Мамам мальчишек.
Замечательная книжка Стива Билалфа "Воспитывать мальчишек...Как?".Много чего интересного нашла для себя.Понятно,что многое из написанного мы уже когда-то слышали и знаем,и кажется,даже помним и применяем на практике,но почему же так часто встречаются никакие мужчины,которым даются живописные сравнения "ни рыба ни мясо","не пришей кобыле хвост" и т.д.?так хочется выростить хорошего сына,впустить его во взрослую жизнь, в свободный полет и при этом не потерять его из виду,не лишить себя возможности оставаться близким для него человеком,мамой...Что-то меня понесло на размышления,опять не буду спать пол ночи.
А вот и кое-какие мысли из книги(дальше много слов,мамам сыновей рекомендуется):
Мозг в высшей степени восприимчив к обучению, если оно проводится вовремя. Что касается речи, то ее нужно развивать в возрасте от нуля до восьми лет. В последующие годы продолжаем это развитие, но, чем старше ребенок, тем труднее изменить строение этой мозговой извилины.
Вы можете помочь своему сыну приобрести навыки обшения, но начинать нужно с младенческого возраста. Наградой вам станет то, что ваш ребенок будет лучше читать, писать и говорить к моменту поступления в школу. И вот практические советы...
1. Как «разговорить» ребенка
Дети усваивают разговорный язык шаг за шагом. Младенцы в возрасте до одного года начинают бормотать и активно жестикулировать, словно подсказывая нам, что они готовы учиться разговаривать! Значит, пора учить их словам.
• Если ребенок бормочет, повторяйте ему слово, которое он явно имеет в виду. Например, малыш произносит: «Кук, укук!» и показывает на игрушечную утку. Вы говорите: «Утка! Утка Джонни!» Вскоре и Джонни начнет произносить слово «утка».
• Малышу, который начал ходить и произносит отдельные слова (скажем, «молоко»), вы даете уже словосочетание — «бутылка молока». Это поможет ему продвигаться вперед, усваивая связь слов.
• С ребенком, который уже произносит словосочетания из двух или трех слов, можно строить предложения. Например, он произносит: «Гевин грузовик!» Вы отвечаете: «Гевин хочет грузовик? Вот грузовик Гевина!» И так далее.
Короче говоря, дети лучше усваивают навыки обшения, когда вы постепенно усложняете задание. И, кстати, им нравится эта игра. Все любят общаться.
2. Объясняйте детям, что к чему
Время, которое вы проводите с детьми, занимаясь вполне рутинными делами — путешествуя, выполняя работу по дому, прогуливаясь по парку,— можно проводить с большой пользой. Болтайте с детьми, объясняйте им, что к чему, отвечайте на их вопросы. Как ни странно, некоторые любящие и заботливые родители, похоже, не понимают, что мозг их ребенка созрел для общения. Не стесняйтесь — рассуждайте с детьми, рассказывайте им истории, да просто болтайте! Например: «Видишь этот рычаг? Он приводит в действие стеклоочистители. Они смахивают со стекла капли дождя». «Этот пылесос извергает сильный поток воздуха. Он всасывает грязь и пыль, которые попадают в пылесборник. Хочешь включить сам?»
Такая беседа — разумеется, при условии, что вы не перестараетесь и не утомите ребенка бессмыслицей,— дает ему неизмеримо больше, чем последующее дорогостоящее образование.
3. Читайте детям с раннего возраста
Даже если вашему ребенку всего лишь годик, вы вполне можете наслаждаться совместным чтением детских книжек, особенно стихов и ритмичных считалок. С того момента как ребенок видит книгу у вас на коленях, начинается его любовь к чтению, ему нравится смотреть картинки, слушать ваш голос. Вы можете подогреть этот интерес, выбрав забавные интонации или придав своему голосу театральности. Читая книгу, усадите ребенка к себе на колени или лягте с ним в постель перед сном.
Когда у ребенка появятся любимые рассказы, вы можете начать с ним игру «в предсказание». «И маленький котенок сказал..?» — вы делаете паузу, и ребенок сам заканчивает фразу: «...Мяу!» Предсказание — очень важная часть процесса чтения. Хорошие читатели могут угадать, какое слово последует дальше.
Помните, что, затевая игру в «предсказание», вы должны настроиться на игривый лад, подталкивая ребенка к тому, чтобы он немного «растягивал» свою мысль. Дети это делают с удовольствием.
Вышеперечисленные обучающие игры очень полезны всем детям, но особенно мальчикам, поскольку они предрасположены к проблемам с речью и общением. Мы должны им помочь. Да к тому же эти игры в высшей степени забавны!
ПОСКОЛЬКУ МАЛЬЧИКИ ЧАСТО: (1)
МЫ ДОЛЖНЫ:(2)
(1)...склонны переживать разлуку...
(2)...выказывать им столько же внимания, сколько и девочкам, а кроме того, не отдавать в ясли до трех лет.
(1)...под влиянием тестостерона склонны спорить и проявлять упрямство — особенно в возрасте около четырнадцати лет...
(2)...спокойно выводить их из конфликтных состояний, приводя разумные доводы, без криков или нападок. Четко обозначить, что наличие хороших манер обязательно. Ни в коем случае не прибегать к жестокости и угрозам. Отец должен стать примером для подражания и настаивать на проявлении уважения к матери.
(1)...из-за всплеска роста становятся рассеянными и неорганизованными, особенно в возрасте около тринадцати (Это относится и к девочкам.)...
