Весеннее чтение 2022-2
"Под ярким солнцем" серия "Рассказы Волчка"
"Волчок" показывает мне очень точно, в литературе какого возраста мне комфортно, а где уже начинается диссонанс. Сборники рассказов 12+ на меня производят почти одинаковое впечатление: не доросла, где-то в чём-то не дотягиваю. Хотя именно этот самый гармоничный.
Аннотация хороша и справедлива по отношению ко всем рассказам, но в большинстве для меня на первый план вылезло иное. Авторы - один другого лучше, но... у меня работает мозг и совершенно не подключается сердце, через него не получается пропустить.
И вроде бы первый рассказ Нины Дашевской в обычном её стиле. Начинают шевелиться чувства, настраиваться на этот тон, а дальше всё не так. Первый - он всё-таки детский.
Мария Ботева выбирает удивительно точную манеру передачи мыслей, чувств своей героини. Эта сбивчивость, невозможность завершить фразу сразу делает историю живой, а героиню настоящей.
И начиная с этой истории, мне было безумно жаль всех главных героев рассказов: недопонятых, недолюбленных, с трудом вписывающихся в этот мир.
Был ли рассказ, оставивший меня равнодушной? Нет. Но не хочется туда возвращаться, нет света в конце туннеля. В нескольких рассказах исторический контекст изо всех сил намекает на "как оно было". Хватит ли жизненного и читательского опыта у тех, кому все эти истории адресованы (12+)?
Анна Маншина "Серпантин в моей голове"
Небольшой отрезок из жизни семиклассницы Ули. Небольшой, но очень важный, т.к. это как раз тот момент, когда происходит понимание, кто ты, что же тебе на самом деле нужно. Никаких смертей, болезней, буллинга, разводов и переездов. Короткие главки дневника потихоньку приоткрывают внутренний мир девочки. Приём не новый, но безотказно работающий. Её искренность постепенно так располагает, что в финале не хочется расставаться с героиней. А в самом начале истории, если честно, Уля раздражала, и я продолжала читать, убеждая себя, что да, именно такие они в этом возрасте: в чём-то до невозможного наивные, а в чём-то вдруг очень мудрые.
"...в жизни тоже бывают шлюзы. Это такие моменты, когда тебе кажется, что ничего особенно не происходит, но на самом деле ты поднимаешься на другой уровень. А может, опускаешься. Но мне почему-то кажется, что в жизни все шлюзы - вверх".
Вновь дневник, в котором книги перекликаются-перемигиваются!
Уля ("Серпантин..."), семиклассница, 13 лет, и Инга ("Особый случай"), восьмиклассница, 14 лет.
И у них немало общего!
У обеих есть некая особенная связь с бабушками, обе любят рисовать и ходят в художественную школу, у обеих героинь появляются особенные знакомые.
Писала об этой книге и стирала, писала и стирала. Всё не то, не так, нужно как-то по-другому рассказать.
Знаете, хорошо, что такой случай всё же для кого-то особый. Особый - значит больше внимания, обсуждения, огласки, значит есть вера, что не везде будет так, как в этом 8 классе и в этой школе. И нет здесь преувеличения: такие вот "исторички" живее всех живых. И школы, где только бы всё шито-крыто, где только бы не влияли на репутацию школы, не бросали тень, не снижали показатели. Конечно, есть и другие. И дети-аутисты тоже разные.
Есть некоторые эпизоды, вызывающие вопросы, так как не получают они развития и продолжения, но это мелочи по сравнению с основной задачей - поговорить на такую сложную тему инклюзии.
Ведь сцена родительского собрания не менее страшна, чем сцена в подвале.
Почему-то за дальнейшую судьбу Игоря Дарьина нет опасений: с такой семьёй он не пропадёт, хотя и очень сложно всем им приходится. А вот за Ингу переживаешь: папина поддержка - это хорошо, но это и всё. Друзей нет, в классе белая ворона, и вряд ли эта история изменит что-то глобально, хотя крик Селякова, реплика Алтуховой и дают небольшую надежду, что этот случай - особый.
