Всем известно, что грудные дети растут и развиваются лучше всего, когда им дают сосать грудь по потребности. Тем не менее, некоторые матери все еще ошибочно думают, что «груди нужно дать наполнится» между кормлениями, чтобы ребенку хватало молока. В популярной литературе для родителей до сих пор рекомендуют придерживаться режима кормлений с 3-4-часовыми перерывами, даже для новорожденных. Небольшому числу матерей и детей удается сохранить кормление при кормлении по режиму, однако, у большинства пар мать-дитя кормление по часам приводит к уменьшению количества молока и недостаточному набору веса у ребенка. Последние исследования механизма регулирования выработки молока молочной железой проясняют почему детей нужно кормить тогда, когда они подают сигналы готовности к кормлению, и какова роль аппетита ребенка в регуляции выработки молока у матери.
До недавнего времени ученые концентрировали внимание на всплеске пролактина в ответ на сосание как возможное объяснение процессов, которые отвечают за синтез молока. Однако исследования не выявили последовательной связи между уровнем пролактина в плазме и выработкой молока у матери. Тогда австралийские ученые под началом Питера Хартманна решили подойти к проблеме с другой стороны. При помощи видео- и комьютерного оборудования Хартманн сделал топографические карты лактирующих грудей до и после кормления, чтобы замерять изменения в объеме груди.4
Точность техники измерения накопительной вместимости груди и выработки молока была оценена в ±5 процентов. На основании полученных данных, Хартманн пришел к выводу, что скорость синтеза молока между кормлениями меняется в зависимости от степени наполненности груди. А именно, чем больше переполнена грудь, тем медленнее вырабатывается молоко, и наоборот, чем меньше молока в груди, тем быстрее оно вырабатывается.
В ходе исследования Хартманн также опеределил разницу между максимальной накопительной вместимостью груди у разных женщин. У женщин, которые приняли участие в исследовании, разница вместимости груди доходила до минимум 300 процентов. Было замечено, что женщины с большей вместимостью груди кормят с более долгими перерывами, в то время как женщины с меньшей вместимостью груди кормят чаще. Надо отметить, что внешний размер груди не был надежным показателем количества молока и вместимости груди, и что у всех женщин вырабатывалось достаточно молока за сутки. Отличие между женщинами состояло лишь в количестве молока в груди в одно кормление.
Высокий уровень пролактина критичен для начала лактации. По мере снижения уровня пролактина, эндокринный контроль лактации замещается автокринным.5, 6 Тем не менее, успешная долгосрочная лактация зависит от развития достаточного числа пролактиновых рецепторов во время эндокринного периода лактации. Как оказывается, число пролактиновых рецепторов зависит от частоты кормлений: чем чаще кормления, тем больше развитие пролактиновых рецепторов.3,8
Мы обнаружили, что многие женщины успешно кормят детей по расписанию в первые месяцы после родов. Но через 3-4 месяца после родов среди кормящих по расписанию наблюдается необычно высокий показатель нехватки молока. Это видно по падению набора веса ниже допустимых норм среди детей, которых кормят по режиму, необходимости докорма и/или вынужденному прекращению кормления, потому что дети предпочитают быстрый напор молока из бутылки медленному напору молока из груди с меньшим объемом.
Исследования интервалов между кормлениями и уровнем жира в молоке дополняют картину как аппетит младенца регулирует синтез молока посредством кормления по потребности. Майкл Вулридж выдвинул гипотезу, что количество калорий, и особенно калорий из жиров, которые ребенок получает с грудным молоком, регулирует аппетит младенца и чувство насыщенности. Считается, что если после кормления ребенок беспокоится, это значит, что у матери не хватает молока. В действительности же, ребенку может не хватать совсем небольшого количества калорий или жиров, но этот дефицит значителен для ребенка10. Сторонники режимного кормления часто ограничивают продолжительность сосания груди, тем самым ограничивая потребление калорий/жиров в конце кормления.
Сторонники режимного кормления думают, что более продолжительные промежутки между кормлениями позволяют ребенку проголодаться как следует, а значит более активно сосать грудь и получить более жирное молоко в конце кормления. Однако, Вулридж показал, что уровень жира в грудном молоке перед кормлением обратно пропорционален промежутку между кормлениями. Концентрацию жира в молоке можно увеличить более частыми кормлениями и увевличением количества молока, которое ребенок высасывает за кормление. Когда частота и продолжительность кормлений ограничиваются режимом кормлений, это приводит к симптомам нехватки молока и недостаточности питания, а ребенок может недополучать необходимые жиры2,10.
Ребенок подает сигналы готовности к кормлению еще до того, как проснется. Сначала ребенок начинает вертеться, крутиться или ерзать. Сон ребенка становится беспокойным. Если рука ребенка оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, тыкается, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет рядом со ртом. Если пропустить первые признаки готовности к сосанию, ребенок начинает «попискивать» и немного волноваться. В конце концов ребенок начинает сильно плакать, тем самым показывая, что его уже давно было пора покрмить (выделено переводчиком). При условии, что ребенок находится неподалеку, опытная кормящая мать легко распознает признаки готовности к сосанию и прикладывает ребенка к груди при проявлении первых, а не последних сигналах ребенка. Ситуация с кормлением разыгрывается совсем по другому сценарию, если мать кормит ребенка по режиму и/или мать и ребенок спят в разных комнатах.7
У ребенка, которого оставили плакать даже на несколько минут, быстро нарушается координация движений, и поэтому, ему труднее захватить и правильно сосать грудь. Как следствие, ребенок высасывает меньше, чем ему необходимо. Если эта ситуация повторяется раз за разом, у матери уменьшается количество молока. Это один из примеров как режим кормлений подавляет выработку молока у матери.
Некоторые сторонники кормления по режиму советуют давать ребенку искусственные заменители груди (пустышки, соски), чтобы не дать ребенку слишком сильно плакать, отсрочить кормление и/или предотвратить сосание груди для успокоения. Введение искусственных заменителей груди сопряжено с риском. Современные исследования показывают, что использование пустышек связано с уменьшением продолжительности грудного вскармливания.1 Еще одно исследование выявило, что матери, которые дают детям пустышки, больше контролируют поведение детей, связанное с сосанием и кормлением. Это часто приводит к более краткой продолжительности кормления в целом.9
Совокупность эмпирических и теоретических данных поддерживает последние рекомендации Американской ассоциации педиатрии:11 детей, и в особенности грудных детей, надо кормить в ответ на признаки готовности к сосанию. Родители должны дать ребенку выработать свой собственный распорядок, а не насаждать придуманный ими режим кормлений. Обычаи и приемы, которые подавляют младенческие сигналы о готовности сосать приводят к низкому набору веса, ненабору веса, нехватке молока, вынужденному прекращению кормления, а возможно, и коликам, регрессии и депрессии у ребенка из-за того, что родители не отвечают на неистовые сигналы ребенка о насущных потребностях. Множество факторов влияют на выработку молока у матери и количество молока, которое высасывает ребенок: частота кормлений в период установления лактации, накопительная вместимость груди матери, объем желудка ребенка, содержание жира в молоке и степень опустошения груди во время каждого данного кормления. Исходя из всего этого, крайне не рекомендуется кормить грудного ребенка по режиму, если цель - успешное грудное вскармливание.
