ВАШ РЕБЁНОК ЗАБОЛЕЛ И ВЫ ВЫЗВАЛИ ВРАЧА, ПОЛУЧИЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ… НЕ ТОРОПИТЕСЬ БЕЖАТЬ В АПТЕКУ… ИТАК, НАЧНЁМ:
1.Актовегин, Церебролизин, Солкосерил –
препараты с доказанной неэффективностью!
2. Арбидол, Анаферон, Биопарокс, Виферон, Полиоксидоний, Циклоферон, Эрсефурил, Имуномакс, Ликопид, Изопринозин, Примадофилюс, Энгистол, Имудон — иммуномодуляторы с недоказанной эффективностью. Стоят дорого. Проведенные исследования не дают оснований рассматривать арбидол как препарат с доказанной в испытаниях активностью для лечения простудных заболеваний, в том числе гриппа. Исследователей из-за рубежа по-настоящему этот препарат не заинтересовал.
3. Бифидобактерин, Бифиформ, Линекс, Хилак Форте, Примадофилус и т.д.- все пробиотики. Диагноза “дисбактериоз”, повально выставляемый нашими педиатрами, нигде в мире больше не существует. К назначению пребиотиков в развитых странах относятся с осторожностью.
4. Валидол. Мятная конфетка, имеющая отдалённое отношение к медицине. Неплохо освежает дыхание. Почувствовав боли в сердце, человек кладёт под язык валидол вместо обязательного в таких ситуациях нитроглицерина и уезжает с инфарктом в больницу.
5. Винпоцетин и Кaвинтон. Сегодня к применению не рекомендуется: ни одно доброкачественное исследование клинически значимых эффектов у него не выявило. Это вещество, получаемое из листьев растения Vinca minor. Препарат мало изучен. Посему в США и многих других странах относится к БАД, а не к лекарствам. $15 баночка на месяц приема. В Японии изъят из продажи из-за явной неэффективности.
6. Ноотропил, Пирацетам, Фезам, Аминалон, Фенибут, Пантогам, Пикамилон, Инстенон, Милдронат, Циннаризин, Мексидол — плацебо-препараты.
7. Вобензим. Производители уверяют, что он исцеляет, продляет жизнь и молодость. Не стоит верить в сказку о чудодейственном препарате, который не тестировался в экспериментальных исследованиях только потому, что это дорого. Фармкомпании вкладывают сотни миллионов долларов в испытания препарата, даже если есть небольшая надежда, что удастся доказать его эффективность. Остаётся только догадываться, почему эти исследования в отношении вобензима не сделаны до сих пор. Зато большие средства вкладываются в его рекламу.
8. Глицин (аминокислота)Тенатен, Энерион, препараты зверобоя, Гриппол, Полиоксидоний- препараты с недоказанной эффективностью.
9.ЭРЕСПАЛ
Препарат не доказавший свою эффективность при ОРВИ. Эреспал в сиропе противопоказан пациентам с бронхиальной астмой и аллергией. Из-за содержащихся в нем красителей и медового ароматизатора сам по себе может спровоцировать бронхоспазм.
10.Геделикс
Эффективность при ОРВИ у детей, да и у взрослых, не доказана.
11.Диоксидин
противопоказан детям из-за высокой токсичности. Крайне осторожно назначать взрослым при заболевание носа и околоносовых пазух. При заболевании ушей -с осторожностью при повреждениях барабанной перепонке.
12.Биопарокс, Кудесан
не проводилось крупных исследований, все статьи на Pubmed, в основном, российского происхождения. «Исследования» проводились в основном на мышах.
ПОДОЗРЕВАЙТЕ ЗА ДЕТЬМИ ЛУЧШИЙ МОТИВ, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ФАКТАМ.
Помните:
- Мы никогда не знаем наверняка, почему ребенок поступил так, а не иначе.
- Наши убеждения касательно причин поступка могут превратиться в пророчество.
Если мы предположим, что какой-то неблаговидный поступок был мотивирован дурным намерением ребенка вызвать неприятности и посмотреть, что сойдет ему с рук – или если мы считаем, что он прирожденный хулиган, он может стать именно тем, чего мы боимся. Дети строят теории касательно собственных мотивов частично на основании того, что мы считаем их мотивами, а потом поступают в соответствии с этим: «Вы думаете, я просто дрянной и меня нужно все время одергивать? Прекрасно. Так и поступим».
Иногда на своих семинарах я прошу участников вспомнить инцидент из детства, когда они совершили что-то нехорошее, или их обвинили в этом. Я прошу их вспомнить как можно больше деталей, с этим связанных, что им сказали или с ними сделали взрослые, и что в результате получилось. Меня всегда поражает, насколько ярки эти воспоминания, как будто события произошли десятки дней, а не лет назад. Такое упражнение служит напоминанием, как наказание ощущается с точки зрения ребенка, сколько вреда оно приносит и сколь мало хорошего. Но меня так же поражает, как часто такие истории касаются случаев, когда у родителя или учителя не было достаточно знаний или фактов, но они поспешили обвинить, хотя это и не было правдой. Это хороший урок, и о нем стоит помнить, хотя бы потому, что мы не хотим, чтобы наши дети однажды рассказывали на семинаре истории о нас.
Даже когда родители не говорят вслух, что ребенок ведет себя так, потому что он плохой, глупый или агрессивный, важно, думают ли они так. Важны не только те эпитеты, которые мы произносим, но и те, которые рождаются у нас в голове. Может, мы не скажем ни одного недоброго слова о ребенке, наше мнение о них неизменно повлияет на то, как мы к ним отнесемся. И чем более негативно это мнение, тем более мы склонны контролировать их без необходимости.
Хорошие новости заключаются в том, что мы можем создать «непорочный круг» взамен порочного. Если у нас нет доказательств обратного, почему бы не предположить наиболее невинное объяснение произошедшего. Возможно то, что выглядело намеренной агрессией, было всего лишь случайностью. А то, что мы посчитали кражей, ей не являлось. Мы можем помочь детям выработать хорошие ценности обращаясь с ними так, как будто эти ценности уже ими двигают. Они научатся верить в лучшее в себе, и оправдать наше доверие.
