле Его святыми по-
сланниками.
На момент проповеди Христа евреи (небольшой по чис-
ленности ближневосточный народ) поклонялись единому
Богу уже на протяжении 2000 лет, тем не менее именно
христианство превратило монотеизм с его верой в единого
всеобъемлющего Бога в доминантную теологическую па-
радигму всего западного мира.
Возвышение римской католической церкви в течение
первого тысячелетия после Христа явило собой прекрасный
пример того, как цивилизация при переходе на новый этап
своего развития может интегрировать и реструктурировать
наследие прошлого. Многие идолы и праздники дохристи-
анской языческой цивилизации Рима подверглись значи-
тельной трансформации и вернулись в культуру в качестве
уже христианских объектов культа и праздников.
Под предводительством Альберта Великого и его уче-
ника Фомы Аквинского церковь перекроила под себя на-
учное и философское наследие греческой цивилизации,
которому на тот момент исполнилось уже полтора ты-
сячелетия. Христианские ученые начисто вытравили не-
приемлемую для них политеистическую риторику и мо-
дифицировали контекст античных знаний, согласовав его с
Ветхим и Новым Заветом. Синтезировав христианскую и
аристотелевскую философию, Фома Аквинский создал
Естественную Теологию — систему верований, направлен-
ную на понимание Бога через изучение Природы.
Особенно иудео-христианскую церковь привлекало
учение Сократа о дуалистической Вселенной и его кон-
цепция об идеальной форме, или душе. Церковь учила, что
исполненная тягот жизнь на Земле (в этой несовершенной
тени — материальном мире) представляет собой то, что со-
временный визионер Кэролайн Кейси называет «духовным
бдением в невзгодах». Наша планета — всего лишь этап на
пути к совершенству, которое ждет нас в незримом Царстве
Небесном; просто человеку необходимо доиграть до конца
определенные моральные игры в земной юдоли. Идеи вроде
«последние будут первыми» и «страдание сейчас обернет-
ся радостью потом» помогали сделать свою нестерпимую
участь в этой жизни (на службе у богатых властителей)
ступенькой, приближающей душу к блаженству в жизни
загробной.
Проще говоря, монотеизм представляет собой полную
сосредоточенность на духовной сфере, отождествляя при
этом физический мир с проклятием. Таким образом, живя
в монотеистической парадигме, цивилизация полностью
сориентировалась на духовную сферу и, как следствие,
максимально отклонилась от точки равновесия. Люди на-
столько настроились на жизнь, обещанную на Небесах, что
их жизнь в этом мире совсем разладилась.
Философская разница между политеизмом и новой
монотеистической парадигмой состоит в местоположении
и доступности Высших Сил. Если греческие боги жили на
Олимпе, то точный адрес нового христианского Бога не
разглашается — он живет где-то «на Небесах».
Пребывая над всем, единый Бог, естественно, нуждается
в иерархической структуре. Теперь, когда люди оказались
полностью отделены от Творца, простым смертным потре-
бовались посредники между ними и Богом — священнослу-
жители. Дабы увеличить могущество церкви (и реализовать
собственную страсть к приключениям), многочисленные
миссионеры путешествовали по миру, обращая в христи-
анство первобытные анимистические племена, которые до
их прихода прекрасно общались с Творцом без всяких
посредников, осуществляя это общение каждым своим
вздохом и действием.
Монотеисты отвечают на три вечных вопроса следую-
щим образом:
1. Как мы сюда попали?
Благодаря Божественному вмешательству.
2. Зачем мы здесь?
Для игры в игру «мораль».
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель
ства наибольшую пользу?
Следовать Писанию, а то хуже будет.
Утверждая, что жизнь по своей природе мимолетна и
несправедлива, церковь делает очень привлекательное
предложение: поступай, как мы велим, и сможешь войти
в Златые Врата, чтобы обрести жизнь вечную в царстве
Бога единого. Ее маркетинговая политика прямолинейна и
эффективна: купишь наш продукт — попадешь на Небеса;
не купишь — отправишься прямиком в ад.
Вслед за введением религиозной иерархии церковь
установила многочисленные правила на контролируемых
ею территориях и стала применять пытки и репрессии
Именем Божьим. Самопровозглашенная непогрешимость
церкви означала абсолютное знание. А поскольку знание
— сила, абсолютное знание — абсолютная сила. Любые
попытки оспорить претензии церкви на непогрешимость
расценивались как ересь и карались смертью, что дало
церковным властям практически неограниченную власть
над людьми.
