- Мама !!! Папа с лестницы упал !!!
- Дааа ?! И что сказал !? ...
- Матюки пропустить ?! ...
- Ну конечно !!!
- Молча упал ...))))
Кончик пальца - один из самых тактильно-чувствительных мест человека. Чтобы сосать, нужен поток тактильных стимулов, кончики пальцев дают этот поток, поставляют огромное количество ощущений мозгу, который использует этот поток ощущений для того, чтобы организовать интегрированный адаптивный ответ - т.е. сосание.
Ну почти то же самое, как и у волчат, которые лапами мнут живот матери при сосании, мозг образует новые нейронные связи.
Вполне естественно, что некоторый дети сильно нуждаются в таком ковырянии-кручении, а некоторые - почти не нуждаются и удовлетворяются более пассивной тактильной стимуляцией.
Дети с трудностями сенсорной интеграции будут нуждаться в такой стимуляции очень сильно, вплоть до того, что ребенок просто не может сосать, если не крутит сосок/не ковыряет/не царапает.
И, кстати, понятно, почему дети могут до двух лет ничего не ковырять, а после двух царапать маме кожу на руке, теребить пупок. Просто по какой-то причине со временем ребенку понадобились более сильные стимулы, чтобы он мог сосать. Это дело в угасании сосательного рефлекса, он начинает затухать и чтобы его "включить" мозгу нужны дополнительные сенсорные стимулы.
Мамы, не ругайте свое чадо, когда происходит подобное. Подумайте, что можно разрешить теребить ребенку: любимую небольшую игрушку,кофту или бусы. Или может сделать массаж детских пальчиков?
А у вас как? Теребят вторую грудь при сосании?
***
Плач – универсальный способ привлечь внимание мамы, призыв помочь или просто способ снять стресс. Так, например, часто новорожденные «выплакивают» в первые 4-5 дней свои впечатления после родов, помогая освободить организм от избыточного количества гормонов стресса (другой вариант: малыш «отсыпается»). Звучит знакомо? Это делаем и мы, взрослые.
Итак, причиной плача может быть избыточное нервное напряжение малыша. Что к этому приводит? Ребенок может реагировать на мамино волнение, общую домашнюю атмосферу и неправильный уход. Такой плач как правило возникает внезапно, иногда через некоторое время после непосредственной его причины (ребенок может плакать вечером о том, что его расстроило утром). Он громкий, безутешный, длительный, иногда его связывают с «коликами» новорожденного. Малыш берет грудь, бросает, выгибается, поджимает ножки, «заходится» в плаче. После этого он может надолго заснуть. По-настоящему можно справиться с таким плачем – только если понять его причину и устранить ее. Иногда такого малыша начинают трясти, сильно укачивать, или кормить смесью – это вызывает сонливо-полуобморочное состояние, нервозность загоняется вглубь и, если так действовать регулярно, ребенок теряет доверие к окружающему миру. Это может выражаться в повышенной возбудимости или «уходе в себя».
Еще одна причина плача новорожденного – необходимость сделать «пи-пи» или «а-а». Полагают, что в первые недели жизни эти потребности у ребенка стойко ассоциируются с моментом родов. Плач жалобный, иногда похож на писк или хныканье. Начинается после определенного момента сосредоточенного удивления: «Ой, что это? Это у меня или не у меня?». Если ребенок сосал грудь, он может от нее оторваться, начать высовывать и складывать язык «трубочкой», губки отворачивать в сторону. Мама иногда такую мимику понимает как отвращение от груди: «Наверное, молоко у меня невкусное». Потом следует плач, перемежающийся с периодами потуживания и покряхтывания, который прекращается сразу после «облегчения». Мама может помочь малышу тем, что снова приложит его к груди (у груди происходит расслабление и утешение) и легонько похлопает по попке. К концу адаптационного периода (6 недель) жизни, ребенок реагирует уже спокойнее и просто подает знаки, чтобы его высадили.
Желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта, повышенная чувствительность кожи, ощущение холода могут вызвать плач ребенка, как правило, не сразу. Малыш может елозить, кряхтеть или просто напряженно сопеть и ждать, чтобы мама поняла его проблему и помогла. Если помощи нет, тогда ребенок начинает нервничать и раздраженно покрикивать, готовясь вот-вот заплакать. Плач в этой ситуации – это как отчаяние оттого, что мама не поняла или неадекватно отреагировала на нужды ребенка. Если мама наконец, догадывается, чем вызвано такое поведение, малыш, всхлипывая, успокаивается.
