Лучшая альтернатива наказанию – сочувствие ребенку
Александр Колмановский: «Лучшая альтернатива наказанию - сочувствие ребенку»
Существует простой способ, помимо всяких психологических теорий и науки, проверить, какой подход в воспитании правильный, а какой - неправильный. Необходимо задать себе вопрос: «Как бы это было по отношению ко мне?»
Для того чтобы оценить, нужны ли наказания, надо еще раз вспомнить, что такое наказание. Это намерение причинить ребенку боль, сделать ему плохо. В каких случаях вы бы считали это по отношению к себе правильным, эффективным и оправданным?
Трудность заключается еще и в том, что противоположностью наказанию мы все традиционно считаем полное отсутствие каких бы то ни было ограничений. Но это вовсе не единственная альтернатива наказанию. Конечно, ограничения должны быть в большом количестве - рамки, принуждения, запреты, но совершенно не обязательно в форме наказания.
Настоящими альтернативами наказанию будут: сочувствие, сопереживание, присоединение. В чем разница? Если я говорю: «Мне очень жаль, что ты плохо написал контрольную», то на русском языке это все равно называется «ругать». Если я сочувствую и сопереживаю, то прежде всего скажу о чувствах ребенка: «Представляю, как тебе досадно».
Родителю необходимо признаться себе в том, что иногда он срывается и может, например, дать ребенку подзатыльник. Однако такое поведение никогда не должно объясняться какой бы то ни было правильностью или естественностью. Это проявление неуверенности в себе и несамодостаточности.
Нужно дать себе установку - не поменьше наказывать, не помягче наказывать, не пореже наказывать, а не наказывать никогда, совсем никогда - ни в какой форме, ни по какому поводу.
Следовать этому правилу полностью невозможно. Но если не сформулировать в себе этой определенности, все совершенно рассыпается. Поставив себе внутреннюю цель - «никогда не наказывать», родитель все реже и реже будет срываться на детей.
Фото предоставлено Благотворительным фондом Amway «В ответе за будущее».