Про четырехлеток
Интересная статья на совершенно ужасно оформленном сайте=)) -
Были волнующие моменты: повышенная обидчивость; эмоциональное поведение, сопровождащее неудачи, страхи (сны). Оказывается, это возрастная особенность (я про поведение). Скопирую статью к себе для удобства чтения и повторного обращения к ней (красное выделение - для себя).
Возраст «Почемучки»
Возраст "почемучки". Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше. У него появляются новые и все более глубокие познавательные интересы. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?" "Как?".
Сначала малыш выслушивает ответ взрослого не очень внимательно, то и дело отвлекаясь на самостоятельные исследования предметов. Но наступает момент, когда познавательные интересы буквально захлестывают его и он задает в день сотни вопросов, требуя быстрых и точных ответов о происхождении и устройстве мира, взаимосвязи явлений в природе: почему ночью светит луна, а днем солнце, откуда дует ветер, где кончается земля и т.д.
От простого к сложному
Возникновение и развитие речи к трем годам позволяет ребенку выйти в своих познавательных интересах за рамки конкретной ситуации. В это время родители часто упрекают малыша в придумывании того, чего на самом деле нет, а он обижается и плачет. Малыш с гордостью демонстрирует свои достижения и до слез огорчается, если взрослые не разделяют его чувств.
Одним словом, ребенок вступает в новый этап своего развития.
Изменяется и характер его общения со взрослым - теперь это не практическое сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды).
Возрастные рамки такого общения весьма размыты. Можно встретить взрослых людей, которые так и не доросли до него, а среди малышей, умеющих говорить, эта форма общения может встречаться уже у трехлеток. У многих дошкольников она доминирует среди других видов общения вплоть до 7 лет, то есть до поступления в школу. Средний показатель весьма условный - от 3 до 5 лет.
Мир людей
Первые вопросы ребенка звучат так, словно он и не ждет ответа, а просто вслух их формулирует: "И чего это кошка мяукает? Что ли, есть хочет или боится чего?"
Постепенно общение на познавательные темы приобретает у ребенка характер настойчивого поиска истины. Он требует полного внимания и серьезности от старших. Если они в это время заняты чем-то еще, ребенок требует, чтобы к нему отнеслись ответственно: "Ты говори прямо мне, а то все режешь и режешь там чего-то".
Один и тот же вопрос малыш может повторять много раз, особо животрепещущий - развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он должен быть уверен в надежности получаемой информации. Вопрос может возникнуть в общении с другим ребенком, и он задает его взрослому как авторитетному арбитру, при этом делая вид, что он сам его придумал: "А ведь ветер никто не дует. Он сам получается. А Ира говорит..."
Однако и знания самого ребенка, его понимание происходящего - повод для обращения к взрослым, потому что только они способны компетентно их оценить. У детей младшего (3-4 года) и особенно среднего (4-5 лет) дошкольного возраста - повышенная чувствительность к реакции взрослого.
Они радуются похвале и очень огорчаются замечаниям. Конечно, и до 3-х лет ребенок ищет похвалы взрослого, но замечания часто пропускает мимо ушей. Дошкольник же 4-5 лет на неодобрение или замечание реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами. Подобная повышенная чувствительность не случайна: она отражает какие-то важные особенности детей, требующих похвал и не желающих мириться с замечаниями, которые они воспринимают как личную обиду.
К трем годам у ребенка формируются новые отношения с людьми и вещами. До этого возраста малыш просто манипулировал предметами, выделяя их внешние свойства: цвет, величину, форму. Когда же он стал пользоваться ими по назначению - перед ним стали раскрываться их качества.
Невидимые связи
На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении взрослого. Но какая связь между уважением и познанием?
Детей среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте со взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесется к вопросу ребенка как к чему-то действительно важному. Ведь ребенок, вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если они не станут смеяться над ним.
Единственным убедительным показателем признания дети в этом возрасте считают похвалу. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы - он обидчив, склонен к аффективному поведению. И напротив - обидчивые дети строят свое общение с взрослыми по преимуществу на познавательных темах. Ранимость ребенка среднего дошкольного возраста - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Конечно, у разных детей она проявляется по-разному, но наблюдается практически у всех.
Обостренная потребность в уважении может стать основой серьезных нарушений в поведении и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. А взрослый, не учитывая этой особенности, нарушает, не желая того, стремление ребенка к той или иной деятельности.
