С какого возраста начинать заниматься математикой
Очень часто родители меня спрашивают: с какого возраста нужно начинать заниматься с детьми математикой? Обычно я отвечаю, что
Ребёнок начинает «заниматься математикой» с младенчества. Дальше-ближе, больше-меньше - это математические понятия. И ребёнок осваивает их, когда начинает тянуться, хватать, ползать, ходить. Самое простое - вот она, игрушка, потянулся, ах нет, потянулся ещё - и пополз. Вот она, мама рядом. Держусь за стул, тянусь к маме, ах нет, тянусь ещё, падаю, ах нет, не падаю, и вот уже мама обнимает меня, и вот он первый шаг. Первый шаг на четвереньках, первых шаг на двух ногах, радость и гордость родителей.
Мозг ребёнка анализирует огромное количество информации из своих действий и из ощущений тела, из результата. Так мозг делает вывод о соотношении предметов
Форма предмета, его объём, предмет в пространстве - это математика. Пирамидка, кубики, матрёшки, стаканчики разных размеров - это математические игрушки. Переливание ложкой воды из одной чашки в другую - это математическая игра. Купание в ванне с тремя пластиковыми утятами - тоже математическая игра. Почему? Потому что ребёнок понимает, что три утёнка - это некое «3», точно такое же, как три печеньки или три машинки, такое же, как три пальца. И как мама три раза погладила по голове и три раза спела песенку. Когда ребёнок вдруг понимает, что есть некое универсальное «3», - ребёнок понимает математику. А не тогда, когда ему покупают тетрадь с задачами или приводят в «мышематическую» группу.
Я сейчас объясню, почему я в группе работаю с детьми от четырёх лет. Просто потому, что четырёхлеткам уже можно ставить какие-то осмысленные задачи и они уже достаточно социализированы, чтобы взаимодействовать в группе.
Трехлётки будут больше думать о том, где мама и когда она придет, а не о задаче и игре. Трехлёткам лучше играть в математику с мамой и с папой. У них пока ещё главный канал восприятия - взаимодействие со значимым взрослым. Они ещё не готовы (мозг не дозрел) оперировать абстрактными понятиями и знаками. Для них гораздо важнее ролевая игра.
И, кстати, ролевая игра как раз подводит их к математике. Одна из основ ролевой игры - это «давай, как будто это…». Если в 11 месяцев малыш тащил к книжке про медведя своего мишку, то в 2,5-3 года (кто-то и раньше) он готов признать, что «как будто» медведем может быть шишка, палец, кубик, а медведь может быть «как будто» доктором Айболитом, Бармалеем, тигром или ребёнком. Это «как будто» - большой шаг к математике.
В четыре года дети, как правило, уже готовы какое-то время играть со сверстниками без родителей, готовы взаимодействовать с другим взрослым, их мозг готов воспринимать знаки (цифры и буквы), многие уже «умеют считать», то есть рассказать стишок «один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять», хорошо держат ручку или карандаш, могут воспринимать и выполнять задания из нескольких этапов.
При этом мы всё равно «занимаемся математикой» с ручкой и бумагой за столом очень мало. Мы играем в математику с разными предметами (о, какие у нас наглядные материалы!), мы бегаем, прыгаем, ползаем. И считаем при этом ребячьи шаги, прыжки, мои «мяу», «кар» и «гав». Составляем узоры из кубиков (думаете, просто?). И делаем ещё