Миф о ручном ребенке
О детском воспитании и развитииО, страшный зверь по имени «Он-к-рукам-приучится!» Какая молодая мама избежала запугивания тобой со стороны более опытных товарок! Поколения и поколения мам с самого рождения малыша старательно занимаются профилактикой, не носят, не берут, не балуют! Не будем кривить душой: иногда действительно встречаются ребятишки, согласные часами спокойно лежать в кроватке или манежике. Но чаще всего, даже если на первых порах и заметен какой-то прогресс, самая строгая дрессировка в стиле приснопамятного доктора Спока не приносит желанного результата. Чем старше становится малыш, тем бескомпромисснее подходит он к теме безотлучного пребывания при маме, тем настойчивее этого требует. В то же время многие слингомамы говорят о том, что такой проблемы не знают: когда малыш в слинге, вопрос вообще не стоит, когда маме нужно побыть одной – дитя спокойно занимает само себя.
Давайте попробуем разобраться, как это происходит и
почему возникает парадокс: «ручной ребенок» чаще всего вырастает именно
там, где боятся его вырастить. А там, где носят на руках много и с
удовольствием, подросшее чадо зачастую стремится удрать с маминых колен.
Значит, там у нас гнездо?..
Не
все слышали о такой классификации, но западные ученые делят живых
существ на две крупные категории: гнездовые и выводковые виды. Деление
идет согласно особенностям рождения и подращивания детенышей. У
гнездовых видов малыши рождаются слепыми, недоразвитыми. Первые недели и
даже месяцы жизни они вынуждены проводить в гнезде, у теплого маминого
бока. Это, например, котята или крольчата.
Новорожденные
выводковых видов появляются на свет почти самостоятельными: они способны
с первых часов следовать за мамой и гораздо более развиты.
К какой
из этих категорий вы отнесли бы человеческого детеныша? Велик соблазн
причислить homo к гнездовым видам, не так ли? Все признаки на лицо:
явная беспомощность, недоношенность, потребность во взрослом… И однако
же – не так.
Гнездовые виды имеют несколько ярких особенностей,
которых лишен человек. Во-первых, гнездовые малыши, оставшись одни,
будут молчать как партизаны в засаде, опасаясь привлечь внимание
хищника. Во-вторых, у крольчих или тигриц очень калорийное молоко – ведь
не исключено, что перерывы между кормлениями будут довольно
продолжительными.
Юный хомо сапиенс, оставшись один, немедленно
задействует первую сигнальную систему, проще говоря – начнет кричать. И,
несмотря на все заветы советской педиатрии, получать голубоватое мамино
молоко он желает намного чаще, чем юные тигрята – кое-кто просит есть
каждые 20-30 минут.
Эти различия и другие характерные признаки
позволили ученым выделить человека, да и других высших приматов в особую
категорию – носимые виды. Иными словами, все тело новорожденного
приспособлено в первую очередь для того, чтоб его носили на руках!
Если
только что родившегося малыша положить к маме на животик, у него
немедленно активизируются все существующие рефлексы: он начнет
перебирать ручками и ножками, отталкиваться, «кивая» головкой, и
поползет вверх, стремясь добраться до груди и там закрепиться.
Он
громко плачет, оставшись в одиночестве, потому что на инстинктивном
уровне знает: я не на руках – значит, меня потеряли! Придет тигр –
сожрет. Надо как можно активнее сигналить: «Мама, я тут, скорее
подбери!»
Большая часть клеток кожи, способных к эффективной
терморегуляции, находится на спинке, в то время как живот их почти
лишен. Это значит, что свернувшись калачиком у мамы на груди, ребенок
точно не замерзнет.
Наконец, вы не обращали внимания на то, что
маленькие дети способны с легкостью аплодировать не только ладонями, но и
ступнями? Почему у малыша кривые ножки? Только ли из-за того, что в
животе у мамы было тесно? Но ведь жеребята растут едва ли в более
просторных условиях, а рождаются с прямыми ногами! Ответ прост: такое
строение ножек позволяет наиболее качественно вцепиться в мамину шерсть
всеми конечностями!
Правда, шерсть мы с вами в процессе эволюции по большей части утратили. Но ее с успехом может заменить… да-да, именно слинг.