Потребность в физическом контакте с мамой, чтобы взяли на руки, желание пообщаться – чаще всего бывают причиной резкого, отчаянного плача малыша, в котором звучит обида. Узнать этот плач можно по тому, что ему предшествует: начиная с 10-14 дней своей жизни, ребенок довольно выразительно зовет маму – после пробуждения или, если малыш некоторое время лежал сам и теперь нуждается в общении. Этот зов – довольно тихий звук, понять который, часто, может только мама. Если мама приближается, малыш, в зависимости от возраста, может начать улыбаться, гулить, чтобы показать: «Смотри какой я хороший. Возьми меня на ручки». Если мама, вместо того, чтобы взять малыша, уходит, он начинает резко, отчаянно плакать: «Обидела маленького! Я так ждал, а ты меня не взяла!». Призывный плач – ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, снова кричит и ждет, причем период плача все удлиняется, пока не переходит в сплошной.
Так как потребность в физическом контакте, в том, чтобы всегда находиться рядом и на руках у мамы даже больше потребности в грудном молоке, то это чаще всего бывает причиной плача малыша. Иногда, грудничок, которого нечасто берут на руки, понимает, что единственным «законным» правом на маму для него является кормление – тогда он начинает подолгу сосать и часто требовать грудь: чаще, чем это ему было бы нужно, если бы его потребность в контакте естественно удовлетворялась.
Плач при боли — с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный, непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика боли. Нужно знать, что маленький «болит весь» — он еще не может осознать откуда эта боль возникает и реагирует всем телом. Это легко увидеть, когда вы сдаете анализ крови из пальчика – только успокоение наступает быстрее. Поэтому любую боль (и часто даже плач при нервном перенапряжении) определяют как «колики» грудничка. Еще некоторые малыши, особенно на первых месяцах жизни, проявляют метеочувствительность: реагируют на смену погоды, фазу луны и магнитные бури. Характерным для такого плача является то, что он возникает у детей первых 3-5 месяцев жизни, внезапно, чаще вечером (между 18 и 22 часами), безутешный. Малыш не хочет сосать грудь, видимо это усиливает боль. Иногда успокоение наступает при принятии определенного положения тела, в котором боль ощущается меньше. Поэтому специалисты по грудному вскармливанию сделали вывод, что этот плач связан с мигренеподобной болью. Будет ошибкой такого малыша укачивать, трясти – это только усиливает боль. Малыш плачет долго (1,5-2 часа) и, если комфортное положение тела найдено, успокаивается, засыпает. После пробуждения уже ничто не напоминает о случившемся — ни температуры, ни напряжения мышц животика нет, малыш спокоен, весел, кушает и играет. Такой плач часто бывает поводом обращения к врачу, вызова скорой помощи. И это правильно, так как только специалист может исключить серьезные заболевания, как причину такого безутешного плача. То есть, ребенок плачет и при заболевании.
Голодный плач начинается с призывного плача. Если мама подошла и взяла малыша на руки, малыш проявляет терпение, ждет, пока мама предложит ему грудь, покряхтывая при этом. Он как бы поторапливает маму быстрее его покормить. Если мама все никак ему грудь не предлагает, покряхтывание переходит сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой. Во время этих движений ребенок замолкает. Если и после этого мама не дает ребенку грудь, то требовательный плач переходит в плач с захлебываниями, отчаянием и обидой.
Как же действовать, когда ваш малыш плачет?
Приведем правила поведения родителей при плаче ребенка:
1. Если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал на руках – дать грудь и покачать. Реакция на плач должна быть не позднее, чем через 10 секунд. Если ребенок плачет дольше, у него развивается стрессовая реакция с различными неблагоприятными последствиями. Малышу, мягко скажем, не полезно подолгу плакать, «развивая при этом легкие» (как говорят некоторые бабушки). Напротив, плач – это длительный выдох. Если ребенок часто и подолгу плачет, это приводит к тому, что некоторые альвеолки спадаются, плохо вентилируются. В последующем это может привести к тому, что малыш будет склонен к легочным заболеваниям.
Грудь, вообще универсальный утешитель малыша. Природа нам ее дала, а мы часто задумываемся: «А надо ли так часто давать сосать грудь? А не разбалуется ли малыш?». Это могло бы стать поводом для отдельного разговора, а пока мой вам совет: пользуйтесь всем тем, что вам дано природой и не волнуйтесь. Никакие требования малыша до 1 года не чрезмерны, он не способен к «капризам» и разбаловать его невозможно.
