Методика С.Н.Лысенковой
психология
| ||||||
Так Софья Николаевна взялась за подготовку 5–6-летних детей к школе. Всего 35 занятий – раз в неделю. На задних партах Софья Николаевна позволила сидеть всем родителям. Сразу сделала их своими союзниками, они тоже постепенно осваивали ее методику. Многолетний опыт подсказал, что становится для первоклассников камнем преткновения с первых шагов школьного обучения. Именно эти трудности и учтены в программе занятий с малышами. В частности, не владение слоговым чтением и хотя бы элементарным чтением письменного текста превращает уроки письма в мучение. Дети с большим трудом привыкают к начертанию письменных букв, забывают их. А в результате – неискоренимые ошибки из-за слабого владения техникой письма по слогам: пропуск гласных и согласных (особенно в закрытых слогах: мышка, в слогах со стечением согласных: школа, куст); неверное употребление йотированных гласных е, ё, я, ю (Луба, Люуба). Подобные ошибки тем, кто прошел подготовку по системе Лысенковой, не грозят. Они не только читают, но и различают (что очень важно!) слог и при чтении, и при письме, то есть осознают грамматическую основу письма. Вот следы первых занятий из тетрадей 5–6-леток во время подготовки. А это записи в тетрадях из последних занятий. Итак, всего 35 занятий. Но Софья Николаевна уверена, что если учитель проведет их по предложенной ею канве, ничего не опуская, не пренебрегая ненужными на первый взгляд мелочами, деталями, то его ученики будут прекрасно подготовлены к школе и станут учиться без провалов и с удовольствием. – Мелочей, напомню, в моей методике нет, каждая занимает свое место в системе обучения, – говорит Софья Николаевна. После ее подготовки дети выдерживают любые конкурсы в самые престижные школы, а главное, потом учатся без срывов. Софья Николаевна вспоминает, как одна мама рассказала, что при записи учительница подбирала для Кати письменный текст из прописей для прочтения, а Катя, стоя у стола перед ней, уже читала (выходит дело, "кверху ногами"). Подготовленные по этой программе ученики составили ядро 1-го "Я" класса. Чтение – сразу по книге "Родная речь-2" (программа 1–4). Букварное письмо – в обобщении по прописям выборочно по видению учителя. На партах "Математика-2" и "Русский язык-2" программы 1–4, Софья Николаевна работала с 1-м "Я" по М.Моро и Т.Рамзаевой. Но, по ее мнению, главное – не учебники. Главное – методика. Из дневника новатора: начнем сначала?Начнем с конца!35 подготовительных уроков дали совсем другое начало. Да нет начала, есть продолжение, настоящие ученики с пониманием всех начал: знают, что такое урок, перемена, как правильно сидеть, держать ручку, карандаш, как спрашивают, как отвечают, как быть ведущим, ведомым и многое, многое другое. И новые знания приобретают в ногу, а не так, как это традиционно бывает с самого начала: не складываются, не получаются простейшие элементы – и почти разом у всех. А программа не терпит – вперед, вперед. Отсюда призыв к родителям: это учить, это упражнять, тренировать, "долбить". У нас все по-другому. "Букварь", "Десяток" идет уже в широком обобщении, довольно бойко, "берут" счет и с переходом через десяток, доступно чтение письменного текста. Наглядные опоры-таблицы, карточки должны быть под руками учителя и действовать. Большая таблица с письменным алфавитом всегда перед глазами. Убеждать надо образно! Открытые слогиСлоги со стечением согласныхСлоги с йотированными гласнымиГласные I и II рядаСогласные звонкие и глухиеСостав числаОбобщение-повторение дает экономию целых уроков и выход на опережение: продвижение идет быстро, но это вовсе не гонка! Вот что дети могут с самого начала. Так они пишут в сентябре-октябре (буквенный период – два месяца). Запуск нового материала идет осторожно, продуманно, уверенно. Назовем эти действия "золотые россыпи перспективы". Можно заглянуть и подальше – в конец учебного года, и даже очень далеко – в будущий. Если дети у нас уже к концу подготовительного года хорошо считали в десятке, начали сложение и вычитание с переходом через десяток, то почему бы теперь, в начале 1-го класса, не отвести 5 минут на счет десятками до 100, или не ввести запись последовательности: 21, 22, 23...31, 32, 33... и т.д.; решение примеров на сложение, вычитание на основе нумерации в сотне. Начали выполнять и упражнения по русскому языку (не допуская перегрузки): чтение текста, выполнение большинства заданий устно, записываем лишь 1–2 предложения. Слабым можно помочь: дать возможность обводить по карандашу. У нас в учебнике и закладки две: одна на том, что сейчас обобщаем (второй круг), другая – на запуске нового, что будем осваивать понемногу из урока в урок с целью увеличить время на трудные темы. А опрос – диктовка букв, слогов, слов, предложений, задания по математике по требованиям программы, именно букварного периода. Требования программы надо помнить. А если двигаться дальше, то только с полной уверенностью в качестве. Домашнее задание не напрашивается, как это бывает при напряженном начале с нуля. Вспоминается мне: учительница нашей школы выходила на пенсию и одновременно выпускала своих учеников из третьего. И рассуждала: "Если б второй класс либо третий, осталась бы. А как вспомню "Букварь"! Нет! Пойду в продленку". Когда-то давно такое трудное начало с букварем было и у меня. А сегодня у нас чтение полным ходом. Учебник "Родная речь". В сентябре тема "Сказки". Дети берут с интересом: доступно. И, конечно же, как и во всем, распределение ролей на уроке – каждому свое! Сильные пробивают льды, даже "Сотню" запустим с их помощью. А другие слушают, слышат, работают, постепенно впитывают, участвуют... Этого вполне достаточно. К тому времени, когда по теме положено провести контрольную, приходим дружно все. Здесь и забота о здоровье: учить успешно, учиться без оскорблений, унижений, с улыбкой! Чувствуем себя свободно, и я, и дети – как рыба в воде. Эти восемь уроков русского языка рассыпаются по букварному периоду. Из дневника новатора.