Лиза Мараско - Лидер Ла Лече Лиги, консультант по лактации в частной практике в г.Санта Мария, Калифорния.
Джэн Барген - клинический инструктор и директор программы по обучению консульнтов по грудному вскармливанию. Д.Баргер - консультант по лактации в педиатрической клинике в г. Витон, Иллинойс. У нее также есть частная практика. В прошлом Д.Баргер была президентом Международной ассоциации консультантов по лактации (International Lactation Consultant Association (ILCA).
Lisa Marasco, BA, IBCLC, Santa Maria, California
Jan Barger, MA, RC, IBCLC, Wheaton, Illinois
Перевод Наталии Гербеда-Уилсон
из Breastfeeding Abstracts, May 1999, Volume 18, Number 4, pp. 28-29
Примечание редактора. Очень важно помнить, что кормление грудью это не теория, а практика. Научные данные, которые появляются каждый день, всего лишь объясняют то, что кормящие матери уже давно узнали опытным путем за многие столетия кормления грудью. Кормление - это отношения между матерью и ребенком, взаимосвязанная система, которая работает, когда и мать, и ребенок учатся понимать друг друга. Смотрите на ребенка, и вы никогда не ошибетесь!
Научные данные отвечают на наши вопросы, но не всегда верны. Знания об анатомии груди, не говоря уже о физологии лактации, меняются даже сегодня. Всего лишь недавно австралийские ученые опровергли знания о строении лактирующей груди, которые господствовали целых 160 лет!
Посмотреть чем отличаются старые представления об анатомии лактирующей груди от новых. Основые положения: (1) млечные протоки разветвляются ближе к соску; (2) млечные пазухи не существуют; (3) железистая ткань располагается ближе к соску; (4) у основания соска почти нет подкожного жира. Соотношение железистой ткани к жиру составляет 2:1. 65% всей железистой ткани находится в радиусе 30мм от основания соска. В соске есть 4-18 млечных протоков. Сложная система протоков не симметрична и не радиальна (Medela 2006).
Многие из нас знают, что кормление грудью - это и кормление, нормальная детская еда, и удобный способ любить, воспитывать и заботиться о ребенке. А знаете ли вы, как работает кормящая грудь, как в ней появляется молоко? Ребенок высосал все молоко, а грудь опять наполнилась. Почему после опустошения грудь снова наполняется? Что думали об этом наши предки? Что нам известно сегодня? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой статье. Когда вы узнаете, как работает грудь кормящей матери, вы еще больше станете ценить удивительный процесс грудного вскармливания, кормящую грудь и кормящих матерей, которые питают новую жизнь вне утробы.
Из истории
На протяжении тысяч лет людей интересовала анатомия и физиология груди. Самые ранние медицинские документы о женской груди восходят к древнему Египту. В них описывается, как определить, хорошее у матери молоко или плохое, и как увеличить его количество. Автор рекомендует втирать в спину матери рыбий жир, а ей«сидеть, скрестив ноги… растирая грудь растением мака», чтобы увеличить поток молока (Fildes 1985). Мэрилин Ялом, автор книги «История груди» поясняет: «Как минимум, оба метода помогали матери расслабиться», что, в свою очередь, способствовало приливу молока (рефлекс выброса молока), но скорее всего они не влияли на его выработку. Врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) считал, что менструальная кровь каким-то образом преобразуется в молоко. Эта точка зрения господствовала аж до 17 века! В период Ренессанса , Леонардо да Винчи (1452-1519) в своих анатомических чертежах рисовал вены, соединяющие матку и грудь.
Даже философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) писал о грудном вскармливании. Он считал, что у женщин с темным цветом кожи молоко здоровее, нежели чем у белокожих, и что у детей, которые пили более тёплое материнское молоко, раньше прорезались зубы. (Он был неправ в обоих случаях.) Аристотель также считал, что детям не следует давать пить молозиво. Это заблуждение сих пор сохраняется в некоторых культурах. Соран, гинеколог древности (практиковал в 100-140 гг.), советовал массаж груди и принудительную рвоту как средство для увеличения количества молока. Однако он не советовал пить «напитки с добавлением праха сожженных сов и летучих мышей» (Soranus 1991). К 16 столетию открытия об анатомии груди стало двигаться в направлении сегодняшних представлений. Изучения трупов показало, что грудь состоит из железистой ткани, которая, как заключили ученые того времени, «преобразует кровь, идущую к груди по венам, в молоко» (Vesalius 1969).
Во многих ранних документах о грудном вскармливании затронута тема кормилиц: женщин, которых нанимали для того, чтобы кормить грудью чужого ребенка. Кормилицы упоминаются в своде законов Хаммурапи (1700 года до н.э.), Библии, Коране и произведениях Гомера. Существовали чёткие предписания, какими качествами должны обладать лучшие кормилицы: от цвета волос, формы и внешнего вида груди до пола детей кормилицы (Yalom 1997). Начиная с 18 века врачи наконец начали понимать, что для здоровья матери лучше кормить своего ребёнка самой, а не прибегать к услугам кормилицы, и что материнское молозиво полезно для ребёнка (Riordan 2005).
За последние 50 лет медицинской науке стало известно намного больше о женском молоке, особенно в сфере иммунологии. Сегодня известно, что в молозиве содержится огромная концентрация антител, которые защищают новорожденного от болезней; что состав и пропорции питательных веществ в молоке являются эталоном питания младенцев и детей; и что после года, когда ребенок реже сосет грудь, в молоке повышается концентрация иммунных факторов . Если женщина родила раньше срока, ее молоко отличается по составу от молока женщины, которая родила в срок. Молоко матери недоношенного ребенка приспособлено под нужды столь уязвимого малыша. В книге «Женское искусство грудного вскармливания» написано: «Нет двух матерей с одинаковым молоком …Состав женского молока меняется изо дня в день и отличается даже в зависимости от времени суток…Молозиво, которое высасывает малыш в первый день жизни, отличается от молозива на второй или третий день.»
