А талия уже в прошлом.
Год и 11 месяцев: первая самостоятельная поделка из пластилина и зубочистки по собственному замыслу ("Проткнула сову и сделала lollipop")
По материалам ФГАУ "ФИРО"
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении (вторая младшая группа)
Материалы и оборудование Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Игровая деятельность Для игры детей 3-4 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства). В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции. Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными, Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки. Продуктивная деятельность Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами - забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы. Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку. Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках. По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме. Материалы и оборудование Общие принципы размещения материалов в групповом помещении Познавательно- исследовательская деятельность Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам. Двигательная активность Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены. Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.). Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
РАЗМЕЩЕНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА В ПОМЕЩЕНИИ И НА УЧАСТКЕ
Рекомендуемый порядок пользования игрушками продиктован характером игр детей того или иного возраста и преследует воспитательные цели: обеспечить организацию разнообразных игр, активное участие в них всех детей, приучить их к порядку.
При размещении игрушек и других материалов для игры нужно исходить из педагогической целесообразности, т. е. учитывать задачи воспитания, особенности возраста детей и конкретные условия данной группы. Воспитание детей осуществляется в процессе их активной деятельности, поэтому игрушки и другие материалы для игр надо разместить так, чтобы они были доступны каждому ребенку.
В группах детей раннего возраста игрушки хранятся в шкафу, а воспитатель выкладывает их в манеж или на столики, где играют дети, начинающие ходить.
К двум годам дети уже свободно передвигаются по комнате. Для них сюжетные игрушки следует расставить на полочках или скамеечках в разных местах комнаты, чтобы дети могли их брать и спокойно играть, не мешая друг другу.
Разнообразные моторные игрушки хранятся в другом месте, не обязательно на виду, так как игры с ними проходят под руководством воспитателя.
Строительный материал (кубики, кирпичики) следует поставить на столы, где детям удобнее с ним играть.
Обычно детям не дают много игрушек одновременно, но необходимо иметь в запасе однородные игрушки на тот случай, если интерес к какой-то машине или кукле проявят сразу несколько малышей.
Нецелесообразно раскладывать все игрушки на ковре, как это наблюдается в некоторых дошкольных учреждениях. Скопление игрушек в одном месте приводит к тому, что ими обычно пользуются активные дети, а дети более инертные, которым деятельность особенно необходима, остаются вне игры.
В младших группах игры детей носят индивидуальный характер или дети играют группами по 2-3 человека, поэтому и здесь необходимо размещать игрушки каждого вида в нескольких местах. Ребенок должен иметь возможность, увидев игрушку, взять ее и, поиграв, положить на место. Большого разнообразия игровых материалов на первых порах малышам не нужно, лучше дать им несколько однородных игрушек, так как в играх они обычно подражают друг другу.
Сюжетные игрушки (куклы и их хозяйство, животные и пр.) можно разместить в двух-трех местах на низких полках или на скамеечках. Очень удобны подвесные полки, так как при этом площадь пола освобождается для игры. Под полочками можно поставить стол и стульчики для кукол, коробку или сундучок с кукольной одеждой и пр. Посуда может стоять на полочках. Дети берут игрушки и играют в них тут же - на скамеечке или небольшом коврике.
Очень разнообразят детские игры легкие скамеечки, ящики с отверстиями. На них дети сидят сами, сажают кукол, мишек, а перевернутый ящик - это и постель для куклы и автомобиль.
Крупный строительный материал держат в небольшом открытом шкафу или секции. Настольный строительный материал можно держать в открытых ящиках. Не следует каждый раз заставлять детей складывать его в коробки: это утомляет малышей, и они перестают им пользоваться.
Дидактические игрушки (башенки, матрешки, вкладыши) надо разместить отдельно от других игрушек, на открытой части шкафа или на подвесной полочке ближе к столам, где проводятся дидактические игры.