Церковь настолько возгордилась своим абсолютным
знанием, а абсолютная власть настолько развратила ее, что
эти ее пороки стали видны как на ладони. В результате она
утратила в глазах людей свое высочайшее положение
самого авторитетного арбитра в вопросах истины для ци-
вилизации.
Ключевое событие, пошатнувшее владычество церкви,
произошло в 1517 году, когда немецкий монах и учитель
Мартин Лютер выступил против торговли индульгенциями
— своего рода пропусками в рай, которые католическая
церковь продавала зажиточным грешникам. Действия
Лютера положили начало протестантской реформации, в
результате которой влияние церкви сильно пошатнулось.
Далее усилиями таких людей, как Декарт, Бэкон, Ньютон, и
многих других ученых путь человеческой эволюции утратил
строгую ориентацию на духовную сферу и наука вплотную
взялась за раскрытие тайн физической Вселенной.
ДЕИЗМ: ПРОБЛЕСК СВЕТА
В конце XVII и в начале XVIII веков эволюционный путь
опять привел человечество в серединную точку равновесия
между духом и материей. Западная цивилизация вступила
в эпоху Просвещения — это было европейское интел-
лектуальное движение, проповедовавшее идеалы разума,
отстаивавшее фундаментальную ценность личности и
критиковавшее монотеистическую религиозную традицию.
Философы Просвещения утверждали, что Бог и Природа
едины и человек может научиться жить в гармонии с Богом
благодаря научному постижению Природы.
Любопытно, что характерная для философии Про-
свещения идея равновесия между духом и материей берет
начало в исследовании анимистической культуры амери-
канских индейцев, осуществленном французским фило-
софом Жан-Жаком Руссо. Он описывал коренных амери-
канцев как благородных дикарей, в которых воплощены
врожденные добродетели человека, свободного от раз-
вращающего влияния цивилизации. Созданный Руссо
идеализированный образ индейца настолько впечатлил
современников, что пробудил волну иммиграции в ново-
образованные колонии в Америке.
Многие из отцов-основателей Америки были деистами
— последователями философии Просвещения. Они верили
в некую Высшую Сущность, однако отказывались
признавать сверхъестественное божество, повелевающее
человечеством. Их верования были основаны на «есте-
ственном законе и разуме». Подобно анимистам, жившим
восемью тысячами годами ранее, деисты чтили свои взаи-
моотношения как с материальной, так и с нематериальной
сферами Природы.
В основе Декларации независимости и Конституции
США лежат философские идеи деизма, а также прямые
заимствования принципов общественной организации,
существовавшей у американских индейцев. Эти доку-
менты воплощают в себе совершенное равновесие между
глубочайшей духовной истиной и элегантными физиче-
скими принципами материальной Вселенной. Основание
Соединенных Штатов Америки* стало благоприятнейшим
событием, ознаменовавшим возвращение цивилизации к
идеальному равновесию между материей и духом.
Однако стрела времени никогда не прекращает своего
полета, так что путь эволюции продолжился, миновав сре-
динную точку и углубившись в еще не исследованную сферу
материи — из мира горнего в этот материальный мир.
По мере того как цивилизация углублялась в материаль-
ную сферу, наука активно изучала физическую Вселенную,
что привело к небывалому росту знаний и технологий. Это
позволило добиться таких улучшений условий жизни, о
каких прежде никто и мечтать не мог. Достаточно ли
впечатляюще выглядит предание о совершенном Иисусом
чудесном превращении воды в вино на фоне паровой ма-
шины, влекущей корабль к экзотическим берегам Востока,
или вакцины, способной защитить человека от ужасов
оспы? И все же, несмотря на все технологические чудеса,
новейшая наука эпохи Просвещения не могла претендовать
на титул «официального провайдера» истины для нашей
цивилизации. Почему? Потому что она просто-напросто
была не в силах предложить лучшую теорию происхожде-
ния человека, чем Библия. То есть истины, предлагаемые
наукой, оставались вторичными по отношению к истинам,
провозглашаемым церковью.
НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ:
ИМЕЕТ СМЫСА ЛИШЬ ТО, ЧТО МАТЕРИАЛЬНО
Монотеизм опирался исключительно на веру. Но такие
философы и ученые, как Фрэнсис Бэкон и Исаак Ньютон,
предложили человечеству усомниться в религиозных дог-
мах и самостоятельно заняться поисками ответов на свои
вопросы. Люди этой эпохи стали считать критерием науч-
ной истины математическую обоснованность и предсказуе-
мость описываемых процессов; родившиеся в результате
развития такой науки технические чудеса стали основой
индустриальной революции.
