Я мозаику сложу
Что так замечательно подходит к долгим зимним вечерам, как не мозаика? У нас их много и разных, очень хочется рассказать про них и показать, может быть кто-то найдёт для себя что-нибудь новое.
Сегодня только о покупных мозаиках. Начну с тех, которые можно использовать многократно.
Первая группа - мозаики, в которой фишки втыкаются в основу ничем дополнительно с ней не фиксируясь.
Одна из самых первых, появившихся у нас - мозаика с картинками-схемами и крупными пластмассовыми фишками от Джеко. (Позже нам предоставилась возможность протестировать и вторую мозаику от Джекo этого типа.)
Эти схемы картинки, конечно, очень заинтересовывают маленького ребёнка, но, кажется, напрочь отбивают фантазию. Во всяком случае у нас так получилось: собрав все 8 картинок Катя потеряла к этой мозаике интерес надолго.
Составить что-то своё из этих фишек желания не возникало, хотя возможность такая в этих наборах есть. Но тем не менее я ничуть не жалею, что у нас эти мозаики есть: пресловутая мелкая моторика развивается замечательно. Плюс к этому ребёнок учится читать схемы и воспроизводить их в жизни, учится различать формы и цвета.
Учтя предыдущий опыт, в другой мозаике мы с Катей по схемам картинки почти не составляли, да и сложно это, по правде сказать - размер фишек разный и они не уживаются рядом друг с другом так, как это красивенько нарисовано на схемах.
(Фото коробки из интернета, наша уже выкинута. )
Зато можно хорошо импровизировать.
Потом мы уже брали схемы как опорный материал для вдохновления, ибо схем в прилагающейся книжечке всё-таки много и жалко было бы все эти идеи проигнорировать.
По этой мозаике можно изучать не только цвета, но и размер. Эти фишки чуть сложнее втыкать и вытыкать вынимать, чем в предыдущих наборах, в этом я вижу скорее плюс - фишки нельзя смахнуть случайно.
И ещё две мозаики с таким же устройством фишек - шляпка на ножке - и основа с круглыми дырочками.
Круглая чёрная коробочка - из моего детства. Я ещё очень хорошо помню, потрёпанную картонную коробку и затёртые смятые схемы. Увы, они до наших дней уже не дожили. Да и от мозаики не все фишки остались. Скажем честно - это самая страшненькая наша мозаика и Катя с ней играла очень мало. Она хранится скорее в качестве раритета. Аналогичная мозаика, но уже более современная, с чуть более объёмными фишками ярких цветов в шестиугольной коробочке. Она у Кати гораздо более любима.
Хотя и она нам досталась в наследство с недостачей фишек. С этими двумя мозаиками хорошо изучать основы ботаники симетрии. Или просто выкладывать цветочки и узорчики а-ля мандала.
Последняя мозаика в этой группе имеет другую конструкцию.
Основа её - мелкая решётка, в которую втыкаются квадратные и треугольные фишки. Вставлять фишки здесь, на мой взгляд проще, чем в предыдущих. И есть усовершенствование - к мозаике прилагается палочка с присоской на конце для удаления неправильно размешённых фишек. Вся же картинка разбирается очень легко простым переворачиванием. Под решётку можно подложить картинку со схемой 1:1 (таких в нашей коробке 6) или же собирать картинку по мелким схемам, сдержащимся в книжке. Почему-то эта мозаика привлекает Катю меньше, чем предыдущие. Возможно потому, что она появилась у нас позже других.
Мне же она очень нравится, особенно тем, что там кроме квадратных фишек есть ещё и треугольные, а их размесить ещё чуточку сложнее. Могу смело её рекомендовать.
Вторая группа многократно используемых мозаик - это мозаики где детали картинки фиксируются на основе дополнительными средствами.
Магнитные мозаики.
Первой у нас появилась такая, от Janod.
Фото из интернета.