Женское молоко - сложное живое вещество, которое закладывает фундамент здоровья и оптимального развития маленьких детей.
Развитие груди
Грудь начинает развиваться еще в утробе матери у зародышей и мужского, и женского пола. Между 4 и 7 неделями жизни эмбриона, внешние кожные покровы начинают утолщаться вдоль линии от подмышечной впадины до паховой области. Так формируются молочные складки или молочные линии. Позднее большая часть этих «молочных линий» исчезает, но небольшая часть в области груди остается, и здесь формируются от 16 до 24 зачатков молочной железы, которые развиваются и превращаются в молочные протоки и альвеолы - мешочки, в которых образуется и хранится молоко.
Сначала молочные протоки идут к небольшой впадине под кожей, но вскоре после рождения на этом месте формируется сосок (Sadler 2000). Сосок окружен ареолой. После этого развитие молочной железы приостанавливается вплоть до полового созревания.
Следующая стадия развития молочных желез наступает, когда у девочек начинается период полового созревания, в возрасте приблизительно от 10 до 12 лет. Грудь начинает расти за год или два до начала менструаций. Ткани груди понемногу растут во время каждого овуляторного цикла. Основной рост груди происходит в период полового созревания, но продолжается приблизительно до 35 лет (Riordan 2005). Грудь не считается полностью созревшей до тех пор, пока женщина не родит и не начнет вырабатывать молоко(Love & Lindsey 1995).
В книге «Грудное вскармливание. Вопросы и ответы.» (The BREASTFEEDING ANSWER BOOK) написано, что зрелая грудь состоит из железистой ткани для выработки и перемещения молока; поддерживающей соединительной ткани; крови, доставляющей питательные вещества, необходимые для производства молока; лимфы - жидкости, которая выводит побочные отходы через лимфатическую систему организма; нервов, которые посылают сигналы в головной мозг; и жировой ткани, которая защищает от повреждений (Mohrbacher & Stock 2003). Железистая ткань состоит из альвеол, в которых вырабатывается и хранится молоко до тех пор, пока окружающие их мышечные клетки не вытолкнут молоко в малые (альвеолярные) протоки. Малые протоки далее сливаются в более крупные протоки, которые открываются в 5 -10 млечных порах на кончике соска. До недавнего времени считалось, что помимо альвеол, молоко также хранится в млечных пазухах (lactiferous sinuses), расширениях протоков перед самым соском. Однако недавние ультразвуковые исследования показали, что млечные пазухи не являются постоянными структурами груди (Kent 2002) . Молочные протоки под соском расширяются под воздействием рефлекса выделения молока, но вновь сужаются после окончания кормления, когда оставшееся молоко возвращается обратно в альвеолы. (Прим.редактора. Последние исследования показывают, что млечные пазухи вообще не существуют (Ramsey, Kent 2005)).
Строение груди можно сравнить с деревом. Альвеолы - это листья, протоки - ветви. Множество маленьких веток сливаются и образуют несколько больших ветвей, которые, в свою очередь, формируют ствол. Подобно ветвям дерева, грудь состоит из долек, каждая из которых сформирована из одного большого протока с множеством малых протоков и соединенных с ними альвеол. Большинство специалистов считают, что у женщин от 15 до 20 таких долей в каждой груди, однако одно из недавних исследований утверждает, что их скорее 7-10 в каждой груди (Kent 2002).
Ареола или околососковый кружок, темная область вокруг соска, получает такую окраску из-за пигментов эумеланина и феомеланина. На ареоле расположены сальные железы (выделяющие жир, который смягчает и защищает кожу), потовые железы, и железы Монтгомери, которые выделяют вещество, смазывающее сосок и защищающее его от бактерий.
Беременность и лактация
Во время беременности грудь сильно меняется под воздействием гормонов беременности, которые включают эстроген, прогестерон, пролактин. Каждый гормон играет свою особую роль в подготовке организма к грудному вскармливанию. Самое заметное изменение - это увеличение груди. Во время первого триместра беременности с большой скоростью разрастаются и ветвятся протоки и альвеолы. Многие женщины отмечают, что грудь стала более чувствительной.
Лактогенез - термин для описания начала лактации. Существуют три стадии лактогенеза. Первая стадия начинается приблизительно за 12 недель до родов, когда молочные железы начинают вырабатывать молозиво. Грудь увеличивается еще больше, так как альвеолы наполняются молозивом, но из-за высокого уровня прогестерона в крови матери молоко не вырабатывается в полном объёме до рождения ребенка.
Вторая стадия лактогенеза начинается после рождения или отделения плаценты. Уровень прогестерона падает, в то время как уровень пролактина остаётся высоким. Пролактин - главный гормон лактации. Он вырабатывается под воздействием гормнов гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, яичников и поджелудочной железы. К груди приливает больше крови, богатой кислородом. Через 2-3 дня после родов «приходит молоко». Количество молока быстро увеличивается, меняется состав молока: молозиво постепенно сменяется «зрелым» молоком. Количество натрия, хлора и белка в молоке уменьшается, а объём лактозы и других питательных веществ увеличивается. Цвет из золотисто-желтого, типичного цвета молозива, постепенно превращается в голубовато-белый. Так как в этой стадии лактогенеза выработка молока просходит под воздействием гормонов, молоко в груди вырабатывается независимо от того, кормит мать, или нет. В это время очень важно кормить часто (и/или сцеживаться, если ребенок не берет грудь или плохо сосёт), так как считается, что частые кормления в первую неделю после родов увеличивают число пролактиновых рецепторов в груди. Рецепторы распознают определенный гормон и реагируют на него. Чем больше пролактиновых рецепторов, тем более чувствительны молочные железы к пролактину, что, по мнению исследователей, влияет на количество молока у матери на следующей стадии лактогенеза.
Третья стадия лактогенеза так же известна как молокообразование. На этой стадии устанавливается выработка зрелого молока. Теперь молоко вырабатывается не под воздействием гормонов (эндокринный контроль), а под аутокринным контролем. Это означает, что дальнейшая выработка молока зависит больше от того, насколько опустошается грудь, а не от уровня гормонов в крови. Молоко вырабатывается по принципу «спрос рождает предложение», а именно чем больше мать кормит грудью, т.е. чем больше сосет ребенок, тем больше будет молока. И соответственно, чем меньше кормить, тем меньше будет молока.