Главное, чтобы сложился урокПосле последнего урока в нашем "Букваре" доступно, интересно, результативно вписывается урок русского языка по учебнику, у нас 30 сентября. Разберем его по пунктам. Тема. "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука". 1. Опрос на знание алфавита: а) чтение хором алфавита на лентах (по опорным схемам): А Ка Ха Бэ эЛ Цэ Вэ эМ Чэ Гэ эН Ша Дэ О Ща Е Пэ Ъ Ё эР Ы Жэ Эс Ь Зэ Тэ Э И У Ю Й эФ Я б) чтение (на память) по столбикам (3 человека). 2. Сообщение темы урока учителем: сегодня мы продолжим работу со словами, содержащими мягкий знак (ь), уже поглубже, с учебником "Русского языка". А сначала прочитаем знакомые нам слова на таблицах (на доске опорные схемы). Ответим на вопросы. 1. Что показывает мягкий знак (ь) в слове: соль, карась, коньки и др.? Ответ: мягкий знак показывает, что согласный [л'] (и т.д.) произносится мягко. 2. Что показывает мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (вообще)? Ответ: мягкий знак на конце или в середине слова показывает, что согласный перед ним произносится мягко. 3. Откроем с. 52 в учебнике "Русский язык". – Следите (поставьте указочку на название темы, выделенное жирным шрифтом). Я читаю тему: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука". Теперь переведем указочку на правило. Две вертикальные линии его выделяют. Читаем медленно вместе со мной. Сережа, прочитай еще раз. Следите указочкой за Сережей. 4. – Переведем указочку на упр. 175. – Следите за мной, я читаю задание: "Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Напишите предложения". Итак, вы видите – даны четыре предложения. Они не закончены. Требуется их закончить, вместо точек подставить слово. Поможет картинка. Рассмотрите картинку к первому предложению, постройте предложение. Читай свое предложение, Таня. Таня. Девочка начертила угол. Учитель. Верно, Таня. Я пишу на доске за Таней только слово угол. В результате работы над каждым из следующих предложений на доске появляются слова. На доске.
5. Далее: Положите перед собой тетради, прочитаем дату сегодняшнего урока: 30 сентября. Найдем красную строку на следующей строчке и пишем за мной, я веду. Пишите угол (указка моя на данном слове на доске). (Пауза, дети пишут.) Пишите уголь. (Пауза.) Подчеркиваем ь. Говорим вместе со мной: мягкий знак (ь) показывает, что согласный [л'] произносится мягко. Вторая строчка со словами мель, мел (также под управлением учителя). 6. – Теперь найдем новую красную строку. Проверьте еще раз, как лежат тетради. И запишем только одно, третье предложение. Прочитай его, Настя. И веди! Все мы за Настей. Я тоже за Настей пишу на доске. Напоминаю, если в классе есть особо слабые ученики, то на данном этапе можно им написать заранее предложение карандашом, они работают вместе со всеми, но обводкой. Настя. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, пишу: Лодка; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: села; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: на; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: мель; мягкий знак показывает, что согласный [л'] произносится мягко; в конце предложения ставится точка. Обратите внимание, некоторые букварные тонкости в обосновании структуры слога постепенно снимаем, переход на комментирование предложения – обоснование орфограмм. Учитель. Подчеркните мягкий знак в слове мель. И в заключение еще раз прочитаем правило по теме, с которым работали на уроке. Правило читает Юра. 7. До конца урока 5 минут. Даю время на оформление еще одной строчки – дети любят делать узор цветными стержнями (по образцу или по самостоятельно выбранному рисунку). За это время успеваю подойти к каждому, похвалить либо просто карандашом сделать поправку (что очень редко), ребенку предлагаю обвести ручкой. Обращаю внимание – это не тот урок, на котором ставится цель (как указывают методисты), чтобы 75% учащихся все схватили, все усвоили, не урок, после которого дается домашнее задание, для выполнения только с участием родителей, с переписыванием, со слезами. Наш урок позволяет без принуждения дотронуться до русского языка в работе с новым учебником: найти страницу, обратить внимание, как оформляется тема в учебнике, как выделяется правило; как работать с упражнением и многое, многое другое. Помню, как из-за отсутствия адаптации, подготовительного периода рассыпался эксперимент с шестилетками в 1985–1990 гг. Учителя, приезжающие ко мне на уроки, кричали, что дети совсем не умеют работать с учебником: "Хоть весь учебник выписывай на доску!" Меня спрашивали тогда, что самое главное в работе с шестилетками с самого начала. Отвечала: "Самое главное, чтобы сложился урок!" И не только с шестилетками – со всеми. И вот сегодня привожу пример этого урока: запуск глубокого опережения – "золотые россыпи". Шар покатился. Мы еще не раз вернемся к теме, даже откроем эти же страницы, прочитаем правило не один раз, выполним, может быть, это же упражнение, но уже вполне самостоятельно, в классе или дома. На все свое время на ступенях опережения. А вот такой материал по глубокому опережению прошел у нас 30 сентября по математике. Тема. "Сотня. Нумерация двузначных чисел. Сложение-вычитание с переходом через десяток. Задачи. Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр (работа с линейкой)". Мне часто приходят письма от родителей учеников из других городов или из нашего же города – обращаются с просьбой помочь в проблемах учебы. Я всегда прошу прислать тетради. Тетрадь – след, зеркало работы ученика и отражение системы учителя. Писать красиво и грамотноСофью Николаевну часто спрашивают, работает ли она над совершенствованием каллиграфии. Она считает, что то, насколько красиво пишет ребенок, во многом зависит от старания, а старание, в свою очередь, – от настроения. Атмосфера доброжелательности в классе помогает поддерживать стимул к старанию, к преодолению трудностей, но важно и вовремя осуществить переходы в становлении письма. На первых шагах элементы букв называются, обводятся, затем их находят в слове. Потом начинается письмо по слогам. Помогают себе, сначала прохлопывая слово. Письмо отрывное! Важно, что уже в первом классе переходят на уменьшенное письмо, не касаясь верхней линии строчки. За этим – переход на письмо в тетради с обычными линейками, со второго полугодия первого класса. Уменьшенное, как бы взрослое, письмо помогает увеличить темп при увеличении объема заданий. На всех этапах важно видеть и чувствовать при письме орфограммы: предложение печатается и пишется по правилам. Вот последнее предложение в букварном обобщении (октябрь). После графического анализа или просто после прохлопывания по слогам учитель ведет: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Пишем: Пе, гласная е; присоединяем те, гласная е; на пути правило: слова в предложении пишутся отдельно; пишем: ку, гласная у; пишем: пи, гласная и, пишем: ли, гласная и; слова в предложении пишутся отдельно; пишем: аль, гласная а, замочек л, произносится мягко; пишем: бом, гласная о, замочек м; в конце предложения ставится точка. Из дневника новатора. Учитель может не зависеть от учебника, если у него есть работающая методика Как-то давно уже спросил меня один ученый, как я отношусь к новому "Букварю". Ответила: "А мне и старый нравился, когда приложила к нему свою голову". Ведь и суперновые учебники, которые сейчас за большие деньги навязывают родителям, без золотой методики не заблестят. 21.10.87 г. Приехали преподаватели пединститутов – логопеды из разных городов. Все спрашивают: "Как вы решаете проблему слияний?" Здесь для непосвященных читателей нужно пояснение. От шестилеток требуют знать и отвечать: ма – слияние, согласная м, гласная а; мар – слияние согласной м с гласной а с примыканием согласной р. И т.п. – Очень просто я обхожусь со слияниями, внеслияниями, примыканиями. Что дети не понимают, они не принимают. Прием становится тормозом урока. Поэтому я его просто не применяю. Два года назад была на открытом уроке у шестилеток. Весь урок учительница вытягивала из них ответ на недоступный вопрос о слиянии, примыкании. Безуспешно билась с вопросами о последующих, а особенно – предшествующих. При этом совсем не осталось времени на самое главное на уроке чтения – на чтение. Учительница успела прочитать только рассказ из двух предложений один раз. У нас наш прием звуко-буквенного анализа все понимают, все принимают. И все успеваем! Рассказ читаем несколько раз, пересказываем. У нас на каждом уроке работа с кассой, которая идет под комментированное управление. Оно – движущая сила урока. Я уже тридцать лет рассказываю о своей методике, которая не требует каких-то специальных пособий, экономит время ребенка, для учителя – это спокойная, уверенная работа, а для меня – просто радостная. Я дружу с бесплатными учебниками. И вот мы учимся в первом по программе второго класса, во втором – и по третьему, в третьем – и по пятому, в пятом – и по шестому, в шестом – и по седьмому и так далее. В десятом – по одиннадцатому. Дети взрослые, решат сами, нужен ли им одиннадцатый. Кто-то сможет сдавать выпускные экзамены и поступать после десятого, в течение которого они будут учиться по программе выпускного класса. А кому потребуется еще год, те вправе добирать то, что им нужно в одиннадцатом.... Каждый учебный год прокручивается по меньшей мере два раза. Это и есть система глубокого опережения. Время – золото. Время дороже денег. А то ведь иногда слышу: "У нее обучение, а у нас воспитание". Все разрывают да разрывают. Как без знаний, умений, навыков? Они делают человека человеком. У одних путь к ним – розовый, улыбчивый, у других – серый, подкашивающий и даже сшибающий с ног. Мы очень мало последнее время в это вникаем. Симон Львович Соловейчик писал: "Надо, чтобы ни у одного ребенка не оставалось за спиной груза незнания: тяжел ему этот мешок, бросает он его, а вместе с ним бросает и учение. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а и без листика бумаги, отпавший от ученья". Впереди лето. У наших детей будет только одно задание: читать. Разные книжки по своему выбору. А там, где учат по стандарту, где нет опережения, там и летом дети будут учиться. Будет задание: выучить таблицу умножения, иначе во втором классе будет жарко. Такое задание на лето стало обычным делом. А в лицеях и гимназиях задание и побольше. Встречаю маму со знакомым мальчиком. – Ну, отдохнем, Денис? Пришло лето! Мама: – Что вы? Будем учиться каждый день: и читать, и писать почти на каждый день задали. Время после уроков, и уж конечно, лето, принадлежит детям. Школа не должна на него посягать. Дети могут заниматься многими интересными делами, увлекаться чем-то, чего совсем нет в школьных программах. А еще они могут и должны (!) просто гулять. Итак, мы на глубоком опережении. Хорошо, если вы уже знакомы с моими книгами по методике опережения: "Когда легко учиться" (1980 г., 1985 г., изд-во "Педагогика"); "Методом опережения" (1988 г., изд-во "Просвещение"); "Методом опережения в работе с шестилетками", "Жизнь – моя школа, или Право на творчество" (1995 г., изд-во "Новая школа"); "Я читаю, я считаю, я пишу" (1997 г., "Школа-пресс"). Золотая программа С.Н. Лысенковой"Глубокое опережение"Основное содержание программного материала по развитию речи, русскому языку, математике соответствует углубленному расширенному варианту государственной программы начальной школы как базовой. В освоении программ заложено открытие автора: перспективно опережающее обучение. В программу каждого класса включен дополнительный материал, назначение которого: – обеспечить преемственность между годами обучения. Так, в программе 1-го класса есть материал 2-го и даже 3-го. В программе 2-го активен материал 3-го. А материал 3-го класса основан на материале 5-го; – предоставить возможность детям, способным к раннему усвоению учебного материала, реализовать свою познавательную потребность; – cоздать для менее способных или менее подготовленных детей реальные условия усваивать материал без спешки и напряжения, вводя его малыми дозами за гораздо более длительный период, чем отведено по программе. Благодаря авторской системе освоение как базово- В содержании программ материал ближайшей перспективы выделен курсивом, глубокой перспективы –полужирным шрифтом. Материал для перспективной подготовки берется из учебника этого же класса (вторая закладка) или из учебника следующего класса и дополнительных пособий. Задания, подготовленные учителем, конкретизируют, развивают тему. Важнейшая особенность этой программы – экономия учебного времени и на этом фоне прочное усвоение материала, выработка надежного навыка практических действий. Формирование навыков идет в тесной взаимосвязи с развитием мышления детей, их познавательной самостоятельности. Реализации данной программы помогают особые методы и приемы работы, изобретенные автором: комментированное письмо, постоянная работа с наглядными схемами-опорами, перспективная подготовка. В целом этот комплекс находок составляет систему опережающего обучения. Каждый шагает по жизни со своей скоростью, этого не изменить. Для школы главное – не убить человеческое в человеке. Не озлобить, не отбить желание учиться, не притушить интерес к познанию и к жизни, не разрушить веру в успех, веру в себя. Математика, 1-й классДесяток Нумерация чисел. Название последовательности и обозначения чисел 1–10. Чтение и запись. Счет предметов. Число нуль и его обозначение. Сравнение чисел. Знаки > – больше, < – меньше, = – равно. Состав чисел 2–10. Название действий и их обозначение. Знаки + – плюс, – – минус, = – равно. Названия данных чисел и искомого при сложении и вычитании. Прибавление и вычитание числа 1. Число предыдущее – последующее в натуральном ряду. Приемы сложения и вычитания в пределах 10. Решение простых задач на сложение и вычитание: нахождение суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Взаимосвязь между компонентами и результатами действий при сложении и вычитании(нахождение неизвестного компонента). Введение в решение уравнений. Ознакомление с геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник, круг, овал). Прямая, отрезок прямой, ломаная. Знакомство с линейкой: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр. Сравнение длин предметов. Сотня Числа от 11 до 20. Названия и последовательность чисел от 11 до 20. Их чтение, запись, сравнение. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Сложение-вычитание вида 10 + 3, 13 – 3, 13 – 10. Решение уравнений. Задачи на сравнение чисел. Введение в решение выражений со скобками. Числа 21–100 Название и последовательность чисел в пределах 100. Их чтение и запись. Десятичный состав двузначных чисел, их сравнение. Выражение со скобками. Сложение с переходом через десяток. Введение в решение составных задач. Сложение и вычитание в пределах 100 Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток (обобщение). Свойства сложения и вычитания как основа устных приемов выполнения этих действий в пределах 100. Устные приемы сложения однозначного и двузначного чисел, вычитание однозначного числа из двузначного. Сложение и вычитание двузначных чисел, оказывающихся нулями (одно или оба). Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Решение задач способом составления уравнений. Решение составных задач (обобщение). Представление о килограмме, литре, единицах времени: ч, мин, с и др. От сотни к миллиону Введение в нумерацию многозначных чисел. Чтение и запись. Разряды и классы. Представление числа в виде разрядных единиц и суммы разрядных слагаемых. Устные вычисления на основе нумерации. Единицы измерения длины, соотношение между ними. Запись. Преобразования. Сравнения. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых. Знакомство с действиями умножения и деления. Знаки ґ, :. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Задачи, решаемые умножением и делением. Письменные умножение и деление на однозначное число. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу первого года обученияЗнать последовательность чисел от 0 до 100, от 100 до 1000. Уметь читать, записывать и сравнивать эти числа. Уметь складывать однозначные числа и вычитать (в том числе с переходом через десяток) на уровне автоматизированного навыка. Уметь выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием изученных приемов. Производить письменные вычисления с двузначными и трехзначными числами с переходом через разряды. Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание. Решать простые уравнения на нахождение х-компонентов при сложении и вычитании. Русский язык, 1-й классГрамматика, правописание, развитие речи. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы гласные и согласные. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги, правила переноса слов. Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, и, ю, яи мягким знаком. Мягкий знак в конце слова и между двумя согласными. Алфавит. Значение алфавита. Умение называть буквы в алфавитном порядке. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, сн, ст. Ударение. Роль ударения в устной речи. Выделение в произношении и на письме ударных и безударных слогов. Родственные слова. Корень слова. Проверка безударной гласной в корне. Парные звонкие и глухие согласные, различие их на слух и при письме. Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слова. Непроизносимые согласные, их написание в наиболее распространенных словах. Двойные согласные в простейших словах. Слово. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какие? что делает? что делал? что сделал? Первоначальные понятия о частях речи. Предлоги, раздельное написание предлогов со словами. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарная работа). Предложение Членение сплошного текста на предложения. Определение границ предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Оформление предложения на письме. Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком и о чем говорится, что говорится. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. "Мост": от первого ко второму. Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне. Состав слова. Приставка. Приставка и предлог. Правописание приставок и предлогов. Состав слова. Окончание. Изменение окончаний имен существительных по вопросам (склонение). Изменение окончаний имен прилагательных по вопросам. Состав слова. Суффикс. Состав слова: ъ и ь разделительные. Состав слова: сложные слова. Основные требования к знаниям и умениям по русскому языку к концу первого года обученияУчащиеся должны знать: названия и порядок букв русского алфавита; признаки гласных и согласных звуков, мягких и твердых согласных; способы обозначения мягкости согласных звуков гласными е, ё, и, ю, я, ь; парные звонкие и глухие согласные; правила переноса слов. Учащиеся должны уметь: делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам; правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука; правильно списывать слова, предложения, текст; писать под диктовку связный текст из 30–40 слов; производить фонетический разбор слов типа конь, парта; находить в предложении главные члены; слышать интонацию предложения и обозначать соответствующим знаком препинания; выполнять творческие работы устного и письменного характера (работы по сюжетным картинкам, изложение рассказов, сочинения на заданную тему) под руководством учителя. Тематическое месячное планирование по русскому языку в 1-м классе по системе глубокого опереженияСентябрь Звуки, буквы, слог, слово. Предложение. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы гласные и согласные. Звуковой анализ слова. Деление слов на слоги, гласная образует слог. Правила. Обозначение мягкости согласных звуков гласными е, ё, и, ю, я и мягким знаком. Мягкий знак в конце слова и между двумя согласными. Алфавит. Чтение букв в алфавитном порядке. Шипящие согласные звуки. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу. Согласные парные, звонкие и глухие. Различение их на слух. Ударение. Выделение в произношении и при письме ударных и безударных слогов. Предложение. Схема предложения. Правила построения предложения: большая буква в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных; точка в конце предложения. Предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное. Тематическое месячное планирование по математике в 1-м классе по системе глубокого опереженияСентябрь Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Их чтение и запись. Счет предметов. Число нуль и его обозначение. Состав чисел 2–10. Сравнение чисел, выражений. Знаки >, <, =. Название данных чисел при сложении и вычитании. Прибавление и вычитание числа 1. Числа предыдущее и последующее в натуральном ряду. Сложение и вычитание в пределах десятка. Числа 11–20. Сложение и вычитание с переходом через десяток с использованием опор (абак, линейка). Решение простых задач на сложение и вычитание: нахождение суммы, остатка, увеличение-уменьшение числа на несколько единиц. Взаимосвязь между компонентами и результатами действий при сложении и вычитании (подготовительные упражнения к решению уравнений (выражения с окошком). Ознакомление с геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник, круг, овал). Прямая, отрезок прямой, ломаная линия. Знакомство с линейкой: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр. Сравнение длин предметов. Сотня. Нумерация. Счет десятками. Образование и запись чисел сотни: 21–30, 31–40... 