Крышка коробки служит полем-основой, на неё магнитятся детальки, представляющие собой разные геометрические формы, из которых составляется картинка. К игре прилагается большое количество схем. Мне не слишком нравятся цвета, мне кажется не слишком удобной коробка теперь, да и выбор этих магнитных книжек сейчас гораздо богаче - но для начала это был очень хороший набор.
Собирать такую мозаику в каком-то смысле легче - только приложи деталь и она держится. Но захватывать плоские детали и располагать их на нужных местах всё-таки достаточно сложно.
Была у нас в распоряжении некоторое время такая магнитная мозаика, там отдельные детали - это уже конкретные детали картинки.
Но это не пазл, потому-что детали можно складывать по-разному.
Красивая игрушка, развивает фантазию.
И мои любимые.
Они для меня самые красивые, самые оригинальные, самые изящные.
Подробно я писала о них в обзоре игрушек Гриммс, повторяться не буду, ничего нового этой фирмы у меня с тех пор не появилось.
Следующий представитель второй группы мозаик - гвоздемозаика (в русском языке нет такого слова, но все другие для обозначения этого типа мозаик мне кажутся не отражающими сути). В этих мозаиках детали, составляющие картинку, прибиваются гвоздями к пробковой основе. Здесь так же, как и в магнитных мозаиках, бывают просто наборы разных геометрических фигур,
а бывают и более интересные варианты, и отнюдь не только для мальчиков.
Этот тип мозаик из всех перечисленных самый сложный - забить маленький гвоздик молотком не так то просто. Но именно это дополнительное усложнение очень нравится всем детям, котрых я знаю.
Начали мы в этом разделе с мозаик-картинок, где кусочки бумаги, пенки, фольги, камушки снабжены клеевым слоем и приклеиваются на картонные основы, где уже размечено - куда это всё клеится. Наборов такого типа продаётся довольно много.
И Катя с большим удовольствием этим занималась и продолжает заниматься сейчас.
У этих наборов только один недостаток - цена. Но этим, увы, грешат практически все наборы для творчества.
Эти наборы существуют для разного возраста.
В самых первых деталей немного, они крупные, сделаны из пенки, которую легко захватить пальчиками.
Чем старше ребёнок, тем больше деталей, тем они разнообразнее и мельче.
Тем чаще там попадаются всякие блестяшки и камушки.
В ещё более продвинутых наборах на разметке вместо цвета стоят цифры.
Настала очередь двух любимых нами видов мозаик.
Термомозаика.
Гениальное изобретение: на игольчатую основу надеваются мелкие круглые пластмассовые бусинки, похожие на разрезанную на кусочки тонкую трубочку,
и потом картинка через пекарскую бумагу (вощёную бумагу, кальку) проглаживается не очень горячим утюгом.
Бусинки расплавляются, соединяясь в цельную картинку, которая после проглаживания с основы снимается.
Основы у этой мозаики многоразовые, а бусины, конечно, одноразовые.
Мне повезло купить по случаю огомный набор из разных основ и двух больших банок бусинок. Половину мы рассортировали по цветам, остальное пока лежит в запасе, будем сортировать по мере надобности или если захочется какой-нибудь медитативной работки. В наших банках оказалось около 30 цветов. Некоторые богато представлены оттенками и вариантами, некоторые победнее. Красных тонов очень мало, бордового нет совсем. Бывают бусины люминисцентные и перламутровые, а так же с блёстками.
Но это всё, конечно, имеет значение только для чего-то высокохудожественного. Для целей 4+ ребёнка (тогда мы этим увлеклись) более, чем достаточно. Основ у нас тоже довольно много, как универсальных (стандартных геометрических форм), так и разных специальных.
Идеально было бы для начала (или сложных картинок потом), чтобы эти основы были прозрачными, а схемы подкладывались под них, но увы, у нас нет. Учимся воплощать схемы так, это сложнее, но развивает пространственное мышление. Схемы у нас были в двух книжках, купленных с набором, но их невероятное количество в интернете, там я беру их, когда мне нужно что-то специальное.
Со временем у нас появились ещё пара наборчиков, на злободневные темы.