2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мама не может понять характер плача – выяснить его причину. Для этого – посмотреть подгузник, покачать малыша, попробовать уложить спать. Если это не дает быстрого результата – посмотреть нет ли возможного раздражения кожи, неудобных складок, опрелостей и высыпаний.
3. Пытаясь успокоить ребенка, мама сама должна быть спокойной (вы помните, что ребенок нуждается, чтобы мама думала: «С тобой все в порядке, сейчас все будет хорошо»). Дети довольно часто плачут, реагируя на раздражение или нервозность матери и общую обстановку в семье.
4. Если эти меры не дают результата, возможно, причины плача в ошибках в уходе или недомогании ребенка и нужно обращаться к специалисту по уходу за малышом.
Я часто встречаю ситуацию, когда мама «обесточена». У нее не хватает сил на домашние дела. Хочется спать. Она через силу себя поднимает на великие подвиги, вызывает бабушек, которые могут погулять с малышом, пока она приготовит еду или выспится наконец-то, привлекает папу. Вся семья поднята на уши, но ее состояние не улучшается. Ресурса становится все меньше и меньше, появляется жалость к себе, ощущение собственной несостоятельности и дикое чувство вины перед всем миром. Вместе с этим растет раздражительность, так как чувство вины – это обратная сторона гнева, который копится. Женщина чувствует себя в клетке.
У нас в обществе беременность, роды и первый год жизни не связаны в одну цепочку. Официальное разрешение бережно относиться к себе, внимательно слушать свои желания и диктовать свои капризы женщина получает от общества только на период беременности. Она копит ресурс, чтобы родить. А дальше – все! Будь добра на передовую! Но то, что ресурс нужен женщине еще и на то, чтобы подняться после родов, адаптироваться к своей новой роли и постоянно меняющейся реальности, выкормить ребенка собой и при этом еще оставаться человеком – этому значения не придается.
Выкормить и вырастить ребенка – очень энергоемкий процесс. Практически, беременность еще продолжается: ребенок на руках и его вес постоянно растет, ест он маму и ее тело работает за двоих, эмоциональная связь с малышом очень сильная и мама уязвима, как ребенок. Разница лишь в том, что ребенок, который сидел внутри и ничего не требовал, начинает проявлять свои потребности.
С появлением малыша маме нужно много сил и энергии. Значительно больше, чем требовалось его выносить и родить. Особенно, в первые месяцы. Всем беременным я настоятельно рекомендую копить этот ресурс еще до родов. Не надо геройствовать, работать до последнего дня, строить дома и делать ремонты. Надо смотреть на красивое, много спать, гулять и заниматься тем, что приносит истинную радость. Накопленные силы дадут возможность подняться после родов и пройти адаптацию к материнству более мягко. А ребенок не будет восприниматься, как кошмар, который вытягивает все силы, которых и так мало. Да, конечно, с родами включаются процессы в теле и психике, которые придают сил женщине, но эти силы надо использовать очень экономно.
Ниже я приведу некоторые факторы, которые мешают женщине восстановить ресурсное состояние. Конечно, это встречается не у всех, но встречается. Надеюсь, что мое описание поможет навести ревизию в себе и пересмотреть свое материнское пространство.
Стремление к образу «Идеальная мать, идеальная хозяйка, идеальная жена»
Беременные женщины считают, что после рождения ребенка в их жизни все останется, как и было. Только будет еще один ангел в их семье, который улыбается, ест и спит. Она убеждена, что она будет продолжать готовить вкусные ужины своему мужу, поддерживать идеальную чистоту в квартире, ухаживать за малышом в кружевных пеленках, гулять, а вечером встречать мужа с работы в кружевном фартуке на голое тело. Но все происходит несколько иначе.
С рождением ребенка меняется все в жизни семьи. Прежде всего, меняется сама женщина. Привыкшая к более-менее упорядоченной жизни, она попадает в зону постоянной неопределенности. Распорядка дня нет, потребности малыша приходится постоянно угадывать, как делать дела с ребенком на руках – непонятно. Она постоянно ждет, когда же, наконец, малыш уснет, чтобы сделать хоть что-то, а ребенок, чувствуя отделение матери, начинает ее бдеть и засыпает все хуже и хуже. У женщины возникает чувство вины за то, что она не такая, как прежде, ничего не успевает по дому и ее состоятельность как матери оставляет желать лучшего.