Наиболее явный случай такого подхода к мотивации связан с незрелостью. Озорство может часто быть объяснено отсутствием помощи и навыков, невинной жаждой познания, неспособностью знать, что произойдет, если с этой штукой сделать то-то. И когда родители выкрикивают детям гневный риторический вопрос: «С какой стати ты это сделал? Ты что, тупой?» - я всегда представляю, что ребенок отвечает: «Нет, я не тупой. Мне три года!». Точно так же, может быть вы устали поднимать ложку с пола в надцатый раз, важно понимать, что годовалый ребенок ее бросает, потому что в этом возрасте детям нравится бросать вещи, а не потому, что она «пробует границы», и уж точно не потому, что хочет испортить маме настроение. Только потому, что поведение ребенка имеет негативный эффект на вас, не значит, что таковым было его намерение.
Так каким же образом запустить «непорочный круг»? Представьте мальчика 5 лет, который поднял большой камень, и собирается его бросить. «Учитель, который находился рядом, сказал обыденно: «Одолжи мне камень на секунду», и продемонстрировал, прикоснувшись к голове ребенка, как камень мог бы ударить его одноклассника. Потом он вернул камень ребенку со словами «неси его аккуратно». После этого случая, который произошел в японской школе, Кэтрин Льюис, специалист в раннем образовании, отмечает, как она была удивлена, что учитель «не сказал ребенку положить камень, не подразумевал, что ребенок намерен его бросить». Вместо этого учитель подразумевал, что проблема была в информированности: что мальчик не подумал о том, как камень может причинить вред окружающим. Действия учителя так же предполагали, что мальчик способен к самоконтролю, ведь учитель вернул ему камень.
Для сравнения, если бы учитель забрал камень или наказал мальчика, мальчик бы вынес, что доверять ему не следует или что он не способен к самоконтролю, он мог бы сделал вывод, что наказание - это причина, по которой нельзя бросать камни, а вовсе не опасность для окружающих.
Льюис признает, что «если бы мальчик был трудный подросток 12 лет, который действительно бы намеревался ударить одноклассника, и учитель вернул ему камень, он бы мог посчитать учителя дураком. Точно так же, будет лицемерием посчитать, что ребенок, только что нарочно ударивший кого-то не хотел причинить вреда. Вот почему лозунг Ноттингса предлагает подозревать за детьми лучший мотив, соответствующий фактам. Но есть масса случаев, когда фактов мы не знаем, поэтому нам стоит истолковать сомнения в пользу ребенка.
Особенно этот совет важен по отношению к маленьким детям, чье непослушание в большинстве случаев всего лишь атрибут их возраста (в коем случае наше предположение лучшего мотива скорее всего окажется верным), и чье ощущение себя все еще не сформировалось (и наши мнения о них, позитивные или негативные, влияют на них больше). Но даже и с более старшими детьми первой реакцией должно быть не обвинение: «ну наверное ты что-то сделал, что его разозлил». Напротив, нам стоит посочувствовать и понять, почему ребенок поступил именно так.
Элфи Коэн "Безусловные родители"
ВАЖНЫ ОТНОШЕНИЯ,
ПОЭТОМУ
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14 О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если .....?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое "оно" на вкус?
Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик.
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.
Подборка фразеологизмов, украшающих речь современного и продвинутого хомо эректуса.
1. Отвечая на звонок, говорить "Алло", "Да" и "Какого х..!" стало старомодно. Есть другое нужное слово: "Внемлю!".
Если неологизм с перепугу забылся, можно заменить фразой "Кому я понадобился?", произносимой со МХАТовским драматизмом.
2. На нежелательные вопросы, требующие немедленного ответа, типа
"Тебе оно надо?!", есть замечательная фраза: "Вам, сударь, какая печаль?".
3. Целый ряд идиоматических выражений типа: " твою мать" заменяется фразой: "Больно слышать", произносимой с Шекспировским трагизмом.
4. В ходе научного спора, аргумент "Я тебя сейчас в асфальт закатаю!" правильнее заменить фразой: "Голубчик, не утруждайте себя в поисках профанаций".
5. Часто мы просим друзей и родных: "Вась, сгоняй кабанчиком за хлебом". Это неправильно... Просить об одолжении необходимо так: "Дружище, да не будет тебе в тягость..." и далее по тексту.
6. Если после ряда аргументов, необходимо подкрепить свою позицию крепким словцом, существует на выбор несколько вариантов:
"Ну ты, вонючий урод" должно произноситься, как - "Ох, и плутоват же ты, шельма!";
"Баран, за базар ответишь?!" - "Я недосягаем для ваших дерзновенных аргументов и дедукций";
"Тормоз ты редкостный" - "Да вы просто рутинер, милейший!";
"Сам понял, что сказал, дебил?" - "Ваши слова, уважаемый, бурлеск чистой воды. Равно как и вы - акциденция современности".
7. Расхожие выражения восторга в рассказе о прекрасной половине: "Вот это попа (ноги, грудь)!" - переводятся вот так: "Лично я экзальтирован её инвенцией!"
Говорите правильно, милейшие!
Решила написать свой первый отзыв об очень интересном шарфе. Итак, Нати Мережка
Это наши сокровища. Сейчас они уже мужественно разобраны по ящикам и отдельным отделениям. Это привело к тому, что ребенок стал собирать меньше. Но строить стало гораздо удобнее.
У нас еще куча фото работ сына. Это выполнено без помощи родителей. Возраст собирателя 5 лет. Только последний робот собран недавно. Создала альбом, буду добавлять фото.
Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей"Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?
— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.
— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?
— По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?
— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.
— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?
— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.
Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — "История в картинках" — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем". Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.
— Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?
— Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.
Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.
— А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?
— Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.
— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?
— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.
— А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?
— Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.
Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.
А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.
Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.
— А что вы думаете по поводу нарастающей языковой неграмотности?
— За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году — спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут "йожык", "агур’эц". И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.
Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было. Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно. Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка.
Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики "продавили" внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-1985 годах. Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден.
Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот, порождала проблемы. Но у нас ведь как? Не букварь плохой, а дети плохие, не подходят к букварю. В результате стали учить фонетическому разбору с детского сада. Ведь чему учат детей? Что "мышка" и "мишка" начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А "зуб" и "суп" в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы, и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут "фторник", "ва кно" вместо "в окно".
— А какая под этим теоретическая подкладка?
— У Эльконина была теория, что чтение — это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение — это понимание графических символов, а озвучивание — это музыка. У него вообще много теоретически сомнительных высказываний, и все это с пиететом цитируется. На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы. У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения. А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят – вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.
— Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке – системе ценностей, формирующейся у школьников
— У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.
Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.
Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и "другие" для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.
— Много говорят и пишут об агрессивности российской школьной среды. Вы это видите?
