Развитие творческих способностей ребенка через рисование
Когда в семье появляется малыш, родители начинают жить жизнью ребенка, особенно мама: проводит с ним весь день, вместе играет, рассматривает и читает книжки. И каждая, наверняка, задумывается о том, что именно делать для развития ребеночка, чтобы любая, даже самая несложная игра, приносила пользу и развивала разносторонние способности.
До трёх лет ребенок, как губка, впитывает всё происходящее вокруг, и хорошее, и плохое. Именно этот период Мари Монтессори называла «впитывающее сознание». Американские ученые выяснили, что за три года ребенок может усвоить такое количество информации, сколько человек не сможет за восемьдесят лет. Именно в этот период желательно как можно больше времени уделять своему малышу, заниматься с ним, всячески развивать и расширять поле деятельности.Немало психологов и педагогов говорят об особой роли творчества в развитии малыша. Из творчески развитого ребенка, как правило, вырастает уверенный в себе человек, позитивный, находчивый, коммуникабельный и активный. Умея умело выходить из конфликтных ситуаций, такому человеку легче найти свое место в обществе.
Творческое развитие малыша напрямую связано с проявлением инициативы. Он хочет сам вылепить, сам нарисовать, сам вырезать и наклеить. Т.е. ребенок начинает чувствовать свою значимость, понемногу ослабляется сильнейшая эмоциональная привязанность к матери. В конечном счете, это всё подводит к кризису трёх лет, когда у ребенка формируется «автономия», он осознает себя отдельно ото всех. И очень важно поддержать малыша в непростое для него время.
Творческие занятия в этот период играют значимую роль. Прежде всего, полезно рисование. Через изображения на бумаге ребенок может выплеснуть все накопившиеся эмоциональные противоречия, страхи и чувства. Недаром, психологами часто практикуется анализ сознания ребенка посредством рисунка. Выявляют какие-то психические нарушения, задержки развития или просто отдельные черты характера или особенности отношений в семье и с другими детьми. Рисуя, малыш фантазирует, включая мыслительные способности. Даже если ему предложить какую-то определенную тему, то всё равно полет фантазии будет безграничен. И это норма! Значит, ребенок растет, развивается, пытается расширять представления об окружающем мире, придумывает каких-то новых животных, планеты и т.д.
Чем богаче выражение творческого начала, тем шире эмоциональная сфера ребенка, тем больше спектр осознаваемых эмоций и чувств. Ребенок может нарисовать грусть и радость, слёзы и улыбку, добро и зло. И самое интересное, что у каждого будет своё выражение чувств. Для кого-то добро это солнышко, для кого-то – любимое животное. Но в ряде случаев может быть совпадение, добро – это мама. Ведь каждым ребенком осознается тесная связь с мамой, даже когда он пытается показывать свою взрослость (опять же в период кризиса трёх лет).
С помощью рисования можно изучать цвета. Малышу можно называть, какого цвета тот или иной предмет, а потом попросить его нарисовать ЖЕЛТОЕ солнышко, КРАСНЫЙ цветочек, БЕЛОЕ облачко и т.д.
Очень актуальны групповые занятия рисованием. В группе из двух-трёх человек, малыш учится взаимодействовать, слушать других, высказывать свои идеи, искать компромиссы. И если в группе нужно выбрать лидера, «командира», то ребенок может учиться брать на себя ответственность, принимать решения. В результате коллективной работы могут появляться шедевры с изображением реальных и не реальных объектов, разных эмоций. Каждый хочет выразить своё Я, свою личность, свои переживания. Очень важно хвалить маленького художника, через рисунок он открывает душу, и ему важно быть принятым в своих выражениях, что немаловажно в формировании самооценки.
Нельзя не сказать о пользе пальчиковых красок, которые возможно использовать с 8 – 9 месяцев. На кончиках пальцев есть точки, отвечающие за развитие речи. Чем больше ребенок будет совершать действий именно пальчиками, тем быстрее он начнет говорить. Кроме того, будет задействована еще и тактильная сфера. Интересно же почувствовать, из чего сделана краска, какая она на ощупь! И не нужно бояться, что ребенок может испачкаться. Наоборот, предложите ему нарисовать что-нибудь на его ножке, новые ощущения восторга обеспечены. После чего устроите веселые купания, какой малыш не любит поплескаться в водичке?!
В настоящее время принадлежностей для рисования множество. Карандаши, фломастеры, гуашь, обычная акварель, масляные краски. Можно рисовать даже пластилином! Кончиком пальчика размазывать его по бумаге. Разноцветный пластилиновый мир на бумаге, что может быть интереснее!
Больше занимайтесь с ребенком творчеством, запишите в кружки для малышей. Благодаря рисованию развивается образное мышление, что благоприятно сказывается на развитии речи, ее словарном богатстве.
Всё то, что мы закладываем в своих детей в детстве, будет использоваться всю жизнь, делая жизнь насыщеннее и интересней.
Также по теме мои статьи опубликованы: