1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами
перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на
дороге. Объяснить, что тротуар - для людей, дорога - для машин.
Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор,
зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать
движение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу,
оценивать как двигаются машины - быстро - медленно, объяснять, что мы
переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить
переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.
2.
Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как
«туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко»,
«близко», «возле»), изучать предлоги места.
3. В домике на площадке
играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина
избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка
рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения,
вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить
реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как
лучше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо другого
родного человека), что ему сказать.
4. Изучать растительность -
цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать
дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за
сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые,
появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать
деревья, цветы из лейки.
5. На примере деревьев, травы, кустов,
веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький»,
«много-мало», «высокий-низкий».
6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легковой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).
7.
В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?»
предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших
активно осваивать фразовую речь).
8. Солнышко: беседовать на тему о
том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти
растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем
(спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).
9. Небо: наблюдать за изменениями в небе - облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.
10. Наблюдать за луной.
11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.
12.
Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего
мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий»,
«большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий»,
«теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета,
свойства предметов и т.п.
13. Развивать словарный запас - обсуждать
различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения,
люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества
этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.
14. Обсуждать
необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное
отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.
15.
Играть с песком. Обратить внимание на свойства песка: сухой,
рассыпается; если полить (или он после дождя) - становится влажным, и
из него можно лепить «пирожки».
16. Играть со снегом.
17.
Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с
водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов
«тонет - не тонет») - по желанию родителей.
18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.
19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.
20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).
21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).
22. В свободное от игр время учить стихи.
23.
Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на
строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их
трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их
труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и
инструментов.