Между тем церковь отчаянно пыталась удержать в своих
руках монополию на знание. Творчески мыслящим людям
постоянно угрожала перспектива получить приглашение в
управление святой инквизиции, а уж это ведомство умело
внушить человеку «правильные мысли».
Кроме того, церковь сдерживала поиск знания, налагая
запрет на некоторые области исследований, чем очень
докучала ученым, стремившимся узнать о мире все, что
только можно. Например, церковь объявила, что челове-
ческое тело есть запретное царство, «тайна Божья», пред-
назначенная только для Его глаз, и пытаться заглянуть
туда — грех. Христиане не имели возможности заниматься
врачеванием в силу запрета на изучение внутренних про-
цессов человеческого тела. Так что медицина была уделом
иудеев, мусульман и прочих, кого церковь считала невер-
ными. Но вопреки церковному запрету на биологические
исследования, ученые упорно продолжали изыскания в
интересующих их областях.
Философ и математик Рене Декарт, а вслед за ним и
Исаак Ньютон выдвинули постулат, что Вселенная пред-
ставляет собой огромный механизм. Математические
расчеты Ньютона были экстраполяцией точных законов,
управляющих движением шестеренок в часах, на поведение
небесных тел в Солнечной системе. Последователи Декарта
и Ньютона не отрицали, что Бог мог быть творцом этого ко-
лоссального механизма. Однако предполагалось, что после
того, как «мировые часы» были изготовлены и заведены,
они работают без всякого божественного вмешательства —
повинуясь одним лишь законам математики.
В мире, где во главу угла встала наука, Бог оказался на-
столько далеко от нашей планеты, что Его Творение уже
функционировало полностью автономно. Последовавшая
вслед за этим индустриальная революция и технологиче-
ские изобретения вывели Бога еще дальше за рамки карти-
ны мира. К чему нам Бог, если мы, люди, способны творить
собственные технологические чудеса?
Однако научный материализм стал преобладающей на-
учной парадигмой нашей цивилизации лишь после того, как
в середине XIX века на сцену истории вышел английский
натуралист Чарльз Дарвин. Вспомните: базовая парадигма
должна предоставить нам миф, отвечающий на три вечных
вопроса. До публикации работы Дарвина «Происхождение
видов» наука не могла ответить на вопрос «Как мы сюда
попали?». А Дарвин выдвинул свою теорию эволюции, со-
гласно которой человек произошел от низших форм жизни
в результате длившихся миллионы лет наследственных
изменений, направляемых нескончаемой борьбой за вы-
живание. Люди в XIX веке довольно легко приняли теорию
Дарвина, поскольку они были прекрасно знакомы с мето-
дами выведения новых пород животных и растений путем
скрещивания.
Как только теория эволюции была принята в качестве на-
учного факта, цивилизация очень скоро перестала считать
церковь своим высшим авторитетом и признала в качестве
«официального провайдера» истины научный материализм
с его строго логическим мировоззрением.
Материалисты отвечают на три вечных вопроса следую-
щим образом:
1. Как мы сюда попали?
В результате случайных наследственных процессов.
2. Зачем мы здесь?
Чтобы двигаться вперед и размножаться.
3. Если мы уже здесь, то как извлечь из этого обстоятель
ства наибольшую пользу?
Руководствуясь законом джунглей.
Вот так у нас случился стремительный переход от за-
кона Писаний к закону джунглей. Пользуясь отточенным
обоюдоострым мечом материализма, мы смогли создать
для себя такие удобства, какие и вообразить не могли
наши предки; проще говоря, цивилизация сменила одну
абсолютную власть на другую. В свете неоспоримых чудес
науки догматическая религия монотеизма уступила место
догматической религии научного материализма. Для науки
не существует ничего, кроме материального мира, — и все,
что выходит за рамки этого идеологического постулата,
клеймится как ересь.
Как подросток, впервые утверждающий свою независи-
мость, мы, люди, вообразили, что можем до конца понять
механику материальной Вселенной и тем самым раскрыть
нее тайны жизни. Цивилизация максимально отклонилась
от духовной сферы в 1953 году, когда молекулярные биологи
Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик объявили, что они раскры-
ли высочайшую тайну природы, открыв двойную спираль
ДНК. Выявив физические объекты, формирующие живую
клетку, Уотсон и Крик идентифицировали материальный
источник жизни.
СМЕНА НАПРАВЛЕНИЯ
Что ж, восхождение обязательно сменяется спуском, и
вот после Уотсона и Крика мы, люди, осуществляем этот
спуск. За последние пятьдесят лет обожествленные нами
технологии породили невероятно мощные негативные
реверберации в мире.
