Катя
13 лет
Цитата про чтение
Ух ты! В книге моей уже любимой Шишовой есть оказывается даже про чтение. Ее книги мне так нравятся, что хоть все выкладывай, но ограничусь пока на тему чтения, учитывая, что много было разговоров на эту тему.. Но в цитате немного совсем сказано именно про малышковое чтение, взято из книги про воспитание детей от 4 до 14 лет. Тем не менее, интересно.
Итак... что там пишет Шишова (будет не мало текста):
"Все дело в том, что у дошкольников и младших школьников еще не развито так называемое "эйдетическое чтение", при котором печатное слово порождает внутренний "видеоряд" образов. С трудом разбирая по складам "наша Таня громко плачет", дети не могут одновременно представлять себе зареванную девчушку, стоящую на берегу, и упавший в речку мячик. Поэтому-то малышам так необходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Иллюстрации дают толчок "видеоряду", но не заполняют его целиком, оставляя простор для фантазии ребенка. Учась читать, малыш постепенно учится видеть внутренним взором картины и образы, нарисованные писателем.
Однако дело это достаточно долгое и трудоемкое. Куда легче быть пассивным потребителем экранной продукции, где все тебе преподносится на блюдечке: и образный, и словесный, и звуковой ряд. И все такое броское, красочное, запоминающееся!
Но для фантазии в этом случае места не остается, она оказывается заблокированной. А значит, читать будет еще труднее. А трудное отталкивает... Так возникает порочный круг, который большинство детей пытается разорвать самым естественным для них способом: идя по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от чтения вообще.
Поэтому все больше специалистов приходят к выводу, что с раннего детства приучать детей к чтению вредно для их дальнейшего развития.
Ну да, ведь ребенок должен дозреть до желания науиться читать, а сейчас этого часто не происходит. Он просто не успевает по-настоящему захотеть и относится к чтению как к тяжелой повинности, навязанной ему взрослыми. Что, естественно, не вызывает у него энтузиазма.
Раньше педагогика была гораздо менее навязчивой, плавной. Как теперь принято говорить, "природообразной". Взрослые не торопили развитие ребенка, справедливо считая, что всему свое время.
И такое время действительно наступало. В один прекрасный день - обычно годам к шести - ребенку вдруг становилось обидно, что окружающие умеют читать (особенно если у него были старшие братья или сестры), а он - нет. Тогда он брал книгу и делал вид, что читает, а на самом деле повторял давно выученные наизусть стихи, сказки, рассказики. И на некоторое время успокаивался. Но потом обязательно находился какой-нибудь вреднюга, который начинал над ним подтрунивать. И у задетого за живое шестилетки (а в этом возрасте для большинства детей мнение сверстников становится уже достаточно значимым) появлялся действительно мощный стимул к обучению. Так научились читать и я сама, и множество моих знакомых.
Сейчас же родители начинают уроки чтения в четыре (а то и в три!) года, когда у многих ребятишек еще нет никакой ориентации на сверстников. Значит, играть на их самолюбии бесполезно. Да и желание "быть большим" в этом возрасте вполне удовлетворяется гораздо более простыми средствами. Разрешили ребенку самому спуститься с лестницы, не держась за руку взрослого, он уже чувствует себя повзрослевшим. А если дали в руки ножницы или молоток - то это вообще предел мечтаний!
Все прекрасно знают, что тепличные овощи, выращенные в ускоренном режиме, не сравняться по вкусу и питательным свойствам с грунтовыми, созревание которых происходило "природообразно". Но почему-то, когда речь заходит о детях, мы поторой забываем, что природа мудрее нас.
Как пробудить у детей тягу к чтению?
Давайте ребенку понять, что чтение - это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игры и игрушки.
Для этого, конечно, нужно и самим дружить с книгами. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков (даже скрытых): дескать, вон они какие молодцы, а ты... Обидевшись сын или дочка могут заупрямиться. Если вы будете действовать тактично, у вашего ребенка скорее всего возникнет мысль: "А что я, хуже других? Почему бы и мне не попробовать?"
