ОШИБКА 1.
ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА
Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» - он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!
Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.
ОШИБКА 2.
ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
«Сними валенки, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5-4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.
Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.
ОШИБКА 3.
«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, - говорит психолог. - Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».
Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.
ОШИБКА 4.
МНОГОСЛОВНОСТЬ.
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, - говорит психолог. - Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».
Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку - например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание - например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило - если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.
ОШИБКА 5.
КРИК
Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал - не до того было. Главной целью было - предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, - советует психолог. - Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».
Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем - быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.
ОШИБКА 6.
ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6-7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, - предложите машинкам посоревноваться - кто быстрее доедет до кухни и т. п.
ОШИБКА 7.
МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»
Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша - накричать или отшлепать.
Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, - говорит Оксана Лысикова, - поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».
ОШИБКА 8.
ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»
ОШИБКА 9.
ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ
«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, - считает психолог. - "Не наступи в грязь", "Осторожно, порог", "Стой, там собака" - и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».
Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.
ОШИБКА 10.
НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА
«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, - считает Оксана Лысикова. - Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: "Подожди!" Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».
Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, - считает психолог. - Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.
НАУЧИ ДРУГОГО!
Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо - например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой - должны пройти «дублеры» малыша - его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».
Чувствую шевелюшки внизу живота, как копошение и перевороты. И так уже неделю. А до этого, наряду с таким копошением, ещё и в области пупка пиночки были. Почему-то не чувствую пинков сейчас... Куда делись? Может отвернулся малыш к спине и в другую сторону пинает, а я и не чувствую? У кого было что-то похожее?
Девочки - дорогие беременяшки! Кто носит обувь на танкетке? Какую высоту максимум позволяете? Присматриваю себе сникерсы на осень. У одних высота танкетки 5см, а у других написано 8! Хотя на вид не кажется, что там 8. 8см это слишком, конечно, а вот 5? Будет ли удобно на танкетке с 28-30 недель и далее? Сейчас-то я хожу, 19 неделя, нормально, а вот дальше что?
Никогда мне не было так весело дома, как сейчас с дочкой.
1,5 года
Переодеваю её и замечаю комариный укус. "Ох, уж этот комар! - говорю - Не кусай Амину больше! Ами соглашается: " Не укуси Амину комак! Папу укуси комак!
2 года
Не могу уложить её на дневной сон. Заходит папа, жалуюсь ему. Он строго говорит дочке:" Почему маму не слушаешься? Иди спать!". Дочка посмотрела на него, тоже строго, и говорит :"Иди работай"
Убрали от неё подальше вазу с конфетами. На что она с печалью восклицает: "Ну что теперь делать? Совсем ничего не оставили!
Почти 3 года.
Увидела, как мама после душа надевает трусы).Говорит: "Мама, ты одеваешь гигантские трусики?"
Расскажите у кого есть, как оно вам, вашим деткам? Особенно интересует, понравилось ли девочкам. Моя дочка любит машинки, но вот не знаю, стоит ли покупать - а то цена не 500 рублей, возьмёшь и будет стоять без дела. Вот такая машинка:
Живот ещё как маленький колобок, то есть не большой. Срок 19 неделя.И всё равно, такое ощущение, что тяжелое что-то повесили на живот, к земле тянет и от этого болеть начинает внизу, где живот только только начинается когда стою, хожу. С дочкой ничего подобного не было даже к концу беременности. Это что значит, пора бандаж покупать? Я в первую Б бандаж не носила вообще, даже мысли не было, и врач ничего не говорила. И тяжести никакой от живота не чувствовала. Забыла написать, мне на первом узи поставили краевое предлежание плаценты, сейчас не знаю пока поднялась ли. Так может малыш низко лежит? Или не зависит от этого?
С дочкой не пользовалась слингом, теперь думаю надо приобрести. Помню как это было - она днём практически не спала, и мне всюду приходилось носить её на руках. Готовить еду, стоя за метр от плиты и держа на руках дочку. Пылесосить, протирать пыль - всё вместе с ней. Тяжело. Посоветуйте, опытные слингомамы, как выбирать слинг. Может даже подскажете интернет магазины где можно заказать не слишком дорого, или совместные закупки. Удобно с ним?
Не знаю в какую категорию написать. Была на прошлой неделе на приёме и акушерка сказала: "Так, дорогая, ты набрала лишних 300 грамм! Норма 1300, а у тебя аж 1600!" Началось. В первом триместре вес стоял на месте, а сейчас начал ползти вверх. В общем, велела мне себя ограничивать в еде. Я итак не ем сладкого практически, максимум одну конфету утром с чаем. Не ем хлеба. К слову, с дочкой я питалась одними пирожными, булками и шоколадными конфетами. Набрала 14 кг за всю Б. Ни врач, ни акушерка ничего не говорили про вес. И вот, сегодня, раз такое дело, решила я питаться по времени и чем-нибудь лёгким. Обед в два. В 11 попила чай с сыром. Время пол-первого, а меня аж трясти начало от голода - руки трясутся, коленки дрожат, и такое ощущение, что даже внутренности трясутся. Дрожащими руками набрала в тарелку картошку с курицей, которую для дочки готовила. Моя "легкая" запеканка из кабачков стояла в духовке и ещё не приготовились. Поела и сразу всё прошло. Ну вот как тут ограничивать себя, я не понимаю просто! Кто что думает по поводу веса и воздержания от обильной и тяжелой пищи? И перекусам не по времени. Что делать, даже не представляю. Было у кого-нибудь такое состояние от голода?
Так жду их, все говорят, что со второй Б раньше чувствуется. У меня 17я неделя и тишина((( Вот только что что-то странное почувствовалось мне внутри, но настолько слабо было это что-то, что я сижу и думаю оно это или не оно, может глючит меня уже от ожидания. Похоже было на слабый тук-тук-тук изнутри, три раза. Сантиметров на 7 ниже пупка, но как-то чуть сбоку, не посередине. С дочкой помню было как будто изнутри коснулся кто-то так нежно-нежно на 19 неделе. Подскажите, как почувствуешь в первый раз потом каждый день начинает отчетливее ощущаться, или могут быть перерывы? Я не могу вспомнить как было с первой Б.