Не обмануть доверие
Мы
выяснили с вами, что сама природа предназначила малыша для того, чтобы
как можно больше времени проводить на руках. Поэтому «приучить к рукам»
малыша невозможно в принципе: он уже изначально такой. Можно попробовать
пойти от противного и отучить его от рук – но выше мы уже говорили о
том, что это, чаще всего, сложно и неэффективно, как и любые попытки
поворачивать реки вспять. Более того, не имея возможности реализовать
одну из своих основных потребностей, ребенок будет страдать.
Хрестоматийной
стала в наше время классификация психолога Эрика Эриксона (Erik H.
Erikson), который выделяет восемь основных периодов развития человека.
Ученый говорит о том, что именно в первый год жизни у человека
формируется базовое доверие к миру. Если эту стадию пропустить,
компенсировать ее как-то в последующей жизни невозможно. Именно отсюда
растут ноги у всевозможных «комплексов» и «трудностей характера». Иными
словами, говоря упрощенно, человек, у которого сформировано базовое
доверие к миру, может просто не замечать неприятности, считая их
мелочами жизни. Если же оно не сформировано, каждая проблема выбивает из
колеи, переживается остро и болезненно.
Формирование базового
доверия, по Эриксону, основано на соответствии реальности
бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на
постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.
Новорожденный не
имеет чувства времени: если мамы нет с ним сейчас, он не может знать,
что она скоро вернется. Он не знает, что происходит, не чувствует себя в
безопасности. Ему холодно и страшно. Каждая минута оборачивается
вечностью, некоторые исследователи говорят о том, что малыш испытывает
фрустрацию и чувство, похожее на умирание. Оставленный один в кроватке,
он долго плачет, пока не уснет, но сон этот вряд ли можно назвать
спокойным: скорее, это защитная реакция организма на стресс. И с каждой
новой маминой отлучкой чувство опасности все сильнее, а уровень доверия –
все ниже…
Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей
как-то повлиять на мамино решение не брать его на руки лишний раз. Но
человек растет и замечает, что если требовать яростно и последовательно,
мама рано или поздно сдается.
Вот здесь-то и приходит время разводить руками: как же так, столько сделала, чтоб не приучать, а он все равно привык.
В
то же время малыш, который с рождения много времени проводит у мамы на
руках, постоянно находится в наиболее благоприятной, комфортной,
доброжелательной обстановке. Он слышит привычный звук маминого
сердцебиения, ощущает ее ласковое тепло, в любой момент может
приложиться к груди, а совсем скоро начинает заглядывать в милые глаза.
Ему хорошо. Он доверяет маме – и миру.
Поэтому, когда, подрастая,
он чувствует желание покорять просторы вселенной, «ручной ребенок»
отпускает маму бесстрашно. Если она до сих пор всегда была рядом, то с
чего же сейчас ей не доверять? Агукну – придет, а пока... что это у вас
там за блестящая штучка вооон там?..
А как же опыт прошлых поколений, спросите вы? Как же мамы и бабушки? Неужели они сознательно пытаются учить нас плохому?
Конечно
же, нет. Мы обсудили с вами особенности развития человека, присущие ему
как биологическому виду. А существуют еще и культурные традиции,
сформировавшиеся под влиянием многих внешних условий.
Если маме надо
уйти на полдня в поле или на завод, куда нельзя брать с собой младенца, –
у нее нет выбора, носить или нет. Ей придется запеленать, положить в
люльку и приложить все усилия, чтоб не выбрался и не причинил себе
вреда.
Отсюда и стремление мамы как можно раньше освободить руки, не
задумываясь о выводковых, гнездовых и носимых типах, кривых коленках и
теории Эриксона.
Но владея информацией, каждая мама сама может
решить, на что тратить силы в первые месяцы: бороться с природой во
славу достижений цивилизации или сделать ее своей союзницей, мягко
адаптировавшись к новым условиям своей жизни и проведя эти дни так, как
высший разум планировал изначально для homo sapiens.
----------------------------------------------------------------------------
Мой опыт. Нет, старший не был самостоятельным до года и регулярно ломился ко мне и в ванную, и в туалет. После года такая проблема уже не стояла. Общительный, доверчивый и спокойный малыш. Очень самостоятельный. При этом не лишен нежности в характере, более того, нуждается в ее проявлении и получении. В слинге носила почти полтора года.
С Тимошей фраза "...когда малыш в слинге, вопрос вообще не стоит, когда маме нужно побыть
одной – дитя спокойно занимает само себя" оправдывает себя на 100%.