Неговорящий ребёнок: 1 год 8 мес
Наметился небольшой прогресс в понимании речи и экспрессивной речи. Конечно, по сравнению с нормами, дочка отстаёт, но для меня главное динамика относительно её прежнего состояния. А динамика есть. А то к концу прошлого месяца я совсем приуныла и начала было думать, что дела наши совсем плохи: и речь, мне казалось, она плохо понимает, и просьбы только бытовые выполняет, и на имя плохо откликается, не говоря уж об экспрессивной речи.
Прежде всего, наконец-то дочка стала показывать предметы в книжках и вокруг, если попросить. Не в 100% случаев, но часто. Отлегло от сердца, когда увидела, что она понимает и помнит то, что я ей месяцами показывала в книжках, на карточках и вокруг, не получая от неё почти никакой обратной связи.
Лучше стала выполнять просьбы, не связанные с бытовыми рутинами и понятным контекстом (дай жёлтое колечко, где домик собачки? Достань книгу про медведя).
Самый заметный прогресс - в играх. Стала собирать пазлы половинки, досочки сегена. То есть правильно подбирает половинки и находит нужные формы и силуэты, но соединять и вставлять сложные формы в выемки пока не может, моторика не до такой степени развита. Правильно стала подбирать формы для сортеров, но просовывает сама только в тот, что попроще, а в сортер посложнее попадает только с моей помощью.
Появилось несколько новых звукоподражаний, из самых простых. Например, о-о-о (ко-ко-ко), ф-ф-ф (фыр-фыр) и з-з-з (насекомое, пчела), у-у (сова, волк, петух), тс-с (как бежит вода, тихо). В целом, ходит и проговаривает целыми днями га-га-га и ма-ма-ма. Когда увидит что-то интересное, говорит "га" и указывает пальцем. Звуковой запас определённо расширился, стал разнообразнее, больше становится похоже на "свою" тарабарскую речь.
Стала пытаться имитировать движения (прикладывает палец к губам тс-с, пытается показать рожки, берёт себя нос при пальчиковой игре про комарики), раньше этого почти не было.
Прогресс связываю частично с тем, что полностью исключили мультики. Раньше тоже ими не злоупотребляли, но около часа в день выходило. Включала, когда готовила. Оказалось, что можно обойтись и без них. Возможно, это дало толчок, потому что разгрузило нервную систему.
На днях начали курс Магне В6 и Когитума, которые нам прописал невролог. Долго взвешивали и думали, стоит ли. Решили, что хуже вряд ли будет, а есть шанс, что простимулирует развитие нервной системы и соответственно даст толчок и речи. В общем, будем наблюдать.