ТН Орнитология (3.9 лет) марафон маленькие ученые-исследователи
тематические недели1.ОРНИТОЛОГ - это ученый, который изучает птиц - их анатомию, жизнь в природе и в неволе. Орнитологи очень любят окольцовывать птиц - ловить их, надевать на одну из лапок кольцо с информацией и отпускать на волю. Это помогает им изучать передвижения птиц.
2. Наблюдение за птицами. На прогулке всегда наблюдаем за птичками нашей местности: голубями, воробьями, галками, воронами. Слушаем как они чирикают, каркают, воркуют...
3. Строение птицы. Главные признаки общие для птиц: клюв, оперение, крылья, откладывание яиц.
4.Почему же у птиц такие непохожие клювы. Почитали про разных птиц, посмотрели их фото.
5. Перья.
Какие бывают перья? маховые, рулевые, покровные, пух. Для чего птицам перья? обеспечивают возможность полёта защиту помогают сохранять тепло в зимнее время. Рассказала, как люди используют перья птиц, для шитья подушек, пальто.
Посмотрели на перья в микроскоп
Собрали коллекцию
ОПЫТ
Рассказываем детям о том, что у водоплавающих птиц перья покрыты жиром и поэтому они не намокают, что позволяет им беспрепятственно плавать. Для наглядности проводим простенький опыт с водой и маслом, показав детям, что как масло выталкивается из воды, так же и перья водоплавающих птиц отталкивают от себя воду.
6. Гнезда. Про разнообразие птичьих гнезд мы и фото смотрели в интернете и книжку читали.
Узнали, что некоторые птички не делают гнезд. Пингвины носят свое яйцо на лапках, а
ТОНКОКЛЮВАЯ КАЙРА откладывает яйцо на уступ скалы, но вытянутая ворма яйца не дает ему укатится. А кукушка подбрасывает свое яйцо в чужое гнездышко.
А водоплавающая птичка поганка делает гнездо на воде.
И еще много других гнезд смотрели, не буду вставлять картинки...
делали гнездышко, для него на прогулке собирали веточки, перышки, травинки.
Вспомнили как видели в августе в селе гнездо ласточек
7. Яйца. Рассказала, что для того что б из яйца появился птенец, яйчку надо определенная температура, поэтому птички сидят и греют яйца. Яйцо дает маленькому организму все необходимое. Скорлупа - его домик. Желток - пища. Белок - перина и подушка. Для дыхания зародыша в скорлупе имеются микроскопические дырочки - поры.
Смотрели видео
А потом надо было нам сходить в магазин за яйцами. Полина меня спрашивает: «Зачем идти за яйцами?»
- Кушать, - говорю, -будем.
- Мам, зачем кушать? А как же птенчики? Я не буду кушать яички.
Так мы в тот день за яйцами и не пошли.
Опыт. Нужно взять сырое яйцо и сдавить его в руках. Яйцо не треснет. Но при этом сама по себе скорлупа яйца хрупкая и прекрасно ломается. Все зависит от того, как приложить к нему силу. Когда она распределена по всей поверхности - это одно. А когда удар наносится точечно - это другое. Разбить яйцо вилкой не составляет труда. Провели этот опыт, как раз когда готовили птичек -жайворонков.
Яйца птиц бывают и различной окраски, размера.
Перепелиные яйца купить не удалось. Почему-то исчезли они с полок магазина, когда мне понадобились. Смотрели просто на картинках.
Занимались с дидактическими карточками
И судоку птичье, не плохо пошло. Сейчас стараюсь побольше таких игр давать на развитие внимания
Поделки
Дарине в школу надо было сделать поделку сову с подвижными крыльями. А так как мне пришлось делать шаблон для заготовки, то подготовила эту поделку и для Полины.
Дарины -коричневая, Полины-оранжевая.
8. Перелётные и зимующие птицах. Эту тему мы проговаривали еще весной, повторяем время от времени. Помнит, что ласточки улетают, аисты. Говорим о том, с какими трудностями сталкиваются птицы, остающиеся зимовать в наших краях (сильные холода, отсутствие достаточного количества корма и др.)… Кормушку решили не делать, вспомнили как весной делали.
10. Вопросы
Все ли птицы летают? Оказывается не все птички умеют летать. Какую пользу люди извлекают из домашних птиц: яйца, перья для подушек А также о пользе диких птиц: например, совы охотятся на мышей, которые наносят вред урожаю, дятел поедает вредные для дерева личинки и т.д.
11. Чьи следы? на прогулке искали следы птичек на песке.
12. День птиц. Узнали про международный день птиц. И сделали аппликацию Скворечник. Поселили в него птичку, сделанную на мастер-классе
На этом закончили неделю орнитологии, но не закончили интересоваться жизнью птиц) Продолжаем читать книги, слушать пение птичек, кормить голубей на улице, гонятся за галками. Ждем весны, когда поедем в село и увидим маленьких цыплят. Ведь природа вокруг нас и каждый день рядом с нами происходят чудеса.