— Я этого не вижу. Хотя, конечно, в совсем уж неблагополучных школах я сейчас не работаю, не знаю, что там творится. И раньше мы в школах дрались и выясняли отношения, только разговоров об этом было меньше. А вообще, чем выше культурный уровень родителей и школы (гимназии, лицея), тем меньше кулаков, драк и ругани. В приличных школах уровень агрессии невысок, там даже и грубых слов не так много.
— Еще одна повальная проблема современной школы – гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).
— СДВГ — это не диагноз. Раньше это называлось ММД – минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП – послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях.
В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75-85 %% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства.
У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат "Страттера" (атомоксетин), который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения очень похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса "Страттеры" и у них налицо все симптомы "ломки".
Был прекрасный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман, очень много сделавший для развития детей с поражениями нервной системы. Он брал детей, которые до трех-пяти лет вообще не развивались – не только не говорили, но и не двигались (только лежали, ели и выделяли), и развивал их до уровня, позволявшего успешно окончить школы и университеты. К сожалению, год назад он умер, но работает созданный им Институт максимального развития человеческого потенциала. Так вот, Доман активно выступал против синдромального подхода в медицине и говорил, что надо искать причину нарушений, а не пытаться снизить выраженность симптомов. А у нас в подходе к СДВГ закрепился именно синдромальный подход. Дефицит внимания? А мы его компенсируем лекарством.
На основании исследований врачей-неврологов докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко делается вывод, что главная проблема так называемого СДВГ — в нарушениях позвоночника – вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества.
Это приводит к короткому циклу работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут.
Чтобы помочь детям с СДВГ надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок, а за это мало кто берется. Обычно неврологи этой проблемы не видят и с этим не работают, но есть врачи, и мы с ними работаем, которые умеют это делать. Причем тут важно не только выправить позвоночник, но и укрепить новое правильное положение, чтобы не произошло привычное смещение, поэтому с ребенком нужно делать упражнения три-четыре месяца. Идеально, конечно, когда ребенок эти три-четыре месяца находится на домашнем обучении и можно проконтролировать не только, что он делает упражнения, но и что он не дерется и не совершает никаких кульбитов. Но, если такой возможности нет, то мы хотя бы даем освобождение от физкультуры на эти месяцы.
После того как кровоток восстанавливается, периоды работоспособности мозга увеличиваются до 40-60-120 минут, а периоды отключения становятся секундными. Однако поведение само по себе сразу хорошим не становится, агрессивные паттерны поведения успели закрепиться, с ними надо работать, но теперь у ребенка уже есть ресурс для сознательного контроля, торможения. Он уже может с этим справиться.
Беда в том, что фармакологическая отрасль куда более циничная, чем наше государство. Фармацевтические компании заинтересованы выпускать лекарства, которые не вылечивают раз и навсегда, а поддерживают приемлемое состояние. Это обеспечивает им огромный постоянный рынок сбыта. Эти компании естественно выступают спонсорами таких исследований, которые идут в выгодном им направлении.
С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.
Беседовала Татьяна Чеснокова
Подробнее:
ЭТНОПЕДИАТРИЯ - новая наука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разных странах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.
Как заметил канадский педиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если в обычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсиги в Кении детям "положено" просыпаться по несколько раз за ночь. В Голландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив, полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети в Америке ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже их европейских сверстников.
Выводы, которые будут получены при анализе столь разных подходов к воспитанию детей, возможно приведут к лучшему пониманию человеческой природы и к выработке наиболее оптимальных способов воспитания.
Дженни Смит. Чем бы дитя ни тешилось
В разных странах его утешают по-разному.
У младенца болит животик. Что делать: поцеловать или помазать мазью? Когда приучать ребенка пользоваться туалетом — в два года или в три? Если бы разные страны и народы отстаивали не геополитические интересы, а свою правоту в этих вопросах, в мире не утихали бы войны. Индустриализация, глобализация... Все так, но в вопросах ухода за ребенком люди склонны придерживаться методов традиционных — и компромиссов не признают. «Когда пишешь об этом, обязательно кого-нибудь обидишь», — утверждает Мередит Смолл, антрополог из Корнелльского университета и автор книги «Наши дети, мы сами». Смолл, называющая свою сферу деятельности «этнопедиатрией», говорит, что стандартных, единых для всех подходов к уходу за ребенком не существует. Пуэрториканцы, к примеру, оставляют грудных младенцев на попечение их старших братьев и сестер, не достигших еще пятилетнего возраста, а в Гонконге мать не доверит свое дитя и самой опытной няньке. В каждом регионе мира — свои испытанные временем хитрости, приемы и подходы. Так что к мнению ученых из Колумбийского университета, рекомендующих использовать подмороженный хлеб, когда у младенца режутся зубы, вряд ли прислушаются китайские родители, которые, ничего не предпринимая, просто ждут, когда этот болезненный процесс завершится. «Представители каждой культуры полагают, что их методы — единственно верные», — говорит Смолл. Предлагаем вашему вниманию беглый очерк о том, как проходят нелегкое испытание материнством люди разных рас и культур.
Успокаивание
Когда младенец заходится криком, весьма серьезной проверке подвергается не столько устойчивость психики родителей, сколько их связь с культурными корнями. Все дети плачут — особенно в первые три месяца жизни, но «западные», а уж тем более американские дети, по словам Смолл, плачут значительно чаще и дольше. На Западе мать откликается на плач своего ребенка в среднем через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает, Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около четырех раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам. В иных конголезских племенах на постоянные требования новорожденного отвечают разделением труда — его не только пестуют, но и кормят несколько женщин. Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания. «В первые полгода жизни ребенка избаловать невозможно... он плачет потому, что хочет, чтобы его взяли на руки, чтобы о нем позаботились, чтобы к нему проявили любовь», — пишут китайские психологи Чен Хуай и Чен Ю в своем справочнике по воспитанию и уходу «Растем вместе». Они считают недопустимой традиционную практику, сложившуюся в глухих китайских деревнях, когда младенца туго запеленывают и оставляют на значительное время, не обращая внимания на его крик: «Это пагубно влияет и на тело и на душу. Не слушайте «добрых» советов, а лучше следуйте собственному инстинкту: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход».
Когда отнимать от груди
Здесь тоже не выработан единый подход и даже не установлен единый возрастной ценз. Чен Хуай и Чен Ю рекомендуют делать это в полтора года и не летом, а когда погода холоднее. В Гонконге многие матери прекращают кормление в шесть недель, чтобы вернуться на службу; в Америке тоже не принято кормить грудью дольше нескольких месяцев. У большинства народов этот период далеко выходит за рамки младенчества, что до последнего времени вызывало в развитых странах насмешливое недоумение. Естественный предел прекращения лактации определить трудно, исследования показали, что он колеблется от двух с половиной до семи лет. Это не опечатка — до семи лет.
Укладывание
Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок спокойно спал всю ночь? Западные руководства и справочники рекомендуют не укладывать младенца днем — и тогда к вечеру он выдохнется и угомонится. В других странах эту задачу перед собой не ставят и всерьез ее не принимают — в мексиканском штате Юкатан дети народности майя спят целый день в подвесных гамаках, а на ночь перебираются в кровать родителей. В подавляющем большинстве китайских и японских семей маленькие дети тоже спят вместе с родителями, а в некоторых районах Кении мать берет к себе в кровать ребенка, пока ему не исполнится 15 месяцев. «В США напрасно полагают, что в странах Африки, Азии и Латинской Америки этот обычай повелся от скученности, — пишет Смолл. — Нет, это не вынужденная мера, а осознанный принцип. Мы непонятно почему решили, что, если младенец спит один, у него укрепляется чувство независимости и уверенности в себе, но это мнение решительно ни на чем не основано». Исследования показали, что дети, которые спят в одной постели с родителями (или со старшими братьями и сестрами), чаще просыпаются и требуют кормления, но зато реже плачут, а кроме того, от матери они получают поток тактильных, обонятельных, двигательных ощущений, весьма важных для стимуляции развития. В дальнейшем такие дети лучше спят и не страдают от кошмарных снов.
Развитие
Что лучше: пеленать и баюкать или показывать карточки с рисунками и заводить Бетховена? Не только на Западе, но и в некоторых восточных культурах преобладает мнение, что для ускоренного умственного развития ребенка надо побольше заинтересовывать. А в Голландии и Дании, например, родители полагают, что полноценный отдых важнее, чем развитие интеллекта. В Конго вообще не принято ворковать с новорожденным: его дело — спать. И если на взгляд американца капризничающий голландский малыш заторможен и вял, то отец ребенка сочтет его перевозбудившимся. Перепады в речевом и двигательном развитии детей разных рас и культур очень значительны, равно как и методы стимуляции. Индеанки племени кечуа в Перу плотно пеленают своих младенцев, высвобождая их лишь каждые несколько часов на время кормления. Китайским детям выпрямляют ноги и фиксируют их в таком положении, тогда как в странах с другим укладом сразу после рождения младенцам предоставляется полная свобода движений.
У нигерийского народа йоруба дети первые три-пять месяцев жизни проводят в сидячем положении — их устраивают между подушками или в специальных отверстиях, проделанных в земле. Родители учат их ползать, приманивая предметами, до которых малыши сами не могут дотянуться. По данным ЮНИСЕФ, этот метод оказался довольно эффективным — 90 процентов двухлетних детей йоруба умываются сами, 75 процентов могут «делать покупки», а 39 процентов — мыть тарелку после еды. (Для сравнения: Американская академия педиатрии считает, что к двум годам ребенок должен уметь катать игрушку на колесиках). Нет ни малейших оснований для того, чтобы родители менее развитых детей расстраивались, хотя сравнения темпов детского развития проводятся постоянно — и внутри одной культуры, и между культурами. Чен Хуай и Чен Ю считают, что «традиция туго пеленать детям ноги задерживает двигательное развитие», и предлагают комплекс упражнений для того, чтобы дети раньше начали ползать. Тайваньские родители, например, очень ревниво следят за тем, как развиваются их — и чужие — дети. По словам Гарольда Чена, профессора педиатрии Луизианского университета, «современные тайваньские родители крайне озабочены тем, в какие сроки преодолеют их новорожденные младенцы очередной барьер. Прежде считалось, что чем младенец упитанней, тем лучше его здоровье, и шло соревнование в тучности. Теперь, к счастью, понятия переменились». Мередит Смолл считает, что «двигательная координация развивается у разных детей в разные сроки, и диапазон колебаний может быть весьма значительным. Одни родители носят детей, не пеленая, дают им свободу движений и возможность глядеть на мир; другие такой стимуляцией пренебрегают. Но в конце концов все выравниваются». Все эти различия позволяют сделать единственный вывод — каждый ребенок овладевает навыками развития в свой срок.
Вне зависимости от тактики, выбранной родителями, — мягкой или агрессивной, — ребенок все равно будет смеяться, плакать, все равно пойдет и заговорит. В племени майя матери никогда не сравнивают успехи своего ребенка с успехами старшего брата или соседа; родители зачастую даже не помнят год рождения малыша (но день и месяц — непременно). «Развитие видится им не только как постепенный и непрерывный, но и как совершенно естественный, сам собой происходящий процесс», — пишут авторы исследования о том, как растят детей у майя. Это, пожалуй, самый новаторский и небанальный подход к воспитанию.
Текст Марины Озеровой. Который я периодически перечитываю, дабы с вектора не сбиться. Все так.
1. лучше отправить мальчика как можно более позже, а не раньше по возрасту. Желательно, чтобы он был старше на год (то есть, в классе шестилеток с 7 лет, в классе семилеток с 8).
2. давать возможный в ваших условиях максимум двигательной активности (даже в очень маленькую квартиру поместится элементарный спорткомплекс, а в хорошую погоду желательно выходить на прогулки в такие места, где можно бегать и шумно играть).
3. в дошкольный возраст и младший школьный делать упор на развитие грубой моторики и ни в коем случае не критиковать за то, что "неправильно держит карандаш", "вылезает за контур" и вообще за несовершенство мелкой моторики - для мальчика это норма.
4. выбирать самую молодую учительницу помните, что непрерывный стаж в ...дцать лет для школьной учительницы скорее диагноз, а не заслуга (эмоциональное выгорание наступает уже в первые годы).
Да, и высшее образование всегда лучше, чем "педулище" - все же в универе хоть как прочитают психологические курсы, хотя лучшие студенты в школу редко идут,но тем не менее. И в том, чтобы поинтересоваться стажем и образованием учительницы нет ничего плохого и незаконного, это право родителей.
5. Дать возможность мальчику заниматься чем-то таким, что повысит его статус в классе - пусть он научится тому, что не умеет никто из одноклассников.
6. Дать возможность адекватно выражать соревновательность и устраивать "мужские сражения" - спорт, пейнтбол и т.п. Желательно, чтобы на занятиях и секциях был мужчина-учитель или тренер (я понимаю, что совет поискать учителя начальной школы утопичен)
7. Ни при каких обстоятельствах не ругать за отметки. Даже если работа выполнена плохо и отметка низкая, найти, что можно похвалить. Хвалить ДЕЙСТВИЕ - то есть, "вот эту букву ты уже хорошо написал", а не отметку, если отметка хорошая! Мальчик первым делом должен видеть то, что он сделал, а не то, как к этому отнеслись окружающие (учительница и класс). Увы, но такие случаи, когда ученик старался-пыхтел и получил плохую отметку - не редкость. ПОстарайтесь замечать старания вашего мальчика и хвалить его за усердие и приложенные усилия.
8. Не сравнивайте с одноклассниками вообще, тем более - с девочками.
9. Давайте возможный максимум изучения "руками" - всякие наборы вроде юного техника, физика и тп. плюс к этому различные виды конструирования.
10. я знаю, как важно родителям найти "хорошую школу", чтобы была сложная программа, высокий уровень образования, и чтобы чадо поступало в назначенный папой ВУЗ желательно по окончании первого класса. Постарайтесь мне поверить - я работала как раз в очень хорошей языковой школе - что на первые три года обучения можно забыть свои амбиции. Дети настолько вымуштрованные всяким "развитием" поступают в школу, их настолько морально забивают там и учителя, и родители, им необходимо соответсвовать высоким целям, что к концу начальной школы у них уже психосоматика, уже нет ни желания и ни физических сил учиться дальше. ПУсть в начальных классах мальчик поучится не в "крутой" школе, где в "первый класс вроде института" (с), зато сохранит физическое и психическое здоровье. Потом можно поступить в какую хотите гимназию,а подтянуться до нужного уровня той программы гораздо легче, если у мальчика работает мышление, сформированы интересы и есть мотивация, нежели когда его вгоняют в "копипаст" и тянут за уши от первого класса до последнего курса ВУЗа.
Роды = боль. Эта формула давно уже стала аксиомой – утверждением, не подлежащим сомнению и не требующим доказательств. Страх перед родовой болью – второй по масштабности и охвату женских умов после страха за здоровье малыша и своё. Страх перед родами, перед болью заставляет многих женщин откладывать год за годом желанное материнство «на потом», а уж о втором ребёнке и думать страшно – ведь его нужно будет рожать!
Прямо бич какой-то! Меня бесконечно поражает тот факт, что любое животное – кошка, олениха, медведица, белочка – рожают своих детёнышей мирно, спокойно, самостоятельно, вне каких-либо серьёзных сложностей и мучений. А человек, женщина – Венец Творения, самое совершенное создание Земли – почему-то обречена на полные опасностей и страданий роды! Эта нелепая ситуация заставляет задуматься о том, а должны ли роды быть такими, какими мы их знаем?
Конечно, можно попробовать свалить всё на пресловутое прямохождение, но это похоже на попытку спрятать голову в песок – оправдать существующее положение вещей с тем, чтобы не столкнуться лицом к лицу с истинными его причинами. Мудрая Природа сопровождает все эволюционные изменения необходимой адаптацией, и если человек после обретения такого принципиально нового качества, как прямохождение, выжил и благополучно существует, то значит, эта адаптация прошла вполне успешно. Прямохождение не является препятствием для мягких, лёгких, природных родов, очевидным подтверждением этому будет пример так называемых «дикарей» — племён аборигенов, женщины которых рожают быстро, спокойно и испытывают в этом величественном процессе много радости и минимум неудобств.
Значит, болезненные роды – привилегия цивилизации. На неё да ещё на экологию тоже очень удобно списывать все проблемы, возникающие у наших женщин в родах. Конечно, и современная жизнь, и нынешняя экология оставляют на нас свой след, но он далеко не такой мрачный и фатальный, как это принято представлять. Цивилизованная женщина может рожать красиво и безболезненно. Я знаю. Я сама родила так свою дочурку. И не только я. Это не особенность или дар, а просто совершенно определённое состояние готовности к родам. Вот о его составляющих мы сейчас и поговорим.
Боль – это сигнал тела о том, что где-то случилась поломка. Больной орган, ожог или царапина привлекают внимание мозга к себе болью с тем, чтобы были приняты необходимые меры по устранению опасности для жизни и здоровья организма. Боль – это сигнал о наличии в теле патологического процесса.
Процессы физиологические протекают в здоровом организме без участия боли. Дышим – больно? Едим – больно? Физиологические отправления – больно? Секс? Не больно! Более того, те процессы, от которых напрямую зависит выживание и воспроизведение биологического вида, приправлены Природой особенным удовольствием, которое стимулирует живое существо предаваться этим процессам, а не отказываться от них. Также это удовольствие становится компасом в выборе наилучших условий для организма.
Какое наслаждение вдыхать свежий чистый воздух! Какую яркую гамму переживаний приносит вкусная еда, что может быть вкуснее свежих фруктов и овощей! Ощущения, приносимые сексом с любимым человеком, даже не поддаются описанию!!!
Как-то трудно встроить в этот ряд полные мучений и ужасов роды… Тем не менее, роды относятся к физиологическим, естественным для организма процессам и находятся в одной линейке с сексом и грудным вскармливанием. Все эти процессы последовательно и естественно продолжают друг друга:
секс => беременность и роды => грудное вскармливание
Все эти процессы проходят с участием одного и того же гормона – окситоцина. Это гормон любви и счастья. Он отвечает за:
оргазм => маточные сокращения (схватки) => отделение молока
Роды есть логическим и естественным продолжением сексуальной жизни женщины. Задумайтесь только: тот же гормон, который выносит на вершину оргазма и вызывает необыкновенные приливы любви к сосущему грудь детёнышу, создаёт и родовые схватки, которые в некоторых языках даже не имеют самостоятельного названия и зовутся «болями». Странно, правда?..
Всё станет на свои места, если предположить, что в родах тоже можно получать удовольствие. Наверняка не такое, как в сексе, другое, особенное. Роды с удовольствием! Или — как минимум — без боли. Ведь в норме боли там действительно нет, ей неоткуда взяться. Ведь схватка – это не рана, перелом или воспаление. Схватка – это мышечное напряжение, физическая работа. Труд – вот что есть в родах. Не скажу, что он лёгкий – нет, рожать очень трудно. Но это не боль!