Физиология и количество молока
Представление о процессе выработки молока может помочь матери организовать грудное вскармливание так, чтобы малышу всегда хватало молока. Например, иногда женщина ощущает, что ребенок полностью опустошил грудь, и в ней совсем ничего не осталось, хотя ребёнок еще не наелся. Если мама знает, что молоко постоянно вырабатывается в альвеолах, она с уверенностью будет давать ребёнку грудь, даже если она кажется «пустой». В ходе одного исследования было обнаружено, что за сутки дети в среднем высасывают только 76% молока, которое на данный момент находится в груди (Hartmann et al.1993)
Выработка молока зависит от того, как опустошается грудь. Когда ребёнок сосёт грудь, в мозг матери поступает сигнал, который провоцирует выработку гормона окситоцина. Выброс окситоцина в кровь приводит к сокращению мышечных клеток вокруг альвеол, в результате чего молоко выталкивается по протокам к соску. Это и есть рефлекс выброса молока. В этот момент женщина может почувствовать покалывание в груди или ощущают, как приливает молоко, поэтому этот рефлекс называется приливом. Во время прилива альвеолы опустошаются, и молоко поступает к соску, откуда его и высасывает ребенок. Когда альвеолы пусты, в них вырабатывается больше молока. В результате недавних исследований было выявлено, что в женском молоке содержится органическое соединение под названием «ингибитор лактации по типу обратной связи», который регулирует выработку молока (Wilde 1995). Когда в груди много молока, этот белок дает сигнал альвеолам, чтобы они перестали вырабатывать молоко. После того, как ребенок опустошил грудь, и, следовательно, в ней нет больше «ингибитора лактации», который останавливает выработку молока, альвеолы снова начинают вырабатывать молоко. Именно поэтому для оптимального количества молока так важно часто прикладывать ребёнка к груди и давать ему максимально опустошать грудь.
Еще один фактор, который влияет на количество молока - накопительная вместимость груди. Иногда женщины с маленькой грудью волнуются, что у них будет мало молока. Эти переживания напрасны: количество молока не зависит от размера груди. Возможно, между кормлениями в маленькой груди может храниться не так много молока, как в большой, но если часто прикладывать ребенка к груди, молока будет ровно столько, сколько нужно ребёнку. Женщины с большей грудью и большей накопительной вместимостью груди могут позволить себе кормить реже, и это, возможно, не повлияет на количество молока. С другой стороны, некоторым женщинам с маленькой грудью нужно кормить чаще, так как у них грудь наполняется быстрее, а выработка молока замедляется по мере заполнения альвеол. Частые кормления не только положительно влияют на количество молока, это также хорошая профилактика застоев и инфекций груди.(Прим. редактора. Исследования показывают, что «внешний размер груди не был надежным показателем количества молока и вместимости груди, и что у всех женщин вырабатывалось достаточно молока за сутки» [вне зависимости от размера груди]).
Нужно ли маме знать, сколько молока помещается в её груди в одно кормление, чтобы определить, как часто ей следует кормить малыша? Однозначно нет. Здоровые дети высасывают ровно столько молока, сколько им надо и когда надо, при этом мамам даже не надо ломать голову о том, что при этом происходит в груди. Представление о том, как работает кормящая грудь может пригодится лишь в случаях, когда женщине нужно разобраться почему у нее не хватает молока. Кроме того, эти знания помогут женщине проанализировать мифы и заблуждениям о грудном вскармливании. Например, она будет знать, что ей не нужно ждать между кормлениями, пока её грудь "наполнится" - в груди всегда есть молоко. Теория станет хорошим подспорьем и в случаях, когда ребенок кажется голодным, или у него скачок роста: женщина уверенно покормит лишний раз, т.к. знает, что более частые кормления практически сразу же ускорят выработку молока.
Как разные вещества попадают в грудное молоко?
Представление о механизме выработки молока помогает матери понять, как различные вещества (белки, а также вредные вещества или лекарства) проникают в молоко. Это поможет женщине решить, как питаться, лечиться, какой образ жизни вести, когда она кормит грудью.
Как же разные вещества попадают в молоко? Когда женщина принимает лекарство или ест пищу, они расщепляются в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ), а затем уже молекулы этих веществ всасываются в кровь. Вместе с кровью молекулы попадают в капилляры грудной ткани, где они проникают в молоко через клетки, выстилающие альвеолы. Этот процесс называется диффузия.
Так разные составляющие молока, а также лекарственные препараты и другие вещества, попадают в молоко. Однако попадёт ли то или иное вещество в молоко, и в каком количестве, зависит от многих факторов. В первые дни после родов между лактоцитами, клетками, которые выстилают альвеолы и блокируют или пропускают разные вещества, есть промежутки. Поэтому в первые дни после родов вещества могут проникать в молоко более свободно. Спустя несколько дней лактоцитные промежутки закрываются. С этого момента разным веществам сложнее проникнуть через барьер между кровью и молоком (гематомолочный барьер).
Благодаря процессу диффузии в молозиво и зрелое молоко поступают различные полезные составляющие, например, антитела. Антитела - это белковые молекулы, которые входят в состав крови и помогают организму бороться с инфекцией. В женском молоке самая высокая концентрация антител бывает в начале и в конце лактации. Очень важные антитела - секреторные иммунноглобулины А(SIgA) - синтезируются и хранятся в груди. Помимо SIgA в молоке есть около 50 антибактериальных факторов, многие из которых попадают туда из материнской крови. И это не включая тех факторов, которые еще не обнаружены! Антитела и антибактериальные факторы - одно из важнейших преимуществ грудного вскармливания. Все женщины передают своим малышам антитела во время беременности и родов, но грудное вскармливание помогает матери ещё дольше защищать малыша от болезней.
В результате диффузии в грудное молоко попадают и вещества, которые могут беспокоить ребенка. Многие считают, что если мама съест газообразующую пищу, например, капусту (разные виды), малыша тоже будет пучить. Правда ли это? Нет. Сами газы не проникают в кровь из ЖКТ, а значит не попадают и в молоко. Однако в процессе переваривания пищи некоторые белки из еды попадают в кровь, а затем в молоко. Некоторые малыши реагируют на определённые виды белка: у них пучит животик, они беспокоятся. Если мама заметила, что после употребления какой-то определенной пищи у малыша возникает такая реакция, можно попробовать временно исключить этот конкретный продукт из питания. Тут особенно важно заметить, что у большинства детей причина беспокойства и газообразования кроется в чём-то другом. Аллергические реакции на отдельные вещества в материнском молоке проявляются в виде раздражений на коже, респираторных проблем и проблем ЖКТ. Если в семье кто-то страдает аллергией на определенные продукты, маме стоит воздержаться от них на период грудного вскармливания.
