Есть один пример у меня в жизни – сотрудник нашей компании. В детстве она занималась активно музыкой по настоянию своих родителей. Вероятно, дело это нравилось ей не сильно, потому для отговорок от занятий музыкой душа этого человека (не сознание, а душа) придумала хитроумный план. Каждый раз, когда были какие-то выступления, или серьезные «зачеты», она начинала болеть. Не то что бы человеку это сильно нравилось, но болеть было существенно менее противным занятием, чем сама музыка. Как известно из психологии, все, что человеческой душе «любо» и повторяется некоторое количество раз, - входит в устойчивую привычку.
Вот и сложилась у человека такая привычка – болеть при каждой сложности в жизни. Человек, можно сказать, и не виноват вовсе, но душа его (его бессознательное) так привыкла – как что – беги в больницу. И ведь болезни не придуманные, так как подсознание заставляет тело болеть по-настоящему. То давление подскочит, то аллергия на что-то (возможно, что даже на воздух), то прочие напасти. И человек своей волей и сознанием уже ничего не в состоянии поделать. Трудности – болезни – неразрывная связка. А разве может человек жить без трудностей? Нет, в жизни каждого они случаются. Преодолевая их, человек становится сильнее, получает новые навыки и знания. Одним словом, без трудностей нельзя. А если он не может преодолевать трудности в силу постоянных болезней, то, как тогда? Никак. Человек застревает в определенном инфантильном состоянии, когда бежит от каждой, даже самой маленькой сложности. Такая личность даже в 40 лет будет инфантильным подростком, которому сложно заботиться о ком-то кроме себя. Плачевный результат вызванный…. Чем же вызван этот результат?
А вызван результат неправильным представлением родителей о любви к своим детям, искаженным пониманием самого словосочетания «родительская любовь», воспитание.
Хочешь быть добрым к своим детям – жестоким будь. Ведь если посмотреть на описанную ситуацию под другим углом? Что должны были сделать родители для воспитания взрослой, самостоятельной, достойной личности?
Во-первых, они должны были позволить ребенку жить своей жизнью, заниматься тем, что нравится ему. В таком случае душа человека не ищет выходы и пути «размена» сильных негативных эмоций на что то еще. Ведь что такое заболевания? Это когда душа человека «сдает» части тела лишь потому, что уже не может выносить сверхнапряжения и негативных эмоций от неприятного занятия. Все то, что душе неприятно, – вызывает негативные эмоции, которых долго выносить не в состоянии ни один человек, даже самый сильный.
Во-вторых, родители не должны были жалеть ребенка, когда он заболевал. Давайте подумаем почему. Как только ребенок болеет, и родители начинают его жалеть, то ребенок получает дополнительные положительные эмоции от болезненного состояния. Если эти эмоции сильные и повторяются многократно, то, как мы говорили выше, они становятся привычкой. В таком случае, беда, душе ребенка будет приятно болеть, и он станет уходить в это болезненное состояние при малейшей трудности.
Таким образом, все воспитание ребенка можно свести к простому правилу. Слова – ничего не значат, дела – значат что-то лишь тогда, когда приносят правильные эмоции. Воспитание – это формирование нужных эмоций в нужный момент. Сделал ребенок что-то неправильное – нужно сформировать у него неприятные эмоции, которые запомнит его душа. Но это неправильное – не «хотелки» родителей, а объективная жизненная необходимость. Например, не хочет ребенок играть на гитаре, но родителям это представляется полезным, и они начинают его принуждать (то есть создавать неприятные эмоции в момент, когда ребенок отказывается от занятий игры). Тогда душа ребенка начнет сбрасывать негатив разными способами: ложью родителям, агрессивным самовыражением в школе, болезнями, наконец.
Тогда стоит подумать, нужно ли ребенку играть на гитаре, целесообразно ли это для него самого и для его дальнейшей жизни? Получается, что нет. Быть музыкантом хорошо, но быть больным музыкантом – плохо.
Но есть и обратная сторона. Пытается ребенок воткнуть вилку в розетку. Он не знает, что его убьет током, потому лезет туда из-за своего любопытства. Природа сама решит эту задачу. Удар током будет такой силы, что ребенок туда больше никогда не полезет. Негативные эмоции сформированы по отношению к объекту интереса, и приближаться к нему уже не захочется. Но ведь может и убить… потому родителям необходимо сформировать такие сильные негативные эмоции относительно розетки, что бы и желания приближаться к ней не было (криком, но не словом, ударом, и т.п.). Хочешь быть добрым, жестоким будь…
Если обобщить, то воспитание – это не ограждение от жизни и ее опасностей. Это формирования возможности для ребенка набивать свои шишки, получать свой позитивный и негативный жизненный опыт для формирования правильных выводных знаний о мире (ценностей), но никак не навязывание своих собственных ценностей и представлений о мире ребенку. Главное - чтобы не убило, или покалечило. Остальное – делает личность только сильнее.