Сокращения мышц нам хорошо знакомы и привычны: ходьба, движения рук, мимика; уборка, сумки с рынка; бег, шейпинг, плавание и т.д. Матка напрягается точно так же, как и любая другая мышца, разница только в интенсивности. К концу беременности матка становится самой большой и самой сильной мышцей нашего тела, поэтому её сокращения в родах очень мощные, такой интенсивной мышечной работы организм ещё не знал.
Вот мы и подобрались к первой причине ощущения боли в родах. Физические нагрузки, которые повседневно испытывает городская женщина – примитивны. Пассивный сидячее-лежачий образ жизни делает свою чёрную работу, ослабляя и снижая выносливость женского организма. И когда привыкший к постоянному «отдыху» организм сталкивается с мощью схваток – новыми ощущениями, которые к тому же находятся в большом разрыве со всеми ранее известными, он паникует, предполагая опасность, и распознаёт эти неведомо сильные ощущения как боль. У женщин, интенсивно трудящихся физически (например, в селе), такого не происходит, потому что сила схваток ненамного превышает привычные для них нагрузки. «Косю, косю, чую – родю. Народила, в подол положила, та й думаю – чи то додому йти, чи то докосити іще» — это реальная ситуация всего-то тридцатилетней давности.
Сделаем выводы: рожать женщине, не имеющей регулярных хороших физических нагрузок, будет труднее – это факт (я и сама к таким женщинам отношусь :-). Поэтому наши действия следующие:
— вся беременность под девизом физической активности! Гимнастика, бассейн, йога – спокойно, корректно, согласно сроку и состоянию здоровья – но делаем! Если срок уже большой – не стоит расстраиваться. Ни одно усилие не будет бесполезным, не пропадёт зря, поэтому если даже в запасе всего несколько недель — насыщаем их движением, пользой, не теряем ни минутки!
Вторая причина ощущения боли — это наши ожидания. У нас есть мамы и бабушки, рожавшие подружки и знакомые, да и незнакомые порой – всё считают своим долгом поделиться своими впечатлениями от родов. А многие ещё и позволяют себе высказать свои догадки о родах, которые ожидают будущую мамочку, часто необдуманные и некорректные. С самых ранних лет и вплоть до родов девочка слышит и впитывает эти рассказы и обсуждения, эта информация может не осознаваться и не запоминаться, но обязательно откладывается в подсознании, накапливаясь там в ячейке под кодовым названием «роды». Художественные фильмы в ярких красках (надо же поразить воображение зрителя!) демонстрируют ужасные родовые мучения и нечеловеческие вопли. Эти сцены сыграны искусными актёрами, но наше подсознание об этом не знает и пополняет увиденным ячейку «роды».
А Библия – книга, вызывающая уважение даже у нерелигиозных людей — гласит: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь ты рожать детей» (Бытие 3.16). «В болезни» — как же тут не поверить?! А вот как: эти «болезни» — не более чем погрешность перевода. После тщательных исследований древних еврейских и греческих манускриптов, с которых была переведена основная часть Библии, учёные-библиографы пришли к выводу, что слова относительно родов означают скорее «труд», а не «боль». Слова «боль», «страдания», «муки» стали впервые появляться в переводах в средние века, которые славятся полным упадком медицины и акушерства и ошеломляющими показателями женской смертности в родах. Переводчики стали добавлять от себя эти определения, поскольку именно они наиболее полно отражали суть средневековых родов.
Из письма еврейского ученого Реверенд Б.Д. Гласе к Грантли Дик-Риду:
«Одна вещь не дает мне покоя. Почему в Библии говорится о родах как о болезненном, опасном, тяжелом испытании? Так учили меня, и теперь учат моих учеников. После прочтения Вашей книги „Откровение родов“ я почувствовал, что должен исследовать Библию более тщательно, чтобы выяснить значение выражений относительно родов.
Мне было очень приятно, когда я прочел первое предложение Книги Бытия 3:16 и понял, что еврейское слово „etzev“, не совсем точно переведено. Слово „боль“по-еврейски не „etzev“, а „ke-iv“ (боль), „tzaar“ (скорбь), „yesurim“ (сильная боль).
Никогда ни один еврейский ученый не использовал бы слово „etzev“ как обозначение боли. У слова „etzev“ много значений, в том числе и „труд, работа, усилие“ (смотри Книгу Бытия 5:29, слова, обращенные к Ною: „Он утешает нас в работе нашей и трудах наших“). (…)
Я подсчитал: в Библии слово „etzev“ используется примерно 16 раз и ни разу оно не выражает значения „боль“. Мы можем трактовать слово „etzev“ по-разному, придавая ему различные оттенки, но только не „боль“.
Я думаю, в прошлом переводчики Библии переводили слово „etzev“ именно так потому, что они сами не представляли родов без страданий и мучений. Ни один из пророков никогда не использовал в своих выражениях это слово применительно к родам. Они использовали слова „tzirin“ (в расстройстве), а „vchavalim“ как сокращение или напряжение мышц и волокон.»
И стереотипы, сложившиеся в нынешнем обществе относительно родов, и средства массовой информации, и литература, и женская консультация и даже самодеятельность средневековых переводчиков формируют у нас вполне определённые ожидания от родов. Ожидание боли. Не всегда оно бывает сознательным, иногда прячется в глубинах подсознания, прикрываясь бесстрашием, но есть практически всегда.
Это ожидание работает против нас. Дело в том, что ожидания всегда стремятся найти себе подтверждения, дотошно выискивая, «угадывая» их в каждой мелочи. И нередко именно благодаря ожиданиям объективные ощущения мощных мышечных сокращений начинают восприниматься нами как боль. Вот ситуации, создаваемые ожиданиями: «Последние дни беременности перед сном начинают донимать предвестники. Ох, а может это уже роды?! Ой, и больно!!! Да нет, вроде нерегулярные… Да не так уж и больно. Легла и заснула», «Полдня периодически возникали какие-то ощущения в животе. На всякий случай пошла к врачу. Оказалось, что роды в разгаре и шейка уже сильно открыта. Когда поняла, что это уже роды, ощущения стали болезненными». Что происходит: как только какие-то ощущения осознаются как роды, тут же в психике срабатывает связка «роды=боль» — раз это роды, значит эти ощущения – боль. А если боли нет, то мы её дорисуем.