Так вот ресурс жрёт именно это чувство вины и несоответствия, а также страх осуждения. Причем осуждает ее прежде всего она сама, а окружение лишь зеркалит ей это. Что с этим делать? Позволить себе учиться новому опыту – жить с ребенком. И в этом обучении не надо ставить себе оценок. Оценочная система, в которой мы выросли, в данном случае не работает. Сложнее всего это дается «отличницам», которые все всегда делали идеально или не делали вообще. Ребенок предоставляет нам великую возможность в принятии себя, своей неидеальности. Вышеописанный образ – это миф. Я лично не видела таких идеальных женщин.
Образ мадонны с младенцем
С первым ребенком рождается мать, а со вторым уже сам ребенок. Я не устаю это повторять на визитах, когда женщина, подняв на меня виноватый взгляд, полный слез, стыдливо признается мне: « Вы знаете, я думала, что меня накроет великая материнская любовь, о которой все рассказывают. Но я ничего подобного не чувствую… Я, конечно, знаю, что это мой ребенок, я делаю все для него, но как-то механически. Словно мне дали щеночка и я за ним ухаживаю. Скажите, я его полюблю?»
Что же в этой ситуации жрёт нас ресурс? Чувство стыда, вины и страха. Стыдно признаться себе, что мы далеки от образа мадонны, смотрящей любящими глазами на своего младенца. От этого мама чувствует себя виноватой перед ребенком и ей безумно страшно навредить его психике. Что делать? Спокойно ждать и вкладывать свой ресурс в ребенка. Все, во что мы вложили часть себя, становится нам дорого. Кроме того, тут нам в помощь грудное вскармливание. Пролактин – материнский гормон, сделает свое дело, и стойкая привязанность к ребенку сформируется уже к 3-4 месяцам. К этому возрасту та самая любовь, к которой мы так стремимся, приходит и женщина уже с улыбкой вспоминает свои сомнения.
Я буду лучшей матерью, чем моя
Рождение собственного ребенка запускает воспоминание о своих детских травмах. Женщина очень хочет сделать все правильно, не повторяя ошибки своей матери. Но параллельно запускаются материнские паттерны, которые были записаны в период нашего детства на импринтинге в программе «мамы ведут себя так!». Женщина все чаще и чаще ловит себя на мысли, что она похожа на свою мать.
Вот тут ресурс уходит на внутреннюю конкуренцию и внешнее противостояние. У старшего поколения есть задача – передать свой опыт. Когда женщина начинает использовать элементы естественного родительства, которые частенько не совпадают с этим опытом, она встречает сопротивление со стороны родственников. Так как молодая мама еще очень неуверенна в своих действиях и любая критика, а уж тем более замечания ее матери, выводят ее из равновесия, она занимает оборонительную позицию. А если при этом еще идет подспудное желание стать лучшей матерью, то оборона переходит в нападение. Очень болезненное состояние, скажу я вам. Что же делать? Понять, что старшие женщины в лице мамы и свекрови не нападают. У них просто срабатывает программа передачи опыта. Они советуют и хотят, чтобы вы услышали их советы. Брать или не брать их в свой опыт – это дело второе. А вот услышать, оценить , порасспросить, обсудить, одним словом, уважить – это то, что помогает снять ситуацию с баррикад. Как сказала мне на визите одна бабушка: «Она пусть выслушает, не критикуя и не говоря, что я ничего не понимаю. А потом уже сделает по-своему!»
Ну, а в заключении, где брать ресурс. Конечно же, в том, что приносит вам чистую радость. На востоке говорят, что беременность длится 18 месяцев - 9 месяцев внутри и 9 месяцев снаружи. И это так. Позвольте себе баловать себя, делать то, что хочется, даже если это какая-нибудь ерунда. Спите с ребенком, читайте книги, сидите в интернете, гуляйте, если хочется и не гуляйте, если не хочется, общайтесь, разводите орхидеи, ешьте вкусненькое. Конечно, ребенок ограничивает список дел, которые вам нравились раньше, но если начать внимательно прислушиваться к себе, то что-то обязательно найдется. Это период поиска новой себя.
Елизавета Колобова
Жалоба №1. На усталость
Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» - и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.
Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатирует факт и ждет от вас соответствующей реакции. Если вы слишком увлечены каким-то делом – таким образом, он может пытаться привлечь ваше внимание. Если вы наоборот чрезмерно загружаете его – жалуясь на усталость, малыш подразумевает «оставь меня в покое». А вот стонать чадо начинает каждый раз, когда вы даете ему неприятное задание – это всего лишь способ манипулировать вами.