Надо сказать, что о существовании этой мозаики я узнала от Кати - они в яслях каждодневно изводят невероятные количества этих бусин, заваливая мам поделками. Сначала это были просто пёстрые кружочки-звёздочки, позже стали появляться орнаменты.
Катя сравнительно рано начала заниматься этой мозаикой, около 4 лет.
От других мам, даже чуть более старших детей слышала, что детям ещё трудно. У нас был только один момент, на котором нужно было концентрироваться - чтобы нечаянно не задеть уже поставленные бусинки и не смахнуть их. Но в принципе эта мозаика существует и бОльшего размера. Поделки из этой мозаики сплавляются утюгом необратимо. При желании им можно придать и некоторый практический смысл - подвески на подарки, ёлочные украшения, брелки, да и просто самостоятельные подарки родственникам и знакомым детям.
Вторая любимая (условно)необратимая мозаика - аквамозаика.
Здесь пластиковые (на вид) круглые и гранённые бусинки разных цветов и прозрачности
выкладываются на основу, напоминающую соты в соответствии со схемами или импровизированно
и склеиваются водой - на картинки брызгают из пульверизатора и бусины слегка расплавляются, склеиваясь.
Если высохшую деталь намочить снова - её можно разделить на отдельные сегменты, но бусины под воздействием воды деформируются и теряют вид, использовать их второй раз ребёнок не захочет.
Мозаика расчитана на ещё более старших детей, не младше пяти из нашего опыта.
Бусинки гораздо мельче, чем в предыдущей и на основе они лежат ещё более шатко, сдвигаются гораздо проще.
К этой мозаике прилагается даже специальный карандаш-захват, но Кате с ним было неудобно. Мы используем его только для корректировки, если в середине картинки одна бусина лежит неправильно.
Ещё одна особенность этой мозаики - воду надо научиться правильно дозировать, чтобы бусины не образовывали лужиц-потёков, и им нужно дать высохнуть - обычно мы оставляем поделки на ночь.
Практическое применение как и в варианте выше. Катя любит просто играть с этими маленькими фигурками.
Я рассказала вам о том, что у нас было и есть. А теперь несколько слов о том, что будет, о тех мозаиках, до которых Катя пока ещё не доросла.
Мозаика из пайеток. Ориентировочно от 8 лет.
На стиропоровую (пенопластовую) основу кладётся картинка с нанесённой разметкой. Пайетки соответствующего цвета прикалываются к картине согласно разметки очень мелкими булавкими. Я купила самый простой вариант на пробу, но в 6 ещё очень трудно захватывать такие мелкие детальки и втыкать булавки с необходимой силой и точностью. Подрастёт - попробуем. Ибо выглядит очень красиво.
Не менее филигранная и очень красивая алмазная мозаика.
И тут не смотря на заявленные производителем 6+ мне хватило одного взгляда, чтобы понять, что Катя пока не справится. В наборе маленькая картинка с разметкой (каждая точечка обозначена номером и цветом) и клеевым верхним слоем, защищённым перед началом работы плёнкой. Мелкие стразы предлагается захватывать специальным карандашом и располагать на картинке соответственно разметке. Не знаю, поддаётся ли неправильно приклеенный страз корректировке. Но результат должен быть если уж не суперкрасивым, то как минимум блестящим, что уже половина успеха. )) Следующей зимой, пожалуй, можно попробовать.
И третья мозаика на вырост - Миништек.
Это обычная многоразовая мозаика с очень мелкими фишками разных угловатых форм - прямоугольнички, квадратики, уголки, которые втыкаются в мелкоячеистую основу. Картинки тут могут быть от самых простых до очень сложных.
Втыкаются детали сложно, достаются ещё сложнее, для этого в наборах даже есть специальные отвёртки-ковырялки. Такая мозаика в большой коробке была у нас с братом в детстве, мы с удовольствием в неё играли. Думаю, что она тоже лет на 8.
Надеюсь, наш опыт будет кому-нибудь интересен. А какие у вас любимые мозаики?