Что все это значит для кормящей мамы? Кормящая мать может есть всё, что пожелает и может быть уверена, что большинство детей никак не реагируют на то, что едят из мамы. (Более подробно в статье «Аллергии и семья грудного ребенка» в издании журнала New Beginnings за Июль-Август 1998.)
ДиффузияЛекарства, которые принимает кормящая мать, также могут проникнуть через лактоцитарный барьер из крови в альвеолы. Автор книги «Лекарственные препараты и материнское молоко» Томас Хейл пишет, что существует несколько факторов, которые влияют на попадание лекарственных препаратов в молоко. Концентрация медикамента в крови матери влияет на количество лекарства, которое попадёт в молоко. Если в крови высокая концентрация лекарства, в молоко, где концентрация его ниже, в процессе диффузии, попадёт больше лекарства. В процессе диффузии концентрация веществ поддерживается на одном уровне по обе стороны барьера. Поэтому, по мере того, как концентрация определённого вещества будет снижаться в крови матери, частицы этого же вещества, которые попали в молоко, будут возвращаться в кровь, и его концентрация в молоке также снизится. (Прим. ред. Как узнать, когда в молоке больше всего какого-то вещества? Это можно определить, если знать время максимальной концентрации (Tmax) лекарства в крови. Обычно эта информация есть в любом фармакологическом справочнике. Практически это значит, что кормления можно спланировать так, чтобы не кормить в то время, когда концентрация лекарства в крови самая высокая.)
Почему важно понимать процесс диффузии? Некоторые мамы ошибочно думают, что после того как они выпьют бокал вина, алкоголь будет в молоке, до тех пор, пока они его не сцедят. В результате она сомневаются, кормить ли ребёнка или сцедить и вылить молоко. На самом деле, уровень алкоголя в молоке снизится тогда же, когда и в крови. У женщины весом 54 килограмма количество алкоголя, которое содержится в одном бокале вина или пива, исчезнет из крови в течение 2-3 часов. Через то же самое время алкоголя не останется в молоке. (Прим. ред. Определить, когда концентрация вещества в молоке снижается, можно заглянув в фармакологический справочник. Период полувыведения (T1/2) обозначает промежуток времени, в течение которого концентрация препарата в организме снижается на 50%.)
На степень попадания лекарства в молоко матери также влияет молекулярный вес (фактически величина молекулы) вещества, из которого состоит лекарство, cвязывание с белками и жирорастворимость. Вещества с малым молекулярным весом легче проникают в молоко. (Прим.ред. Вещества с молекулярным весом меньше 200 легко проникают в молоко. Если большая часть препарата связывается с белками, лекарство не может проникнуть в молоко, т.к. лекарство "приклеено" к белку, и в плазме нет свободных молекул лекарства, которые могли бы легко проникнуть в молоко, если бы они не были связаны с белками. В молоке содержится больше жиров, чем в плазме, поэтому жирорастворимые препараты могут концентрироваться в молочных жирах. В книге«Лекарственные препараты и материнское молоко» Т. Хейл пишет, что большинство лекарств совместимы с грудным вскармливанием. Если же какое-то лекарство несовместимо с кормлением, почти всегда ему можно найти подходящую замену. Если женщине надо принимать лекарства, ей стоит проконсультироваться с врачом. ( Более подробно в статье «Лекарственная терапия и кормящая мать» в издании журнала New Beginnings за ноябрь-декабрь 2003.)
Анатомия груди кормящей матери
Автор: Анна Эдгар
Себринг, Флорида, США Из журнала NEW BEGINNINGS, изд. 22, №2, Март-Апрель 2005, стр. 44-50
Перевод Виктории Худяковой при участии Марии Сорокиной
В первую очередь, поймите, что колики - это нормальное явление у малышей первого года жизни.
Причина номер раз
Ребенок рождается со стерильным желудочно-кишечным трактом, в который, со временем, начинает постепенно заселяться микрофлора - то, что вокруг малыша - с рук мамы и папы, из воздуха, из воды, из грудного молока. Заселение происходит постепенно, а не все сразу, поэтому в течение первого года жизни так разнообразен цвет детских какашек - от желтого с белыми комочками до серо-буро-малинового в крапинку - и их запах - от кисленького до откровенно тухлого. Как правило, все это сопровождается увеличением газообразования из-за того, что микробы-"новоселы" активно размножаются. Продуктируемый газ раздувает петли кишечника, ребенку больно.
Причина номер два
Частая проблема - это заглатывание воздуха ребенком во время кормления. Оно может быть связано с:
- неправильным прикладыванием к груди
- тем, что ребенок очень активно сосет (так называемый "жадный сосун")
В любом случае, воздух при кормлении ребенок глотает. Дело не в этом, а в том, сколько его заглочено, и что мама сделала для того, чтобы от него избавиться.
Что делать?
1. правильно прикладывать ребенка к груди (во рту малыша должен быть не только сосок, но и ареола!)
2. перед каждым кормлением держать малыша на животике как можно дольше
3. после каждого кормления носить ребенка вертикально как можно дольше, чтобы весь заглоченный воздух вышел.
4. если кормите ночью сонного ребенка, укладывайте его при кормлении так, чтобы он не лежал плашмя, а с приподнятым головным концом
Если у малыша болит живот:
1. нежные круговые поглаживания теплой ладонью вокруг пупка по часовой стрелке
2. прогрейте утюгом пеленку и приложите ее к околопупочной области
3. сядьте в кресло и положите ребенка голым животом к себе на голый живот
4. поделайте ножками малыша движение "велосипед"
5. помогает одновременное прижимание согнутых ножек к животу.
Когда ставить газоотводку?
Если все перечисленное выше не помогает в течение длительного времени, живот, как барабан, ребенок ОРЁТ - можно поставить газоотводку. Это КРАЙНИЙ случай! Перепробуйте вначале все способы, описанные выше!
Однако помните, что самостоятельная постановка газоотводной трубки может быть опасной для Вашего ребенка.
Оптимально, чтобы это делал врач.
Возможные осложнения:
- ранение слизистой прямой кишки с последующим кровотечением
- перфорация кишечника с последующими перитонитом и кровотечением
Как правильно поставить газоотводную трубочку?