Видели ли вы мультфильм Уолта Диснея «Фантазия»?
Там Микки Маус поступает в ученики к волшебнику и
пытается воспроизвести чудеса своего наставника, не об-
ладая его знаниями и мудростью. Результаты получаются
катастрофические, ибо Микки не в состоянии эффективно
контролировать силы, оказавшиеся у него в руках. В таком
же положении оказалась и современная цивилизация — она
пробудила силы мощнейших технологий, обладая при этом
ограниченным сознанием Микки Мауса. В результате та же
самая материалистическая медицина, которая подарила
нам пенициллин, вакцину от полиомиелита и сердечную
хирургию, стала одной из основных причин смертности в
западном обществе, поскольку научные знания не уравно-
вешены пониманием незримых сфер.
Движимые стремлением обналичить научный материа-
лизм, капиталисты убедили ученых и общество заняться
проектом «Человеческий геном» (ПЧГ). По замыслу этот
проект должен был идентифицировать и запатентовать
каждый из 150 000 генов, которые по теории молекулярных
биологов-неодарвинистов необходимы для формирования
человеческого организма.
Однако по завершении ПЧГ в 2001 году выяснилось, что
человеческий геном состоит всего из 23 000 генов. Тот факт,
что их на 125 000 меньше, чем предполагалось, недвусмыс-
ленно указывает на ошибочность неодарвинистских пред-
ставлений, согласно которым биологические организмы
полностью запрограммированы генетически.
Создание системы здравоохранения, основанной на
этой ошибке (в сочетании с другими фундаментальными
ошибками восприятия, о которых мы поговорим позже),
затормозило развитие медицины. Именно такой подход
напрямую ответствен за падение эффективности и возрас-
тание стоимости аллопатической медицины. Общественное
недовольство нынешним состоянием официального здра-
воохранения привело к тому, что почти половина населения
Соединенных Штатов обращается за помощью к предста-
вителям других направлений медицины.
Любопытно, что большинство альтернативных цели-
тельных практик подчеркивают роль незримых энер-
гетических полей в человеческой жизни. На приведенном
ниже рисунке отображено новое изменение в направлении
движения цивилизации — прочь от крайнего материализма
в сторону равновесия с духовной сферой.
В итоге возникла новая передовая наука, эпигенетика,
опровергающая ошибочную веру в то, что нашей судьбой
управляют гены. Эпигенетика утверждает, что биологи-
ческие и генетические процессы в организме напрямую
обусловлены взаимодействием со средой. Эта наука по-
казывает, что мы не марионетки собственных генов и
вполне способны влиять на свои биологические процессы.
Таким образом, выясняется, что мы — хозяева собственной
судьбы.
Итак, среди вороха плохих новостей есть и хорошая:
человечество на своем эволюционном пути возвращается к
точке равновесия между материей и духом — причем это
происходит как нельзя более своевременно. Ведь каждый
день мы получаем новый урок — как наш неумеренный
материалистический подход ко всему на свете угрожает
жизни на планете. К счастью, похоже, что возврат к равно-
весию происходит очень быстро. Но если мы стремимся к
чему-то большему, чем дальнейшее бессознательное ката-
ние на американских горках синусоиды «дух — материя»,
необходимо четко осознать: теперь нам требуется не новое
противопоставление духа и материи, а их гармоничная
интеграция.
Возрождение религиозного фундаментализма, в част-
ности одержимость идеей вознесения и награды в за-
гробном мире, свидетельствует о том, что человечество с
воистину безумной скоростью несется к саморазрушению.
Ни священники с их черными рясами, ни ученые с их бе-
лыми халатами не в силах помочь нам сейчас — по мень-
шей мере, не в рамках существующей системы верований.
Религиозный фундаментализм утверждает: человек стоит
над остальным творением, а не является его гармоничной
частью. Научный материализм говорит: чудо жизни — это
всего лишь случайность, результат случайного падения
генетических игральных костей. И то, и другое верование
отрывает человека от Природы.
МИФ В ОСНОВАНИИ МИФА
Теперь вы понимаете, почему нам нужен новый миф?
Старые мифы делают нас бессильными, отдавая на милость
либо далекому Богу, либо случайным генетическим процес-
сам. Они поглощают наше внимание и энергию, побуждая
нас принимать взаимоисключающие и равно недоказуемые
позиции — вместо того, чтобы двигаться вперед. Предстоит
ли нам в очередной раз проскочить точку равновесия? Или
же мы сможем культивировать единство и согласие, чтобы
в результате совершить качественный скачок, как только в
недалеком будущем эволюционный путь снова приведет
человечество в центральную точку, где существует равно-
весие между духом и материей?