Зачем? Чтоб чувствовать себя в безопасности! Дело в том, что чувство безопасности во многом зависит от соответствия мира нашим представлениям о нём. Если возникает разногласие, то мозг старается вернуть баланс во что бы то ни стало. Логично было бы изменить свои представления о ситуации на соответствующие реальности, но на практике чаще происходит наоборот – мы пытаемся подогнать ситуацию под свои представления о ней. Ничего хорошего из этой затеи не получается – ожидания приказывают телу испытывать боль, и оно, наш покорный слуга, испытывает. Чужую боль. Ведь представления о родах как боли навязаны нам до самих родов, извне, чужими впечатлениями. Собственный опыт появится позже, уже «подкорректированный» этими представлениями, если мы сознательно не изменим их раньше, во время беременности.
Психологическо е состояние человека, его эмоции и восприятие окружающей действительности имеют большое влияние на здоровье физического тела. Направление современной науки, глубоко изучающее такое влияние, называется психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело).
Сделаем выводы: если мы останемся при своих ожиданиях, они постараются себя оправдать. Похоже, это не то, что нам надо, поэтому наша задача – изменить установку «роды = боль» на более реальную «роды = труд» (можно взять планку и повыше «роды = удовольствие»). Не надо думать, что достаточно будет задекларировать новое представление и оно сразу начнёт работать на нас. Ошибочные ожидания формировались в нас годами (!), систематически подкрепляясь из многих источников, и одна статья в журнале, даже очень впечатлившая, вряд ли сможет кардинально изменить их (хотя бывают и подобные озарения!). Изменить их сможем мы сами, регулярно прилагая в этом направлении следующие усилия:
— мы будем точно знать и напоминать себе почаще, что схватка, даже самая сильная – это не более, чем мышечное сокращение. Убедиться нам в этом помогут предвестники (после 30той недели они уже могут возникать) – прислушайтесь к своим ощущениям, рассмотрите их со всех сторон, очень подробно опишите для себя. Именно эти ощущения, только более сильные, будут сопровождать раскрытие шейки матки в родах;
— стоит посмотреть фильмы о красивых естественных родах. Такие фильмы и другие, более приближённые к украинской действительности можно увидеть на курсах для будущих родителей. По моим наблюдениям, просмотр фильмов играет существенную роль в формировании позитивного отношения к родам у беременных. Необыкновенное удивление, возникающее при виде спокойных, радостных родов, вытесняет негативные ожидания и создаёт уверенность в возможности таких родов для себя. А сравнение позволяет взять из каждых увиденных родов лучшее и адаптировать к тем условиям, в которых придётся рожать. Техника безопасности: смотреть лучше несколько разных фильмов и обязательно с комментарием специалиста. Дело в том, что у нашей психики есть свойство «примеривать» всё увиденное на себя. Поэтому, чтобы фильмы принесли пользу, необходимо сравнение (без зацикливания на одном варианте родов) и понимание всего происходящего на экране;
— будем подкреплять свою уверенность знакомством с литературой и рассказами о родах, подтверждающими возможность родить комфортно. Проводя время в Сети или общаясь со знакомыми, старайтесь избегать «страшилок» — берегите свои нервы и психику! Не стесняйтесь прервать слишком настойчивых «рассказчиков» – в них говорят собственные чувство вины и неудовлетворённость, а никак не желание помочь. Лучше уделить это время общению с единомышленниками.
Потрясающие книги о естественных и мягких родах, которые обязательно стоит прочитать во время беременности:
Грантли Дик-Рид «Роды без страха»
Мишель Оден «Возрождённые роды. Книга о том, какими могут и должны быть роды»
Их и другие книги можно скачать на нашем сайте в разделе «Библиотека»
Ожидание боли очень часто вызывает страх перед ней, а ещё у нас часто есть много других страхов перед родами. Страх является третьей причиной ощущения боли в родах. Любой страх, тревога, волнения вызывают напряжение в мышцах тела, в том числе и в матке.
Матка – сложный мышечный орган, состоящий из нескольких типов мышц. Нам достаточно будет знать, что тело матки состоит преимущественно из продольных мышц, а шейка — преимущественно из круговых мышц. Мышцы шейки плотно сжаты во время беременности, удерживая ребёнка в середине, продольные же мышцы расслабленны. В родах они меняются местами – продольные начинают сокращаться, раскрывая выход малышу, а круговые должны быть абсолютно расслабленны, чтобы дать растянуть себя. В этом принцип их взаимодействия как парных мышц – работать они должны поочерёдно.
Суть интересующего нас явления заключается в том, что продольные и круговые мышцы по-разному реагируют на наши настроения. Сокращения продольных мышц в родах, однажды начавшись, происходят размеренно и ритмично и практически ни от чего не зависят. Круговые же мышцы очень сильно зависят от наших эмоций – при появлении малейшего страха в них сразу возникает напряжение. Это означает, что они начинают сопротивляться растягивающим усилиям продольных мышц.
Такое сопротивление вызывает боль, ведь выталкивающие и удерживающие мышцы начинают работать друг против друга.
Дальше начинается самое неприятное: продольные мышцы, ощущая сопротивление, начинают сокращаться сильнее и сильнее – ведь в их полномочиях открыть путь малышу! Сигналы об их чрезмерно сильном напряжении поступают в мозг и воспринимаются им как боль. Женщина реагирует на боль ещё большим страхом и напряжением => шейка сопротивляется ещё сильнее => продольные мышцы ещё больше повышают интенсивность своих сокращений => и т.д. по порочной спирали! Страх создал боль.
Самое страшное, что такое «соревнование в напряжении» между мамой и родами заставляет страдать нашего кроху! Ведь это он оказывается в эпицентре противодействующих сил!!! Это его толкает с одной стороны и не выпускает с другой!!! Это он принимает на себя давление матки, которое возрастает с каждым новым витком напряжения-сопротивления мамы!!! А это давление и в норме-то в 12-15 раз больше его собственного веса… И всё это длится вечность, ведь такие роды, кроме мучительности, ещё и неэффективны – шейка не даёт себя раскрывать.
Сделаем выводы: негативные переживания лишают роды гармонии – они становятся болезненными для мамы, затяжными и мучительными для малыша. Отрицательные эмоции заставляют шейку напрягаться и сопротивляться раскрывающим усилиям матки. Поэтому большую часть (а лучше все) страхов, тревог, неуверенности, жалости к себе, предчувствия опасности нужно оставить за бортом. Кроме того, важно научиться контролировать второй элемент цепочки «страх – напряжение – боль», т.е. освоить осознанное расслабление. Наши действия следующие:
— избавляемся от страхов. Подавляющее большинство страхов перед родами связаны с некачественной информированностью будущей мамы. Это и недостаток информации, жадно восполняемый субъективными впечатлениями родственников и знакомых, и изобилие противоречивых сведений, и отсутствие систематизации имеющейся информации, когда наличие знания не приводит к пониманию. Вся эта информационная каша ведёт себя в нашей голове безобразно, продуцируя и подкрепляя тревожность и мандраж.