1. использовать прокипяченые и хранящиеся в чистом пакетике резиновые газоотводки
2. ни в коем случае не обрезать, не надрезать и не делать дополнительных отверстий в купленной трубке
3. обязательно обильно смазывать трубку вазелином или обычным растительным маслом
4. положение ребенка - на спине, ножки полусогнуты и прижаты к животу
5. вводите трубку максимально глубоко аккуратными вкручивающими движениями, одновременно прижимая ножки к животику. если чувствуете сопротивление при введении трубки, прекратите введение трубочки
6. покрутите слегка вставленной трубочкой в попе малыша, одновременно поглаживая его по животику или делая "велосипед" ножками
7. через пару минут удалите трубочку
8. прикройте малыша памперсом, в течение минут 10 он еще может "дать вам угля, мелкого, но много (с))
Когда все это кончится???
Как правило, колики могут возникать в любое время, пока ребенок сосет грудь или бутылочку. В большинстве случаев, к 6 месяцам колики прекращаются.
Что НЕ ПОМОЖЕТ?
- Эспумизан, плантекс, укропная вода
- успокоительные препараты
- анализы на "дисбактериоз" и лактазную недостаточность
Все перечисленные препараты, к сожалению, не облегчают колики, поэтому давать их бессмысленно.
КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ
запихивать в попу ребенку кусочки мыла, ватные палочки и прочие инородные предметы!
Дети кричат. Крик - единственный способ, которым ребенок может сообщить родителям, что ему плохо. Причинами крика могут быть банальный голод, запачканная пеленка или просто желание внимания. Однако одной из самых частых причин детского крика являются младенческие колики.
Что такое колика?
Коликой мы называем состояние здоровых детей при котором они долго и без видимых причин кричат, при этом их очень трудно успокоить.
Честно говоря, причина младенческих колик наверняка не установлена. Предполагается, что в основе проблемы лежит незрелость пищеварительной системы, но окончательный ответ на вопрос - дело будущего. В итоге дети, страдающие коликами, более беспокойны, но хорошо набирают вес и развиваются не хуже своих более счастливых сверстников.
У кого могут быть колики?
Приблизительно у каждого пятого младенца развиваются колики. Хотя все дети развиваются по своему, можно выделить некоторые общие признаки:
Как правило, колики начинаются в возрасте 2-4 недель и достигают максимума к возрасту 6 недель (естественно, все это усредненные показатели)
Улучшение в большинстве случаев наступает с появлением лепета и дружелюбной улыбки ребенка, то есть в возрасте 8-10 недель.
Проблема разрешается к 3-4 месяцам, хотя у некоторых детей колики могут сохраняться до 6 (очень редко - даже дольше) месяцев.
Как можно понять, есть ли у Вашего ребенка колики?
Эксперты по коликам (есть и такие ВВС) обычно ориентируются на «Правило троек» ("Rule of Threes»)
Проблема
развивается в течение первых трех недель жизни
длится три часа в день и более
повторяется по меньшей мере три дня в неделю
продолжается по меньшей мере три недели
исчезает в возрасте около трех месяцев
Родителям стоит ориентироваться на следующие симптомы:
Продолжительный сильный крик, иногда до 3-5 часов в день В промежутках между эпизодами крика ребенок ведет себя абсолютно нормально.
Часто приступы крика начинаются в одно и тоже время, как будто по часам. Обычно этот «праздник» начинается во второй половине дня, ближе к вечеру.
Крича, дети часто испускают газы, подтягивают ноги к животу, напрягают их.
И что же делать?
Следующие способы могут помочь Вам успокоить плачущего ребенка. Помните, что может потребоваться множество попыток. С опытом Вы поймете, какие способы более подходят для Вашего ребенка. (удачи!)
Свободное (!) пеленание в большом и тонком одеяле (попросите доктора или патронажную сестру, чтобы Вас научили делать это правильно) - это поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Берите ребенка на руки, или держа его на левом боку, или лицом вниз, мягко поддерживая под живот. Несильно погладьте/помассируйте спину. Если ребенок уснул, аккуратно уложите его в кроватку на спину. Помассируйте животик ребенка ПО часовой стрелке. Положите на живот теплую пеленку.
Попробуйте включать звуки, которые успокаивают ребенка - негромкие, ритмичные, нравящиеся самому ребенку - хороши звуки живой природы, морских волн (сейчас такие записи можно купить на дисках, или поискав, скачать в Интернете), жужжащий звук вентилятора, метроном на частоте 60-80 ударов в минуту.
Прогуляйтесь с ребенком, укачивайте его. Успокаивающие движения напоминают младенцам о движениях, которые они чувствовали в матке.
Избегайте перекорма, если ребенок на искусственном вскармливании - никогда не заставляйте ребенка есть, если он не хочет. Попробуйте немножко увеличить перерывы между кормлениями
Если время кормления (на ИВ) еще не пришло, попробуйте предложить ребенку пустышку или помогите найти его большой палец (кулак) - нередко сосущие дети успокаиваются.
В редких случаях ГВ может помочь контроль диеты мамы - хотя период кормления не требует особой диеты, если Вы подозреваете что появление колик связано с употреблением какого то продукта, исключите его на время и понаблюдайте. Если улучшения не произошло, возвращайтесь к обычному рациону. Отказ от пряных продуктов или продуктов, стимулирующих газообразование (лук, капуста) иногда рекомендуют педиатры, научного подтверждения эта рекомендация не получила.
Если ребенок на искусственном вскармливании обсудите с доктором замену смеси - некоторым детям удается подобрать смесь, на фоне которой улучшается состояние.
Ведите дневник, описывающий время и обстоятельства появления приступов - отмечайте, сколько времени Ваш ребенок тратит на еду, какой объем съедает (для ИВ), через какой промежуток времени после сна или еды возникает приступ колик. Обсудите полученную информацию с Вашим доктором.
Не ограничивайте дневной сон ребенка. Всегда сохраняйте спокойствие и доброжелательность, избегайте яркого света и громкого шума, в том числе любимого телевизора.
Чего не надо делать
Использовать лекарственные препараты - нет фармакологических средств, эффективных при младенческих коликах
Соблюдать «строгую диету» кормящей маме
Использовать «укропную воду» и прочие «бабушкины способы»
Кушать пробиотики и всякие «полезные бактерии».
Давать любые добавки, травяные сборы, тибетские (гималайские, алтайские, урюпинские, тьму-тараканьские) составы и пр.
Применять газоотводные трубки и (тем более) клизмы
Давать ребенку рекламируемые «безвредные», «натуральные», «гомеопатические» и прочие средства. Мы будем очень рады, когда хоть кто-нибудь изобретет эффективное лекарство. Но увы…, пока Вы только обогатите производителя.
Помните, что у крика могут быть и иные причины.