На время игр в групповой комнате следует оставить два-три столика, а остальные сдвинуть, чтобы освободить место для игр с движением. Это особенно важно в младших группах, где подобные игры надо всячески стимулировать. Для этих игр нужны каталки, мячи, шары, а также грузовые автомобили, которые можно нагружать, перевозить и т. п. (воспитатель должен заранее продумать, какие игрушки он даст детям, что они будут возить, куда, для чего). Свободная площадь нужна и для других игр, организуемых воспитателем (хороводов, инсценировок и др.).
Игрушкц-забавы хранятся в шкафу воспитателя, так как самостоятельно дети ими пользоваться не могут.
В средней группе меняется характер игр, меняется и подбор игрушек - по содержанию, по количеству. Педагогические требования к их размещению в целом те же, что и в младших группах, но в средней группе совсем необязательно, чтобы все игрушки были на виду: часть их может лежать в шкафу. Дети уже чаще играют группами, поэтому нет необходимости размещать однородные игрушки в нескольких местах, их можно сгруппировать по видам: дидактические игрушки, сюжетные, технические, моторные и пр. - и поставить в той части комнаты, где с ними удобнее играть.
Для размещения сюжетно-образных, технических (небольшого размера) и других игрушек удобны секционные шкафы. В зависимости от возраста детей, от размера площади групповой комнаты, секции можно соединить по две - четыре, располагая их по горизонтали или ставя одну на другую. В этих же шкафах могут храниться и разнообразные куклы.
Дидактические игрушки, как и настольные игры, рекомендуется разместить на открытых полках шкафа или подвесных полках неподалеку от столов, которые в часы игр надо передвигать ближе к свету. В этой части комнаты не следует организовывать шумных игр. Игрушки для игр с движением (мячи, шары, обручи) надо держать в той части комнаты, где больше свободного пространства.
Для игр с настольным строительным материалом необходимо выделить один или два стола. Эти игры, как и дидактические, требуют спокойной обстановки, поэтому и место для них нужно отвести в тихой части комнаты. В другой части комнаты размещают крупный строительный материал. Большие машины, самосвалы не обязательно ставить рядом со строительным материалом. Детям даже интересно ехать из «гаража» на стройку, а закончив игру, отвезти машину на место.
Музыкальные игрушки можно держать в шкафу, чтобы дети могли их взять, если они нужны по ходу игры. В игрушки-забавы дети играют вместе с воспитателем, поэтому они хранятся в закрытом шкафу.
В старших группах игра редко начинается с игрушки: в большинстве случаев сначала появляется замысел игры, а после этого дети обращаются к игрушкам. Поэтому на открытых полках, стеллажах хранится небольшое количество игрушек, которые постоянно нужны детям. Это - строительные материалы, технические игрушки. Кроме того, в этих группах много мелких игрушек, наборов, которые хранятся в шкафах.
На шестом году жизни дети еще играют в «семью», в «детский сад», но эти игры по содержанию отличаются от игр детей более раннего возраста; для них часто нужны дополнительные предметы: элементы костюмов, телефон, телевизор, пианино и пр. Все эти игрушки должны находиться поблизости. Более крупную мебель, умывальники, вешалки для игр с куклами можно держать на полу, а игрушки малого размера - на полочках. Посуду можно разместить на открытых полках или в коробках в шкафу, куда дети уберут ее, когда игра закончится.
Для игр с настольным строительным материалом, особенно в старшей группе, нужны мелкие фигурки, машинки, флажки на подставках. Их надо разместить на полочке рядом со столами.
Дети 5-6 лет уже реже играют на полу (исключение составляют строительные игры). В то же время дети старших групп любят играть с мелкими игрушками, с наборами. Для этого в их распоряжение надо предоставить столы, открытые полки и даже подоконники, чтобы они могли играть и стоя и сидя, -постоянно меняя позу. Мелкие игрушки и тематические наборы дети берут из закрытого шкафа. Ни в старшей, ни в подготовительной группе нет нужды расставлять весь «автотранспорт» и другие технические игрушки, как на параде, занимая большую площадь пола. Их можно хранить где-то в углу, откуда дети их берут в случае надобности.
