Флешмоб: День 24. Я на работе
Вы, наверное, уже забыли, что я пишу флешмоб?))
22 ноября 2004 года. Я возвращаюсь домой с работы. Нет, я иду не по городу, как вы, возможно, подумали... До моего города еще километров пять. Я иду в степи, иду быстрым шагом, время четко рассчитано, и я знаю, во сколько я должна пересечь ж/д шлагбаум на въезде в город. Мой маленький городок прекрасно видно на горизонте в морозной дымке, под ногами хрустит снег и слепит глаза. С наслаждением прислушиваюсь к этому хрусту. Эх, знать бы тогда, что скоро я уеду отсюда и почти позабуду этот знакомый с детства звук...
Время 16.20. Я задержалась и не успела на автобус. Сегодня у папы день рождения. Надо быть дома в начале шестого... Успею. Я научилась быстро ходить)) Мне бы в соревнованиях по спортивной ходьбе и бегу участвовать))) Я даже как-то участвовала в районных, заняла 3е место... Широкий, почти мужской шаг здесь, вдали от цивилизации, более уместен, нежели семенящий женский, поэтому 7 км я преодолеваю за час. Час пути домой в течение пяти лет почти в любую погоду. Я не чокнутая, я учитель сельской школы)))
Отучившись на бюджете в универе, я была обязана два года отработать в государственной школе. Чтобы не попасть по распределению к черту на кулички, пришлось согласиться на этот худо-бедный вариант)) Маленький поселок в 7 км от моего города... Школа, открывшаяся в прошлом году в сельском клубе... Старые парты, которые притащили с помойки прежние учителя и выкрасили свежей краской. Чудесная новая двухэтажная школа была разрушена здесь в лихие девяностые, когда гороно решило не тратиться на содержание, а детей обязали ездить за 7 км в город на учебу. Ха, разогнались))) В поселках много неблагополучных семей, а сколько их было в 90е!!! когда люди теряли работу и начинали пить... У некоторых не было денег на приличную одежду, денег на проезд, школьные принадлежности. Автобус ходил как попало... 70% учеников поселка несколько лет не были в школе.
Представляете, с какого нуля мы начинали) Это даже был не ноль, а жирный минус)) Мое утро часто начиналось с того, что я ходила по дворам, будила своих "детей". В моем 11 классе было пять человек, мой первый класс... Они почти мои ровесники. Мило, да?))) Мне 21 год и им 19-20))) Тогда директор торжественно сказала, что молодость найдет общий язык с молодостью. Я позже поняла, что мне спихнули тех, с кем боялись связываться сами))) Обычными менторскими наставлениями их было не пронять... Я ловила на остановке прогульщиков, не желающих дежурить, находила своих курильщиков в заброшенных домах и тащила в школу. Я устраивала им сюрпризы с подарками в день рождения и соглашалась дежурить на дискотеках, от которых отказывались живущие в поселке учителя. Мои оболтусы обещали провожать меня домой (ночью, 7 км до города!), а потом находили машину и отвозили до подъезда. Это было как большое приключение... Я с ними заново училась жизни... Шел 2001-й год...
Прелесть сельской школы заключалась в малом количестве учеников, в среднем 10 человек в классе. Никаких "А", "Б", "В"... Все классы в единичном экземпляре. Я работала во всех, с 5 по 11. Русский и литература. Я была единственным учителем в школе, которому не подкладывали кнопки, не подпирали дверь ножкой стула, не устраивали бойкотов. Поэтому на меня директорской рукой падала миссия миротворца и воплощения в жизнь идей типа, как заставить старшеклассников делать снежную горку во дворе школы)
Во второй год работы в мои цепкие ручонки попал школьный театр. Я открывала в себе таланты режиссера, сценариста, актера. Мы ставили спектакли по О.Генри "Вождь краснокожих" (это был фурор!!!), сказку "Синяя Борода", разыгрывали сценки из "Маленького принца"... Я писала стихи, с которыми выступала на районной сцене в ежегодных конкурсах среди педагогов, мы с детьми ездили на детские конкурсы, привозили грамоты. Директор в порыве восторга вешает на меня звание школьного инспектора по ПДД, мы учимся маршировать торжественным шагом, выдумываем новые сценки, тренируем езду на велосипеде, учим правила и едем на очередные конкурсы...
Я давно забросила писать поурочные планы по русскому и литературе, свой материал я знаю с закрытыми глазами. Веду урок, не напрягаясь. Напрягаюсь только, когда заглядывает директор. Слава Богу, та всегда остается довольна. И даже рекомендует старым учителям поучиться у меня (а вот и здравствуйте, враги...) ха, знала бы она, чего мне стоило заинтересовать двоечника Витька сходить в библиотеку, взять пьесу Мольера) А когда к нам в школу переходит Оксанка, мы с ней срываем районную медаль по литературе и едем на олимпиаду в область. За всю историю школы это до сих пор единичный случай)
Я благодарна Богу за этот бесценный опыт, профессиональный и жизненный. За 5 лет я наконец-то повзрослела и перестала быть маменькиной дочкой) Но за тот опыт я отдала самое дорогое - здоровье. В 2005-м я отвела последний выпускной и ушла в отпуск, оставив на столе у директора заявление. Мои дети плакали на крыльце, недруги ликовали, а один старшеклассник даже пообещал вскрыть себе вены) конечно же, он этого не сделал)) но так работать, как раньше, я больше не могла. исступленно сидеть за полночь, обложившись сценариями, в 6 утра бежать на автобус, в час закончить уроки и заниматься общественной работой, приходить пешком домой, падать почти без сознания на диван, чтобы поспать пару часов, а потом вновь творить,творить далеко за полночь...И даже зарплата величиной с директорскую перестала радовать. Жить на надрыве долго невозможно. Мои резервы оказались исчерпаемы. Но на что способна молодость, меня удивляет до сих пор!))
P.S. Все мои ученики у меня в друзьях в социальных сетях. Помнят, находят, добавляются, интересуются, не стала ли я мамой, поздравляют с праздниками. Некоторые их них давно уже родители сами. Даже не верится, что прошло уже столько лет...