Если Ваш ребенок…
Голоден - его естественно, надо покормить. Учитесь видеть ранние призаки того, что ребенок голоден (такие как чмокание губами или поднесение кулаков ко рту). Не доводите до крика - кормите.
Замерз или ему жарко. Оденьте вашего ребенка примерно также, как оделись сами. Учитесь понимать, какую температуру любит Ваш ребенок - не перекутывайте, если ребенку хорошо, но Вам кажется, что ему холодно. И наоборот.
Мокрый или грязный. Дети могут очень часто пачкать пеленку или памперс. Разумеется лежать в луже никому не приятно.
Срыгнул - некоторые дети могут срыгивать значительное количество пищи. Покажите ребенка педиатру, если он срыгивает очень много и часто, при этом теряя или не набирая вес.
Болен - на фоне любой болезни (а дети болеют часто) ребенку требуется много внимания и, если он считает, что нуждается в ласке, Вы узнаете об этом по приступу крика.
Возбудимый - все дети разные и некоторые товарищи имеют просто … непростой характер. Терпим…
Соскучился - и так бывает. Подойдите к ребенку, приласкайте его, спойте песенку, поиграйте, оторвитесь от компьютера и сходите погулять.
Вся информация, приведенная выше, не может заменить очного осмотра и совета педиатра. Возможны и иные решения, которые доктор предложит Вам в конкретном случае.
Важная информация для мам и пап (Именно так в оригинала - эту!!! информацию цивилизованные коллеги считают особенно важной. Расскажите знакомым педиатрам ВВС)
Если Вы чувствуете себя возбужденными и готовыми кричать или плакать, устав от крика ребенка, немедленно оставьте ребенка в безопасном месте и отдохните! Попросите, чтобы другой член семьи или Ваш друг понаблюдал за ребенком хотя бы в течение короткого времени. Вы тоже время от времени нуждаетесь в отдыхе, даже если это - только час, чтобы прийти в себя. Помните: НИКОГДА не трясите Вашего ребенка. НИКОГДА!
Если нет особых причин для тревоги можно на некоторое время (возможно на 10 или 15 минут) положить ребенка в кроватку даже если он продолжает кричать и плакать. При этом Вы должны быть уверены, что ребенок чистый, накормленный и не срыгнул - словом, что все в порядке.
Сообщите Вашему доктору, если чувствуете признаки переутомления, депрессии или не можете справиться с эмоциями. (Так в оригинале - в наших условиях, наверное нужно написать - попросите помощи родственников и друзей - ВВС)
Надежда Емельянова, педиатр-невролог, г. Москва: Я работала врачом педиатром в детском саду и прививала детей. В институте нам буквально на пальцах объяснили, как работает иммунная система, и теперь мне странно, почему я удовлетворилась этими "объяснялками".Если профессора иммунологии недоумевают по поводу сложности иммунитета, открывая все новые и новые механизмы в его функционировании, признаваясь, что очень мало знают об иммунитете, что вакцины опасны, то почему мне все казалось понятным и простым?!
Например, вот что пишет доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории биотехнологии в Институте иммунологии ГНЦ МЗ РФ. Игнатьева Г.А.: "Вакцинация - теоретически самый лучший метод иммунотерапии и иммунопрофилактики. Но есть проблемы, наиболее трудные из которых мы обозначим. Самая крупная из трудных проблем - биологическая опасность самих вакцинирующих препаратов вне зависимости от целевого антигена. Дело в том, что все современные вакцинирующие препараты получают методами биотехнологии с использованием сывороток и клеток животных. У животных, как становится известно нам чем дальше, тем больше, есть чрезвычайно опасные для человека инфекции типа прионных и ретровирусных. Очистить вакцину от примесей, потенциально содержащих эти инфекции, принципиально невозможно (без потери собственно вакцинирующего антигена). Такое серьезное сопутствующее явление заставляет признать, что, вакцинируя население, медицина несознательно нарушает основной принцип - «не навреди».
И теперь, когда я слышу от педиатров, что вакцины "тренируют" иммунитет, что они защищают от инфекционных заболеваний, что вакцины безопасны, мне становится грустно и тревожно, потому что цена таким убогим "объяснялкам" - детское здоровье и детские жизни. Когда мне открылась оборотная сторона вакцинации, которую не афишируют и не преподносят в институте, мне стало страшно и стыдно. Страшно, потому что я поняла, наконец, что я сотворила со своим собственным ребенком, поняла, откуда растут "ноги" у его болячек и чем чревата такая "забота" о его здоровье.
А стыдно - потому что я, будучи врачом, неся ответственность за здоровье доверенных мне детей, так бездумно и легко относилась к вакцинации, а ведь она, по словам г. Онищенко (главного санитарного врача страны) является "серьезной иммунобиологической операцией".
Тут меня мои коллеги педиатры могут упрекнуть: "Понятно, что вакцинация, это не в бирюльки играть, нужен индивидуальный подход!" Здесь все дело в СТЕПЕНИ осознания глубины проблемы. Я ведь тоже очень строго отбирала детей на вакцинацию - обязательный осмотр, термометрия, анамнез (и чтобы никто в семье не болел, не чихал!), когда нужно - анализы, словом, все, что можно сделать в условиях поликлиники... Но надо признать, что эти минимальные данные (а в условиях поликлиники они же - максимальные), НИЧЕГО не говорят о состоянии иммунитета и здоровья в целом у конкретного ребенка. И не надо обманываться и обманывать родителей - даже развернутая иммунограмма и консультация иммунолога не защитят ребенка от побочного действия вакцин, не дадут гарантию, что прививка не спровоцирует серьезное аутоиммунное заболевание, что она не сорвет тонкие механизмы саморегуляции и у ребенка не разовьется диабет, бронхиальная астма, рак крови или другое неизлечимое заболевание.
Если бы родители на самом деле понимали, в какую рулетку они играют, то многие бы задумались.. Я поняла и задумалась.
Сейчас практически невозможно выставить диагноз "Поствакцинальное осложнение". Врач, сделавший это, подписывает себе приговор, поэтому никто не ставит такие диагнозы во избежание неприятностей. Поэтому МЫ НЕ ЗНАЕМ сколько на самом деле детей, пострадавших от вакцинации, и думаем, что очень мало (один на миллион), "пронесет" и на этот раз...
Я видела ребенка, шестимесячного, с которым на третий день после вакцинации случилась клиническая смерть. Его оживили, но он будет идиотом, потому что кора головного мозга погибла. НИКТО из врачей "не вспомнил", что за три дня до клинической смерти ему сделали прививку АКДС.