Заводные технические игрушки, машины с микродвигателями в подготовительных группах также надо держать в закрытых шкафах, чтобы дети использовали их под контролем воспитателя.
В шкафах же хранятся музыкальные игрушки, куклы би-ба-бо и другие театральные игрушки.
Необходимость соблюдать определенный порядок хранения игрушек вовсе не означает, что они всегда должны быть расставлены и разложены по своим местам. Например, дидактические игры и игрушки, мячи, скакалки дети кладут на место сразу же после игры, а игрушки для сюжетных и строительных игр убирают лишь тогда, когда игра закончена. Если же она прервана обедом или прогулкой, игрушки можно (и даже нужно) оставить на месте, с тем чтобы потом дети могли продолжить игру. Это способствует развитию игрового замысла, усложнению игр. Длительные коллективные игры воспитывают у детей целенаправленность действий, устойчивость интересов, формируют навыки поведения в коллективе.
В теплое время года, когда большую часть дня дети проводят на воздухе, можно вынести все игрушки на участок, причем размещаются они по тому же принципу, что и в групповой комнате. Крупные сооружения, приборы для развития движений, беседки, цветники, песочный дворик надо разместить по краям площадки, чтобы максимум свободного места оставить для игр, связанных с движением. Выносное оборудование и часть игрушек хранятся в кладовых. Кукол, мишек и другие любимые игрушки дети приносят с собой из групповой комнаты.
'В младших группах воспитатель (няня) выносит игрушки из кладовой и раскладывает их на участке. Игрушки для игр с песком размещают на бортиках песочного дворика, для игр с водой - на специальной подставке или столике с сеткой, куклы и игрушки для игры с ними - в беседках.
Ящики с настольным строительным материалом ставят на столы, предназначенные для этих игр.
Мячи, шары, каталки, вожжи и другие игрушки для подвижных игр размещают на вешалках или в специальных стойках с ящиками.
В средней и старшей группах нет необходимости выносить из кладовой все игрушки. Дети могут брать их оттуда по мере надобности. Для тех игрушек, которыми дети пользуются каждый день (прыгалки, мячи, обручи, вожжи), нужны специальные вешалки, стойки с полочками, ящиками (они могут быть и передвижными).
Не следует также выносить все игрушки для игры с песком. Лопатки, совки, фанерки можно оставлять в песочном дворике, а остальные игрушки: машины, самолеты и т. д.- дети возьмут в кладовой сами.
Игры с водой организуются, когда позволяет погода, поэтому игрушки для них выносятся на улицу с ведома воспитателя.
В подготовительной группе основное место во время прогулок занимают игры спортивного характера, подвижные игры с правилами. Для таких игр нужно создать необходимые условия. Например, для игры в городки надо предусмотреть такое место, чтобы она была безопасна для других детей: ровная площадка и барьер, задерживающий летящие биты; для игр с мячом нужны сетки для забрасывания и перебрасывания мяча, для «школы мяча» - стенка или щит.
Такие дидактические игры, как домино, шашки, дети приносят из групповой комнаты.
Для игр с водой можно сделать искусственный ручеек, где дети будут строить запруды, плотины, мосты, пускать самодельные лодки, кораблики из бумаги или сосновой коры.
На веранде или в беседке должно быть оборудовано место, где дети сами мастерят игрушки для своих игр. Следует напоминать воспитателям, что постепенно нужно накапливать для самодельных игрушек природные материалы, фанерки, бруски и т. д. и отвести для них ящик или большую коробку.
В зимнее время дети всех возрастных групп сооружают на участке постройки из снега. Для игр на улице нужны и сюжетные игрушки: фигурки людей, животных и др. (следует отобрать такие, которые не портятся от сырости). Из групповой комнаты дети выносят кукол, одетых в пальто, спортивные костюмы, завернутых в одеяла.
Фанерки, дощечки, ящики, скамеечки (чтобы дети не садились непосредственно на снежные постройки), санки для кукол находятся в кладовых.
"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.