Чтобы страхи отступили, нужно получить необходимые знания и разложить их для себя «по полочкам»: что происходит со мной и ребёнком в родах, как мне вести себя, чтобы помочь себе и ему, какие бывают роды и какой сценарий желателен для меня, что в моих родах зависит лично от меня и как этим воспользоваться, как избежать сложностей и как себя вести, если они всё-таки появились.
Хорошим помощником в усвоении этой информации становятся курсы для беременных. На занятиях, кроме получения и систематизации знаний, происходит формирование собственного понимания предпочтительных родов и своей роли в них, работа со страхами, приобретение необходимых практических навыков, и результатом становится уверенность и путеводный настрой.
— учимся расслабляться. Достаточно тратить на упражнения всего лишь 5-10 минут (можно и больше, конечно), но ежедневно! Усердие и регулярность делают чудеса, и полное расслабление становится всё более легким и спонтанным. Это важно, поскольку мы, как жители большого города, имеем предостаточно поводов для того, чтобы ежеминутно напрягаться. Только вот расслабляться забываем или не умеем, и носим в себе годами остаточное напряжение от повседневных стрессов и стрессиков. Это хроническое напряжение также мешает родам, оно тем коварнее, что стало привычным и не замечается. Поэтому ни дня без расслабления!
Особенно важно хорошо расслаблять лицо – губы, щёки, и шею, потому что их состояние напрямую связано с состоянием шейки матки и родовых путей. Сжатые зубы, напряжённое перекошенное лицо вызывает напряжение и сопротивление шейки, и наоборот, расслабленное лицо – мягкая податливая шейка.
Кроме того, в родах полностью расслабленная женщина легко входит в состояние «родового потока», в котором органично, в полную силу начинают работать могучие первозданные инстинкты. Женщина глубинно чувствует свой организм, легко спонтанно находит удачные позы, дыхание, звучание, движения. Женщина находится в ладу с работой своего тела, а значит, роды проходят максимально эффективно и комфортно.
— превращаем страх в действие. Нередко в самих родах возникают внезапные поводы для волнения: переезд в роддом, некорректность персонала, не совсем гладкое течение родов, поведение других рожениц и т.д. Понятно, что возникший стресс очень важно вовремя купировать. С этой целью мы будем использовать разные действия – усердно и правильно дышать, принимать комфортные позы, использовать самомассаж, проговаривать аффирмации (позитивные утверждения), монотонно звучать и раскачиваться, визуализировать приятные образы, разговаривать с малышиком и др. Все эти приёмы позволят переключить внимание с переживания встревожившей ситуации на конструктивное её решение, на уверенное продолжение своей наиважнейшей на данный момент задачи – рождения человека.
Очень важно не «раздувать» возникший страх, а своевременно переключиться на что-то более положительное. Концентрация на негативе является четвёртой причиной дискомфортных родов. Ведь то, что попадает в фокус нашего внимания, начинает расти и вытеснять из него всё остальное. Поэтому очень важно концентрироваться на приятных сторонах родов (а их немало!) – на любви к своему малышу, на поддержке ему, на ощущении Чуда рождения Человека, на органичном чувственном танце своего организма, на своей величественной роли Матушки-Природы, несущей в мир новую Жизнь!
Сложность состоит в том, что у многих из нас концентрация на негативе происходит неосознанно и автоматически. Иногда удаётся «накрутить» себя до такой степени, что выбраться из водоворота «ужасных страданий» почти невозможно. В родах это ни к чему.
Сделаем выводы: очень важно научиться отлавливать негативные мысли и эмоции в отправной точке и сразу же переключаться. Для этого нам понадобится сделать следующее:
— выносить и создать позитивный мыслеобраз своих родов, его лучше нарисовать или написать в виде рассказа на бумаге. Это не должен быть план, это будут чувства – светлое самоощущение мамы в родах, любовь к рождающемуся человеку, уверенность и радость, сила и целеустремлённость. Его нужно перечитывать и переживать тем чаще, чем ближе роды. И тогда, при возникновении каких-либо страхов, волнений и неприятных ощущений в родах, мы сможем вытеснить их нашим ярким красивым мыслеобразом;
— научиться контролировать свои мысли. Как только в мозгу замечена негативно окрашенная мысль, мы тут же «передумываем» её в позитивном ключе. Например, мысль-паразит «А вдруг шейка не раскроется?!» заменяем «Моя шейка отлично раскрывается!». Позитивное утверждение (аффирмацию) повторяем уверенно и несколько раз. При систематическом осознанном «передумывании» мыслей-паразитов это начинает происходить автоматически, более того, самих таких негативных мыслей становится намного меньше. Самое главное, что этот навык будет работать на нас и в родах – при попытке заныть и расклеиться мозг привычно выдаст отличную поддерживающую аффирмацию.
В естественных родах сразу после окончания схватки в кровь мамы впрыскивается порция эндорфинов – гормонов радости. Они создают необыкновенную лёгкость в теле и ощущение парения. Эндорфины обеспечивают женщине и её ребёнку полноценный отдых между схватками, нужно расслабиться и отдаться этому отдыху без остатка. Если всё происходит именно так, то интенсивность схватки забывается сразу же после её завершения. Между схватками родов нет.
Да и сами схватки, вопреки (а может благодаря?) их силе и мощи могут стать необычными и прекрасными переживаниями. Природа заинтересована в том, чтобы мы плодились и размножались, она создала роды ярким чувственным праздником, а наказанием и муками уже сделали их себе мы сами. Точно так же сами мы можем сказать твёрдое «нет» боли и позволить себе принять от Природы бесценный подарок – Роды!
Всё в ваших руках, мои милые мамы юных Пузожителей! Я не имею права обещать вам, что ваши роды будут безболезненными – это зависит только от вас. Но я точно знаю, что роды без боли возможны и нормальны. Не надо думать, что роды без боли – это «лёгкие» роды. Роды — это серьёзная интенсивная физическая и психическая работа. Очень трудная работа. Необыкновенно благодарная работа. Желаю вам больших успехов в подготовке к ней и наилучшем рождении чудесного маленького человека!