У нас много разговоров о так называемой концепции информированного согласия на медицинское вмешательство, в частности, на вакцинацию. На самом деле - это пустой звук.
Родитель, желая вакцинировать свое дитя, должен знать, что:
1. По Российскому законодательству ОН ИМЕЕТ ПРАВО на отказ от вакцинации (по любым соображениям, в том числе религиозным) и этот отказ не повлечет за собой НИКАКИХ последствий в виде неприема в детский сад, школу, институт. А те граждане, который чинят таким родителям препятствия, должны иметь дела с прокуратурой.
2. Родитель должен знать, что вакцины - это не лекарства, они опасны и грубо вмешиваются в иммунитет; должен знать, из чего они состоят, как испытываются и какие осложнения вакцинации существуют. Поэтому родитель должен давать ПИСЬМЕННОЕ согласие на прививку и ПОСЛЕ того, как прочитал и понял, что в вакцинах есть мертиолят, чужеродные ДНК, что вакцинация может спровоцировать сахарный диабет, рак, аутоиммунные заболевания, вызвать смерть.
Поэтому я стала доводить до сведения родителей факт существования закона "Об иммунопрофилактике", дающего право на отказ. Многие родители были удивлены, так как не знали, что вакцинация - дело добровольное. Они мне говорили, что не хотели прививать ребенка (или вообще, или какой-то конкретной вакциной) или хотели отложить вакцинацию, но им пригрозили, что без прививок не возьмут в сад, не дадут питание на молочной кухне и они согласились.
Я стала спрашивать родителей, знают ли они о составе вакцин, о способах их производства. Ведь прежде чем дать ребенку какое-то лекарство, каждый посмотрит на его состав и возможные побочные действия. Оказывается, что никто и никогда не видел аннотации к вакцинам перед прививкой. Обычных аннотаций, в которых черным по белому написано, из чего состоят вакцины и официальные осложнения на вакцинацию (например, смерть) никто не видел.
Однажды ко мне подошла главный врач частного медицинского центра и спросила, по какому праву я даю эту информацию родителям. Я ответила, что мой долг, в первую очередь, соблюдать принцип "не навреди", и родитель должен знать как можно больше, чтобы принять осознанное решение прививать - не прививать. Хозяйка этого частного центра тоже "озаботилась" и предупредила меня, что центр работает по программе МИНЗДРАВА, поэтому я не должна давать родителям эту информацию. Дело в том, что вакцинация - еще и прибыльный бизнес, дозу вакцины можно оптом купить за сто рублей, а "вколоть" - за тысячу. А какой бизнесмен не любит быстрой прибыли?
За мной стали следить, ограничили доступ к документации, мотивируя это "врачебной тайной", мне стало противно и я ушла.
В детскую поликлинику я пришла работать неврологом, думая, что теперь не буду связана с вакцинацией так, как была, работая педиатром в саду и в центре. Главного врача сразу предупредила, что я настороженно отношусь к вакцинации и считаю недопустимым вакцинировать детей ослабленных, недоношенных, с явными неврологическими проблемами.
Главный врач со мной во многом был согласен, сказал, что всегда был против вакцинации, что знаменитая педиатр Домбровская (его учитель) резко критиковала прививки, но последняя эпидемия дифтерии поколебала его уверенность. Сказал, что меня с радостью возьмет, но будет перевоспитывать.
Начались будни невролога. Неврологи очень осторожно относятся к вакцинации, особенно детей с проблемами нервной системы. Известно, что скрытая или явная патология нервной системы после вакцинации может манифестировать в виде судорожной готовности. То есть, вакцинация может провоцировать эпилепсию (описанное осложнение на вакцинацию). Я стала в сложных и сомнительных случаях давать медотводы на месяц-два от вакцинации. Родители спрашивали, а как же быть с педиатром, он настаивает на прививке. Я говорила, что РЕШАЕТЕ ВЫ, педиатр может только рекомендовать прививку. Говорила, что есть закон "Об иммунопрофилактике", на основании которого можно оформить отказ от вакцинации, чтобы педиатр "отстал".
Зав. поликлиникой предупредила: "Наступите на горло собственной песне". Однажды на консультации был особенно тяжелый ребенок, угрожаемый по ДЦП (на самом деле-то уже с ДЦП, но такой диагноз ему поставят после года), я запретила делать ему вакцинацию, потому что на ее фоне ДЦП резко прогрессирует. Меня не послушали, тогда я сказала главному врачу, что снимаю с себя ответственность за таких пациентов. Ну что, в самом деле, за игры?! Невролог, понимая всю тяжесть поражения нервной системы и неблагоприятный прогноз, дает медотвод, а педиатр отмахивается от него, как от назойливой мухи, и делает прививку... В общем, перевоспитать меня не удалось и меня уволили.
Педиатры в поликлинике на прием тратят по пять- десять минут (чтобы больше заработать по ОМС), поэтому педиатр - это работник конвейера, подумать ему некогда. Основная его функция - вакцинировать детей, так как другие проблемы будут решать узкие специалисты, или он сам с помощью калполов, кларитинов, флемоксинов. Перед прививкой осмотр осуществляется "на глазок". После прививки не отслеживается состояние ребенка, поэтому педиатр не связывает ухудшение здоровья ребенка с недавно сделанной прививкой.
Неврологи находятся не в лучшем положении - тот, кто задумывается о последствиях вакцинации для конкретного ребенка, дает медотвод, но вопрос о вакцинации решает педиатр, с которого "снимают стружку за недоохваты" прививками. Поэтому невролог получает на следующем приеме еще бОльшую проблему в состоянии здоровья ребенка, но решение о следующей прививке - опять за педиатром.
Разорвать этот порочный круг могут только родители, которые понимают, что вакцинация - "это сложнейшая иммунобиологическая операция" и не дадут разрешение вакцинировать своего ребенка, если считают, что надо подождать или, что прививки вредны и они ОТКАЗЫВАЮТСЯ делать их сознательно. У меня есть под наблюдением здоровые непривитые дети - это СОВСЕМ ДРУГИЕ дети...
Опубликовано в газете "Правда о прививках", №4, 2006 г.
ВДМ 33 см, ОЖ 81 см (как в 1 б. на этом сроке), прибавка в весе 4,5 кг.
Ребеночек с 32 нед. очень низко, треники мучают, особенно ночью, периодически возникают какие- то прострелы с паха в ногу, аппетит - отменный, но при этом постоянно хочу спать…
1. Очень простая поза дляпортрета- модель смотрит на вас через плечо. Обратите внимание на то, как необычно и интересно может выглядеть портрет, если вы будете изменять ракурс.