Но и тогда, когда ребенку захочется научиться читать, не торопитесь. Лучше его немножко "поманежить", закрепляя ощущение желанности предстоящих трудов.
Сами же труды имеет смысл облечь в игровую форму.
Мои дети, например, выучились читать, играя в школу. Мы усаживали на диван игрушки. Плюшевый мишка был "назначен" отличником, растрепанная кукла Катя (ее роль озвучивала я) постоянно запиналась и путалась. Детям приходилось ее поправлять, и обучение шло незаметно, в охотку. Казалось, мы просто веселимся.
А теперь, пожалуй, самое парадоксальное. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно... КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ЧИТАТЬ ВСЛУХ.
Обычно же происходит прямо противоположное: когда ребенок начинает более или менее бегло читать, его норовят поскорее отправить в "свободное плавание". У родителей благодаря этому, конечно, появляется больше свободного времени. Но становление ребенка как читателя идет гораздо медленней. Читать ему еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, скучное занятие отвращает... В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Что, как вы понимаете, не будет способствовать развитию интеллекта.
Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии. А параллельно исподвольучится связывать слова с возникающими в его фантазии образами. Я уж е говорю о том, что взрослый может по ходу дела пояснять значение незнакомых слов и отвечать на вопросы ребенка, облегчая ему понимание текста.
Но главное даже не это, ато что книга становится предметом долгого разговора, обсуждения, спора. То есть вашим общим достоянием, "валютой общения". Что, конечно, поднимает ее престиж в детских глазах. А то ведь для многих детей книга - это некий барьер, отгораживающий их от родителей.
Сколько раз они слышат от нас:
- Не вертись под ногами! Пойди лучше почитай.
Или наоборот:
- Дай дочитать! На самом интересном месте прервал.
В подобных случаях детская неприязнь к чтению может быть обусловлена элементарной ревностью. Так ненавидят соперника, отнимающего у нас любимого человека."
Итак... что там пишет Шишова (будет не мало текста):
"Все дело в том, что у дошкольников и младших школьников еще не развито так называемое "эйдетическое чтение", при котором печатное слово порождает внутренний "видеоряд" образов. С трудом разбирая по складам "наша Таня громко плачет", дети не могут одновременно представлять себе зареванную девчушку, стоящую на берегу, и упавший в речку мячик. Поэтому-то малышам так необходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Иллюстрации дают толчок "видеоряду", но не заполняют его целиком, оставляя простор для фантазии ребенка. Учась читать, малыш постепенно учится видеть внутренним взором картины и образы, нарисованные писателем.
Однако дело это достаточно долгое и трудоемкое. Куда легче быть пассивным потребителем экранной продукции, где все тебе преподносится на блюдечке: и образный, и словесный, и звуковой ряд. И все такое броское, красочное, запоминающееся!
Но для фантазии в этом случае места не остается, она оказывается заблокированной. А значит, читать будет еще труднее. А трудное отталкивает... Так возникает порочный круг, который большинство детей пытается разорвать самым естественным для них способом: идя по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от чтения вообще.
Поэтому все больше специалистов приходят к выводу, что с раннего детства приучать детей к чтению вредно для их дальнейшего развития.
Ну да, ведь ребенок должен дозреть до желания науиться читать, а сейчас этого часто не происходит. Он просто не успевает по-настоящему захотеть и относится к чтению как к тяжелой повинности, навязанной ему взрослыми. Что, естественно, не вызывает у него энтузиазма.
Раньше педагогика была гораздо менее навязчивой, плавной. Как теперь принято говорить, "природообразной". Взрослые не торопили развитие ребенка, справедливо считая, что всему свое время.
И такое время действительно наступало. В один прекрасный день - обычно годам к шести - ребенку вдруг становилось обидно, что окружающие умеют читать (особенно если у него были старшие братья или сестры), а он - нет. Тогда он брал книгу и делал вид, что читает, а на самом деле повторял давно выученные наизусть стихи, сказки, рассказики. И на некоторое время успокаивался. Но потом обязательно находился какой-нибудь вреднюга, который начинал над ним подтрунивать. И у задетого за живое шестилетки (а в этом возрасте для большинства детей мнение сверстников становится уже достаточно значимым) появлялся действительно мощный стимул к обучению. Так научились читать и я сама, и множество моих знакомых.