В наше время, когда сохранившиеся доныне архаиче-
ские мифы продолжают подпитывать противоборство
противоположностей, полезно вспомнить то, что говорит
нам о природе физического мира квантовая физика: за
каждой частицей есть волна, определяющая ее поведение.
Анимисты и деисты понимали, что дух и материя должны
органично сосуществовать, так же и нам нужно уйти от
мышления «или — или» и занять позицию «и — и». Это
как в знаменитой рекламе пива: прекрасный вкус и меньше
калорий. Дух и материя. Волна и частица. Ты, и я, и все
остальные тоже.
Вспомните историю самой жизни. Она зародилась в
серединной (или нулевой) точке, где в равной мере при-
сутствовали и волны энергии, и частицы материи. На про-
тяжении миллиардов лет энергия Солнца воздействовала
на частицы материи, из которых состоит наша Мать Земля.
В результате взаимодействия этой энергии с неорганиче-
скими химическими соединениями Земли начался про-
цесс под названием «фотосинтез» и возникли органиче-
ские химические соединения, из которых состоят живые
организмы. Благодаря фотосинтезу энергия солнечного
света оживила неживую материю. Так что жизнь и вправду
родилась в результате того, что свет с Неба перемешался с
физической материей Земли! Теперь вам ясно, откуда
индейские анимистические племена взяли концепцию об
Отце Небе и Матери Земле?
Подобным же образом клетка сперматозоида, изначаль-
но созданная лишь для передачи генов, несет в себе только
информацию. В этом качестве сперма действует аналогично
волнам, которые сливаются с физической материей материн-
ской яйцеклетки. И снова в изумительной вселенской сети
автомодельных структур рождается жизнь. Из информации
и материи рождается новая жизнь, характеристики которой
невозможно предсказать на основании изучения яйцеклетки
и сперматозоида как отдельных сущностей. Но возможно ли,
что через соединение противоположностей — духа и мате-
рии, энергии и частицы, мужского и женского начал — мы
сможем создать новое человеческое общество, такое, какого
не было никогда раньше и характеристики которого невоз-
можно предсказать на основании изучения прошлого?
Идея о новом человечестве кому-то может показаться
утопией, однако посмотрите, какие у нас альтернативы.
Мы оказались в ситуации, когда нам предстоит либо эво-
люционировать, либо умереть. И что предпочтете вы? Как
мы убедимся в части II этой книги (под названием «Четыре
модели апокалипсического мифовосприятия»), наши лич-
ные предпочтения влияют на реальность намного сильнее,
чем мы предполагали до сих пор. Иными словами, вполне
может случиться, что судьба человечества будет действи-
тельно зависеть от вашего выбора.
В отличие от наших предшественников-деистов, нам
противостоят не какие-то внешние правители, а скорее
собственные внутренние сознательные и бессознательные
ограничения, собственное искаженное восприятие чело-
веческой природы и человеческого потенциала. Мы ведем
войну с проекциями наших страхов перед вещами, которых
больше нет, и демонстрируем соответствующие защитные
рефлексы. Самое грустное, что большинство из нас, сами
того не осознавая, являются марионетками верований и
ограничений, принадлежащих людям, жившим в далеком
прошлом!
Приручая слоненка, дрессировщик привязывает его за
ногу крепкой веревкой к вбитому в землю колу. Как бы
долго и сильно ни вырывался слоненок, кол остается на
месте. В результате веревка у слона начинает ассоции-
роваться с некой неодолимой силой. И когда слон стано-
вится взрослым, его все равно можно заставить стоять на
месте, просто привязав к чему-нибудь за ногу, поскольку
он уже уверовал в могущество веревки. Несмотря на то что
взрослый слон в силах порвать любую веревку или выдер-
нуть из земли любой кол, его свободу ограничивает вера в
собственную беспомощность, приобретенная в результате
детского программирования.
В свете вышесказанного у вас могут возникнуть вопро-
сы: «Какие именно мифы и верования являются нашими
бессознательными путами? Какие из них лишают нас сил и
мешают реализовать свои истинные способности? Тормозят
ли нас неоспариваемые верования о первородном грехе или
о бессмысленности Вселенной? И, вопреки нашему нрав-
ственному чувству, нет ли в нас затаенного опасения, что
верна поговорка: «Кто сильнее, тот и прав»? Не отдались ли
мы во власть распространенного верования, будто война и
нищета неизбежны, ибо так устроен мир?»