продолжение поста про педагогику Реджио Эмилия (личный опыт)
Вчера я написала пост о теоретической части этой системы, а сегодня хочу добавить рассказ о нашем inserimento, так по-итальянски называется период привыкания/ постепенного вливания в коллектив (проводят во всех детских школах/яслях на сколько я знаю).
Сразу скажу, что это государственная школа, с хорошей поддержкой на региональном уровне.
Первый раз мы приходили в школу с дочкой 31 августа на собеседование/знакомство с воспитателями. Я немного волновалась (даже плохо спала ночью;))... когда нас встретили у входа Анна и Глория (так зовут воспитателей), провели экскурсию по всей школе и мы удобно расположились на диванчиках в приемной и... проболтали больше часа как подруги, которые знакомы уже 100 лет, у меня отлегло от сердца! Основной темой разговора конечно была Анджелика: говорили про её привычки, предпочтения, что любит, а что нет... Малышка в это время спокойно передвигалась по помещениям, играла и было видно как воспитатели внимательно за ней наблюдают (а не просто болтают со мной). В конце встречи меня попросили принести в первый школьный день: 2 комплекта сменной одежды, бумажные платочки, а также резиновые сапожки и легкий непромокаемый плащ)) больше ничего не нужно и нельзя: в школу запрещено приносить продукты питания и игрушки из дома. Еще мне дали пакет документов, которые необходимо заполнить и принести к следующему разу и расписание нашего inserimento с подробными объяснениями процесса. Начинаем в понедельник 12 сентября!
День первый. Приехали к 10 часам, познакомились с двумя другими детьми (мальчик Симоне и девочка Беатриче) и их мамами, с которыми мы вместе будем "привыкать", после чего мы прошли в класс, где нас ждала Анна и несколько малышей (3 мальчика и 3 девочки). Что поразило - дети спокойно играли, чем-то занимались... никакого крика, гама, плача! По заданию - в этот день мы должны были изучить помещение вместе с ребенком: мы зашли в туалет, посмотрели где в ящике будут лежать личные вещи Анджелики: трисики, маечки и др.сменка (у каждого ребенка ящик подписан), испытали маленький унитаз, помыли руки. Все это дети в последствии делают самостоятельно)) Потом заглянули в комнату отдыха/спальню, уложили спать кукол и вернулись в общую игровую.
Здесь нет привычных игрушек (только в спальне несколько кукол и мягких игрушек), но есть большой стенд с книгами и мягкими подушками рядом (зона библиотека), большой выбор различных карандашей, кистей и красок (рядом стол со стульями для творчества), столик с шишками и ракушками, пробками и т.п., много коробок с пазлами... но в основном это были какие-то странные штуки
К тому же было интересно подсматривать что твориться в соседних классах, перегородки стеклянные и видно всю школу от начала до конца (если что девушка в черном на фото стоит в соседнем классе;)
В это время вернулись остальные дети с прогулки и начали готовится к обеду, а с нами распрощались до завтра)) Первый час первого дня пролетел незаметно...
День второй. Мы приехали снова к 10, но в этот раз задача мамы была сидеть тихо в уголочке и наблюдать за детьми. Интересно, что когда мы зашли, воспитатель Анна спросила детей: кто хочет со мной на улице погулять? Кто-то из детей радостно вскочил, кто-то продолжал играть... Маэстра забрала желающих и ушла, а с нами осталась Глория и 5-6 малышей. Я сидела и разглядывала с интересом малышей, так же как и сама школа они казались мне какими-то необычными)) и в этот день они спокойно играли, мальчишки ползали с деревяшками-машинками по всей территории группы, включая туалет и спальню. Девочки что-то рисовали. Никто им ничего не запрещал и не говорил что делать... Глория просто разговаривала то с одним, то с другим, кому-то помогала стоить башню, с кем-то "поела мороженое". Один из мальчиков захотел в туалет, "иди иди, Джон", - ответила она (некоторые итальянцы любят давать детям американские имена). Через минуту спросила, все ли у него там получилось;)) когда другой мальчик вышел из комнаты за соской, она просто сказала: "ты нашел свою сосу, Лори?" Впрочем случился небольшой конфликт. Один из мальчиков отобрал "игрушку" у другого;)) конфликт разрешился быстро - маэстра "создала" новую машинку из трубы и все успокоились...
День третий. Приехали в 9.30. В этот день по плану мама должна попрощаться со своим малышом и уйти на полчаса... я решила подготовить Энджи и при входе в садик сказала, что мне нужно будет отлучиться в булочную ненадолго, на что она согласилась, но войдя в группу... легла поперек входной двери, выражая всем своим видом протест - отказ проходить дальше. "Ты хочешь полежать здесь, Энджи?" - спросила Анна... и ушла. Я села в свой уголок немного нервничая... Смотрю, девочка ЛюдовИка подошла к моей дочке и стала предлагать свою игрушку. Потом принесла другие... видя что на нее ноль внимания, просто легла рядом с Энджи на пол! После чего обе засмеялись, встали, взялись за руки и наконец-то пошли играть)) когда девочки заигрались с пазлом, Анна сказала мне: прощайся и быстренько уходи. Я так сделала.
Выйдя я почитала дневник группы: красочный альбом с фото и событиями каждого дня в школе (их делают воспитатели в конце каждого дня) и таблицу с именами детей, где отмечается что они ели и сколько раз покакали;)) потом прошла посмотрела мастерские - ателье)
одна вот такая
и другая
"тихую комнату" (комната с подушками и диванами, где можно полежать в тишине) не смогла сфотографировать - там были дети. Зато увидела, что для мам на заднем дворе приготовили столик с напитками и печеньем/конфетами, поставили стулья и лежаки! Там мы провели болтая с другими мамами в ожидании полчаса, прислушиваясь: не плачут ли наши детки? После чего нас позвали и мы увидели наших малышей весело играющих в парке. Тут же я заметила много открытых ящиков (типа песочниц) с разного рода камнями, щебенкой, песком, палками и еще всякой всячиной, дети с таким интересом в них копались!
коридор (справа видны индивидуальные шкафчики для детей)
На выходе я сфотографировала piazza - комнату где дети собираются все вместе (для чего одежда, обувь и шляпы не знаю, видимо тоже для какой-то игры? на полу два больших зеркала, так весело в них смотреть)))
вход (piazza) площадка для сбора на улице
День четвертый. Сегодня мы приехали к 9.30 ко второму завтраку. Детки поели бананы и виноград, выпили воды (моя дочь отказалась от всего) и стали собираться на улицу, а нас мам попросили пойти погулять до 11.30... Воспитатели решили оставить наших детей на обед, посмотреть как они будут реагировать. В итоге мы проболтали до 12, ожидая наших обжорок. На обед было ризотто с тыквой и рыбные котлеты на второе. Прибежавшая Энджи так ароматно пахла рыбой, что можно было понять и без рассказа Глории, что она съела все с добавкой!
Анджелика кажется довольной, уже выучила имена своих воспитателей и если спросить ее: в школу завтра пойдём? Она говорит: да! Вообще воспитатели так искренне чмокают и обнимают всех детей, а Энджи называют mia bambolina (куколка) Это не может не радовать))
Завтра и в понедельник дети останутся в саду с 9.30 до 12.00. Дальше будут решать индивидуально с родителями кто готов, а кто еще нет на полный день (я записала Энджи на парт-тайм с 9 до 13)) в целом у меня сложилось очень позитивное впечатление о школе, но про систему Реджио Эмилия судить мне рано, сейчас мне все нравится и я даже жалею, что я не маленькая девочка и не могу остаться там на целый день ковыряться в коробках с проводами;))