Если ребенок не говорит в 2 года. Наш опыт.
Хочу поделиться c мамочками своим опытом о том, как мы за 5 месяцев сумели «разговорить» нашего молчуна.
Сейчас все чаще встречаются детишки, которые в 2-3 года не говорят, но при этом они здоровы и не имеют отклонений в умственном развитии. Нас эта проблема тоже не обошла стороной. Когда мой сын не произносил в год положенные 10 слов, я еще ни о чем не переживала - до двух лет молчат многие. Но когда в 2и5 его речевое развитие осталось на уровне нескольких звукоподражаний, и он не говорил даже «мама», я начала бить тревогу.
Считается, если ребенок до трех лет не заговорит, то начинает страдать психическое развитие. Поэтому стоит ли писать о том, как я волновалась за сына и мечтала помочь ему поскорее заговорить.
1) Первым делом мы пошли к неврологу. Врач направил на обследование и назначил таблетки.
В течение месяца мы принимали Пантогам с Кавинтоном. Позже, когда никакой положительной динамики не обнаружилось, нам назначили 10 уколов с Церебролизином + Пантогам и Когитум. Хотелось, конечно, избежать такого вмешательства в организм, но наше отчаяние и страх, что ребенок будет не таким, как все, были намного сильнее. Поэтому мы все-таки проставили уколы и пропили лекарства. После этого начался прогресс - он стал повторять за мной слоги! Однако два слога вместе еще не мог сказать…
Все остальные действия предпринимались практически единовременно, поэтому неизвестно, что именно повлияло, но положительный результат не заставил себя долго ждать. Через 5 месяцев ребенок уже болтал предложениями и цитировал книжки.
2) Мы пошли на занятия в школу развития по системе Марии Монтессори. (Изначально методика была разработана, как коррекционная - для детей с отклонениями в развитии)
Малыш с удовольствием посещал занятия 4 раза в неделю по три часа. Ему было 2,6, поэтому ходил он в тоддлер-группу - без мам. И кстати, это был как раз тот возраст, когда он уже спокойно оставался без меня. Это было важно, поскольку в нашем случае опыт социального общения без маминого присутствия был первым. Ребенок впервые столкнулся с тем, что его мычание никто не понимает, а через месяц занятий он уже пытался что-то говорить окружающим.
Во времена моего детства малышей отдавали в садик очень рано - примерно с 10 месяцев. Конечно, я считаю, что это крайность, однако детки были более адаптированы социально, чем сейчас, и в полтора года они уже стихи рассказывали! Поэтому, на мой взгляд, очень важно ребенка, который не говорит, ввести в социальную среду. Только делать это нужно мягко и постепенно, чтобы не возникло страха или психологического зажима.
3) Потом мы сходили к остеопату.
За два сеанса врач устранил последствия родовой травмы: зажатый грудной отдел позвоночника, несимметрично напряженные мышцы в шейном отделе и напряжение в голове с левой стороны (там же, к слову, находится и речевой центр). Эффект заметили даже педагоги в школе развития - малыш стал какой-то другой, более общительный.
Помимо лекарств, врачей и занятий, которые лишь создают благоприятную базу для дальнейшего развития, я проделала огромную работу с ребенком самостоятельно:
1. Стимулирование речевой активности. Мы пели!
Важно понимать, что речь формируется поэтапно, шаг за шагом:
ЗВУКИ - ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ - ЦЕПОЧКИ СЛОГОВ - ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА - СЛОВА - ФРАЗЫ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Большой ошибкой является мнение о том, что ребенок СРАЗУ ЗАГОВОРИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, если на данный момент он не произносит даже слов.
Как только я осознала, что малыш находится на этапе звуков, я перестала ждать от него слов и уж тем более предложений, а начала стимулировать произношение слогов - сначала одинаковых, к примеру, ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Причем делала это не просто так, а пропевая. Т.е. в любой совместной игре я начинала монотонно напевать цепочку из одинаковых слогов, и через какое-то время ребенок начал за мной повторять! Это был нереальный восторг! Оказывается, петь песенки - заразительно! :)
Потом я пропевала другой слог, пока ребенок не начинал повторять его за мной и т.д. Потом стала стимулировать произношение цепочек из нескольких слогов - ма-мо-му и т.д. Это было оч сложно поначалу. Но не стоит отчаиваться, речь развивается по принципу качелей, сначала раскачивается потихоньку, а потом все сильнее и сильнее и дальше пойдет само.
2. Развитие моторики.
Практически на каждом шагу мне встречалась информация о том, как важно развивать мелкую моторику, и как она существенно влияет на речь. Поэтому мелкую моторику мы развивали практически с самого рождения, играли в пальчиковые игры, перебирали мелкие предметы, пересыпали крупу, рисовали пальчиковыми красками, лепили из пластилина, играли со шнуровками, пуговицами, замочками и т.д., но ребенок не говорил.
И только на одном ресурсе мне встретилась информация о том, что на развитие головного мозга и, в частности, речи влияет крупная моторика. И тут я обратила внимание, что малыш в свои 2,5 года не умел самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам двумя ногами, только приставным шагом. Не умел прыгать, ловить мяч, спотыкался, когда бегал. Не говорю уже об умении кататься на самокате, велосипеде и т.д. Тут, конечно же, мы начали активно развивать ребенка физически. Делали зарядку, прыгали на кровати, кувыркались, учились ходить по лестницам вверх-вниз обеими ногами, играли в мяч, бегали на улице, много ходили пешком, установили дома спорткомплекс.
Вывод такой: без развития крупной моторики бесполезно развивать мелкую, и наоборот. Все взаимосвязано и должно развиваться вместе.
3. Различные упражнения на артикуляцию, дыхание и развитие чувства ритма.
Для развития речевого аппарата важно делать артикуляционную гимнастику. Казалось бы, нет ничего проще и веселее, чем погримасничать с малышом перед зеркалом! Но мой ребенок в упор не хотел высовывать язык и строить рожицы, более того даже злился, когда я начинала показывать эти упражнения. Зато он очень любил есть макароны! Поэтому я варила длинные спагетти и любовалась всей этой «артикуляционной гимнастикой».
Из упражнений на дыхание могу посоветовать - дуть на одуванчики, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки. А наше любимое занятие дуть через трубочку в мыльную воду и делать большую пену!
Для развития чувства ритма можно при чтении стихов в ритм слегка похлопывать ребенка по руке, ноге и т.д. То же самое можно делать и под музыку.
4. Полезные пособия для развития речи:
1) Книжки-ступеньки.
2) Плакат Лены Даниловой. Задавая вопросы по картинке, стимулируем произносить ребенка слова. Вопросы, кстати, на нем же написаны.
Также мой ребенок очень любит рассматривать фотографии с самим собой. Я задавала по ним вопросы: что это? кто это? что делает? где? Поначалу сама же на них и отвечала, но потом малыш начал комментировать фото сам.
3) Очень крутой альбом! В нем собрано все, что необходимо для развития речи - стимулирование произношения слов от простых к сложным, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, артикуляцию, чистоговорки и многое другое.
Когда ребенок начал произносить слова, он практически сразу стал складывать их во фразы и предложения. Сейчас нам три года, а малыш болтает не хуже свои ровесников, рассказывает стихи, цитирует книжки, активно интересуется окружающим миром и даже выдает смешные перлы. Я считаю, что если бы мы ничего не предпринимали, то не известно, сколько бы еще пришлось ждать и нервничать. Очень радостно замечать, как ежедневно происходят положительные изменения благодаря нашим совместным усилиям! Желаю и вам поскорее заговорить! Главное, не ждите, а вовремя начните действовать!