При этом кроха не желает признавать, что у него нет желания выполнять вашу просьбу. В общем, просто ребенку кажется, что жалобы на усталость звучат менее обидно для вас и более правдоподобно для него.
Как отвечать: Выясните, от чего малыш устал, и какой именно помощи он от вас ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием сна или дочери. Таким образом, вы покажите, что не пропускаете жалобы мимо ушей и действительно переживаете за ребенка.
Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)» - сейчас не время критики. Если ребенок вами манипулирует, не нужНо демонстрировать, что вы знаете истинную причину его капризов - «Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь». Лучше в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересуйтесь его самочувствием. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.
Жалоба № 2. На скуку
Варианты: На вопрос, что ты такой грустный ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.
Тайный смысл жалобы: Малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с вами, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждет, пока вы заметите его унылое выражение лица.
Как отвечать: Предложите ребенку заранее спланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки. «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь собирать смотреть мультфильм. Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если вы заметили, что малыш слоняется без дела с унылым выражением лица – поинтересуйтесь, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.
Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь – у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) – если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно.
Жалоба №3. На других детей
Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» - и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие – один он хороший.
Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз - это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.
Как отвечать: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся – не влезайте. Дайте чаду возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».
Что не надо говорить: «Ты сам виноват» - сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.
Жалоба №4. На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)
Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем – и вечером я не могу уснуть»
Тайный смысл жалобы: Подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…
Как отвечать: Жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребенка и детский распорядок дня. Если придерживаться единой педагогической линии не получается – объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.
Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» - не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребенка. «Бабушка не права» - подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых (которые не выполняют ваши требования по его воспитанию).
Жалоба №5. На нехватку свободного времени
Варианты: Каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать - «Я опять не успел посмотреть мультики». Или, когда вы его просите помочь он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать.
Тайный смысл жалобы: Возможно, вы слишком загрузили малыша, и у него действительно, нет свободного времени. Или ребенок не умеет самостоятельно планировать его, он слишком увлекается одним делом, в ущерб остальным занятиям.
Как отвечать: Чтобы избежать жалоб на нехватку времени – составьте вместе с малышом подробный распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных секций будет место для выполнения ваших поручений (помощь маме) и свободное время. Заранее предупреждайте ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол». Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и ваша просьба не будет для него неожиданностью.
Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» - ваша задача составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если вы знаете, что малыш долго одевается (умывается, ест) отводите на эти процедуры столько времени, сколько ему необходимо. Не торопите чадо фразами «давай быстрей, мы опаздываем» - если вы будете подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени.
Жалоба №6. На проблемы в детском саду
Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».
Тайный смысл жалобы: Малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) – он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.
Как отвечать: Внимательно выслушайте жалобы малыша. Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).
Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши.
Жалоба №7. На жизнь
Варианты: На вопрос «Как дела» - у ребенка всегда один ответ - плохо, не очень, да так себе. В общем, день не задался, жизнь не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор).
Тайный смысл жалобы: У ребенка пессимистический склад характера. Он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь – внимательно проанализируйте свои разговоры дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.
Как отвечать: Ваша задача научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Поменьше обсуждайте дома различные проблемы. Прежде всего, постарайтесь сами научиться радоваться настоящему и акцентируйте внимание крохи именно на положительных моментах. Заведите традицию длиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что у него хорошего произошло за день, и как он этому радовался. Первое время вам придется вытягивать из ребенка приятные воспоминания при помощи наводящих вопросов, но постепенно он научиться обращать внимания именно на положительные моменты жизни.
Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» - от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже.
Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать:
-На здоровье;
-На чувство голода;
-На жажду;
-На желание спать;
-На страх.
Изучив подход Ньюфелда, я нашел слова для многих вещей, которые знал интуитивно, и получил подтверждение тому, в чем не был полностью уверен. Но я никогда не понимал, что значит это “Папа, мне скучно”, пока не прошел курс удаленного изучения альфа-теории.
Вооруженный этим знанием, я даже обрадовался, когда мой шестилетка пришел ко мне в кабинет с заявлением “Папа, мне скучно”. Я поймал его взгляд и спросил: “Правда скучно?” Он кивнул. Я похлопал себя по коленям и сказал: “Иди ко мне на колени”.