Елена Ленковская "По ту сторону покойника"
Название - провокационное, обложка напомнила обложки 90-х, но доверие к автору + два спец.приза Крапивинки-2016 только подогрели любопытство.
Начало такое замысловатое: и тут тебя на крючок поймали, и там подцепили. Ты только собрался в детектив погрузиться - бац, а уже и не детектив.
История взросления, поиски себя, борьба (ну, не борьба, попытки ее) за любовь, а ещё стрит-арт (небольшое, но очень любопытное погружение с именами реальных художников, скульпторов и их работами).
Открыла для себя много новых имён: художники Тим Нобл и Сью Вебстер, лэнд-артист Христо, Марк Дженкинс, Тимофей Радя. Какая-то новая для меня вселенная стрит-арта. Читаешь и гуглишь без конца!
Но для меня эта повесть стала книгой о Екатеринбурге: столько мест, объектов! Я как будто на экскурсии побывала. А когда нашла в интернете фото Сплавного моста и увидела на нём дельфинов - обрадовалась невероятно.
Главный герой, Герман, Гера (при всей симпатии к нему), остался загадкой. В детстве танцор, вот только что была театральная студия, а уже он начинающий райтер, граффитист, несколько страниц и уже перешёл к стрит-арту (чтобы со смыслом!) с экологическим подтекстом, тут же он и фотограф, а потом и биолог. 9 класс - такой возраст, поиски себя и всё такое)))
Ну и в Лизу-невесту не очень верится: ведь и она девятиклассница? Всё бывает, конечно, но для меня "проект Будды" был не очень убедительным.
Анна Вербовская "Ангел по имени Толик"
Сильный текст, хорошо оформленная обложка, но всю книгу думала о том, что выход в опред.серии опред.издательства заранее настраивает на чтение для подростков. А это не так. На мой взгляд, история для взрослых. Когда ты уже достаточно осознанно смотришь на ситуацию с разных сторон. Когда жизненный опыт помогает восприятию.
Это история семьи, в которой родился умственно отсталый ребёнок. И вновь (как и в "Особом случае") понимаешь, как много зависит от самых близких людей.
Здесь не об общении с детьми, здесь о семье в самом широком смысле.
"Ангел - это же не тот, кто в белых одеждах крыльями машет. А тот, кто и без того близко к небу. Толик таким и был. Особенным. Совершенно не похожим на всех этих двинутых, чокнутых, тронутых умом, слетевших с катушек, обезумевших, по тем или иным причинам утративших связь с реальным миром взрослых людей. Наш Толик в этом реальном мире никогда и не был. Он на всю жизнь задержался в своём самом раннем детстве. Таким и остался - наивный, чистый, безгрешный, как ангел. Маленький невинный ребёнок. В то лето ему как раз исполнилось восемнадцать лет".
Дина Артёмкина "Остров внутри"
«А что, если моё сокровище - это ты?»
Лето (правда, не очень жаркое вначале), лагерь (скорее вынужденный, уступая маме), остров (самый настоящий, хотя и недалеко) и целая буря эмоций внутри! Тебе горько из-за охлаждения отношений с лучшей подругой, тебя не привлекают новые знакомства, тебе не интересен театр (ну не так чтобы совсем). Но солнце, наконец-то появившееся из-за туч, даёт надежду на что-то новое и волнующее.
Не всё гладко будет складываться у Милены за эту неделю на острове, но несколько простых истин она всё же поймёт и новых друзей найдёт.
Очень симпатичная история и о первых чувствах, и о переживании первых серьёзных размолвок с друзьями. А ещё чуть-чуть театра и муми-троллей!
📝"А если тебе что‑то дорого, стоит… выбирать его. Что бы ни происходило".
И вновь мелькают Екатеринбург и Исеть, рисование и художественная школа. Переклички у меня почему-то неизбежны. Пусть будут особыми знаками)