Когда нужно пойти к логопеду?
Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. В связи с этим родители часто задают себе вопрос, когда нужно обращаться к логопеду? Как не пропустить возможные проблемы?
Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом:
1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение.
Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).
3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.
Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок:
- в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний),
- имеет трудности с сосанием или жеванием. (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока),
- в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду,
- в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - срочно к логопеду,
- в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова,
- в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов,
- к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов,
- к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки,
- к 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15),
- к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки,
- к 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л,
- в 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»),
- к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь,
- "картавит","шепелявит", "гнусавит" - срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда,
- пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду,
- имеет диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте,
- родился с расщелиной губы/неба – в любом возрасте,
- после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом - срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия
Обратиться к логопеду следует, если у Вас:
- нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте
- есть родственник, у которого произошел инсульт или черепно-мозговая травма и возникло нарушение речи.
В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.
Сайт ЛОгопед для детей и взрослых http://logoped-lapteva.ucoz.ru/