91–100. Сложение-вычитание на основе нумерации вида: 60 + 1, 60 – 1; 59 + 1, 60 – 1; 60 + 10, 70 – 20; 49 – 9, 49 – 40. Математика, 2-й классОт сотни к миллиону. Сложение и вычитание.Умножение и делениеI полугодиеУстное и письменное сложение и вычитание в пределах 1000 с применением изученных приемов. Проверка сложения и вычитания. Отрезок, прямоугольник, квадрат. Сумма длин сторон многоугольника (нахождение периметра). Умножение и деление. Работа с таблицей умножения и деления. Приемы перестановки множителей и его использование в вычислениях. Умножение и деление на 1. Умножение на 0; умножение и деление на 0 (невозможность деления на нуль). Умножение на 10, 100, 1000 Деление с остатком. Решение выражений в два-три действия со скобками и без них, включая умножение и деление. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Решение простых и составных задач (в два-три действия) на сложение, вычитание, умножение и деление. Решение задач на зависимость между величинами: Цкс (цена, количество, стоимость), Vts(скорость, время, расстояние). Задачи на приведение к единице. Взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления. Решение уравнений. Единицы измерения длины, массы, времени; соотношение между ними. Определение времени по часам. Сравнение и преобразование именованных чисел. Умножение и деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Проверка умножения и деления. Доли величины. Образование, обозначение, сравнение. Нахождение доли числа. Нумерация многозначных чисел. Чтение и запись чисел. Разряды, классы. Представление числа в виде разрядных единиц и суммы разрядных слагаемых. Устные и письменные вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число). Введение в действия с вычитаниями. II полугодиеТабличное умножение и деление. Внетабличное умножение и деление. Деление числа на сумму. Внетабличное деление на двузначное число. Решение уравнений вида х + 7 = 3 ґ 5. Решение задач простых и составных в 2–4 действия: способом отношений; на пропорциональное деление; по разности двух величин. Действия с многозначными числами и величинами. Письменные сложение и вычитание отвлеченных и именованных чисел. Письменные умножение и деление на однозначное, двузначное, трехзначное числа. В том числе и с величинами. Представление о площади фигуры. Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Задачи на нахождение суммы длин сторон и площади прямоугольника (квадрата). Задачи на движение (встречное и в противоположных направлениях). Десятичные дроби. Чтение. Запись. Сложение, вычитание; умножение, деление. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения. Знать последовательность чисел от 0 до 1 000 000, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления (на уровне автоматизированного навыка). Уметь правильно выполнять устно четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и 1000, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, выполнять проверку вычислений. Уметь применять правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них), в пределах 100. Производить письменные вычисления с трехзначными-пятизначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число). Уметь сравнивать отрезки с помощью измерения, находить суммы длин всех сторон многоугольника. Знать таблицы единиц измерения величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерений и при решении задач. Уметь решать задачи в 1–2–3 действия (по действиям и составлением выражения). Решать простые уравнения на нахождение х-компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении. Тематическое планирование по математике во 2-м классе по системе глубокого опереженияСентябрьПовторение. Приемы вычислений в сотне (устное и письменное). Проверка сложения и вычитания. Выражение со скобками. Решение простых уравнений (запись с проверкой). Задачи в 1–2 действия видов, изученных в 1-м классе. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Чтение, запись. Разряды многозначного числа. Приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Умножение, деление (работа с таблицей). Умножение, деление. Работа с таблицей. Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях. Умножение и деление на 1. Умножение на 0; умножение и деление 0 (невозможность деления на 0). Решение составных выражений на сложение, вычитание с введением умножения и деления. Письменные вычисления на умножение и деление трехзначных чисел (запись решения столбиком). Решение простых и составных задач на сложение, вычитание: простых задач на умножение, деление с использованием схематического изображения. Введение в составные задачи с элементами умножения и деления. Нумерация многозначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 1000 (устные и письменные вычисления). ОктябрьТабличное умножение, деление. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Порядок выполнения арифметических действий. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Зависимость между величинами: ЦКС. Задачи на приведение к единице. Нахождение х-компонентов +, –, х, :. Задачи в три действия. Единицы измерения длины, соотношения между ними. Нумерация многозначных чисел. Чтение, запись. Класс единиц и класс тысяч. I, II и III разряды в классе единиц и классе тысяч. Сложение и вычитание многозначных чисел; умножение, деление на однозначное число. НоябрьТабличное умножение, деление. Умножение суммы на число; числа на сумму. Раскрытие данных свойств арифметических действий, их применение при решении выражений. Устные приемы внетабличного умножения. Решение простых и составных задач в 2–3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление. Зависимость между величинами: VtS. Доли величины. Образование. Чтение долей. Нахождение части числа в решении задач. Решение уравнений. Единицы измерения длины, массы, времени. Соотношение единиц. Преобразование, сравнение. Нумерация многозначных чисел. Разряды, классы. Представление числа в виде разрядных единиц, суммы разрядных слагаемых. Действия с многозначными числами. ДекабрьТабличное умножение, деление. Деление суммы на число. Раскрытие свойства, применение при решении выражений. Умножение, деление двузначных чисел (устные приемы вычислений). Проверка умножения и деления. Решение простых и составных задач с записью по действия и составлением числовых выражений. Прямоугольник, квадрат. Нахождение периметра прямоугольника, квадрата. Решение уравнений. Нумерация многозначных чисел. Действия с многозначными числами. Действия с величинами. ЯнварьТабличное умножение, деление. Умножение, деление внетабличное. Проверка умножения и деления. Деление с остатком. Решение уравнений. Задачи простые и составные в 2–4 действия. Числовые выражения с задачами в 2–3 действия. Нумерация многозначных чисел. Действия с многозначными числами. Действия с величинами. ФевральТабличное умножение, деление. Внетабличное умножение, деление. Деление числа на сумму. Раскрытие свойства, применение. Деление на двузначное число. Решение простых и составных задач в 2–4 действия: способом отношений; на пропорциональное деление; по разности двух величин. Решение уравнений вида х + 7 = 3 х 5. Действия с многозначными числами. Действия с величинами. МартВнетабличное умножение, деление. Решение простых и составных задач в 2–4 действия. Представление о площади фигуры. Единицы измерения площади: кв. см; кв. дм; кв. м. Вычисление площади прямоугольника и квадрата. Решение уравнений. Действия с многозначными числами. Умножение на двузначное число. Деление на числа, оканчивающиеся нулями. АпрельВнетабличное умножение, деление. Решение задач простых и составных в 2–4 действия. Задачи на нахождение числа по разности двух величин. Задачи на движение. Решение уравнений. Действия с многозначными числами. Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Действия с величинами. Умножение и деление на двузначные числа (письменные вычисления). МайДействия с многозначными числами. Действия с величинами. Умножение, деление на трехзначные числа (письменные вычисления). Решение простых и составных задач в 2–4 действия. Решение уравнений. Десятичные дроби: чтение, запись; умножение, деление на 10, 100, 1000; сложение, вычитание; умножение, деление. Русский язык, 2-й классГрамматика, правописание и развитие речи. Звуки и буквы. Развитие и совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов более сложного звуко-слогового состава, в том числе с йотированными гласными. Выработка умения писать слова и предложения без пропуска, замены, перестановки букв, искажения слогов при списывании и диктовке. Слово. Состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. (Развитие перспективы.) Сложные слова. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Правописание двух безударных гласных в корне. Правописание слов с непроверяемыми гласными в корне (работа со словарем). Правописание звонких и глухих согласных в корне слова; непроизносимых согласных; двойных согласных. Приставка и предлоги, их различие и правописание. Разделительные ъ или ь, правописание слов. Правописание слов с непроверяемыми согласными (в работе со словарем). Части речи. Углубление понятий о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) на основе перспективной подготовки в первом классе. Имя существительное. Углубление понятия о существительном. Род, число, падеж имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце существительных женского рода. Понятие о склонении имен существительных (1–3-е). Правописание безударных окончаний имен существительных. Имя прилагательное. Углубление понятия о прилагательном. Род, число, падежи имен прилагательных при сочетании с существительными. Правописание окончаний прилагательных -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие и других при изменении по вопросам. Местоимение. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменения по падежам. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол. Углубление понятия о глаголе. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Понятие о неопределенной форме глагола. Лицо глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Правописание безударных окончаний глаголов (определение по 3-му лицу множественного числа и неопределенной форме). Не с глаголами. Наречие. Общее понятие, употребление в речи. Правописание наречий (в работе со словарем). Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Установление связи слов в предложении. Распространение предложений. Предложения с однородными членами. Сложное предложение. Знания и умения учащихся по русскому языку к концу второго года обученияУчащиеся должны знать: названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения. Учащиеся должны уметь: грамотно списывать текст; писать под диктовку связный текст в 55–60 слов; проверять написанное; находить в слове изученные орфограммы. Производить фонетический разбор в соответствии с требованиями 2-го класса. Разбирать ясные по составу слова. Определять вид предложения по интонации. Разбирать предложения по членам предложения; устанавливать связь между словами в предложении по вопросам. Писать изложения в 60–70 слов по коллективно составленному плану и сочинение повествовательного характера с элементами описания. Тематическое планирование по русскому языку во 2-м классе по системе глубокого опереженияСентябрьЗвуки, буквы, слог. Предложение. Текст. Состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание (развитие перспективы). Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Предложения по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Установление связи слов в предложении. Части речи. Обобщение понятий о частях речи на основе перспективной подготовки в 1-м классе. Имя существительное. Род, число, падеж имен существительных. Склонение имен существительных. Наблюдения и выводы о 1–3-м склонениях. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (в работе со словарем). ОктябрьЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Звуко-буквенный анализ слов с йотированными гласными. Состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Сложные слова. Правописание безударных гласных в корне, парных согласных (на конце и в середине слова), непроизносимые согласные. Приставки и предлоги, правописание слов с разделительными ъ и ь. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (в работе со словарем). Разбор предложения по членам; по частям речи. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Имя существительное. Окончание имен существительных (1–3-е склонения, склонение имен существительных во множественном числе). Наблюдения и выводы: безударные окончания имен существительных пишутся так же, как и ударные окончания существительных этого же склонения. Словосочетания. Склонение словосочетаний. НоябрьЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор слов. Состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Слова с двумя безударными гласными в корне. Парные и непроизносимые согласные в корне слова. Словарная работа. Предложение. Главные и второстепенные члены; однородные члены предложения без союзов и с союзом и. Часть речи. Безударные окончания имен существительных. Словосочетания. Окончания прилагательных проверяй по вопросам. ДекабрьЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор. Состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Безударные гласные в разных частях слова. Словарная работа. Предложение: простое, сложное, с перечислениями; связь слов в предложении. Части речи. Безударные окончания имен существительных. Склонение имен прилагательных (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.). ЯнварьЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор. Состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Безударные гласные в разных частях слова. Словарная работа. Предложение: простое, сложное, с перечислениями; связь слов в предложении. Части речи. Безударные окончания имен существительных. Согласование имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Проверка окончаний прилагательных: ый-ий, ая-яя, ое-ее, ые-ие и других по вопросам. ФевральЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор. Словарная работа. Состав слова. Развитие орфографической зоркости в работе над предложением. Части речи. Безударные окончания имен существительных, прилагательных. Местоимения. Личные местоимения. Изменения по падежам. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Понятия о глаголе неопределенной формы. МартЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор. Словарная работа. Состав слова. Развитие орфографической зоркости в работе над предложением. (На пути правило!) Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Лицо глагола. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). Первое-второе спряжения (определение по 3-му лицу). АпрельЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор. Словарная работа. Состав слова. Развитие орфографической зоркости в работе над предложением – комментирование. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Спряжение глаголов МайЗвуки, буквы, слог. Слово. Предложение. Текст. Фонетический разбор. Словарная работа. Состав слова. Развитие орфографической зоркости в работе над предложением. Часть речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Наречие. Общее понятие, употребление в речи. Правописание наречий (в работе со словарем). Мы, безусловно, надеемся на то, что учителям захочется поработать по "золотой программе" Лысенковой по системе глубокого опережения.
|