Тема проекта.Не забыть.
Кевин Костнер бережёт "водный мир" Опубликовано
Весной 2010 года для многих поклонников стала неожиданностью новость о том, что Кевин Костнер является активистом движения за экологию. Среди единомышленников он выделяется тем, что не просто участвует в публичных акциях, агитируя за экологию или внося определённые суммы в экологические фонды и программы. Костнер вместе со своим братом разработали, а впоследствии на компании Костнера наладили серийный выпуск очистительных машин, позволяющих разделять нефть и воду, которые могут использоваться в борьбе с экологическими катастрофами при разливах нефти.
Подобное благородное занятие обошлось Кевину Костнеру недёшево. Более чем за 10 лет работы, Костнером было инвестировано в этот проект более 24 миллионов долларов.
Очистительная машина представляет собой переносную центрифугу, которая с лёгкостью устанавливается как на больших танкерах, так и на рыболовецких судах. Производительность очистительной машины впечатляет – за минуту она очищает от нефти 757 л воды, за день работы – 795 тысяч литров.
Проверить на деле эффективность вышеуказанной разработки представился случай, когда 20 апреля 2010 года возле побережья Луизианы в результате взрыва на буровой платформе по добыче нефти Deepwater Horizon, которая через некоторое время затонула, нефть начала вытекать в воды Мексиканского залива, спровоцировав самый большой выброс нефти в истории США. Оказалось, что машины очень эффективны и способны существенно изменить ситуацию к лучшему при борьбе с массовыми разливами нефти, как на больших глубинах, так и на мелководье.
Также выяснилось, что, как часто бывает в подобных случаях, компания BP (British Petroleum) задолго до катастрофы заключила с Костнером контракт, согласно которого компании было поставлено 32 центрифуги. Однако, всё это оборудование около 10 лет пылилось на складах в Неваде, пока не случилась катастрофа, и о нём не вспомнили.
Ежегодно в воду попадает почти 1.5 млн. кубических метров нефти и нефтепродуктов, около 45% утечек имеют естественные причины.
Крупнейший разлив нефти в человеческой истории не был результатом аварии. Он был организован по приказу. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.
В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия.
Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.
В 1983 году танкер Castillo de Bellver, находившийся примерно в 100 км от города Кейптаун (ЮАР), загорелся и, в результате пожара, буквально развалился пополам. В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти. К счастью, течение унесло нефтяную пленку в океан и побережье ЮАР не пострадало.
В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. Корпус танкера раскололся, и в море вытекло более 230 тыс. тонн нефти. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек.
Аварии и утечки на подводных нефтепроводах происходят регулярно и повсеместно. В большинстве случаев их масштабы достаточно ограничены. Тем не менее, даже если утечка небольшая, она способна нанести серьезный ущерб, потому что выброс нефти происходит на протяжении длительного периода времени. Крупнейшими авариями такого рода стала авария в Нигерии, когда в Атлантический океан вылилось более 14.3 тонн нефти (1998 год), и авария в заливе Гуанабара (Бразилия, 2000 год), результатом которой стал выброс 1.3 тыс. тонн нефти.
Последствия разливов
Для того, чтобы отмыть одну птицу, покрытую нефтяной пленкой, требуется два человека, 45 минут времени и 1.1 тыс. литров чистой воды.От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды. В случае, если разлив нефти происходит в пресном водоеме, негативные последствия испытывает на себе и местное население (например, коммунальным службам намного сложнее очищать воду, поступающую в водопроводные сети) и сельское хозяйство.
Рыболовецкая и туристическая отрасли страдают дольше всего. Дело в том, что туристы долгое время отказываются ехать отдыхать в пострадавшие районы, даже если последствия аварии ликвидированы (любопытно, что во время всех крупномасштабных катастроф такого рода, местные гостиницы фиксировали резкий рост числа посетителей - ими были чиновники, спасатели и журналисты, прибывшие на место событий). В свою очередь, рыбакам сложнее сбывать свои уловы. Так, авария танкера Prestige привела к тому, что лов рыбы в пострадавшем районе был запрещен на год. Даже после того, как запрет был снят, тяжело пострадали предприятия, занимавшиеся промыслом устриц и креветок в Бискайском заливе. Эти создания пропускают через себя большое количество воды - даже если они не гибнут от отравления нефтью, их мясо приобретает неприятный вкус и запах.
Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и пр.
Вероятно, наиболее хорошо изучена авария танкера Exxon Valdez, произошедшая в 1989 году неподалеку от побережья Аляски. Тогда в море вытекло 37 тыс. тонн нефти. В результате этой аварии были покрыты нефтью примерно 2 тыс. км береговой линии. Она привела к гибели 20 китов, 900 морских орлов, 250 тыс. морских птиц, 2.8 тыс. каланов и 300 морских котиков. Спасательные работы на месте аварии продолжались четыре лета подряд. В них участвовало до 11 тыс. человек. Тем не менее, в 1999 году - через 10 лет после аварии - на побережье Аляски оставались места, покрытые слоем нефти.