Первый диктант на 4
Заговорил в три#заговорилВтри
Коля (школьник, с которым занимаюсь домашними заданиями по русскому языку) на днях получил свою первую четверку за диктант.
Коль, учитель написала тебе «Молодец!» и «ого». В смысле «ого! Какой ты молодец!» ))
Коле почти 11 лет, учится в 4м классе.
Отдельными постами потом запишу список того, что помогает продвигаться вперед.
Мы занимались 2 месяца в прошлом году (до карантина) и 6 месяцев уже в этом учебном году.
Каждую неделю Коля получает двойку за словарный диктант… Потом, в специально отведенный день для дополнительных работ их класса, идёт переписывать. И получает уже тройку или тройку с минусом (за диктант с теми же словарными словами, но словосочетания другие).
Прогресс есть. Даже двойки сейчас, это уже не двойки прошлого года, где лист был весь красный, а оценка была два только потому, что ниже не ставят...
С недавних пор Николай может с первого раза написать контрольную и на три с минусом, а пересдать уже на тройку. Медленный, но прогресс. И вот четверка на этой неделе!
Зимой он один раз получил за контрольную «четыре» и даже один раз пятерку. Но такие отличные работы - это всегда ПЕЧАТНЫЕ работы, где нужно только вписать слова или окончания по только что изученной теме.
Большой зимней темой были «Безличные окончания глаголов». По ней составили огромный алгоритм и долго-долго с ним работали. Начиная от авторского)) распределения глаголов-исключений второго спряжения на группы и, заканчивая облачками, на которые приземляясь, глаголы становятся «мягкими» и в них должен появиться мягкий знак.
Теперь, когда нужно только окончание глаголов определить, Коля (при желании) делает это безошибочно. Но если такой глагол встречается в тексте, должен напрячься и призвать все силы планирования и контроля, что считает дорогим удовольствием ))
- предвидешь неудачу
- Коля, почему написал здесь «е» в окончании?
- ой, тут должно быть «и»!
И быстро исправляет.
Хитрый Коля понял, что с этими окончаниями - простая лотерея - пятьдесят на пятьдесят: если не «е», то «и». И не признает пути прохождения по длинному алгоритму, если можно просто гадать. Хотя на «печатных» контрольных может собрать волю в кулак и получить свои заслуженные четверки-пятерки. Забавно было увидеть такую работу на 5, с подписью «Молодец!», а имя написано с маленькой буквы… Долги недопонятой и недоученной теории первых начальных классов дают о себе знать, и с ними работать еще очень долго ….
-----------------------------
Пару примеров, как запоминались отдельные слова из диктанта этого поста.
"фантазию" Коля настойчиво записывал, как "фОнтазия".
А работали мы на той неделе по Скайпу (п.ч. вся моя семья попала на псевдокарантин по ковиду).
Но! Некоторых возможностей мы по Скайпу лишены, зато открываются дополнительные )) Нарисовала быстро и отправила Николаю в чат "ФАНТАзию".
Еще классная запоминалка-картинка придумалась про "фойе". Есть идеи?
--------------------------------
Показать картинку с "Ф"антой мало. Каждый раз, когда пишем словосочетание с этим словом, спрашиваю, почему написал "а". Раньше только в ошибочно написанных местах. Но оказалось, лучше работает, когда спрашиваешь про все ошибкоопасные места до тех пор, пока Николай 100% перестанет в них ошибаться.
"финиш" упорно писал с мягким знаком на конце.
Указания, что финиш- мужского рода и ему, как и всем "мальчикам" 2го склонения не нужен мягкий знак, не помогали.
Теперь, каждый раз, когда финиш написан с мягким знаком, предлагаю Николаю подобрать 5 прилагательных к слову. Помогло очень быстро, хватило одного раза + результат в контрольном диктанте. Но может случайность )) Нужно продолжать проверять эту гипотезу )