(2)...помочь ребенку организовать распорядок дня, приучить убирать в комнате, выполнять домашнюю работу, правильно распределить школьную нагрузку.
(1)...испытывают приступы физической активности, которую необходимо выплеснуть...
(2)...помочь организовать активный досуг, в котором нашлось бы время и место для физических упражнений и спорта.
(1)...медленнее развиваются в плане умственной деятельности, отстают в развитии малой моторики...
(2)...отложить поступление в школу, пока ребенок не обретет навыки письма и работы с бумагой, не научится держать ножницы и другие предметы.
(1)...испытывают затруднения, связанные со слабой связью между речевым и чувственным центрами головного мозга...
(2)...читать им, рассказывать истории, много говорить с ними и объяснять, что к чему, особенно в возрасте от года до восьми лет.
(1)...нуждаются в четком своде правил и понимании того, кто главный...
(2)...организовать спокойную и размеренную обстановку дома и в школе. Избегать школ, в которых процветает грубое обращение с учениками.
(1)...имеют более мускулистое тело...
(2).. .учить их не драться и не причинять боль другим. Учить их убеждать словами, а не кулаками. (См. также нашу книгу «Секреты счастливого детства», в которой приводятся методы дисциплинарного воздействия без побоев, упреков и обвинений.)
(1)...склонны прежде действовать, а потом думать.
(2)...по-дружески объяснить им, какие существуют варианты решения проблем, подсказать, что нужно делать в различных жизненных ситуациях.
Если вдуматься, в истории было немало таких масштабных личностей — Ганди, Мартин Лютер Кинг, Будда, Иисус. У них были смелость и решительность, но в то же время они умели сострадать и любить других. Эта смесь непобедима, и именно к ней надо сегодня стремиться.
О ПРОЯВЛЕНИИ ЧУВСТВ
В этом году произошло одно печальное событие, которое вызвало у меня желание расплакаться, но я не решался дать волю чувствам, зная, что мой двенадцатилетний сынишка находится рядом. Мне позвонили по телефону и сообщили, что моему хорошему другу поставлен окончательный диагноз — рак. Я был в шоке, повесил трубку и попытался сдержать слезы. Я прошел в гостиную, думая про себя: «Разве это нормально? Разве я могу позволить, чтобы сын видел меня в таком состоянии?» Ответ пришел тут же: «Конечно, очень хорошо, что он увидит меня таким».
Я подошел к жене, обнял ее и так и стоял, прижавшись к ней и задыхаясь от слез. Потом я почувствовал, что подошел мой сын и его рука легла мне на плечо — он утешал меня! Так мы стояли все трое, обнявшись. Это было удивительно. Мы все испытывали невероятное ошушение близости и теплоты.
Возможно, увидев меня в таком состоянии, сын поймет, что, если ему это потребуется, он тоже сможет дать волю слезам. Я не хочу, чтобы он уходил в себя или взрывался от гнева, встречаясь с горем на своем жизненном пути. И, думаю, этого не произойдет.
(Письмо от Тони С.)
МУЖЧИНЫ—ДЕТИ
Возможно, вас обеспокоит тот факт, что среди мужчин найдется немало тех, кто не годится на роль взрослого в семье. Какой бы ответственный пост они ни занимали на службе, каким бы уважением ни пользовались в обществе, приходя домой, они становятся детьми. Какая обуза для партнера по семейной жизни!
Инфантилизм таких отцов проявляется особенно ярко, когда речь заходит о том, что ребенка надо приучать к дисциплине.
Представим себе такую картину: мама тщетно пытается призвать ребенка к тому, чтобы он убрал за собой со стола, и в этот момент на кухню заходит отец.
«Что ты к нему цепляешься?» или «Он просто забыл, ничего страшного!» — такие изречения можно рассматривать как фатальную ошибку мужчины. Естественно предположить, что У супругов могут быть разные взгляды на дисциплину и воспитание, но в любом случае разногласия следует улаживать не на глазах у ребенка. Мужчины, которые подрывают авторитет своей партнерши, обречены на проблемы в сексуальной жизни. (Я просто хотел подчеркнуть этот момент!)
Вы очень поможете своему сыну, если будете поддерживать его отношения с отцом. Отцы не всегда знают, что от них требуется, поэтому ненавязчивое и нежное напоминание не помешает. Постарайтесь сделать так, чтобы вашего сына окружали достойные мужчины,— пусть это будет эрудированный учитель музыки или же мастер на все руки из числа знакомых, а, может, брат друга. Говорите с мальчиками о том, каким должен быть настоящий мужчина, обращайте его внимание на поведение мужчин в разных ситуациях.
Вспоминайте с мальчиком, каким он был в самом раннем детстве — рассказывайте о том, каким красивым малышом он был, что значило для вас его рождение, как много он привнес в вашу жизнь своим появлением на свет. Развивайте в нем гармоничную и красивую личность. С наилучшими пожеланиями, Дж. Т.»
Можно сказать, что родитель противоположного пола держит в своих руках ключ к развитию самооценки у растущего ребенка. Девочки-подростки стремятся выглядеть интересными и умными в глазах своих отцов. Отец может научить их и поменять колесо, и пользоваться Интернетом, и ловить рыбу. Сын, у которого сложились дружеские отношения с матерью, усваивает для себя, что можно вполне комфортно дружить с девочками, во всяком случае в возрасте от пяти до пятнадцати лет — пока отношения не приобретут романтическую или сексуальную окраску.