Сейчас же родители начинают уроки чтения в четыре (а то и в три!) года, когда у многих ребятишек еще нет никакой ориентации на сверстников. Значит, играть на их самолюбии бесполезно. Да и желание "быть большим" в этом возрасте вполне удовлетворяется гораздо более простыми средствами. Разрешили ребенку самому спуститься с лестницы, не держась за руку взрослого, он уже чувствует себя повзрослевшим. А если дали в руки ножницы или молоток - то это вообще предел мечтаний!
Все прекрасно знают, что тепличные овощи, выращенные в ускоренном режиме, не сравняться по вкусу и питательным свойствам с грунтовыми, созревание которых происходило "природообразно". Но почему-то, когда речь заходит о детях, мы поторой забываем, что природа мудрее нас.
Как пробудить у детей тягу к чтению?
Давайте ребенку понять, что чтение - это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игры и игрушки.
Для этого, конечно, нужно и самим дружить с книгами. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков (даже скрытых): дескать, вон они какие молодцы, а ты... Обидевшись сын или дочка могут заупрямиться. Если вы будете действовать тактично, у вашего ребенка скорее всего возникнет мысль: "А что я, хуже других? Почему бы и мне не попробовать?"
Но и тогда, когда ребенку захочется научиться читать, не торопитесь. Лучше его немножко "поманежить", закрепляя ощущение желанности предстоящих трудов.
Сами же труды имеет смысл облечь в игровую форму.
Мои дети, например, выучились читать, играя в школу. Мы усаживали на диван игрушки. Плюшевый мишка был "назначен" отличником, растрепанная кукла Катя (ее роль озвучивала я) постоянно запиналась и путалась. Детям приходилось ее поправлять, и обучение шло незаметно, в охотку. Казалось, мы просто веселимся.
А теперь, пожалуй, самое парадоксальное. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно... КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ЧИТАТЬ ВСЛУХ.
Обычно же происходит прямо противоположное: когда ребенок начинает более или менее бегло читать, его норовят поскорее отправить в "свободное плавание". У родителей благодаря этому, конечно, появляется больше свободного времени. Но становление ребенка как читателя идет гораздо медленней. Читать ему еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, скучное занятие отвращает... В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Что, как вы понимаете, не будет способствовать развитию интеллекта.
Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии. А параллельно исподвольучится связывать слова с возникающими в его фантазии образами. Я уж е говорю о том, что взрослый может по ходу дела пояснять значение незнакомых слов и отвечать на вопросы ребенка, облегчая ему понимание текста.
Но главное даже не это, ато что книга становится предметом долгого разговора, обсуждения, спора. То есть вашим общим достоянием, "валютой общения". Что, конечно, поднимает ее престиж в детских глазах. А то ведь для многих детей книга - это некий барьер, отгораживающий их от родителей.
Сколько раз они слышат от нас:
- Не вертись под ногами! Пойди лучше почитай.
Или наоборот:
- Дай дочитать! На самом интересном месте прервал.
В подобных случаях детская неприязнь к чтению может быть обусловлена элементарной ревностью. Так ненавидят соперника, отнимающего у нас любимого человека."
Алена
Кать, а что это за Шишива? Кинь ссылочкой, я думаю, мне интересно должно быть, судя по сходству наших взглядов))
19.04.2011
Ответить
Катя
Ссылки, к сожалению, нет на эту книгу. Но есть ссылка на ее статьи на различные тематики, в основном все касается семьи, детей, ну и общества. Она детский и семейный психолог. Православная. Что мне нравится в ее книгах - она пишет книги для всех, не обз православных, т.е. советов молиться за то и за это там нет + нет совершенно взятых с потолка нововведений в детской и семейной психологии... к сожалению, сейчас много где достаточно поверхностное раскрытие вопроса и причем неверное.. и в журналах и в книгахhttp://rusk.ru/author.php?idau=2193&page=5 Тут статьи можно выборочно почитать. А книги в инет магазах покупать.
19.04.2011
Ответить