4-летняя Лена. увлеченно вырезает детали узора из цветной бумаги и наклеивает их на белый лист в соответствии с образцом. Взрослый справедливо, но с ноткой неудовольствия и раздражения замечает: "Неправильно, неопрятно, криво. Где должен быть красный кружок? Посмотри! А у тебя где?" Лена опускает голову и прекращает работать. Попытки вернуть ее к делу безуспешны. На лист бумаги капают крупные слезы. "А ты еще и плакса!" Всхлипывания становятся громче, с бормотанием: "Я неумеха, неумеха".
Что произошло? Справедливое замечание взрослого о конкретных огрехах Лена восприняла как порицание ее личности в целом. Для нее оно подразумевало: "Ты вообще неумелая, ты всегда такая плохая". На фоне детского стремления заслужить уважение взрослого его слова особенно обидны. В будущем это может привести к нежеланию ребенка заниматься тем, что может вызвать у взрослого такое отношение.
Как должен поступать взрослый?
Взрослый, конечно, должен делать ребенку замечания. Но, оценивая конкретную работу, он может тоном, словом, улыбкой отделить свое отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию.
Первое всегда должно быть положительным, второе на этом фоне может прозвучать и отрицательно, но будет воспринято малышом спокойно и поможет ему овладеть делом, формируя такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность.
Был проведен такой эксперимент. Детям предложили выполнить одно задание, несколько раз подчеркнув его сложность: "Собери стульчик из этих пластмассовых деталей. Посмотрим, удастся ли тебе это. Вообще-то даже большие ребята не всегда могут хорошо его собрать". Дети с ситуативно-деловым уровнем общения не усердствовали: кто-то сразу обратился за помощью к взрослым ("Сделай ты - я не могу"), кто-то затеял с детальками свою игру и т.д. Дети с вне ситуативно-познавательным уровнем общения старались справиться с заданием самостоятельно, но после каждого действия украдкой или открыто искали одобрения взрослого.
Эти дети проявляют настойчивость и самостоятельность, чтобы заслужить уважение взрослого и в обычных условиях жизни. Они отличаются и другой примечательной особенностью фантазированием, созданием фантастических образов животных, людей, приключений.
Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей, позволяет им жить не только здесь и сейчас, но и в дальних странах, иных мирах, космических путешествиях, в будущем. Как правило, они не верят в реальность выдуманного, но иногда как бы утрачивают грань между реальностью и нафантазированным. И когда они рассказывают об этом
взрослым, те в ответ обвиняют их в лживости.
Слабого физически и несколько нескладного Никиту постоянно донимал в детсаду забияка и силач Миша. Однажды, придя домой, Никита рассказал маме, что сегодня он так избил Мишку, что у того текла кровь из носа, выпали два зуба и ему вызывали "скорую помощь". Встревоженная мама утром выяснила у воспитательницы, что это Миша побил, как всегда, Никиту. Но в своих фантазиях Никита отомстил Мише и поверил в это - в фантазиях все желания и мечты сбываются.
Становление умственной и духовной жизни
Вне ситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.
Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск малыша - уже настоящее дело.
"Какие еще белые киты? Откуда я знаю, почему они белые? Ты лучше скажи, почему твоя рубашка утром была белая, а сейчас черная, грязнуля?" - сердится взрослый. А ребенок не только остался без ответа, но его еще и обидели. В другой раз над ним посмеялись за попытку пересчитать крапинки на божьей коровке. В третий - не поддержали разговор о том, почему одни цветы закрываются на ночь, а другие - нет. И вот начавшийся было пробуждаться интерес к миру никнет. Любознательность не получает развития. Дошкольник застревает на том, что имеет отношение к его жизни здесь и сейчас.
Если же взрослый осознает важность познавательных бесед, он всегда найдет для них 15- 20 минут свободного времени. "Ну что интересного ты узнал сегодня?", "А что нового ты увидела сегодня в садике?" Если ребенок непоседа и ему трудно вести такие беседы, дайте наглядную опору - книгу с иллюстрациями, картинку, муравейник, кошку с котятами. Отталкиваясь от них, постепенно переводите его к размышлениям о скрытой сути вещей.
Физиологическое и психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет)
В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка.
В младшем дошкольном периоде - с 4 до 5 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, рост детей замедляется до 4-5 см в год.
Вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте 1 года + (2 кг х п), где п - возраст ребенка.
Если вес ребенка в 1 год был равен 10 кг, то в 6 лет он должен быть равен: 10 4- (2 х 6) = 22 кг. Можно и примерно рассчитать вес, зная, что к 7 годам ребенок должен удвоить вес, который он имел в годовалом возрасте.
В 4-5 лет кожа утолщается, становится более эластичной, более стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться.
В возрасте 4 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани.
Движения ребенка становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнообразнее.
Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности. В возрасте 4-5 лет в организме и мальчиков, и девочек происходят значительные изменения. В этом возрасте у ребенка становится более выносливой сердечно-сосудистая система. Увеличивается масса сердца, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых.
К 4 годам у малыша постепенно увеличивается словарный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Именно в этом возрасте малышу необходимо много читать: он это очень любит и легко запоминает прочитанное. Малыши в 4 года очень любят отгадывать загадки, поэтому пополните вашу библиотечку книжкой с загадками.
С 4 лет ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует животных и другие предметы, окружающие его. Полезно 4-летнему ребенку и раскрашивать познавательные рисунки (например, про животных). Дошколятам необходимо готовить руку к письму, развивать координацию движений.
Так как в этом жизненном периоде ребенок еще ориентирован на подражание взрослым, он с удовольствием повторяет их действия, слова и выражения. По этой причине людям, воспитывающим детей, просто необходимо тщательно следить за своим поведением и речью.
С 4 лет у ребенка начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.
Примерно в 4 года у малыша появляются познавательные эмоции, формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности - складывается система эмоциональных отношений.
В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Присмотритесь: малыш уже может делать самостоятельные суждения, высказывает свое мнение. Часто дети в этом возрасте любят игры-4угадайки» (например, он может отгадывать животное, которое изобразили ему старшие). Обратите внимание, что малыш очень любит
·слушать, как вы читаете ему книги. В этом же возрасте ребенку можно приобретать такие игры, которые помогут ему сформировать свои собственные суждения, попробовать себя в какой-то роли. Лучше всего для этих целей подходят наборы парикмахера, врача, повара, игрушечный телефон, кукольный домик с мебелью., машины и т.д.
Маленького ребенка очень легко научить чему-либо, настолько он просто схватывает все на лету и впитывает в себя, как губка. Обязательно старайтесь поощрять его любознательность, объясняйте ему в процессе игр все, что его интересует, честно и доступно отвечайте на его вопросы. Полезно рассматривать вместе с ним две одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали («Найди отличие»). Но не предъявляйте повышенных требований: 3-5-летние дети способны заниматься чем-то, не отвлекаясь, максимум 10 минут.
Специалисты считают, что 4 года - идеальный возраст для того, чтобы сделать первые шаги на компьютерном экране. Занятие на компьютере не должно превышать 10 мин. Надо показать малышу, как включать и выключать компьютер, управлять «мышью»
перемещаться по экрану. К 4 годам координация движений ребенка стала увереннее, улучшилась ориентация в пространстве, развилась мелкая моторика. Родители часто просто поражаются проворству и быстроте реакций 4-летнего малыша, освоившего компьютер.
Надо только следить, чтобы ребенок, познакомившись с компьютером, обязательно занимался и другими играми, рассматривал картинки, изучал азбуку.
С возраста 4 лет можно начинать учить ребенка иностранному языку, только делать это следует в игровой форме и безо всякого принуждения. Лучше, если е малышом поработает специалист.
Возраст 4-5 лет - самый благоприятный период для развития общей одаренности и имеющихся способностей (умственных, художественных, музыкальных, двигательных). Если малыш к чему-то проявляет особое внимание, следует поощрять его интерес, помочь ему в выбранных им занятиях. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал так и не был замечен и раскрыт.
В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется всякого рода любопытство к предметам, которые он раньше не замечал. Слышали ли вы когда-нибудь про термин «половое любопытство»? Психологи понимают под этим выраженное у детей 3-4 лет стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного.
Тем не менее осознание половой принадлежности является основой формирования психической структуры, определяющей поведение, принятое в данном обществе для мужчин и женщин. Поэтому задачей воспитания является постепенное формирование представлений о должном характере поведения мальчика или девочки. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка в дальнейшем.
В возрасте 4-5 лет у малыша присутствуют определенные страхи: больше всего он боится потерять любовь и внимание взрослых. Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваша любовь и внимание к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное - больше общайтесь с малышом, вызывайте у него самые разнообразные положительные эмоции. Очень хорошее воздействие на развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном. Конечно, каждый малыш уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей, которые и на самом деле должны вникнуть в проблемы детей чуть глубже, потратить на них времени чуть больше. Главная задача - тактично и грамотно помочь малышу в преодолении всех его страхов и проблем.
Малыш к 4 годам значительно повзрослел. Главное на этом этапе - помочь ему правильно сформировать свое отношение к окружающему миру, развивать его способности. Читайте ему больше, общайтесь с ним на равных - ребенок это очень ценит, общайтесь с ним и дома, и на улице, и во время игр и спортивных занятий.