Он неохотно подходит и садится. Но, как только он усаживается, что-то начинает меняться. Через минуту я чувствую, как он расслабляется в моем присутствии. Я удостоверяюсь, что ему удобно. Затем мы смотрим что-то вместе на компьютере или о чем-нибудь разговариваем. Иногда я просто продолжаю работать, пока сын сидит у меня на коленях. После нескольких минут я чувствую, как к нему возвращаются силы. Вскоре он говорит улыбаясь: “Я придумал, чем мне заняться!” – и уходит.
Теперь я понимаю, что детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка привязанности. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим ею. Фраза “Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться.
В современной загруженной жизни часто неочевидно, что стоит за трудностями и поведением наших детей. Нехватка контакта с теми, к кому они привязаны, является причиной многих проблем. Мы должны подпитывать привязанность наших детей к нам, что бы они ни делали, потому что это дает им энергию для роста, взросления и учебы.
Йонас Химмельстранд (Jonas Himmelstrand), 29 августа 2011 г.
перевод Ирины Одновал
http://alpha-parenting.ru/2013/10/09/detskaya-skuka/
2. Когда сосешь сиську, всегда причмокивай, плюйся молоком и вымазывай в него все лицо, желательно прямо до самого лба. Помни у мамы много молока и оно все твое! Если очень голоден, то можешь сначала пососать спокойно, потом искренне улыбнись маме и начинай громко чмокать и периодически бросать грудь, чтобы успевать радостно покрикивать в процессе.
3. Соску не бери ни в коем случае! Ведь если во рту будет соска, то туда уже не поместится палец, край комбинезона или одеяла, кусок уха непонятной игрушки, да мало ли что еще! В конце концов, судьба непредсказуема и около рта по счастью может оказаться все что угодно!
4. С самого рождения научись кричать громко, истово и надрывно. Применяй этот криК всегда, когда мама вдруг вышла из поля зрения, забрала сиську (иначе как же первая заповедь!? ), стала смотреть телевизор или в окно, отдала тебя папе, бабушке или вообще неизвестно кому и тем более, если она решила поесть.
5. Если мама со временем стала понимать что означает твой крик в каждом конкретном случае, срочно все поменяй и начинай особенно громко кричать, если ты хочешь спать и тихо попискивать, если обкакался. Только так ты накричишься всласть и дашь понять маме, кто в доме хозяин.
6. Если ты наконец заснул на руках (до этого ты долго кричал – заповедь № 5) и тебя положили в кроватку, то надо не подавая виду проснуться и ждать, когда мама выйдет из комнаты, потом подождать еще пару тройку минут (в зависимости от скорости мамы) и заорать так, как будто ты упал на пол. В этом случае мама прибежит голая вся в мыльной пене и можно будет здорово посмеяться. Когда мама увидит, что ты смеешься, она тебя тут же простит, а в следующий раз прибежит снова. Мамы – они забывчивые.
7. С самого рождения надо сделать так, чтобы родители взяли тебя спать в большую кровать! Для этого можно просто плакать, когда кладут отдельно, но лучше всего много раз среди ночи просыпаться и просить есть, тогда мама устанет носить тебя туда обратно и оставит с собой и папой. Когда ты уже в кровати родителей, стоит постепенно доказать им, что лучше всего когда ты спишь между ними.
8. В первый месяц установи, когда мама любит поспать. Если она « сова» то ты должен ложиться пораньше, (но помни про заповедь № 5 и 6! ) и просыпаться очень рано, а если она « жаворонок» то наоборот. Если ты проснулся, то сразу начинай рассказывать, что тебе снилось и размахивать при этом руками и ногами. Мама не понимает пока твой язык, но точно спать уже не сможет, особенно если ты будешь толкать ее в бок руками и ногами (хорошо бы толкать и папу- заповедь № 7).
9. Пока не умеешь переворачиваться на живот и ползти научись хотя бы ползать на спине. Мама и папа будут умиляться, а ты все время, когда они тебя не видят ползи к краю кровати или дивана – там, гарантировано есть что- то интересное!
10. К трем месяцам научись переворачиваться на живот и обратно. Делай это только тогда, когда тебя никто не видит, так тебе будут уделять еще больше внимания, чем обычно.
11. К двум месяцам выучи много разных слов на их языке, но говори их редко и в особых случаях. Постоянно можно применять только « агу», тогда мама будет с тобой медленно и пискляво разговаривать, дожидаясь новых слов и это будет очень забавно. И кстати: писать лучше, когда с тебя сняли памперс, прямо на кровать или маму, а какать лучше в только что надетый и совершенно чистый. Соблюдай эти заповеди и ты обязательно попадешь во взрослый рай (рано или поздно), а расти будет весело и увлекательно!