Как организовать домашнее обучение двоих детей разного возраста.
Наши развивающие занятияУ меня пока двое детей :). Дочери 5 лет, сыну 10 месяцев. Дочь в садик не ходит. Мы в сентябре переехали в частный дом и заканчиваем обживаться. Помощников, кроме мужа, у меня пока нет.
Очень много рабочего материала было, когда я занималась с Дашей до рождения Миши, а потом и с другими детьми, и ничего я не выкинула. Теперь родился Миша. Постродовой период адаптации прошёл, болячки садовские прошли, переезд закончился... Можно выдохнуть и заняться систематическим развитием детей.
Для начала, благодаря переезду, я собрала все материалы в коробки. Так удобнее разбирать. Получилось 6 коробок.
По коробке за раз. Материал имеющийся делится между детьми: для Даши и для Миши. Материал для Миши отбирается: то, что подходит до года. Все остальное сортируется по папкам, файлам, подписывается и убирается в коробку с пометкой от 1,5-2 лет. Это значит, что, когда Мише исполнится 1,5 года, коробку снова откроем и отберём задания на ближайшие полгода.
В возрасте Миши сейчас важно физическое развитие, моторика, сенсорика, речь и память, язык, карточки Домана, потешки, пальчиковые игры, стишки, песни, языковые занятия, звуки, музыка, игры с мячом, кубиками, пирамидкой, машинкой, природными материалами, сенсорные коробки, стучали, лабиринты, деревянные конструкторы, звуковые игрушки, игры различные....
Плюс занятий с малышом в том, что старший ребенок часть игр может взять на себя, а вторая часть проводится совместно. Те же пальчиковые игры полезны и малышу, и подросшему ребенку.
Материал для Даши нужно так же рассортировать на: какие развивающие материалы нужны сейчас, а какие убрать.
Обязательно составить список того, чему вы хотите обучить ребенка. Мой список вышел таким:
1 блок "Творчество": рисование, вырезание, аппликации, пластилин, оригами, общие поделки, рукоделие - по одному в день.
2 блок "Обучение": математика, чтение, подготовка руки к письму, языки (английский, армянский, украинский) - блок заданий с утра.
Английский - когда чистим зубы, умываемся, кушаем.
Пока готовится завтрак, можно выполнить задания по математике, чтению, письму. Я считаю, что эти задания должны проводиться ежедневно. Для изучения армянского языка мы хотим нанять няню, которая в игровой форме будет общаться с Дашей и постоянно общаться с Мишей. А украинский у нас в вольном изучении через песни, мультики и книги.
3 блок "Быт": готовка, сервировка стола, уборка, монтессори-занятия, работа в саду, изучение времени, этикет, правила безопасности, психологические игры. Это все проводится с ребенком ежедневно в течении дня в удобное время. Играть в саду, например, она может самостоятельно, когда я в доме с Мишей сплю, а когда приходит садовник, он делится с ней опытом и знаниями. Так же это может быть запланированное занятие - посадить что-то, или поухаживать, познакомиться с растением, улитками, плодами... Время мы изучаем постоянно, плюс я жду тетради Кумон на эту тему. Быт - это то, что составляет нашу жизнь. И созданные условия в доме по методу Монтессори, облегчат естественное обучение ребенка. Можно даже не покупать никаких специальных пособий, главное создать условия и ребенок обучится бытовым "премудростям" Монтессори сам.
4 блок "Общее развитие": география, анатомия, опыты, эксперименты, космос, история, библия, ТЗ окружающего мира.
Это то, что я очень хочу познать вместе с ребенком сама. То, что требует подготовки, финансовых затрат и времени. Поэтому, учитывая обстоятельства, я смогу сделать минимум раз в 1-2 месяца, максимум раз в 1-2 недели.
Но за год, соберется немало интересных мероприятий.
5 блок "Игровая часть": ролевые игры, игры во дворе, игры с детьми, театры, мероприятия, праздники, развитие фантазии, физическое развитие. Из этого списка не все зависит от меня. Кроме пункта - развитие фантазии.
У Даши она уже развита :), теперь нужно направить ее в нужно русло и для этого я купила специальную книгу: "Книга моих историй". С ее помощью можно обучить ребенка придумывать и записывать свои собственные истории по всем правилам написания книги.
Я читаю Даше задачи, наводящие вопросы задаю, она фантазирует,
а я записываю ее истории, собирая маленькую коллекцию рассказов ее собственного сочинения.
Кажется очень много всего, но это то, что я могу дать своему ребенку сама или, подготовив задания, сможет провести любой взрослый.
Поделив этот список заданий на ежедневные задания и еженедельные,
и занятия месяца, согласитесь, так выглядит все не так уж сложно, еще куча времени остается на безделье и игры, и дополнительные кружки.
Главное, чтобы сами занятия не были монотонными и не занимали много времени. За раз 10 минут для интенсивного обучения более, чем достаточно. Захочет сидеть дольше пожалуйста, пусть сидит. Но опять-таки, сидеть 2 часа заниматься творчеством и решать математические задачки не одно и тоже занятие. Я за творчество :).
Поэтому творчество у нас ежедневное обязательное занятие. Для этого я завела 7 папок на кнопках = 7 дней недели. В каждую папку я кладу заготовки.
В папке аппликации лежит альбом с заготовками. Когда используем его, найду другие задания.
Для вырезания использую тетради Кумон.
И для старта в обучении оригами.
Для творчества у меня есть электронная версия интересных заданий.
С подробными описанием, уровнями сложности и заготовками. Вот один из примеров.
Так же есть отдельная папка с разделителями для ежедневных заданий. Они относятся к Блоку 2 "Образование".
В нее я на неделю складываю по разделам материал.
Нужно только достать в удобный момент и позаниматься.
Из занятий недели-месяца у нас театр. Даша очень творческая девочка, поэтому мы уже записаны в очередь на следующий год в Вальдорфскую школу. А дома мы играем в театр и, чтобы разнообразить эти игры и сделать их более творческими и развивающими, обучающими мне помогает вот эта книга.
В ней подробно рассказано как своими руками сделать различные театры. Увлекает даже взрослого.
Мое собственное время появляется, когда дети спят, когда муж дома и когда дети играют вместе. Например, когда они играют вместе я могу помыть голову, сделать укладку, нанести маску на лицо...
Когда Миша спит, я сплю с ним или лежу читаю. Рядом с кроватью у меня есть книги. Так же во время еды на веранде я могу почитать, если сама уже поела и покормила ямищу, а Даша ещё ест. Главное, чтобы Миша в стульчике был занят:).
Дети растут и руки развязываются. Муж уже может увозить и Мишу с собой, а не только Дашу или я могу выйти одна.
Пока мои собственные интересы - это отоспаться. Особенно после ночей, когда у Мишутки лезут зубки. Но в дни, когда детей ничего не беспокоит и я бодра, действительно очень многое можно сделать для себя.
Из задуманного это физическое мое здоровье и мое обучение.
Если мне посчастливиться устроиться на работу-мечты :), у меня уже все организованно и няня легко сможет все провести сама. Ящики, в которых у меня хранятся материалы, так же подписаны. В доме, в который мы переехали, на веранде стояли 2 пластиковые комода по 6 ящиков в каждом. Отмыв из, я перенесла из на кухню и разложила материалы.
Из кружков я бы добавила бассейн для Даши и, может быть, гимнастику, и пение.
Если мой пост оказался полезным, поставьте Лайк. Я буду знать, что не зря до ночи его писала, вместо сна:). И, конечно, рада обратной связи. Спасибо:).