Упражнения для языка при логопедических проблемах
Упражнения для языкаУказания к проведению артикуляционной гимнастики1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.Воспитатель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.Показывает выполнение этого упражнения.Упражнение выполняют все дети.Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (не более 5 чел.).2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».Значение гимнастики для языкаУкрепление мышц языка.Отработка правильных движений языка.Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение.Подготовка к правильному произношению звуков речи.Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).«Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка - желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».«Катушка» - рот открыт. Кончик языка - за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).«Насос» - дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).«Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).«Не шуметь» - произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 - 15 раз).«Почистим зубы» - кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).«Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 - 15 сек.).«Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.«Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 -15 сек.).«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 - 15 сек.).«Обезьянка» - поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 - 15 сек.«Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 - 15 сек.).«Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз).«Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад. Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз).«Хоккей». Язык - клюшка, витаминка - шайба, рот - поле. Шайбу (витаминку) нужно гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек).«Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз).«Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз).«Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек).«Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНОШЕНИЮ Р).«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.«Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.).«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.«Грибок» - присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).«Маляр» - медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).«Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).«Индюк» - а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 - 15 сек.).«Барабанщики» - быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.«Моторчик» -1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10-15 с). «Балалайка» - кончик языка - вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 - 15 сек.).«Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается - сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.).«Лошади скачут» - быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 - 15 сек.).«Вилка» - чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам. Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р].«Учимся играть на арфе» - произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем.«Забиваем мяч» - рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку.«Стреляем» - медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 - 15 сек.).«Играем на гуслях» (или «заводим мотор») - медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 - 15 сек.).«Стрекоза» - шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 - 15 сек.).УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНОШЕНИЮ Л).«Вкусное варенье» - выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.«Грибок» - присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.).«Качели» - высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам.«Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).«Змейка» - рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).«Маляр» - кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).«Приклей конфетку» - кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».«Чашечка» - рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» - «Пароход гудит».«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).«Пьем росинку» - верхняя губа - это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).«Вилка» - если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).«Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 - 15 сек.).«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).«Фокус» - на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).«Самолет гудит» - зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате.«Учимся гудеть» - 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 - 15 сек.).«Выталкиваем языком зубы» - сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 - 15 сек.).Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 - 15 сек.).«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНЕСЕНИЮ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ: Ш, Ж, Ч, Щ).«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).«Иголочка» - язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).«Качели» - 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз).«Грибок» - присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.).«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).«Маляр» - движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).«Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).«Фокус» - на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть - появится звук.«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).«Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10-15 сек.).«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).«Пьем росинку» - верхняя губа - это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).«Вилка» - если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).